Статические подготовительные упражнения — КиберПедия 

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Статические подготовительные упражнения

2017-11-17 259
Статические подготовительные упражнения 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

1. Лопаточка. Широкий язык высунуть, расслабить, положить на нижнюю губу. Следить, чтобы язык не дрожал. Держать 10—15 с.

2. Чашечка. Рот широко раскрыть. Широкий язык поднять кверху. Потянуться к верхним зубам, но не касаться их. Удерживать язык в таком положении 10—15 с.

3. Иголочка. Рот открыть. Язык высунуть далеко вперед, напрячь и сделать его узким. Удерживать в таком положении 15 с.

4. Горка. Рот приоткрыть. Боковые края языка прижать к верхним коренным зубам. Кончик языка упереть в нижние передние зубы. Удерживать в таком положении 15 с.

5. Трубочка. Высунуть широкий язык. Боковые края языка загнуть вверх. Подуть в получившуюся трубочку. Выполнять в медленном темпе 10—15 раз.

Каждое из перечисленных упражнений выполняется медленно по 8—10 раз.

 


Динамические подготовительные упражнения

1. Часики. Высунуть узкий язык и тянуть его попеременно то к правому, то к левому уху. Двигать языком из угла в угол рта в медленном темпе под счет логопеда. Проделать 15— 20 раз.

2. Лошадка. Присосать язык к нёбу, щелкнуть языком. Щелкать медленно, сильно. Тянуть подъязычную связку. Проделать 10—15 раз.

3. Качели. Высунуть узкий язык. Тянуться попеременно то к носу, то к подбородку. Рот при этом не закрывать. Упражнение проводится под счет логопеда 10—15 раз.

4. Вкусное варенье. Высунуть широкий язык, облизать верхнюю губу и убрать язык в глубь рта. Повторить 15 раз.

5. Змейка. Рот широко открыть. Язык сильно высунуть вперед, напрячь и сделать его узким. Узкий язык максимально выдвигать вперед и убирать в глубь рта. Двигать языком в медленном темпе 15 раз.

6. Маляр. Высунуть язык, рот приоткрыть. Облизать сначала верхнюю, затем нижнюю губу по кругу. Проделать 10 раз.

7. Катушка. Кончик языка упереть в нижние передние зубы. Боковые края языка прижать к верхним коренным зубам. Широкий язык «выкатывать» вперед и убирать в глубь рта. Проделать 15 раз.

8. Грибок. Раскрыть рот. Присосать язык к нёбу. Не отрывая язык от нёба, сильно оттянуть вниз нижнюю челюсть. Проделать 15 раз.

При подготовке к постановке каждого очередного звука логопед должен выбирать из всех перечисленных упражнений только те, которые необходимы для данной артикуляции и при данных особенностях подвижности органов артикуляционного аппарата ребенка.

ИСПРАВЛЕНИЕ ДЕФЕКТОВ ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ

Логопедическая работа по устранению дислалии проводится на основе артикуляционных навыков через использование ком­пенсаторных возможностей организма (зрительных и слуховых восприятий, тактильных и кинестетических ощущений).

Занятия * по исправлению дефектов звукопроизношения ведутся в следующей последовательности:

1) подготовительные упражнения;

2) постановка звука;

3) автоматизация навыка произношения звука в слогах (прямых, обратных, со стечением согласных);

Для ведения логопедических занятий нужны зеркало, набор зондов, шпатели, вата, спирт, набор дидактического и иллюстративного материала, индивидуальные тетради для записи домашних заданий, словари, специальная литература, протоколы речевого обследования логопатов


4) автоматизация навыка произношения звука в словах;

5) автоматизация навыка произношения звука в предложениях;

6) автоматизация навыка произношения звука в самостоятельной речи;

7) дифференциация звуков.

При постановке правильного произношения звуков пользуются тремя основными способами. Первый основан на подражании. Пользуясь слухом, зрением, тактильно-вибрационными и мышечными ощущениями, ребенок воспринимает звучание и артикуляццию фонемы и сознательно пытается воспроизвести требуемые движения речевых органов, требуемое звучание. При этом не­посредственное слуховое восприятие звучания, восприятие видимых речевых движений, в том числе собственных (с помощью зеркала), ощущение рукой струи выдыхаемого воздуха, вибра­ции гортани могут быть дополнены выявлением работы речевых органов с помощью различных приспособлений.

