Устранение дефектов смягчения — КиберПедия 

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Устранение дефектов смягчения

2017-11-17 531
Устранение дефектов смягчения 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Специфический дефект произношения мягких согласных заключается в замене их парными твердыми («дада», «тото»,


«утук», «фонар» вместо дядя, тетя, утюг, фонарь и т. п.)- Исправление дефекта при помощи подражания происходит при слуховом восприятии звучания и зрительном восприятии артикуляции мягких звуков и сопоставлении с произнесением соответственных твердых звуков («па» — «пя», «ма» — «мя», «фа»«фя», «апа»— «апя», «ама» — «амя», «афа»— «афя» и т п) Следует пояснить ребенку, что при произнесении твердых губных звуков язык принимает плоскую форму, а при произнесении мягких — его кончик упирается в нижние резцы, спинка выгибается к твердому нёбу. Приоткрыв рот, надо показать ребенку перед зеркалом различие в положении языка и попросить его воспроизвести увиденное.

Далее следует подробное повторение за логопедом слогов с губными и язычно-зубными парными мягкими согласными: «па» — «пя», «апа» — «апя», «ап» — «апь», «та» — «тя», «ата» — «атя», «ат» — «ать», «ма» — «мя», «ама» — «амя», «фа» — «фя», «афа» — «афя», «аф» — «афь» и т. п. В случае успешного воспроизведения мягких звуков полезно сразу же попросить произнести слова с мягкими согласными (пять, Катя, мяч и т. п.).

Если прямое подражание окажется неэффективным, можно попробовать обходной путь. Ребенку предлагается произнести гласный «и», в результате чего может получиться отчетливое «п'» с некоторым придыханием. Тогда следует перейти к произнесению сочетания «апи» сначала громко, затем шепотом и, наконец, так, чтобы первый гласный звучал громко, а второй — шепотом и кратко. Так можно получить сочетание «апь». Закрепив полученное таким образом мягкое «п'», можно перейти к произнесению открытого слога «пя», сначала отделяя согласную фонему от гласной (п'_____а), а затем сливая их. Далее аналогичным образом можно разработать произнесение слогов с другими гласными, слов и других губных мягких согласных (м', Ф', в').

В более трудных случаях, когда попытки добиться произнесения мягких согласных при помощи подражания оказываются безуспешными или малоэффективными, рекомендуется применение механического способа, который состоит в следующем. В качестве исходного используется звук «т» и с помощью меха­нического воздействия на язык ставится звук «т'». Попросив Ребенка произнести несколько раз звук «т» или слог «та» и Удерживая шпателем кончик его языка за нижними резцами (прижимая передний край языка), можно автоматически получить звук «т'» в изолированном виде (т'т'т1) или в открытом слоге («тя», «тя», «тя»). Такой эффект достигается, поскольку Механическое удерживание языка внизу неизбежно вызывает подъем его спинки к нёбу.

Аналогичным путем из слога «ат» получается «ат'». Подобный способ постановки «т'» используется и при постановке произношения «к», когда в качестве исходного берется звук «т». После упражнений с помощью шпателя, а затем и собственного

 


пальца ребенка, если артикуляция закрепилась, необходимо отказаться от механических средств и проделывать дальнейшие упражнения на основе самостоятельного воспроизведения звука «т'» в разных слогах и словах. Тот же механический способ применяется при постановке «д'» и «н'», в качестве исходных берутся соответственно звуки «д» и «н».

Усвоив на примере язычно-зубных смычных согласных принцип образования мягких согласных от парных твердых путем подъема спинки языка к нёбу, ребенок легче овладевает произношением последующих мягких звуков, которые целесообразно ставить в следующем порядке: «ф'», «в'», «п'», «б'», «м'»( «с'», «з'», «р'», «л'».

Что касается звуков «к'», «г'» и «х'», то специальной работы над ними обычно не требуется, так как в русском языке они, как правило, встречаются лишь перед гласными «и», «э» (кирпич, гиря, хитрый, на руке, на ноге, о петухе и т. п.) и усваиваются в этой позиции (особенно перед звуком «и») без труда.

Закрепляя мягкие согласные на материале слов, слогов и фраз, необходимо уделить специальное внимание упражнениям, направленным на дифференциацию (не только в произношении, но и на слух) от их твердых вариантов.

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

Городилова В. И., Радина Е. И. Воспитание правильной речи. — М, 1962.

Жукова Н. С, Мастюкова Е. М., Филичева Т. Б. Обследование устной речи дошкольников//Преодоление задержки речевого развития у дошкольников.—М, 1973. — Гл. II.— С. 38—53.

