Философия, ее предмет и функции. Философия и естествознание — КиберПедия 

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Философия, ее предмет и функции. Философия и естествознание

2017-11-17 227
Философия, ее предмет и функции. Философия и естествознание 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Билет 1

Философия, ее предмет и функции. Философия и естествознание

Философия - форма общественного сознания; учение об общих принципах бытия и познания, об отношении человека к миру, наука о всеобщих законах развития природы, общества и мышления. Философия вырабатывает обобщенную систему взглядов на мир, место человека в нем; она исследует познавательные ценности, нравственное отношение человека к миру.

Предметом философии являются всеобщие свойства и связи действительности - природы, человека, отношения объективной действительности и субъективизма мира, материального и идеального, бытия и мышления. Предмет философии необходимо отличать от проблем философии, т.к. проблемы философии существуют объективно, независимо от философии. Всеобщие свойства и связи существовали, когда науки философии еще и не существовало как таковой.

Основными функциями философии являются:

1) синтез знаний и создание единой картины мира,

2) обоснование, оправдание и анализ мировоззрения;

3) разработка общей методологии познания и деятельности человека.

Предмет естествознания - различные формы движения материи в природе: их материальные носители (субстраты), образующие уровни структурной организации материи, их взаимосвязи, внутренняя структура и генез; К числу естественных наук относятся физика, химия, биология, геология.

Цели естествознания: находить сущность явлений природы и на этой основе предвидеть или создавать новые явления, раскрывать возможность использования сил и веществ природы.

Идеалистическая система и диалектический метод В. Ф. Гегеля (1770—1831)

Гегель - один из самых авторитетных философов своего времени как в Германии, так и в Европе, яркий представитель немецкого классического идеализма, заслуга Гегеля перед философией – разработка диалектики – учения о всеобщем развитии, его основных законов и принципов. Исходный пункт философии Гегеля – тождество сознания и бытия. В основе всего сущего – законы логики. Мышление и бытие подчинено одним законам

Диалектика — признанная в современной философии теория развития всего сущего и основанный на ней философский метод

Главная проблема диалектики — что такое развитие? Развитие – общее свойство и главнейший признак материи. Развитие – высшая форма движения, а движение – основа развития

Законы диалектики отличаются от законов других наук своей всеобщностью и универсальностью, Законы

Закон единства и борьбы противоположностей заключается в том, что все сущее состоит из противоположных начал, которые, будучи едиными по свое природе, находятся в борьбе и противоречат друг другу. Единство и борьба противоположных начал — внутренний источник движения и развития всего сущего.

Закон отрицания отрицания заключается в том, что новое всегда отрицает старое и занимает его место, но постепенно уже само превращается из нового в старое и отрицается все более новым

Развитие идет не линейным образом (по прямой), а ПО СПИРАЛИ, причем каждый виток спирали повторяет прежние, но на новом, более высоком уровне.

Закон перехода количественных изменений в качественные

Качество — тождественная бытию определенность, стабильная система определенных характеристик и связей предмета.

Количество — исчисляемые параметры предмета или явления (число, величина, объем, вес)

Мера — единство количества и качества.

При определенных количественных изменениях обязательно меняется качество

Основными принципами диалектики являются: принцип всеобщей связи; принцип системности; принцип причинности; принцип историзма


Билет 2

Основной вопрос философии

Вопрос об отношении сознания к бытию, мышления к материи, природе, рассматриваемый с двух сторон: во-первых, что является первичным - дух или природа, материя или сознание - и, во-вторых, как относится знание о мире к самому миру, или, иначе, соответствует ли сознание бытию, способно ли оно верно отражать мир.

Последовательное решение основного вопроса философии возможно лишь при учете обеих его сторон. Материалисты признавали первичность материи, в то время как идеалисты придердивались мнения о том, что идея первична, а материя вторична.

Билет 3

1 .Картина мира: мифологическая, религиозная, философская, научная

1) .Мифологическая картина мира представляет собой исторически первый тип мировоззрения и возникает на этапе становления человеческого общества.