Диапазон таких приспособлений достаточно широк: от простой полоски бумаги, отклоняющейся под действием струи выдыхаемого воздуха, до различных электроакустических приборов, преобразующих звук или вибрации частей речевого аппарата в зрительные сигналы («ДВИН», виброскоп и т. п.). Подражание, опирающееся на те или иные раздражители первосигнального характера, адресованные различным анализаторам, дополняется словесными инструкциями, доступными пониманию ребенка.

В тех случаях, когда не удается получить нужную артикуляцию по подражанию, приходится сначала довольствоваться воспроизведением отдельных ее элементов. Когда выявляется малоподвижность или недостаточная управляемость речевых органов, приходится прибегать к целой системе подготовительных артикуляционных упражнений, к своеобразной артикуляционной гимнастике (см. выше).

Второй способ состоит в механическом воздействии на речевые органы при помощи каких-либо приспособлений (шпатель, зонды). При этом способе используется некоторая исходная артикуляция и на ее основе речевые органы механическим путем приводятся в требуемое положение или движение.

Связанные с определенным положением или движением речевых органов кинестетические раздражения в сочетании с сопутствующими им слуховыми закрепляются в коре головного мозга в виде системы следов, что в дальнейшем становится пред­посылкой для активного, произвольного воспроизведения требу­емой артикуляции.

Третий способ смешанный. При нем механическое воздействие на речевые органы служит для того, чтобы помочь более полному и точному воспроизведению требуемой артикуляции, осуществляемому в основном путем подражания и с помощью словесных инструкций.


Устранение сигматизма

Звуки «с»«сь» и «з» — «зб» (свистящие) относятся к группе зубных звуков. При произнесении «с» части артикуляционно­го аппарата располагаются следующим образом:

губы растянуты в улыбку, или принимают положение следующего гласного;

зубы сближены на расстояние до 1 мм;

кончик языка упирается в нижние резцы;

спинка языка выгнута и посредине ее образуется желобок, по которому выдыхаемая струя воздуха направляется к резцам;

боковые края языка прилегают к внутренней стороне верхних коренных зубов;

нёбная занавеска поднята и прижата к задней стенке глотки, препятствуя выходу воздуха через нос;

голосовые связки разомкнуты (см.. рис. 1).

Рис.1 Профиль артикуляции При мягком «с'» спинка языка более выгнута по

звуков С-З направлению к твердому нё­бу и весь язык напряжен, кончик языка сильнее упирается в резцы.

При произнесении звуков «з» и «з'» артикуляционный уклад тот же, что при «с» и «с'», только спинка языка поднята несколько выше, голосовые связки сомкнуты и вибрируют, выдох менее напряжен, чем при звуке «с».

Звук «ц» относится к группе аффри­кат (смычно-щелевых) и образуется в результате быстрого слияния звуков «т» и «с» («тс»). При его произнесении в первый момент кончик языка упирается в нижние резцы, как при «с»; спинка языка круто вогнута и передней своей частью образует смычку у шеек верхних резцов, во второй момент кончик языка

Рис.2 Профиль артикуляции

звука Ц остается в том же положении, а передняя часть спинки

после разрыва смычка отскакивает в положение «с», и в середине ее образуется узкий канал для прохода воздуха. Мягкое нёбо поднято, связ­ки разомкнуты, выдох умеренный (см. рис.2).

Звуки «ш» и «ж» (шипящие) относятся к группе передненёбных.

 

 

Рис.3 Профиль артикуляции

звуков Ш - Ж


При произношении звука «ш» части артикуляционного аппарата занимают следующее положение:

губы несколько выдвинуты вперед;

кончик языка поднят к нёбу (за альвеолы), но не касается его, образуя щель;

боковые края языка прижимаются изнутри к верхним коренным зубам, не пропуская по бокам струю выдыхаемого воздуха;

нёбная занавеска поднята; Рис. 4 Профиль звук Ч

голосовые связки разомкнуты (см. рис. 3).

При произнесении звука «ж» установка частей артикуляционного аппарата та же, что при «ш», только голосовые связ­ки сомкнуты и вибрируют; язык более высоко поднят по направлению к твердо­му нёбу; выдыхаемая струя воздуха сла­бее, чем при произнесении звука «ш».

