В целях коррекционно-воспитательной работы — КиберПедия 

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

В целях коррекционно-воспитательной работы

2017-11-17 176
В целях коррекционно-воспитательной работы 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Особое место в системе воспитания детей с речевыми расстройствами занимают праздники. Высокий эмоциональный подъем, ожидание торжественного события обостряют чувства детей, они лучше воспринимают и усваивают материал содержания песен, стихов.

Положительный эмоциональный фон праздников и развлечений дает возможность наиболее эффективно решать задачи коррекционно-воспитательной работы с детьми с тяжелыми речевыми нарушениями. Сопричастность дошкольников к всенародным праздникам — это особое средство ознакомления их с явлениями общественной жизни, возможность обогащения новыми впечатлениями, пробуждения у них чувства любви к Родине.

Участвуя в праздничных утренниках, развлечениях, дети приобретают не только новые навыки, знания, но и закрепляют тот материал, который был отработан на занятиях. У детей постепенно начинают развиваться чувство уверенности и творческие способности.

Планирование этой работы осуществляется совместно логопедом и музыкальным работником. При этом необходимо учитывать не только возраст детей, но и их психологические особенности: одни из них в силу отставания в развитии, отсутствия достаточной речевой практики, молчаливы, нерешительны, внутренне скованны, другие, наоборот, двигательно беспокойны, расторможены и часто недостаточно осмысленно многоречивы.

Педагогический подход к этим детям должен быть дифференцированным. Так, для замкнутых, неуверенных детей вначале необходимо создать щадящую обстановку, не предъявлять сразу высоких требований к их деятельности, поддерживать, отме-


чать малейшие успехи. Расторможенным, беспокойным детям первых же дней пребывания в детском саду можно давать д0ступные для них поручения и задания, воспитывающие у них чувство ответственности за порученное дело (им можно предложить подать какой-то предмет во время кукольного представления, привлечь к выступлению в театре кукол, они могут раздать другим детям атрибуты для игры и т. д.).

В логопедических группах, так же как и в массовых детских садах, отмечаются дни красных дат календаря, общенародные праздники. Проводятся утренники в связи с празднованием Октября, Первого мая, Нового года, 8 Марта.

Но в проведении этих торжеств есть своя специфика.

В зависимости от периода работы с детьми, от содержания программ развлечений, утренников, их сложности исполнителями могут быть взрослые и принимающие посильное участие в них дети. Это обусловлено как сложностью структуры речевого дефекта, характерологическими особенностями детей, так и боль­шой нагрузкой коррекционной работы с ними '.

Так, например, к утреннику в связи с празднованием 7 Ноября речь детей первого года обучения еще крайне ограничена, искажены, недостаточно сформированы Лексико-грамматические конструкции, не совершенен синтаксический строй речи, иногда полностью отсутствует речь (1-й уровень ОНР). Дети еще неспособны воспринимать основную идею общественно-политических праздников

Поэтому не рекомендуется заучивать с детьми стихотворения, песни сложного социального звучания. На этом празднике песни, стихотворения о Родине, доступные пониманию детей, исполняют взрослые, а также старшие ребята.

Интересно показать на празднике кукольный спектакль. Дети же принимают участие в танцах, играх с несложными движениями. Они могут участвовать в небольших сценках, где их действия будут сопровождаться комментариями педагога (сказки типа «Репка», «Теремок» и т. д.). Возможны хоровые и односложные ответы ребят при отгадывании загадок, ответы на вопросы героев сказок (Петрушки, Буратино). Дети могут подпевать мелодию песни, произнося слоговые ряды «та-та-та» или «ля-ля-ля». Для расширения представления детей о празднике, об окружающем можно пригласить на концерт детей старших групп с хорошей речью. После праздника в беседе следует подчеркнуть значимость хорошей, красивой речи детей, рассказав, что и многие выступавшие «артисты» раньше очень плохо говорили и стали так хорошо выступать только после специальных занятий с логопедом.

Начиная с новогоднего праздника, дети постепенно привлекаются к участию в торжествах.

 
 


* Приведенный ниже материал был предложен и апробирован логопедом детского сада И И Ганн.


Здесь возможны различные варианты. При составлении программ необходимо подбирать материал, доступный для понима­ния детей и посильный для участия в праздниках. В июне проводится итоговый концерт, где каждому ребенку предоставляется возможность продемонстрировать свои успехи в коррекционно-воспитательной работе.