- Антропоморфизм, одухотворение явлений природы, перенесение на них свойств человека.

- Отсутствие грани между чувственным образом действительности и самой реальностью, между божеством и явлением природы, с которым оно ассоциировалось.

- Генетизм, суть которого состояла в выяснении природы мира, происхождения рода. Центральный образ - представления об антропоморфных богах, олицетворяющих различные силы и стихии природы.

2). Религиозная картина мира Второй тип. Религиозное мировоззрение обладало многими общими чертами с предшествующим, но имело и свои особенности. Прежде всего, отличается по способу духовного освоения действительности. Неотъемлемой чертой религиозных мифов и представлений является их догматизм. Религиозные образы многозначны: они допускают различные их истолкования, в том числе абсолютно противоположные. Поэтому на основе одной системы религиозных догм складывается множество различных направлений, например в христианстве: католицизм, православие, протестантизм. Еще одной особенностью является то, что в них скрыта иррациональность, которая подлежит восприятию только верой, а не разумом. Центральное место в любом религиозном мировоззрении занимает всегда образ или идея Бога.

3). Понятие научной картины мира. Научная картина мира это - множество теорий в совокупности описывающих известный человеку мир, система представлений об общих принципах и законах устройства мироздания. Поскольку картина мира это системное образование, ее изменение нельзя свести ни к какому единичному, пусть и самому крупному и радикальному открытию. Как правило, речь идет о целой серии взаимосвязанных открытий, в главных фундаментальных науках. Эти открытия почти всегда сопровождаются радикальной перестройкой метода исследования, а так же значительными изменениями в самих нормах и идеалах научности.

4). Философские картины мира Мировоззренческая функция философии проявляется в том, что, вооружая людей знаниями о мире и человеке, о его месте в мире и возможностях его познания и преобразования, оказывает влияние на формирование жизненных установок, на осознание социальными субъектами целей и смысла жизни. Особенностью философского мировоззрения стала абстрактно-понятийная, а не чувственно-образная, как в других типах мировоззрения, форма освоения действительности. Но отличие философского мировоззрения в содержании освоения действительности.

Билет 4

Философия и медицина

Важной предпоссылкой развития медицинских наук является высокий уровень теоретического мышления.

Основные принципы теоретической медицины:

Принцип эволюционизма, развитие живых систем (человек входит в определённые отношения с другими живыми существами).

Принцип целостности – понятие природы болезни как процесса, охватывающего все системы и уровни организма.

Принцип структурности – позволяет избежать противопоставления функциональных и морфологических нарушений в патологии, которые выступают единстве.

Принцип динамизма – самодвижение, саморегуляция. Не только патологический процесс, но и норма не существуют без внутренних противоречий.

Принцип реактивности – выражает соотношение раздражителя и реагирующей живой системы.

Вывод: Предметом современной медицины как науки исследования этиологии, закономерностей патогенеза, методом диагностики и лечения (клиническая медицина), методов профилактики, форм оптимальной организации медицинской помощи населению

Билет 5

1 Философские традиции Древней Индии.

Ее появление связано с постепенным переходом от мифологии к знанию, опирающемуся на разум и на первые научные исследования, а так же переходом от родоплеменных структур к новым, в которых немаловажную роль сыграли появившиеся государства, товарно-рыночные отношения.

Особенности философии древней индии: Интровентивность вера в себя, склонность к творчеству. Склонность к туманным абстракциям, самоанализу, Не интересуются социально-политическими проблемами, Примат духовного

Главные темы: мироздание, космос, идея вечного круговорота жизни, переселение душ.

Проходила в три этапа.

Первый Этап: в середине II тыс. до н. э. в Северную Индию переселились скотоводческие племена, пришедшие из Средней Азии, Ирана и Поволжья. Они принесли с собой Веды – сборник древних писаний на санскрите о происхождении и творении мироздания.

