Эллинистическо-римская философия, основные школы и особенности. — КиберПедия 

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Эллинистическо-римская философия, основные школы и особенности.

2017-11-17 672
Эллинистическо-римская философия, основные школы и особенности. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

С. 74-85.

Античная философия: этапы развития, основные проблемы и школы.

Общая характеристика античной философии

Античная ф. – ф. древних греков и др. римлян, VI в. до н.э. – VI в. нашей эры (529 - закрытие императором Юстинианом последней греческой ф. школы – платоновской Академии). Осн. черты:

1) космологизм - стремление понять сущность природы, космоса, мира в целом (это было основным и для миф., но в миф. ищут того, кто все создал, а в ф. – первоначало)

2) космоцентризм (принцип единства бытия, затем космоса как гармонич. связи вещей)

3) преодоление мифологии (но она повлияла – худ понимание космоса как симметрии, гармонии, красоты)

4) принцип объективизма (направленность от объекта к субъекту, от вселенной к человеку: душа как принцип самодвижения и движения и ум как принцип целесообразности космоса – это объективно-космические силы, чел. душа и ум лишь слабое отражение их объективного аналога)

5) пантеистичность (космос абсолютен, разные боги – принципы действия разных сторон космоса, боги не творят мир, а придают ему форму)

6) онтологизм - проблема бытия как центральная философская проблема

Этапы развития

Несколько периодизаций:

1) В. Виндельбанд: по культур. основе и целям: 1) греческая ф. (до 322 г. до н. э.) созд. на основе замкнутой нац. культуры и стремится к чистому познанию); 2) эллинистическо-римская ф. (на почве мир. культуры, стремящаяся к улучшению жизни – практ. рез-ту)

Более подроб. классиф. (из шпор):

1. Эллинский период: VII-IV вв. до н. э.

а) период становления (VII-V); б) классический период (IV в. до н. э.); характерные черты: 1) космологизм - стремление понять сущность природы, космоса, мира в целом; 2) онтологизм - проблема бытия как центральная философская проблема; 3) теоретико-познавательный и жизненный оптимизм

2. Эллинистическо-римский период (III в. до н. э. - VI в. н. э.)

а) ранний эллинизм (III - I вв. до н. э.); характерные черты: а) индивидуализм (произошло освобождение личности от всякой зависимости от полиса); б) главный предмет - субъективный мир личности

б) поздний эллинизм (I - VI вв. н. э.); характерные черты: а) доведены до логического завершения основные тенденции развития античной философии; б) снова к онтологии (неопифагореизм, неоплатонизм) с учетом нового понимания субъективного; в) частичное обращение к мистицизму, к религиозному постижению мира.

2) С. Н. Трубецкой: по гл. фигурам: 1) до Сократа (6 в. до н.э. – 2 пол. 5 в. до н.э.); 2) от Сократа до Аристотеля (2 пол. 5 в. до н.э. – 4 в. до н.э.); 3) после Аристотеля (4 в. до н.э. – 6 в. н.э.)

3) Г.И. Челпанов: по смене объекта и задач ф.:

1) натурфилософский или комологический (6 в. до н.э. – сер. 5 в. до н.э.) – интерес к проблеме космоса и физиса, поиск субст. начала вещей; Милетская шк. (Фалес, Анаксимандр, Анаксимен), Гераклит Эфесский, элеаты и пифагорейцы, Анаксагор, Эмпедокл, Демокрит (с оговорками).

2) антропологический (2 пол. 5 в. до н.э. – кон. 5 в. до н.э.) – сущность человека; софисты (Протагор, Горий, Гиппий), Сократ, сократические шк. (киники (Антисфен), киренаики (Аристипп), мегарики (Евклид))

3) систематический (5 – 4 вв. до н.э.) – открытие сверхчувственного, категориальная диалектика Платона и Аристотеля (формулировки осн. ф. проблем); Платон, Аристотель

4) этический (3 в. до н.э. – 1 в. н.э.) – понимание ф. как нравственного учения; эпикуреизм (Эпикур, Тит Лукреций Кар), стоицизм (Зенон Китийский, Сенека, Марк Аврелий), скептицизм (Пиррон, Секст Эмпирик)

5) религиозный (1 - 6 вв. н.э.) – познание Божественного

Алексеев, Панин

1) Период становления (6-5 вв. до н.э.) (до Сократа)

2) Классический период (5-4 вв. до н.э.) (Демокрит, Платон, Аристотель)

3) Эллинистически-римская философия (кон. 4 в. до н.э. – 6 в. н.э.) (эпикуреизм, стоицизм, скептицизм)

Основные проблемы и школы

Период становления.