Звук «ч» относится к группе аффри­кат (смычно-щелевых). Этот звук возни­кает в результате быстрого соединения смычного звука «ть» с последующим щелевым «шь». Рис. 5 профиль звука Щ

Произнесение звука «ч» осуществляется, как и при «ц», в два момента: в первый— кончик языка производит смычку с корнями верхних резцов, во второй — кончик языка после взрыва отходит назад к альвеолам, образуя здесь сужение; весь язык напряжен и приближен к нёбу; губы слегка выдвинуты вперед; нёбная занавеска поднята; голосовые связки разомкнуты (см. рис. 4).

Звук «щ» звучит как длительное (ш').

При его произнесении части артикуляционного аппарата занимают следующее положение:

губы выдвинуты вперед;

кончик рыка поднят, как при «ш», но не к передней части твердого нёба, а к альвеолам, образуя в этом месте щель;

боковые края языка примыкают к внутренней стороне коренных зубов, образуя посредине языка продольный канал, по которому проходит струя выдыхаемого воздуха; вся масса язы­ка напряжена, корневая часть приподнята;

нёбная занавеска поднята (см. рис. 5).

Недостатки произношения свистящих и шипящих звуков называются сигматизмом, замена свистящих звуков шипящими или Другими звуками русского языка называется парасигматизмом.

Сигматизм бывает следующих видов:

 


       
   
 
 


1. Межзубный, так называемая шепелявость. Он выражается в том, что при произнесении свистящих или шипящих звуков (а иногда и тех и других) кончик языка просовывается между нижними и верхними резцами (рис. 6), отчего получается шепелявый звук.

2. Губно-зубной. При этом недостатке произношения свистящие или шипящие звуки (а иногда и те и другие) произносятся подобно звукам «ф» и «в», т. е. при таком положении частей артикуляционного аппарата, когда нижняя губа,

Рис. 6 Межэубный сигматизм поднятая к верхним резцам, образует сужение, через

которое проходит выдыхаемая струя воздуха, а язык находится в положении звука «с» (рис. 7). При такой комбинированной артикуляции образуется звук, который содержит элементы звуков «ф» и «с» («в» и «з»), вследствие чего произношение становит­ся нечетким, невнятным и неприятным на слух.

3. 3.Призубный. Этот недостаток выражается в том, что при произнесении свистящих звуков кончик языка упирается в края верхних и нижних резцов, образуя затвор и мешая проходу воздуха через зубную щель (рис. 8), вследствие чего отсутствует характерный для этих звуков свист. Вместо звуков «с», «з», «ц» слышатся звуки «т» и «д». Например: суп — туп», зима — «дима», цапля — «тапля». Такой недостаток можно отнести к парасигматизмам, поскольку в

Рис.7 Губно-зубной сигматизм данном случае один согласный звук заменяется

другим.

4. Шипящий. При этом виде сигматизма звуки произносятся, когда кончик языка оттянут от нижних резцов в глубь ротовой полости, спинка резко выгнута по направлению к твердому нёбу (рис. 9), вследствие чего вместо свиста слышится смягченное «ш» или «ж» (собака — «шабяка», замок — «жямок»).

5. Боковой. При этом недостатке свистящие или шипящие звуки (иногда и те

и другие) могут произноситься двумя

 

 

рис. 8 Призубный сигматизм


способами (рис Ю): а) кончик языка упирается в альвеолы, а весь язык ложится ребром; один из его краев поднимается к внутренней стороне коренных зубов пропуская выдыхаемый воздух по боковым краям языка, вследствие чего образуется хлюпающий звук; кончик языка упирается в верхние альвеолы, пропуская воздух по бокам, как при звуке «л». Боковой сигматизм может быть как односторонним, так и двусторонним.

6. Носовой. При этом недостатке свистящие или шипящие звуки (иногда и те и другие) произносятся при следующем положении Рис. 9 Шипящий сигматизм

языка: корень его поднимается и примыкает к

мягкому нёбу, которое опускается и образует

проход выдыхаемого воздуха через нос (рис. 11), отчего слышится звук, похожий на «х», но с гнусавым оттенком.


Поделиться с друзьями:

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.046 с.