Известны четыре Веды, состоящие из четырех частей:

-самхиты - религиозные гимны,

-брахманы - книги жрецов, в которых описывается совершения ритуалов и жертвоприношений;

-араньяки - книги лесных отшельников;

-упанишады - философские комментарии к Ведам.

Второй этап называется эпическим, когда создаются два великих эпоса индийской культуры - «Рамаяна» и «Махабхарата». В это же время появляются шесть философских школ: санкхья, вайшешика, ньяя, миманса, йога, веданта.

Параллельно возникают оппозиционные системы: буддизм, джайнизм.

Третий этап древнеиндийской философии связан с написанием сутр - кратких суммирующих трактатов.

Учение о сознании: теория познания перетекает в психологию (учение о душе, сознании) Существовало представление о разной степени ясности сознания: периода бодрствования; сна со сновидениями; сна без сновидений.

Три типа представляют нам три образа мира. Если для Европы единственно верной является картина мира, воспринимаемая нами в момент бодрствования, то в Индии все три типа представляются практически равными.

Философия А.И. Герцена.

А. И. Герцен выступил во второй четверти XIX в. как великий мыслитель-материалист, революционер и демократ, борец против самодержавно-крепостнического строя.

Билет 6

Главные идеи народников

- Антропологизм.

- Примат этики.

- Философия истории, «цена прогресса».

- Идея «уплаты долга» народу.

- Теория общественного прогресса и социальной революции.

- Судьба России.

- Субъективный метод в социологии.

- Естественно-научное, материалистическое объяснение психики.

- Теория личности.


 




Билет 7

Основные черты

-Одушевление и оживотворение природы - поклонение деревьям, рекам, горам;

-Культ предков и прошлого; боязнь каких-либо перемен и новшеств.

-Циклическое понимание развития, Все мироздание находится в состоянии взаимопревращений. -Понятие Центра, срединности, существование некой идеальной точки

Ориентированность на вопросы

- проблемы государственного управления, их интересовал человек по отношению к другим людям и к государству.

-Природа человека понималась функционально. Человек, непочтительный к государству, закону, обладает злой природой

-Впервые были поставлены и осмыслены вопросы о методах государственного управления. Управлять при помощи ритуалов либо при помощи законов?

-Вершиной управления стали идея компромиссности, стремления избегать крайностей и рекомендации держаться «золотой середины».

Конфуцианство. Конфуций - древний мыслитель и философ Китая. Его учение оказало глубокое влияние на жизнь Китая и Восточной Азии, став основой философской системы, известной как конфуцианство

Его главный вопрос: «Как лучше управлять людьми: с помощью насилия или на основе добродетели?»

Конфуций был защитником управления с опорой на мораль и правила поведения, философская школа носит социально-этический характер. Жить добродетельно – Жить в обществе для общества

Правила Конфуция

- Конфуций подметил, что в основе нравственности, лежит добровольное самоограничение людей.

-Моральность невозможна без самодисциплины:

-Почтительность младших к старшим – основа человеколюбия.

-Привал народу добровольную почтительность к начальствующим лицам

Гносеология Конфуция

-Учиться нужно жизни, т. е. умению жить среди людей.

-Конфуций подразумевал под словом «знание» прежде всего практическое, жизненное знание, а не абстрактные постулаты об устройстве мироздания:

-Обращаясь к учителям, Конфуций предостерегал их: «Давай наставления только тому, кто ищет знаний, обнаружив свое невежество.

-Культ мудрости учителя: благосклонное отношение общества к каждому обучающемуся, будь это ребенок или пожилой человек.

 

2.Философия Бакунина. Бакунин М.А. мыслитель, революционер, идеолог и теоретик анархической версии народничества. По его мнению трудовая деятельность переводит из сферы биологического в сферу общественного. Как часть природы человек повинуется законам, но социальную действительность творить самим. Цель прогресса – совершенствование свободы личности. Главный угнетатель свободы государство, созданное меньшинством для управления большинством. Государство – антипод гражданского общества.