Проблема первоначала. Милетская школа - Фалес, Анаксимандр, Анаксимен; Гераклит из Эфеса; Пифагор и пифагорейцы. Первоначало мыслилось как нечто единое с природой. Начало философского мышления - выделяется всеобщее. Миф заменен логосом. Безграничное (апейрон) Анаксимандра. Учение о первоначале Пифагора и пифагорейцев более абстрактно - «все есть число». Диалектические идеи - концепция Гераклита Эфесского.

Проблема бытия. Элейская школа - Ксенофан, Парменид, Зенон, Мелисс. Проблема определения бытия, соотношения бытия и небытия, бытия и мышления (бытие, по Пармениду, есть всегда - оно едино и вечно). Зенон - о невозможности движения (важнейший вывод - то, что невозможно мыслить, не существует).

Поиск причины движения. Эмпедокл, Анаксагор, атомисты Левкипп и Демокрит. Атомизм Демокрита - наиболее развитая натурфилософия к концу V века до н. э.

Классика

Понятийный аппарат, язык - софистика (Протагор, Горгий, Гиппий, Продик) - человек есть мера всех вещей.

Проблема этики – Сократ.

Проблема истины - майевтика Сократа.

Проблема онтологии - Платон - мир сущностей (эйдос) в противовес чувственному миру, бытие идей и небытие материи (хора); идея блага; проблема идеального государства.

Аристотель: учение о форме и материи, о четырех первопричинах, об абсолютном Уме. Проблема общего и единичного, категории. Этика и политика Аристотеля (человек - политическое животное).

Эллинизм и Рим.

Проблема свободы - философия кинизма (Антисфен и Диоген)

Эпикуреизм - Эпикур - проблема наслаждений; атараксия - безмятежность души; «живи незаметно».

Стоицизм (основатель - Зенон из Кития) - жизнь согласно природе, в апатии, т. е. без страстей и аффектов. Проблема фатума: человек властен в отношении к неизбежной судьбе.

Скептицизм (основатель - Пиррон) - «взвешенность»: воздержание от суждений, агностицизм.

Неоплатонизм (Плотин) – синтез большинства учений античной философии

. Античная философия досократовского периода.

Ионийские материалисты объясняли явления природы, исходя из признания единого материального начала. Этим единым материальным началом они считали либо воду (Фалес), либо «неопределенную материю», «беспредельное» (Анаксимандр), либо воздух (Анаксимен), либо огонь (Гераклит Эфесский).

Милетская школа

Фалес (ок. 624 - 547 гг. до н.э.)

1) Все возникает из воды и все в нее превращается. Земля пронизана водой и плавает в ней. Вода – не только генетическое, но и субстанциональное, субстратное первоначало.

2) Вода одушевлена, а через нее и одушевлен и весь мир (гилозоизм, панпсихизм). Душа - движущее начало всех явлений природы (магнит притягивает железо, потому что имеет душу).

3) Пантеизм («все полно богов»), но боги, видимо, тоже происходят из воды.

Анаксимандр (ок. 610 - 546 гг. до н.э.)

1) Первоначало – апейрон («беспредельное») – бесконечная и бескачественная материальная субстанция. Из апейрона возникает и в него возвращается бесчисленное множество миров. Апейрон вечен, находится в постоянном движении, всем управляет.

2) Процесс возникновения и уничтожения отдельных вещей протекает с необходимостью. Из апейрона выделяются заключенные в нем противоположности теплого и холодного, сухого и влажного и, соединяясь, образуют все вещи.

3) Возникновение и гибель вещей подчиняются естественной закономерности, в этом процессе не принимают участия боги.

4) Попытка дать естественнонаучное объяснение развития животных. Животные рождаются из влаги под действием солнечных лучей: первые животные обитали в воде и были покрыты чешуей, затем некоторые виды вышли на сушу, изменили образ жизни и внешний вид; человек произошел от рыбы.

Анаксимен (ок. 585-525 гг. до н.э.)

1) Первоначало всего – воздух (конкретизация апейрона).

2) Механизм изменений явлений природы – сгущение и разряжение воздуха. Разряжаясь, воздух становится огнем, сгущаясь же превращается в ветер, затем в облако, далее - в воду, землю и, наконец, в камни (переход количества в качество).

3) Боги также возникли из материального первоначала - воздуха. Все космические изменения объясняются не вмешательством богов, а движением материи.

