Раскройте сущность понятия «коллектив». Охарактеризуйте этапы и пути формирования коллектива. — КиберПедия 

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Раскройте сущность понятия «коллектив». Охарактеризуйте этапы и пути формирования коллектива.

2017-11-16 968
Раскройте сущность понятия «коллектив». Охарактеризуйте этапы и пути формирования коллектива. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Развитие и формирование личности успешно можно осущест­влять только в системе коллективного воспитания. Существенный вклад в исследование проблемы воспитания в коллективе внесли А. В. Луначарский, Н. К. Крупская, А. С. Макаренко, С. Т. Шац­кий и другие.

Коллектив (от лат. collectives - собирательный) - социальная общность людей, объединенных на основе общественно значи­мых целей, общих ценностных ориентации, совместной деятель­ности и общения (Российская педагогическая энциклопедия).

Группу людей, взаимно влияющих друг на друга и связанных между собой общностью социально обусловленных целей, инте­ресов, потребностей, норм и правил поведения, совместно выпол­няемой деятельностью, и в силу этого достигающую более высо­кого уровня, чем простая группа, принято называть коллективом.

Основные характерные признаки коллектива: общая социаль­но значимая цель; общая совместная деятельность для достиже­ния поставленной цели, общая организация этой деятельности; отношения ответственной зависимости (моральное единение); общий выборный руководящий орган; широкая система коллек­тивных связей; разумное сочетание личных и общественных ин­тересов; психологический климат (взаимопонимание, чувство лок­тя, взаимопомощь, доброжелательность и др.). Не менее значимы такие признаки коллектива, как мажорный стиль и тон жизни коллектива, сознательная дисциплина, закрепленная в полезных привычках и традициях, гигиенически и педагогически проду­манный распорядок жизни детей, развитая критика и самокритика и др.

Кроме того, коллектив отличает ряд особенностей: сплочен­ность, сознательность, организованность, взаимоответственность, самостоятельность, доброжелательность, здоровая критика и само­критика, бескорыстие, соревнование, разумное сочетание личных и общественных интересов и др.

Выделяют следующие функции коллектива: организацион­ную — детский коллектив становится субъектом управления своей общественно полезной деятельностью; воспитательную - детский коллектив становится носителем и пропагандистом определенных идейно-нравственных убеждений; стимулирующую - коллектив способствует формированию нравственно-ценных стимулов для общественно полезных дел, регулирует поведение своих членов, их взаимоотношения. А также можно выделить нравственно-фор­мирующую и личностно-развивающую функции коллектива.

Формирование общешкольного коллектива - сложный и, как правило, длительный процесс. В своем развитии коллектив про­ходит несколько стадий (от трех до пяти), в которых по-разному проявляются сущность и способы педагогического воздействия на личность.

Этапы развития коллектива, где требование выступает ос­новным параметром, определяющим его становление, впервые были обоснованы А. С. Макаренко. В развитии воспитательного коллектива он считал закономерным переход от категорического требования педагога до свободного требования каждой личности к себе на фоне требований коллектива. В связи с этим он выделил следующие стадии развития коллектива.

/ стадия - сплочение коллектива. В группе отсутствует орга­низованность, общность интересов, учителю не на кого опереть­ся. Характерным является возникновение противоречий между интересами коллектива и отдельной личности. Приоритет в по­становке целей, выборе форм коллективной деятельности и оцен­ке результатов отдается педагогу как организатору и руководите­лю. Единоличное требование педагога необходимо на первых по­рах в каждом коллективе. Большинство воспитанников, особенно младших возрастных групп, практически сразу и безоговорочно принимают требования педагога.

В заключение данной стадии выделяется актив, общая цель, общая деятельность и общая организация; в детях развиваются ответственность, чувство солидарности, дисциплинированности; приходит в движение система коллективных нравственных отно­шений.

Задачи учителя: познакомить детей между собой, изучить их; научить правильному поведению; выявить более активных детей, склонных помогать учителю.

// стадия - дальнейшее развитие требований. Формируется ак­тив класса, способствующий сплочению группы; стабилизируется структура коллектива; оформляются нормы поведения, круг тре­бований. Основным проводником требований к личности высту­пает актив, а педагог использует педагогическое требование в це­лях индивидуального развития каждого ученика. Разрешаются различные противоречия: между коллективом и отдельными уче­никами или отдельными группировками. В процессе формирова­ния актива и лидеров управление частично отдается наиболее ини­циативным членам группы (метод параллельного действия).