Истина по мнению Бакунина состоит единстве всеобщего и особенного, бесконечного и конечного. Познание должно объяснить тайну разумности. В Бакунине жила религиозная потребность как основа всех его духовных исканий и его деятельности как революционера. Он всю свою сознательную жизнь был философом-романтиком.



Билет 8

Билет 9

Билет 10

1. Философия и жизнь Сократа

Сократ - древнегреческий философ, учение которого знаменует поворот в философии— от рассмотрения природы и мира к рассмотрению человека. Получил, как и остальные греки общедоступное начальное образование (формирование члена полиса) - мусическое и гимнастическое воспитание. В 18 лет - наделение гражданскими правами.

Диалоги Сократа, его диалектика в действиях, умение ставить вопросы и давать ответы.

Диалектика - искусство устной речи, метод живого собеседования об идеях.

Задача философа - возбудить в душе воспоминания об идеях с помощью диалектики.

Цель Сократа: обсуждение конкретных и частных явлений подводит к выявлению их сущности с помощью понятий.

В центре философии Сократа - вопрос о нравственных добродетелях, моральных качествах человека.

Считал что истинное познание - с помощью понятий - доступно лишь философам.

Философ стоит между богом и людьми, мудростью и невежеством.

Сократ отстаивал принцип всеобщего господства разума:

-В природе - гармония мироздания

-В человеке - господство души над телом

-В обществе - господство разумных законов, правление знающих

О душе человека: Душа причастна божеству, благодаря душе человек приобщается к божественным знаниям. Положение о бессмертии души - ведущий мотив в философии Сократа.

Душа - бессмертна, следовательно, неизбежна ответственность человека за свои дела.

Историческое значение философии Сократа.

1. Способствовал распространению знаний, просвещению граждан

2. Искал ответы на извечные проблемы человечества - добра и зла.

3. Открыл метод майевтики, широко применяемый в образовании

4. Ввел диалогический метод нахождения истины - ее доказательства в свободном споре,

5. Воспитал много учеников, продолжателей своего дела, стоял у истоков целого ряда «сократических школ»

 

Билет 11

Основные идеи

-Чувственное знание - не дает истинных знаний

-Истинные знания в понятиях

-Понятия являются отражениями идей

-Наше познание – познание сверхчувственного мира

-Причастность духа к миру идей - свидетельство бессмертия души

-Образование понятий в человеческой душе - воспоминание самих идей, которые душа созерцала до того как соединилась с телом

-Наивысшая идея – благо

Учение о познании

-Поскольку материальный мир является лишь отображением «мира идей», то предметом познания должны стать прежде всего «чистые идеи»

-Высшей духовной деятельностью могут заниматься люди подготовленные- образованные интеллектуалы, философы, следовательно, только они способны увидеть и осознать «чистые идеи»

Значение

-Оставлено собрание фундаментальных произведений

-Положено начало идеализму как крупному философскому направлению

-Впервые глубоко исследованы проблемы не только природы, но и общества- государство и законы.

-Заложены основные понятийного мышления, произведена попытка выделить философские категории

-Была создана философская школа, просуществовавшая 1000 лет.

 

 

2. Диалектика абсолютной и относительной истины. Релятивизм. Догматизм. Агностицизм.

Истина - идея или образ, который соответствует действительности. Проблемой истины является:

- Неопределенность понятия «соответствие».

- Как это соответствие установить.

Абсолютная истина –гносеологический идеал, который никогда не будет достигнут, элемент знаний, который никогда не может быть опровергнут в будущем. Это так называемые вечные истины, знания об дельных сторонах и свойствах предметов. В виде целостного фрагмента знания складывается из суммы относительных истин.

Относительная истина выражает неполноту, условность, приблизительность, незавершенность процесса познания, необходимость его углубления, уточнения по мере развития практики.

Противоположно

Заблуждение – знание не соответствующее своему предмету, не совпадающее с ним.

Ложь – преднамеренное искажение истины в корыстных интересах.

Три аспекта истины

Бытийственный аспект истины связан с процессом фиксации в ней элементов бытия, в ходе которого, становясь знанием, истина приобретает свое собственное бытие.