В день рождения В. И. Ленина, в День Советской Армии, в I День Победы для детей силами педагогов, музыкального руко­водителя проводятся утренники или торжественные занятия в форме бесед, рассказов о данном торжестве, с привлечением ил­люстраций, прослушиванием магнитофонных записей или пластинок и т. д. Желательно в эти дни приглашать к детям героев труда или ветеранов войны, которые смогли бы ясно и кратко рассказать о труде и подвигах советских людей. Педагоги заранее продумывают беседу, обеспечивают ее простоту и доступ­ность.

Успешное проведение любого массового мероприятия зависит и от правильно организованной подготовки к нему, умелого подбора репертуара. При этом надо учитывать, что сценарии утренника, другие развлечения должны быть несложными, про­стыми по содержанию, занимательными по форме, непродолжительными по времени в зависимости от этапа работы с детьми (от 15 до 45 мин).

Ни музыкальный работник, ни воспитатели группы не должны начинать разучивать песни, стихотворения, инсценировки до тех пор, пока не будет проведена тщательная словарная работа и текст всех произведений не станет понятен каждому ребенку.

Дети с системными речевыми нарушениями с трудом усваивают новый материал, у них недостаточно развито произвольное запоминание. Нередко то, что было только что заучено, быстро забывается. Не надо упрекать детей в нерадивости: только поощрение, терпение и, конечно, правильно организованные систематические занятия помогут им достичь определенных успехов.

Важно обеспечить регулярное повторение отработанного с ними материала для праздников и развлечений, использовать при этом разнообразные методические приемы

Не следует использовать речевой материал, упражнения, построения, танцы, песни, которые требуют усиленной тренировки, большого физического и душевного напряжения детей.

Дополнительные репетиции вредны, так как повышают утомляемость детей. Нельзя проводить репетиции и за счет занятий логопеда, воспитателей, что нарушает весь режим коррекционной работы.

Весь несложный репертуар должен быть усвоен детьми постепенно. Праздники, развлечения в детском саду — это прежде всего радость для детей, а не только для гостей, присутствующих на утренниках.

На первоначальном этапе работы присутствие приглашенных

 


на праздники родителей желательно ограничить, так как еще недостаточно адаптировались к новым условиям.

В зависимости от уровня речевого развития детей, динамик коррекционной работы с ними программа утренников, развлечений в сравнении с программой детей старшего возраста массовых детских садов значительно упрощается не только по содержанию, но и по объему. Если в Массовых детских садах к утреннику разучивают 5—6 песен, 3—4 танца, то, учитывая специфику работы с детьми-логопатами, нужно ограничиться двумя песнями, одним -двумя танцами. Для пятилетних детей с общим недоразвитием речи при подборе репертуара следует примерно ориентироваться на программу второй младшей — средней групп - массового детского сада, особенно в первом полугодии.

Музыкальным работникам на занятиях при подготовке детей к праздникам, особенно в начале работы с детьми, надо больше использовать веселые игры, упражнения, наиболее простые спортивные развлечения, хороводы, где в основном текст произносят взрослые, а дети добавляют слоги, отдельные слова, простые словосочетания и т. п.

Развивая слуховое внимание детей, обучая их простым действиям, знакомя с несложными песнями, музыкальный работник особое внимание уделяет развитию чувства ритма, развитию слухового восприятия, памяти. Важное место в работе имеют музыкальные упражнения, которые способствуют выработке четкой артикуляции и дикции детей (разнообразные распевки на гласные звуки, на простые словосочетания, слоги типа «ду-ду» и т. п).

Нецелесообразно разучивать с детьми песни, сложные по форме и содержанию, текст которых труден как для понимания, так и для произнесения (слова со стечениями согласных и т. п.). Сложны дня заучивания песни, исполняемые в быстром темпе: дети пропускают часть слова, а то и слова, не договаривают или искажают окончания, испытывают затруднения в переключении с одного звукосочетания на другое. Небольшие и мелодичные произведения в спокойном темпе легче воспринимаются и запоминаются детьми.

Музыкальные работники и воспитатели согласуют сценарии утренников и развлечений с логопедом. Вместе с ним они подбирают стихотворения, рассказы, инсценировки, продумывают соответствующую речевую работу, распределяют роли. Логопед первоначально отрабатывает текст песен. Воспитатели логопедических групп принимают активное участие в подготовке развлечений и праздников: по заданию логопеда закрепляют речевой материал, в свободное время (в основном на прогулке) индивидуально отрабатывают с детьми трудные для них движения я тексты.

