Развитие фонематического восприятия — КиберПедия 

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Развитие фонематического восприятия

2017-11-17 290
Развитие фонематического восприятия 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

В процессе логопедических занятий ребенок должен, прежде всего, овладеть умением контролировать свое произношение и исправлять его, сравнивая речь окружающих с собственной.

Логопедическую работу по развитию у детей способности

Дифференцировать фонемы можно условно разделить на шесть этапов:

1) узнавание неречевых звуков; 2) различение одинаковых

слов, фраз, звукокомплексов и звуков по высоте, силе и тембру

голоса; 3) различение слов, близких по звуковому составу;

4) Дифференциация слогов; 5) дифференциация фонем; 6) развитие навыков элементарного звукового анализа.

Остановимся подробнее на том, как проводится развитие фо-


нематического восприятия у детей на каждом из указанных этапов логопедического воздействия.

На первом этапе в процессе специальных игр и упражнений у детей развивается способность узнавать и различать неречевые звуки. Одновременно у них развивается слуховое внимание и слуховая память (без чего невозможно успешно научить детей дифференцировать фонемы).

На первых занятиях логопед предлагает детям послушать звуки за окном и ответить на вопросы: что шумит? (Деревья). Что гудит? (Машина). Кто кричит? (Мальчик). Кто разговари­вает?(Люди). Кто смеется? (Женщина). И т.д. Затем он пред­лагает внимательно послушать и определить, какие звуки доно­сятся из коридора, соседней группы, кухни, зала и т. д.

Далее проводится такая игра. Логопед вызывает водящего и предлагает ему плотно закрыть глаза или повернуться спиной к нему, а сам, пряча какую-нибудь игрушку (в шкаф, за штору, за спину одного из детей и т.д.), предлагает водящему найти ее, ориентируясь на силу ударов в барабан: если ребенок приближается к месту, где спрятана игрушка, барабан бьет громче, если удаляется — тише.

Эту игру следует повторить и на других занятиях, поддерживая тем самым у детей интерес к ним. Звуки, направляющие поиски ребенка, можно варьировать, заменяя барабан то бубном, то колокольчиком, хлопками в ладоши, ударами молоточка по столу и т.д. Следует обращать внимание на то, чтобы переходы силы звука барабана или других предметов были плавными: от сильного к среднему и тихому. На занятиях по различению звуков можно проводить и такие игры.

Игра 1. Дети встают в круг. Логопед предлагает им незаметно для водящего передавать за спиной колокольчики. Коло­кольчик должен звенеть в разных местах круга. Водящий должен отгадать и показать, за спиной какого ребенка звенел колокольчик.

Игра 2. Логопед сажает на стол двух игрушечных зайцев — большого и маленького. Объясняет и показывает, как играет на барабане большой заяц, у которого много сил (громко, сильно), и как маленький (тихо). Затем закрывает игрушки ширмой и за ней воспроизводит то громкие, то тихие удары в барабан. Дети должны отгадать и показать, какой из зайцев только что играл.

Эту игру нужно разнообразить, заменяя зайцев другими игрушками разной величины.

Игра 3. Логопед расставляет на столе несколько предметов (или озвученных игрушек). Манипулируя с предметами (постучать карандашом о стакан, погреметь коробкой с кнопками, погремушкой), он предлагает детям внимательно послушать и запомнить, какой звук издает каждый предмет. Затем прикрывает их ширмой и просит отгадать, какой из них сейчас звенит или гремит.

 


Эту игру можно варьировать: увеличивать (но не более чем до пяти) количество предметов, менять предметы и игрушки, постепенно усложняя для детей задачу различения внеречевых, звуков. В завершающих ее вариантах детям предлагается ряд из нескольких озвученных игрушек или нескольких предметов звучание которых различить достаточно трудно. Например, стакан чашка, кружка металлическая, кружка керамическая и деревянный бочонок.

Игра 4. Логопед демонстрирует детям, какие звуки издают различные предметы: ударяющийся о пол мячик; перекатывающийся в стеклянной банке, в керамической кружке шарик; сми­наемая газета; разрываемая толстая бумага; передвигаемый стул и т.д. Затем эти же действия, но в другой последовательности логопед производит за напольной ширмой, а детей просит возможно полнее и точнее рассказать о том, что они слышат.

На втором этапе занятий детей учат различению одинаковых слов, звукокомплексов и звуков, ориентируясь на высоту,. силу и тембр голоса.

Начать можно с такой игры. Дети по очереди выполняют роль водящего, который, стоя к ним спиной, должен определить, кто назвал его имя. Затем игра усложняется: дети уже зовут водящего не по имени, а произносят одно и то же слово «ау!» а водящий отгадывает, кто это сказал. И последний, наиболее сложный вариант игры состоит в том, что водящий то громко, то тихо произносит «ау!», а дети должны угадать, издалека или вблизи он их зовет. Затем каждый ребенок по очереди произносит «ау!» то громко, то тихо в зависимости от слов логопеда: «Мальчик далеко ушел от тебя» или «Он находится близко и зовет».

На занятиях по различению тембра голоса, силы и высоты звука можно проводить и такие игры.