Праксеологический аспект истины отражает включенность в содержание истины моментов практики, ценности для практики.

Аксиологический аспект истины состоит в нравственно-этической, эстетической и праксеологической ее наполненности, в тесной связи со смыслом жизни, с ее ценностью для практической деятельности человека.

Релятивизм - философская концепция, утверждающая относительность, условность и субъективность человеческого познания. Признавая относительность знаний, релятивизм отрицает объективность познания, считает, что в наших знаниях не отражается объективный мир

Догматизм - способ мышления, оперирующий догмами (неизменными положениями, не подвергаемыми критике) и опирающийся на них. Для догматизма характерны некритичность по отношению к догмам и консерватизм мышления.

Агностицизм - это мировоззрение, утверждающее, что окружающий мир невозможно познать объективно, отрицают существование абсолютной истины



Билет 12

Биологическое проявляется

- в инстинктах: самосохранения, агрессии и др.

-в сфере способностей: физическая сила и ловкость, интеллект, языковые способности, воля

-в темпераменте: экспрессия, эмоциональность, агрессивность, импульсивность и др.

-врожденных особенностях психики и соматики, в генетической предрасположенности.

Социальное проявляется

- наличие культурных норм, установок, стереотипов

- знания и навыки, приобретенные в процессе социализации

- самостоятельно выработанные убеждения

- потребность принадлежать какой-либо социальной общности и в тоже время обладать в ней известной автономией, самоценностью.

Личность — это интегральное социальное качество, которое формируется у у индивида в процессе его интеграции в систем у общественных отношений. ЛИЧНОСТЬ — это интегральное социальное качество, которое формируется у у индивида в процессе его интеграции в систем у общественных отношений.

 



Билет 13

Философия эллинизма

Эллинская культура - Культура Греции под воздействием завоевания Македонии и Рима. Отличительные черты

- Кризис античных моральных и философских ценностей;

- Снижение страха перед богами и иными сверхъестественными силами;

- Отрицание прежних авторитетов, пренебрежение к государству и его институтам;

- Поиск физической и духовной опоры в самом себе;

- Стремление к отрешению от действительности;

- Преобладание материалистического взгляда на мир (Эпикур);

- Признание высшим благом – счастья и удовольствия отдельного человека.

Стоицизм — философская школа, возникшая в Афинах во времена раннего эллинизма и сохранившая влияние вплоть до конца античного мира. Идея Стоицизма – освобождение от влияния внешнего мира.

- Для достижения этой цели – постоянное самосовершенствование, восприятие лучших достижений традиционной культуры, мудрость.

- Идеалом стоиков выступает мудрец, поднявшийся над суетой окружающей жизни, освободившийся от влияния внешнего мира благодаря своей просвещенности, знанию.

Черты Стоической философии

- Призыв к жизни в согласии с природой и Космическим Разумом

- Признание добродетели высшим благом, а порока – единственным злом;

- Призыв к добродетели как моральному ориентиру;

- Признание законов и государственной власти в том случае, если они добродетельны;

- Неучастие в жизни государства, игнорирование законов, философии и культуры, если они служат злу;

- Оправдание самоубийства, если оно совершено в знак протеста против несправедливости.

- Восхищение богатством, здоровьем, красотой, восприятие лучших достижений мировой культуры;

- Высокий эстетизм в мыслях и поступках;

- Осуждение бедности, болезней, нищеты, человеческих пороков;

- Признание стремления к счастью высшей целью человека.

 

2. Религия как феномен культуры. Жизнь и деятельность Войно-Ясенецкого.

Религия – это

- Вера в сверхъестественное, основанные на ней мировоззрение, мироощущение и соответствующее поведение;

- Совокупность взглядов и представлений, система верований и обрядов, объединяющая признающих их людей в единую общность;

- Форма удовлетворения духовных потребностей.