2. Гераклит (ок. 530 - 470 гг. до н.э.) из Эфеса.

1) Первоначало – огонь. Изменения природы в направлении: земля, вода, воздух, огонь - «путь вверх», в обратном направлении - «путь вниз».

2) Огонь не только материальная, но одушевленная, божественная, разумная (связанная с логосом) стихия. Душа – одно из состояний огня, она должна быть сухой.

3) Предтеча понятия закономерности – логос как универсальный закон, разумное начало, мера, управляющая всем. Носит скорее этический («правила»), чем естественный («закон природы») характер. Иногда огонь и логос отождествляются.

4) Идея всеобщей изменчивости, движения (все течет, все изменяется, нет ничего неподвижного, дважды в реку не войдешь), но при этом изменения подчиняются логосу.

5) Идея о том, что все вещи внутренне раздвоены на противоположности, которые играют важную роль во всеобщем изменении природы; об «обмене противоположностей», их борьбе. «Одно и то же в нас - живое и мертвое, бодрствующее и спящее, молодое и старое. Ведь это, изменившись, есть то, и обратно, то, изменившись, есть это».

6) Признание конкретности истины, ее зависимости от определенных условий. «Прекраснейшая обезьяна отвратительна по сравнению с человеком», «Ослы золоту предпочтут солому».

7) Впервые выделил чувственное и разумное познание. Чтобы познать сущность, основу мира нужен труд мышления, одних чувственных наблюдений недостаточно.

Италийская философия. Тенденции к идеализму.

3. Пифагор (584 - 500 гг. до н.э) и пифагореизм

1) Сущность всего существующего – число, оно устанавливает и регулирует количественные отношения между явлениями. Оно вещественно, имеет пространственный образ (но это и результат ф. рефлексии тоже), выражает законообразность мирового порядка, это принцип организации Вселенной, через число происходит постижение любого объекта мира.

2) Число похоже на Логос, но в отличие от него всегда конкретно (конкретное число).

3) Первоначало как начало всякого многого – единица. Все рождается из единицы.

4) Единица означала начало всего, непрерывность, положительность, всеобщую сущность. Двойка означала противоположность, различие. Пифагор полагал основными первые четыре числа арифметического ряда. В геометрической интерпретации этим числам последовательно соответствуют: точка, прямая, квадрат (плоская фигура), куб (пространственная фигура). Сумма этих чисел дает 10, которое пифагорейцы считали идеальным числом и сообщали ему почти божественную сущность. Десять, согласно пифагорейскому учению, - такое число, на которое можно перевести все вещи и явления мира с его противоположностями.

5) Учение о противоположностях (10 штук: чет и нечет, единое и многое, доброе и злое и пр.).

6) Учение о бессмертии души (и ее перевоплощениях).

7) Мир со всех сторон окружен пустотой, он втягивает ее в себя в акте «дыхания» и в результате подразделяется на обособленные вещи.

4. Элейская школа (элеаты). Элеатами завершается период формирования др.-греч. философии. Они считали мир неподвижным, считали, что чувства дают недостоверные знания, и мир надо постигать только разумом. Новое понятие бытия, не как реального и постоянно меняющегося, а как неподвижного, единого, универсального и самотождественного. Это бытие можно познать только мышлением. Начало субъективного идеализма.

Ксенофан

1) Люди придумали богов по своему подобию (у каждого народа свои) из страха перед явлениями природы, но существует один бог, который присутствует во всех вещах, совершенно не похожий на человека ни обликом, ни мыслями.

2) Богу не свойственны ни покой, ни движение, он неизменен.

3) Впервые поставил вопрос о двух видах познания: чувственном и рациональном.

Парменид (р. 540 до н.э.)

1) Противопоставление чувственного и рационального знания. Чувства нас обманывают, на основе их данных возможно только мнение. Истинное познание связано с мышлением.

2) Основное положение: «Бытие есть, а небытия нет». Отсюда следует, что бытие едино, не разделено на вещи (так как в нем нет промежутков, нет пустоты, небытия), неподвижно и неизменно, не возникает и не погибает. Множественность, движение, возникновение – все обман чувств. Бытие имеет форму шара конечного радиуса.

3) «Одно и то же мысль о предмете и предмет мысли». Этот тезис толкуется по разному: мысль не существует отдельно от предмета (то есть предметна); мысль и предмет – одно и то же (субъективный идеализм); мышление всегда истинно; мысль обладает бытием наравне с предметом. В любом случае вывод такой: что нельзя мыслить без противоречий – то не существует.