Каше Г. А. Исправление недостатков речи у дошкольников. — М., 1972.

Каше Г. А., Филичева Т. Б. Методические указания к пособию «Дидактический материал по исправлению недостатков произношения у детей дошкольного возраста».— М., 1971.

Правдина О. В. Логопедия.—М., 1969.—С. 80—82, 98— 130.

Pay Ф. Ф. Приемы исправления недостатков произношения фонем//Основы теории и практики логопедии/Под ред. Р. Е. Левиной. — М., 1968.— С. 271—337.

Спирова Э. Ф. Приемы выявления речевых нарушений у детей//Основы теории и практики логопедии/Под ред. Р. Е. Левиной. — М., 1967.— С. 31—66.

Ткаченко Т. А. Формирование фонематического восприятия у детей с общим недоразвитием речи//Актуальные проблемы логопедии. — М., 1980.— С. 18—22.

Хватцев М. Е. Логопедия. — М., 1959,— С. 69—159.

 


контрольные вопросы

1. В чем выражаются нарушения звукопроизношения?

2. Как иначе называется нарушение звукопроизношения?

3. Какие звуки чаще всего нарушаются в произношении?

4. Насколько распространено нарушение звукопроизношения у дошкольников?

5. Что такое физиологическое косноязычие?

6. С какого возраста нарушение звукопроизношения у детей можно считать патологией?

7. При каких дефектах речи (кроме дислалии) может отмечаться нарушение звукопроизношения?

8. В чем выражается отсутствие звука при нарушениях произношения, его искажение или замена?

9. Как подразделяется дислалия в зависимости от числа нарушенных звуков?

10. Какие вы знаете виды дислалии? Сколько их?

11. Как подразделяется дислалия по этиологическому признаку?

12. Какой самый распространенный вид дислалии?

13. У каких детей отмечаются чаще всего дефекты озвончения и дефекты смягчения?

14. Перечислите причины, вызывающие дислалию у детей?

15. Какие нарушения в строении артикуляционного аппарата могут вызвать дислалию?

16. Какая существует связь между звукопроизношением и фонематическим восприятием?

17. Что такое фонетико-фонематическое недоразвитие?

18. Что такое прогнатия? К какому виду дислалии она может привести?

19. Что такое прогения? Какие звуки чаще при этом нарушаются?

20. Что такое открытый прикус и какие виды этого дефекта вы знаете?

21. К каким нарушениям в звукопроизношении приводит каждая из разновидностей открытого прикуса?

22. В чем выражается неправильное воспитание речи ребенка в семье?

23. Как отражается снижение слуха на формировании звукопроизношения?

24. Как сказывается на развитии звукопроизношения у детей умственная отсталость?

25. Какими нарушениями звукопроизношения обычно страдают дети с нарушением слуха?

26. Какова распространенность нарушения звукопроизношения среди детей-олигофренов?

27. Какие способы постановки звуков вы знаете?

28. При артикуляции каких звуков боковые края языка не примыкают к верхним коренным зубам?


29. Какой звук ставится от слова «да»? «та»? «ха»?

30. При артикуляции каких звуков нёбная занавеска опускается?

31. В каких случаях нужно использовать механический способ постановки звуков?

32. Какой из видов дифференциации звуков следует раньще использовать — на слух или в произношении?

33. Что дает развитие фонематического восприятия для устранения недостатков произношения?

34. С чего нужно начать работу по дифференциации звуков, если изолированно они произносятся правильно, а в речи взаимозаменяются?

35. Следует ли считать фонетические замены в речи иностранцев проявлением дислалии?

36. Над какими звуками нельзя работать параллельно при сложной полиморфной дислалии?

37. Почему необходимо устранять недостатки звукопроизношения еще в дошкольном возрасте?

38. Всегда ли при исправлении недостатков звукопроизношения нужна артикуляционная гимнастика?

39. Может ли у ребенка с дислалией возникнуть впоследствии дисграфия, если фонематическое восприятие будет соответствовать норме?

40. Произношение каких звуков будет нарушено при короткой подъязычной связке?

41. Что должен делать логопед, если выявит у ребенка укороченную подъязычную уздечку?

42. Можно ли говорить о прямой связи дислалии и дисграфии?

43. Может ли дислалия быть наследственной?

44. Можно ли одновременно ставить такие звуки, как «с» и «ш»?

45. У ребенка нарушено произношение «л» и «л'». Один логопед начал постановку твердого звука, другой — мягкого. Кто быстрее исправит дефект?