Признаки религии: вера в сверхъестественное; организованное поклонение высшим силам; стремление согласовать жизнь с требованиями безусловного начала (Бога, Абсолюта)

Элементы религии:

- Вера – принятие истинности чего-либо без доказательств;

- Культ – вид религиозной деятельности, религиозное почитание каких-либо предметов, святых отцов, бога или - богов; религиозная обрядность;

- Переживания; Образ жизни (нравственные ценности и религиозные нормы); Символы.

Жизнь и деятельность В.Ф. Войно-Ясенецкого Валентин Феликсович Войно-Ясенецкий окончил гимназию, медицинский факультет Киевского университета. В 1904 г. с началом русско-японской войны выехал в Читу. Здесь молодой врач стал заведовать хирургическим отделением и проводить операции. В этом же медицинском отряде сестрой милосердия была Анна Васильевна Ланская, ставшая женой Войно-Ясенецкого. В 1916 г. Войно-Ясенецкий защитил диссертацию и получил степень доктора медицины. В начале 1917 г. Анна Васильевна заболела туберкулезом и Войно-Ясенецкие переехали в Ташкент. Вскоре Анна Васильевна скончалась, оставив четверых детей. Валентин Феликсович много работал в больнице, регулярно посещал церковь, часто бывал на богословских собраниях. Епископ, предложил ему стать священником. В 1921 г. Войно-Ясенецкий был рукоположен в священники, а в 1923 г. избран на Ташкентскую кафедру под именем Луки. В ходе борьбы с религией, проводимой Советской властью, епископ Лука был вскоре арестован. Последовала ссылка в Енисейск и Туруханск, продлившаяся до 1926 г. Затем Войно-Ясенецкий возвращается в Ташкент. Уважаемый врач и пастырь был ненавистен властям, и в 1930 г. его ссылают в Архангельск на три года. Во второй ссылке Войно-Ясенецкий разрабатывает новый метод лечения гнойных ран. В 1934 г. вышла в свет его монография "Очерки гнойной хирургии", высоко оцененная коллегами. 1935-36 г.г. Войно-Ясенецкий тихо и мирно прожил в Ташкенте. 1937 год, год массовых репрессий, оказался несчастливым и для епископа Луки. Последовал очередной арест. После допроса, продолжавшегося 13 суток, Войно-Ясенецкий подписал ложные обвинения. Местом третьей ссылки стал Красноярский край. В 1941 г. Войно-Ясенецкий предложил свой опыт и мастерство для лечения воинов Советской Армии и стал консультантом госпиталей Красноярского края и главным хирургом эвакогоспиталя. Срок ссылки кончился в 1942 г. и митрополит Сергий возвел епископа Луку в сан архиепископа и назначил на Красноярскую кафедру. С 1943 г. архиепископ Лука избран постоянным членом Святейшего Синода. Фронт уходил в сторону Германии и в 1944 г. эвакогоспитали переезжают в Тамбов. Несмотря на гигантскую загруженность практической хирургией Войно-Ясенецкий находит время и для научной работы. В феврале 1944 г. архиепископ Тамбовский и Мичуринский Лука произнес свою первую проповедь на этом посту в Покровской церкви г. Тамбова. В Тамбове же за самоотверженный вклад в медицинскую науку и практическую хирургию Войно-Ясенецкий был награжден медалью "За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов". В Тамбове не забыли архиепископа Луку: вторая городская больница была названа его именем, здесь ему установлен памятник. В 1946 г. владыка переводится на Крымскую кафедру и переезжает в Симферополь. Пока позволяло зрение Валентин Феликсович продолжал хирургическую деятельность, но в 1956 г. он полностью ослеп. Большая работа проводилась и по налаживанию церковной жизни в Крыму. Скончался Войно-Ясенецкий в 1961 г. Множество людей провожало в последний путь хирурга-архиепископа.


 


Билет 14

Билет 15

1. Философия Фомы Аквинского.

Фома Аквинский - средневековый теолог и философ, Систематизатор средневековой схоластики

Создал логически стройную и в то же время энциклопедически универсальную систему христианской теологии и философии на базе аристотелевских понятий.