4) Доказательство того, что небытие не существует: небытие не существует, поскольку оно немыслимо, а немыслимо оно потому, что мысль о небытии уже делает его бытием в качестве своего предмета.

Зенон (480 – 430 до н.э.)

1) Отрицал не реальность пустоты, движения, множества, а лишь возможность их мыслить, не впадая при этом в противоречия (но для элеатов существует только мыслимое).

2) Через доказательство от противного убеждает в ложности тезисов противников Парменида: о мыслимости пространства как пустоты, окружающей вещество; о мыслимости существования множества вещей и мыслимости движения (апории «Ахиллес и черепаха», «Стрела» и др.).

Мелисс

Доработал учение Парменида, создал его логичное изложение. Ряд новых положений – о материальности и бесконечности бытия (у Парменида оно мыслимо и конечно). Сформулировал «закон сохранения бытия» - «Из ничего никогда не может возникнуть нечто».

5. «Младшие физики». Дальнейшее развитие натурфилософии строилось как синтез учений Гераклита и элеатов. Принималось положение элеатов о вечности, несотворимости и неуничтожимости бытия, но в то же время признавалось небытие, множественность и движение. Это стало возможным благодаря введению представления о не одном, но множестве материальных начал.

Эмпедокл

1) Четыре первоначала, «корня» всего – огонь, воздух, вода, земля. Они равны и друг в друга не превращаются, вечны и неуничтожимы. Все, что ни есть в мироздании, состоит из этих «корней», смешанных в определенной пропорции.

2) Две движущие силы – любовь и ненависть. Любовь соединяет разнородное и разъединяет однородное, ненависть – наоборот.

3) Космический цикл. Любовь и ненависть попеременно вытесняют друг друга за пределы шарообразного мира. Четыре фазы цикла: 1) победа любви: все стихии равномерно перемешаны; 2) проникновение в мир ненависти: стихии разделяются и образуют вещи; 3) победа ненависти: стихии окончательно разделены, мир вещей погибает; 4) любовь проникает в мир; стихии начинают соединяться в вещи. Чувственный мир существует только на 2 и 4 фазах цикла.

4) Гносеология. Подобное познается подобным.

5) Теория возникновения жизни. Сначала возникли различные органы, соединившиеся между собой в разнообразных комбинациях. Затем удачные комбинации выжили и стали производить себе подобных, а остальные погибли.

Анаксагор

1) Первоначальны не стихии, а все без исключения состояния (качества) вещества. Идея бесконечной множественности первоначал. Начала – «семена всех вещей» (Аристотель назвал их «гомеомериями») - мельчайшие, невидимые частицы огня, воды, золота, крови, дерева и пр. Все вещи образуются из соединения «семян» в различных пропорциях, свойства вещи определяются этими пропорциями. «Семена» бесконечно делимы.

2) «Все во всем». В любом месте космоса, в любой вещи содержатся гомеомерии всех видов.

3) Любая гомеомерия содержит в себе семена всех остальных вещей и качеств, но более малого порядка.

4) «Ум» («нус») – активное начало мира. Толкуется и как только физическая сила (причинность), и как разумная, целенаправленная. Нус движет миром и познает его.

5) Космогония. Мир возникает из первоначального хаоса гомеомерий под действием первотолчка, исходящего от нуса. Далее развитие идет по естественным законам.

Атомисты Левкипп и Демокрит

1) Существует и бытие и небытие. Бытие – вечные, неделимые, материальные частицы – атомы. Небытиепустота, которая разделяет атомы.

2) Атомы различаются по форме, размерам, расположению. Атомы всегда находятся в движении, сталкиваются друг с другом и пр. Различные соединения атомов образуют все вещи.

3) Развитая система космогонии, целостная картина природы, материальное единство мира. Все явления природы объясняются через взаимодействие атомов. Случайности нет, она есть только в представлениях людей, которые не знают подлинных причин событий.

4) В познании важны как чувства, так и мышление. Атомы, то есть сущность вещей, познаются только мышлением, но оно опирается при этом на данные органов чувств.

5) Душа материальна и состоит из мелких и подвижных атомов («огня»), которые толкают другие атомы тела и этим вызывают движения.

6) Концепция «эйдолов» - образов, состоящих из атомов огня и «истекающих» от разных предметов. Через эйдолы объясняется восприятие, сновидения, явления богов и пр.

 



Поделиться с друзьями:

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.067 с.