Игра 1. Логопед показывает детям игрушечного котенка и просит их внимательно послушать и запомнить, как он мяукает, когда находится близко, — а как — когда далеко. Затем он про­износит «мяу», чередуя силу голоса, а дети должны отгадать, близко или далеко мяукал котенок. Потом логопед просит детей мяукать в зависимости от команды «близко» или «далеко».

Усложнение игры состоит в том, что детей просят различать мяукание, ориентируясь на тембр и особенности голоса говорящего. Например, логопед объясняет детям, что котенок очень маленький и боится щенка, а потому мяукает жалобно, дрожа и замирая от страха. Дети по очереди мяукают изображая раз­ные состояния котенка, а водящий отгадывает его «настроение».

В вариантах этой игры дети учатся различать, например, далеко или близко гудит пароход, тихий и громкий звук «у-у-у»; акая дудочка играет — большая или маленькая, низкий и высокий звук «у-у-у»; плачет мальчик или девочка, низкий и высокий звук «а-а-а» и т. д.

 


Игра 2. Логопед показывает игрушечных или изображенных на картинке трех медведей — большого, среднего, маленького Затем, рассказывая сокращенный вариант сказки о трех медведях, произносит по ходу рассказа реплики и соответствующие звуки очень низким, средним по высоте и высоким голосом. Дети должны отгадать и показать, какой из медведей мог так сказать.

Игра 3. Детям раздаются картинки с изображением домаш­них животных и их детенышей: коровы и теленка, козы и козленка, свиньи и поросенка и т. п. Логопед произносит каждое звукоподражание то низким, то высоким голосом («му-у») «бе-е», «хрю» и т. д.). Дети, ориентируясь на звукокомплекс и высоту голоса, должны показать соответствующую картинку.

На занятиях третьего этапа дети учатся различать слова, близкие по звуковому составу.

С этой целью проводится вначале такая игра. Логопед, показывая детям картинку, громко и четко произносит: «Вагон». Затем он говорит детям: «Я буду называть эту картинку то пра­вильно, то неправильно, а вы внимательно слушайте. Как толь­ко я ошибусь, вы хлопнете в ладоши». Логопед произносит: «Вагон — вакон — фагон — вагон — факон — вагом» и т.д. После этого детям показывают следующую картинку или листок бумаги и произносят: «Бумага—пумага — тумага — бумага — пу-мака — бумака» и т. д. Дети, услышав неверно произнесенное слово, хлопают в ладоши. Следует отметить, что вначале произносятся слова, легкие по звуковому составу, но постепенно они должны усложняться.

Усложнение подобных игр-упражнений происходит еще и за счет реакции детей на неверно произнесенное слово. Например, поднимают в соответствии с инструкцией логопеда то красный, то зеленый кружок, что позволяет развивать внимание детей. Инструкции логопеда также усложняются постепенно, скажем, сначала детям предлагается поднимать красный кружок, если логопед ошибется, а затем красный, если заметят ошибку, зеленый, если слово произнесено верно.

На занятиях по различению близких по звуковому составу слов можно проводить и такие игры.

Игра 1. Логопед размещает на наборном полотне картинки, названия которых очень близки по звучанию. Например, рак, лак, мак, бак, сок, сук, дом, ком, лом, сом, коза, коса, лужи, лыжи и т.д. Затем он в определенной последовательности произ­носит 3—4 слова, а дети, отобрав соответствующие картинки, должны расставить их на наборном полотне в порядке произнесения: в одну линию или в столбик в зависимости от инструк­ции логопеда.

Игра 2. Логопед размещает на наборном полотне в одну ли­нию следующие картинки: ком, бак, сук, ветка, каток. Каждому подходящему к наборному полотну ребенку дается картинка, ко­торую он должен поместить под той картинкой, название кото-


рой наиболее близко по звучанию. В результате на наборном полотне должны получиться, примерно, такие ряды картинок:

ком бак сук ветка каток

дом рак лук клетка платок

сом мак жук пятка листок

лом лак тук моток

На четвертом этапе дети, будучи уже достаточно подготовленными, учатся различать слоги. Начинать следует с такой игры. Логопед произносит слоговой ряд, например: «на—на—на— Ш» а дети должны определить, какой слог лишний. Затем слоговые ряды усложняются: «на — НО — на», «ка — ка — ГО — ка», «па—БА—па—па» и т. п.

Эту игру можно усложнить следующим образом. Логопед вызывает водящего и говорит ему на ухо определенный слог, например «па». Ребенок вслух повторяет его. Логопед произно­сит или тот же слог вслед за ребенком, или близкий по звучанию. Происходит это примерно так:

ребенок — «па», логопед — «па»;

ребенок — «па», логопед — «ба»;

ребенок — «ка», логопед — «га»;

ребенок — «фа», логопед — «ва» и т.д.

Все дети после каждой пары слогов, произнесенных водящим и логопедом, также должны угадать одинаковые слоги они сказали или разные. Чтобы можно было контролировать реакцию каждого ребенка, детям предлагается, например, на оди­наковые слоги поднять красный кружок, на разные — ничего не делать или же на разные поднять красный кружок, а на одина­ковые — зеленый.