Исходным принципом в учении является божественное откровение: человеку необходимо для своего спасения знать нечто такое, что ускользает от его разума, через божественное откровение.

С именем мыслителя связано влиятельное до настоящего времени идейное течение - томизм (неотомизм).

Схоластика - Определенный тип философствования: средствами человеческого разума пытаются обосновать принятые на веру идеи и формулы. Особенности: чрезмерная умозрительность, внимание к деталям, форме; Острая борьба между номинализмом и реализмом

Основная задача схоластики - обоснование христианства, создание системы христианского мировоззрения, где была построена иерархия сфер бытия, на вершине которой располагалась церковь.

Наука в жизни общества.

Наука - теоретические систематизированные взгляды на окружающий мир, воспроизводящиеся в абстрактно–логической форме и основанные на данных научных исследований.

Родиной науки считается Древняя Греция, жители которой первыми поняли, что окружающий человека мир вовсе не таков, каким он представляется людям, изучающим его только при помощи

 

методов чувственного познания. Греки первыми совершили переход от ступени чувственного познания к абстрактному.

В эпоху средневековья наука попала в зависимость от теологии, и ее развитие существенно замедлилось. Однако постепенно в результате открытий, наука начинает оказывать все более возрастающее влияние на жизнь общества.

С 17 в. в Европе идет процесс оформления науки в качестве общественного института: создаются научные общества и академии, издаются научные журналы.

На рубеже 19–20 вв. появляются и новые формы организации науки: научные лаборатории и институты, исследовательские центры. Примерно с этого же времени наука начинает оказывать огромное влияние на развитие производства.

Важнейшими социальными функциями науки являются:

- Познавательно–объяснительная: заключается в том, чтобы познать и объяснить, как устроен мир и каковы законы его развития;

- Мировоззренческая: помогает человеку не только объяснить известные ему знания о мире, но и выстроить их в целостную систему, рассмотреть явления окружающего мира в их единстве и многообразии, выработать свое мировоззрение;

- Прогностическая: наука позволяет человеку не только изменять окружающий мир сообразно своим потребностям, но и прогнозировать последствия таких изменений.

Сегодня наука является основной формой человеческого познания. В основе научного познания лежит сложный творческий процесс мыслительной и предметно–практической деятельности ученого. Общие правила для достижения результата:

- Нельзя ничего принимать за истинное, пока оно не представляется ясным и отчетливым;

- Трудные вопросы необходимо делить на столько частей, сколько нужно для разрешения;

- Начинать исследование надо с самых простых и удобных для познания вещей и постепенно переходить к познанию вещей трудных и сложных;

- Исследователь должен останавливаться на всех подробностях, на все обращать внимание.

- Любая наука прежде всего стремится к максимальной объективности в описании изучаемых ею предметов и явлений, использует для их описания научный язык.



Билет 16

1. "Возрождение" Основные вопросы философии

Особенности

Открытия в оптике, астрономии, анатомии, технических науках, развитие экономики, зарождение товарно-денежных отношений требовали притока достоверных знаний. Технические и естественные открытия стали особенностью данной эпохи. Опираясь на них, философия Возрождения обеспечивала независимость научного знания от теологии и схоластики. Ее познание природы послужило преддверием для науки 17-18 веков.

Основные Вопросы философии эпохи возрождения.

- Обосновывали материалистический взгляд на мир

- Формировали научное мировоззрение, свободное от теологии

- Выдвигали новую картину мира (Бог, Природа и Космос едины, а Земля не является центром Вселенной)

- Считали, что мир познаваем (благодаря чувственному познанию и разуму, а не Божественному откровению)

 

 

2. Философия всеединства В.С. Соловьева.

В.С. Соловьев - русский религиозный мыслитель, поэт, публицист, литературный критик; член Императорской Академии наук по разряду словесности.