46. При каком виде ротацизма вибрирует маленький язычок?

47. При каком виде дислалии вибрирует мягкое нёбо? Как называется такой дефект?

48. Что является признаками фонематического недоразвития?

49. Чем отличается нарушение звукопроизношения при дислалии от нарушения звукопроизношения при стертой форме дизартрии?

50. Что дает основание считать нарушение звукопроизношения симптомом стертой дизартрии?

51. Каковы причины носового сигматизма у детей?

52. Каким целям служит артикуляционная гимнастика?

53. Как называется дефект, при котором свистящие и шипящие звуки заменяются на «ф»?

 


54. Чем отличается органическая дислалия от функциональной

55. Какой из видов дислалии (по этиологическому признаку) быстрее устраняется?

56. Какие вы знаете упражнения для активизации мышц языка?

57. Какое из средств более эффективно при стертой дизартрии массаж или артикуляционная гимнастика?

58. Какие особенности звукопроизношения свидетелсьтвуют о нарушении фонематического восприятия?

59. Обязательно ли исправлять звукопроизношение при нижней артикуляции шипящих звуков?

60. Всегда ли анатомические нарушения в артикуляционном аппарате ведут к дислалии?

61. Можно ли на занятиях по звуковому восприятию предлагать детям различить звуки «з» и «ж», стоящие в конце слова?

62. Может ли сложная дислалия привести к снижению интеллекта?

63. Можно ли проводить логопедическую работу с ребенком, у которого наложены шины для исправления зубного ряда?

64. Какой звук можно поставить, если в качестве исходного взять «ы»?

65. Для чего нужно тренировать детей в произнесении звука в разных сочетаниях?

КОНТРОЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ

1. Выберите из указанных пособий упражнения для артикуляционной гимнастики кончика языка. Затем выделите из них лишь те, которые способствуют выработке его вибрации. Составьте план работы по устранению ротацизма.

2. Выявите ребенка, который не замечает собственного неправильного произношения звуков. Обследуйте его фонематический слух. Составьте логопедическое заключение. Наметьте план работы с данным ребенком.

3. Срисуйте из учебника профили артикуляции звуков «с» и «С». Сравните, чем отличается артикуляция мягкой фонемы «с» от парной твердой.

4. Найдите в соответствующих пособиях игры и игровые упражнения для постановки и автоматизации различных звуков. Распределите упражнения по каждому звуку отдельно.

5. Составьте примерный план работы по обучению детей Дифференциации звуков (по выбору). Выделите приемы дифференциации фонем на слух и при собственном произнесении.

6. Обследуйте детей с дислалией и стертой формой дизартрии. Проведите сопоставительный анализ результатов логопедического обследования. Объясните различия.

 


7. Составьте схему последовательного обследования произношения звуков. Сравните, как эта последовательность представлена в разных пособиях. В чем отличия? Какая прослеживавается закономерность?

8. Найдите в литературе указания на то, что должны делать родители для предупреждения дислалии у ребенка. Расположи, те эти рекомендации с учетом возраста детей.

9. Нарисуйте профили искаженной артикуляции: I) бокового ротацизма; 2) одноударного ротацизма. Сравните их. Объясните, какой вид ротацизма можно исправить быстрее и почему

10. У ребенка нарушено произношение следующих звуков: «с», «ц», «ш», «р», «л». Составьте план работы с данным ребенком, определите последовательность постановки звуков и виды упражнений.

11..В каких случаях логопеду следует проводить фронтальные занятия, в каких — подгрупповые, а в каких — индивидуальные? В каких документах и пособиях вы можете найти ответ на этот вопрос? Выпишите соответствующие указания из литературы, разграничив их по видам занятий.

12. Определите вид дислалии, если ребенок произносит;

1) «фанки», «фабака», «леф» вместо санки, собака, лес;

2) «ука», «ыба», «коова» вместо рука, рыба, корова;

3) «вампа», «вапа», «упав» вместо лампа, лапа, упал;

4) «уты», «буты», «това» вместо усы, бусы, сова;

5) «тулак», «тошка», «гамень», «тутла» вместо кулак, кошка, камень, кукла;

6) «дудок», «дусь», «дазета» вместо гудок, гусь, газета;

7) «щанки», «щабака», «щумка», «щама» вместо санки, собака, сумка, сама;

8) «пулка», «субы», «том» вместо булка, зубы, дом;

9) «дада», «нана», «пула» вместо дядя, няня, пила;

10) «паоход», «топо», «гузовик» вместо пароход, топор, грузовик.



Поделиться с друзьями:

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.042 с.