Понятно, что и эта игра варьируется подбором дифференцируемых слогов, а уровень сложности дифференциации определяется как произносительными возможностями детей, так и последовательностью логопедической работы в целом.

Следует помнить, что сначала слог обязательно произносится на ухо водящему, поскольку такой способ, повышая интерес детей, мобилизует их внимание.

На пятом этапе дети учатся различать фонемы родного языка. Причем начинать следует с дифференциации гласных звуков. Например, с такой игры. Логопед раздает детям картинки с изображением поезда, девочки, птички и объясняет: «Поезд гу­дит, «у-у-у-у», девочка плачет: «а-а-а-а», птичка поет: «и-и-и-и». атем он попеременно произносит эти звуки сначала удлинен­но, «а-а-а-а-а», или «у-у-у-у-у», или «и-и-и-и-и», а дети, реаги-Р>я на произнесенный звук, поднимают соответствующие картинки.

Игра может после этого усложниться следующим образом:

1) Логопед произносит звуки «а», «и», «у» кратко; 2) детям вместо картинок раздают кружки трех цветов, а логопед объяс-

 


няет им, что красный нужно поднять на звук «а», желтый — на звук «и», зеленый — на звук «у»; 3) в ряд из гласных «а», «у», <ш» включают и другие звуки, например «о», «ы», «э», на которые дети не должны реагировать.

Аналогичным образом проводится работа по дифференциации согласных фонем.

Задачей последнего, шестого этапа занятий является выработка у детей навыков элементарного звукового анализа.

Начинается эта работа с обучения детей определять количество слогов в слове, отхлопывая двух- и трехсложные слова. Логопед должен показатель детям, как отхлопывать слова с раз­ным числом слогов, как выделять при этом ударный слог. Затем по заданию логопеда дети упражняются в отхлопывании различных предложенных им слов. После этого проводится анализ гласных звуков, что можно делать следующим образом. Де­тям раздают по нескольку одноцветных кружков. Логопед про­износит один, два или три гласных звука, например «а», «ау», «иоу», «о» и т. д., и дети раскладывают на столах такое количество кружков, которое соответствует числу произнесенных звуков.

Занятия по развитию навыков звукового анализа можно ус­ложнить следующим образом. Детям раздают три кружка разных цветов, например красный, желтый, зеленый, при этом им говорят, что красный соответствует звуку «а», желтый — «у», зе­леный — «и». Когда они запоминают это, логопед произносит сочетания сначала по два из перечисленных звуков: «ау», «уи», «уа», «аи», затем по три: «ауи», «аиу», «уиа», «уаи», «иуа», «иау», а дети складывают кружки на столах в соответствии с последовательностью их произнесения. Аналогично осуществляется анализ остальных гласных звуков.

После гласных приступают к анализу согласных звуков. При этом необходимо соблюдать определенную последовательность: сначала дети учатся выделять последний согласный звук из слова. Причем легче всего им удается опознание на конце слова глухих взрывных согласных. Происходит это следующим обра­зом. Дети по очереди подходят к столу логопеда и вытаскивают специально -подобранные картинки. Например, для выделения в конце слова взрывных согласных в конверт помещают следую­щие картинки: кот, кнут, паук, каток, танк, мак, жук, лук, веник и т. д.

Ребенок, вынув из конверта картинку, называет ее громко, выделяя голосом последний звук. Затем этот звук ребенок произносит отдельно.

Это упражнение можно варьировать, постепенно усложняя задания: 1) выделив последний звук, разложить картинки так, чтобы в одной стороне наборного полотна оказались картинки, названия которых оканчиваются на звук «т», а в другой — на звук «к»; 2) логопед показывает детям картинку, а при произношении ее названия опускает последний звук, например

 


«тан...», «пау...», «вени...» и т.д. Затем он просит кого-либо из детей назвать все слово и произнести звук, который был опущен.

Дальше работу по развитию навыков звукового анализа следует проводить по методике, разработанной Г. А. Каше и изложенной в ее книге «Исправление недостатков речи у дошкольников».

АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА

При предварительном логопедическом обследовании часто обнаруживаются нарушения в строении и подвижности органов артикуляционного аппарата. В таких случаях параллельно с работой по развитию фонематического восприятия проводится артикуляционная гимнастика (подготовительные упражнения). Целью такой гимнастики является выработка полноценных дви­жений артикуляционных органов, необходимых для правильно­го произношения звуков. Кроме того, с ее помощью происходит объединение простых движений в сложные, в артикуляционные уклады различных фонем.

Как правило, упражнять следует лишь нарушенные движения и только те, которые нужны для постановки определенного звука. Всю систему артикуляционной гимнастики можно разделить на два вида упражнений: статические и динамические. Названия этих упражнений условные, но необходимо, чтобы дети их запоминали. Это, во-первых, повышает их интерес к занятиям, а во-вторых, экономит время, поскольку не приходится всякий раз объяснять, как выполнять то или иное упражнение, достаточно лишь его назвать.


Поделиться с друзьями:

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.034 с.