Задачи учителя: укрепление здоровых взаимоотношений и по­вышение авторитета актива класса.

/// стадия - расцвет коллектива. Достаточно высокий уровень организованности, дисциплины, совместной духовной жизни и деятельности учащихся. Сам коллектив выдвигает требования к каждому. Самоуправление становится главным звеном управле­ния всей работой. При этом усиливается значимость обществен­ного мнения в целях воспитания каждого его члена и ослабляется роль педагога: он выступает на этой стадии в роли консультанта, старшего друга и помощника.

Задачи учителя: формирование общественного мнения; под­держание традиций; требование активности.

IV и последующие стадии - каждый школьник благодаря прочно усвоенному коллективному опыту предъявляет к себе оп­ределенные требования, процесс воспитания переходит в само­воспитание. Педагог выступает в роли наставника и коллеги по общему делу.

Пути формирования коллектива следующие.

Разносторонняя совместная деятельность учащихся: учеб­ная и разнообразная внеклассная работа, трудовая, общественная и культурно-массовая деятельность учащихся.

Умелое предъявление требований. С первых дней необхо­димо четко определить нормы и правила поведения; регулярно приучать детей к соблюдению норм и правил поведения; соблю­дать меру в предъявлении требований; учитывать эмоциональный фон.

Работа с активом. При подборе учащихся в актив класса необходимо с помощью методов психолого-педагогических ис­следований хорошо изучить детей. Должно происходить расши­рение актива через поручения и организацию разных видов дея­тельности. В состав актива входят староста, его заместитель, уч-ком и ответственные.

Организация перспектив. А. С. Макаренко сформулировал закон движения коллектива: коллектив только тогда развивается, укрепляется и оказывает действенное формирующее влияние на учащихся, когда он постоянно движется вперед, добивается все новых и новых успехов. Практическую цель, которая способна увлечь и сплотить воспитанников, он называл перспективой. Пер­спективы могут быть близкими, средними и дальними. Близкие перспективы не требуют от коллектива значительных усилий и времени для достижения, так называемая «завтрашняя радость». Средняя перспектива требует больших усилий и времени, собы­тия несколько отодвинуты во времени. Дальние перспективы -сложные цели, достижение которых требует от всего коллектива много сил и времени. Непрерывная смена перспектив, постановка новых, все более трудных задач - обязательное условие прогрес­сивного движения коллектива.

Формирование общественного мнения. Под общественным мнением понимают ту преобладающую оценку, которая дается в среде учащихся разным явлениям коллективной жизни. Благода­ря общественному мнению, в коллективе реализуется принцип А. С. Макаренко «параллельного воздействия»: коллектив высту­пает как субъект воспитания, В основе принципа параллельного воздействия - требование воздействовать на учащихся через пер­вичный коллектив. На школьников оказывают воздействие, по крайней мере, три силы - непосредственно воспитатель, опосре­дованно актив и весь коллектив. Принцип применим уже на II ста­дии развития коллектива.

Становление и развитие традиций. Ничто так не укрепляет коллектив, как традиции (А. С. Макаренко). Традиции - это устой­чивые формы коллективной жизни, которые эмоционально оли­цетворяют нормы, обычаи, желания учащихся. Традиции помогают вырабатывать общие нормы поведения, развивают коллективные переживания, украшают жизнь. Традиции бывают большие и ма­лые. Большие - это яркие массовые события, малые — скромнее по масштабам.

Приобщение учащихся к общешкольным делам. Кроме внут-риклассных и внеклассных мероприятий, учащиеся должны прини­мать активное участие в делах, организуемых для всего школьно­го коллектива: тематические недели, общешкольные праздники, смотры, конкурсы, общественно полезный труд и др. Учащиеся начальных классов должны почувствовать, что они - частичка одного большого коллектива. У них воспитывается гордость и от­ветственность за общее дело.

Связь младших и старших школьников. Связь младших и старших школьников осуществляется главным образом через шеф­скую работу, а также через участие в общешкольных мероприя­тиях. Для укрепления этой связи целесообразно один раз в году проводить день самоуправления.

Детский коллектив - важнейший фактор целенаправленной социализации, воспитания личности. Любое сообщество людей проходит определенные этапы своего развития. Высший уровень развития группы - коллектив. Коллектив является школой жизни для человека, развития его способностей, раскрытия его лучших черт.

 


Поделиться с друзьями:

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.017 с.