Главные идеи

- Идея Богочеловечества

- Критическое отношение к христианству

- Философия всеединства

- Источник бытия природы и общества Бог

- Идеальный первообраз многообразия и полноты мироздания – София

- Цельное знание – единство чувственного опыта и рационального мышления, подчиненное вере

Исходной и основной идеей философии Соловьева является идея всеединства, или мировой целостности и гармонии. Эта идея охватывает все сферы и проявления мироздания и выступает как идеал бытия.

- Окружающий чело­века мир иерархичен, в нем низшее и высшее взаимосвязаны.

- Он пронизан божественным началом и предстает в действительности как творение Бо­жье, воплощение Истины, Добра и Красоты.

- Бог - это абсолютное всеединство, который является организующей силой мироздания.

- Будучи создан своим Творцом, мир, однако, не завершен и не застыл в своем движении. Он динамичен и непрерывно разви­вается,

- Жизнь - это вечное творческое становление, движение к многообразию и единству всего со всем.



Билет 17

Гуманизм: основные черты

- Антиклерикализм выступал против первичной роли церкви во всех сферах общества;

- Антропоцентризм – особое внимание к человеку, воспевание его возможностей;

- Главный предмет философии – человеческое бытие, человеческая деятельность, творческая активность человека;

-Новый человек (в средние века – результат важнее деятеля; в Возрождение: деятель – субъект – личность);

- Обожествление человека приближение его к Богу на путях творчества;

- Человек – единство души и тела;

- Равенство всех людей, независимо от происхождения;

- Жизнеутверждающий характер и оптимизм;

- Античность чтила героев, средние века – святых, эпоха Возрождения – человека;

- Тема благородства – антисословные представления.

Гражданский гуманизм

- Этика основывалась на служении общественному благу;

- Воспитание человека - гражданина, патриота;

- Нравственный идеал активной гражданской жизни в противовес идеалу монашеского отшельничества;

добродетели: справедливость, щедрость, благоразумие, мужество, вежливость, скромность;

- Наилучшее государственное устройство – республика;

Билет 18

Основные черты Ренессанса

Гуманизм, Возвращение к духу, идеям античной культуры; Антицерковная направленность культуры; Изменение социальной психологии: индивидуализм и субъективизм; Запрос на умственный труд; Появление светской интеллигенции; Значение образования; Изучение латыни.

Николай Коперник. Была предложена принципиально новая модель мироздания, базирующаяся на объективно истинной картине движения планет.

Коперниковская теория оказалась в непримиримом противоречии с текстом Священного Писания.

• Гелиоцентризм Коперника вел к коренному пересмотру всей физической картины мира. Рушилась иерархическая структура мироздания.

• Николай Коперник считал, что все небесные тела движутся по круговым траекториям.

• Законы движения для планет и Земли едины. Отказ от Земли как от неподвиж­ного центра.

• Космос бесконечен, процессы, происходящие в космосе, объяснимы с точки зрения природы.

Джордано Бруно

- Вселенная не имеет никаких границ, число миров в ней бесконечно.

- Земля обладает собственным движением, подобным движению небесных тел.

- Объявляет Вселенную равной Богу. От исключает Бога-творца, внешнего и высшего по отношению к ней.

Бог заключен у него в самом материальном мире, Он его деятельное и внутреннее начало.

Галилео Галилей подверг критике аристотелевское учение о падении тел (Аристотель полагал, что тяжелые тела падают быстрее, чем легкие).

- Сконструировал телескоп.

Значение творчества Галилея проявилось в том, что он разработал метод научного исследования, который складывается из четырех этапов:

1) наблюдение (чувственный опыт);

2) создание рабочей гипотезы (аксиомы);

3) вывод законов природы (математическое развитие);

4) опытная проверка сделанного открытия, как высший критерий правильности вывода.

Благодаря тому, что создал метод исследования, он считается основоположником научного естествознания.

 

Билет 19

Билет 20

1. Социально-политические учения. Н. Макиавелли

Николо Макиавелли итальянский мыслитель, философ, писатель, политический деятель - занимал во Флоренции пост секретаря канцелярии, отвечал за дипломатические связи республики.

- Объект


Поделиться с друзьями:

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.58 с.