Определенная специфика работы с детьми с патологией речи не допускает совместного проведения утренников с детьми массовых групп. Желательно не объединять пятилетних детей с об-

 


общим недоразвитием речи с детьми подготовительной группы с тем же дефектом, или с теми, у кого имеется фонетическое недоразвитие речи. Дети с резко выраженным нарушением речи будут поставлены в невыгодное положение. Особенно тяжело присутствовать на таких праздниках родителям этих детей, которые и так остро, болезненно переживают их дефект. С этим обязаны считаться и администрация детских садов и педагоги.

Развлечения проводятся обычно 2—3 раза в месяц, в свободное время, во второй половине дня. В теплое время года лучше организовывать их на прогулке.

С учетом коррекционно-воспитательных задач на каждый месяц составляется примерный план развлечений. В этом плане следует отразить конкретные задачи, методы и приемы индивидуальной работы в процессе подготовки к проведению вечеров, развлечений, организации детского коллектива.

С дошкольниками проводятся разнообразные развлечения: инсценировки сказок с использованием игрушек, фланелеграфа„ шапочек с изображением героев сказки или каких-либо предметов, кукольный и теневой театр, музыкально-литературные развлечения, игры с музыкальным и без музыкального сопровождения. Проводятся подвижные игры с правилами, подвижные игры, близкие к играм-драматизациям, бессюжетные подвижные игры, спортивные развлечения и т. д.

Эти маленькие праздники для всех без исключения детей должны незаметно для них и обучать, и воспитывать, помогать детям закрепить ранее пройденное на специальных занятиях.

Педагог в неназидательной форме может закрепить с детьми ту или иную лексическую тему (игры: «Поезд», «Музыканты» и т. д.), развивая детей физически, формируя моторику детей" (спортивные, подвижные игры), учит их ориентироваться в пространстве, быть внимательными, запоминать и выполнять дейст­вия в определенной последовательности, а если нарушено пони­мание речи, грамматических форм, постепенно ликвидировать, этот пробел в речевом развитии ребенка («Сделай, как я». «Нас не слышно и не видно», «Гонки снежных комов», «Пятнашки» и т. п.).

Серьезные требования предъявляются и к речи педагога. Она„ являясь образцом для ребенка, должна быть грамотной, выразительной, фонетически правильной. Педагог с плохой дикцией, монотонной речью, а тем более недостаточно владеющий нормами литературного языка, не имеет права работать в логопедической группе.

Каждый период работы с детьми логопедических групп требует решения определенных задач.

Особенно сложен первый период работы как в плане решения организационных задач (за короткий срок необходимо создать дружный, легко управляемый детский коллектив), так и в подборе речевого материала для проведения праздников и развлечений (в силу ограниченности речевых возможностей).

 


В первые месяцы пребывания детей в логопедической группе необходимо помочь им как можно легче адаптироваться в новых условиях. Ведь многие дети с трудом привыкают к новой обстановке, тяжело переживают разлуку с родителями. Внима­ние и доброта к каждому ребенку — это то, без чего невозмож­но создать хороший детский коллектив.

Если ребенок плаксив, замкнут, педагог не должен проявлять недовольство Терпение и доброжелательность взрослых помогут расположить его к педагогу.

Расположить вновь поступивших детей к педагогам, сдружить детей группы может и коллективный просмотр небольших, веселых, понятных детям диафильмов, инсценировок или кукольных спектаклей, разыгранных взрослыми. Доступные по содержанию небольшие сказки расскажут детям о дружбе, взаимопомощи («Репка», «Заюшкина избушка»), будут способствовать нравственному воспитанию.

Совместное участие детей в различных развлечениях позво­лит старшим понаблюдать за детьми в непринужденной обстановке, сделать соответствующие записи об адекватности их реакций, активности внимания, особенностях поведения. Поясняя ход событий (диафильм, театр игрушек), педагог задает детям вопросы, позволяющие выявить запас знаний, представлений, уточнить степень сформированности лексико-грамматического строя речи, ее семантический уровень. В процессе подвижных игр с правилами педагог наблюдает за моторикой ребенка, обращая внимание на ее особенности и записывая результаты наблюдений.


Приложение I


Поделиться с друзьями:

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.013 с.