С нарушениями звукопроизношения — КиберПедия 

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

С нарушениями звукопроизношения

2017-11-17 230
С нарушениями звукопроизношения 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Из сказанного выше понятно, как важно своевременно обследовать речь ребенка с отклонениями в произношении. А это значит, что такое обследование необходимо проводить не ранее 4 и не позднее 5 лет.

При полном обследовании выявляется не только произносительная сторона речи, но и уровень восприятия звуков, способность к их дифференциации на слух. Прежде всего необходимо детально изучить строение и подвижность органов артикуляци­онного аппарата, затем тщательно обследовать звукопроизношение. Кроме того, важно выявить состояние фонематического восприятия. Рассмотрим каждый из этапов логопедического обследования.

Обследование артикуляционного аппарата начинается с проверки строения его органов: губ, языка, зубов, челюстей, нёба. При этом логопед определяет, насколько их строение соответ­ствует норме. При обследовании можно обнаружить следующие аномалии:

губы — толстые, мясистые, короткие;

зубы — редкие, кривые, мелкие, внечелюстной дуги, крупные без промежутков между ними, с большими проме­жутками, отсутствуют резцы верхние, нижние; прикус — открытый передний, открытый боковой, глубокий, мелкий;

челюсти — верхняя выдвинута вперед, нижняя выдвинута вперед;

нёбо — высокое, готическое, узкое, плоское, укороченное, низкое;

язык — массивный, маленький, укороченная уздечка, испещренный.

При проверке подвижности органов артикуляционного аппарата ребенку предлагают различные задания по подражанию. (Вслед за логопедом он, например, должен облизать языком губы, постараться дотянуться языком до носа, подбородка, лево­го, а затем правого уха, пощелкать языком; сделать язык широким, распластанным, а затем узким; поднять кончик высунутого языка вверх и как можно дольше удерживать его в этом положении; перемещать кончик языка то в левый угол губ, то в


правый, меняя ритм движений; высунуть язык как можно дальше, а потом втянуть его глубоко в рот; вытянуть губы вперед трубочкой, а затем растянуть их в широкую улыбку; делать попеременно эти упражнения, меняя ритм движений; выдвинуть вперед нижнюю челюсть, затем оттянуть ее назад, раскрыть широко рот, а затем сомкнуть его и т. д.).

При этом логопед отмечает свободу и быстроту движений органов артикуляционного аппарата, их плавность, а также то, на­сколько легко осуществляется переход от одного движения к другому.

При обследовании произношения звуков необходимо выявить умение ребенка произносить тот или иной звук изолированно и использовать его в самостоятельной речи. Следует отмечать возможные недостатки звукопроизношения: замену, смешение, ис­кажение или отсутствие отдельных звуков — при изолированном произнесении, в словах, в фразах. Кроме того, важно выяснить, как произносит ребенок слова разной слоговой структуры (на­пример, пирамида, милиционер, сковородка), наблюдается ли у ребенка перестановка или выпадение звуков и слогов.

Для исследования произношения звуков в словах необходимо иметь набор специальных предметных картинок. Названия предметов, изображенных на картинках, должны представлять собой слова различного слогового и звукового состава: много­сложные, со стечением согласных, исследуемые звуки должны занимать в них различное местоположение. Самым простым способом обследования умения ребенком произносить те или иные звуки речи является такой: ребенку предъявляются для называния картинки, где изображены предметы, в названиях которых исследуемый звук стоит в разных позициях: в начале, конце, середине слова и в стечении согласных. При проверке произнесения звуков предлагаются, например, следующие картинки:


Ш - шапка, чашка, душ;

Л - лыжи, стол, пол, клумба, иголка, лампа;

ЛЬ --малина, лебедь, полено;

Р - радуга, корова, забор, труба;

ЙОТ _ -яма, юла, перья, стулья, юбка, маяк;

Г - гамак, вагон, нога, рог;

К - мак, комната, ветка, лук;

Х - хлеб, муха, мох, охотник;

С - санки, коса, нос, стакан, стол;

СЬ - сети, письмо, гусь;

З - завод, зубы, коза, звезда, воз;

ЗЬ -зима, корзина, газета;

Ц - цапля, солнце, палец, цветок;

Ж -жук, лужа, нож;

Ч - чайник, качели, печка, ночь;

Щ -щетка, щепки, плащ, клещи.


Как правило, такого обследования оказывается достаточно чтобы выявить отклонения в звукопроизношении ребенка. Однако можно встретиться и с таким случаем, когда изолированно в одном слове ребенок будет правильно произносить звук (называя предъявленную картинку), а в самостоятельной речи ис­кажать его или заменять другим. Поэтому важно также проверить, насколько правильно ребенок произносит проверяемые звуки в речевом потоке. Для этого ребенку следует предложить произнести подряд несколько фраз, в которых бы возможно чаще повторялся исследуемый звук. Хорошо для этой цели использовать пословицы, потешки, скороговорки (ребенку не следует произносить их в быстром темпе, он должен говорить нормально, не торопясь).

С этой целью можно использовать следующие тексты:

на звуки «с» — В лесу темно, все спят давно,

Одна сова не спит, на суку сидит.

на звуки «с», «ч», «щ» — Часовщик, прищурив глаз,

Чинит часики для нас.

«с», «з», «ш», «ж», «т», Белый снег пушистый

«д» — В воздухе кружится

И на землю тихо

Падает, ложится.

«р», «к», «л» — Вез корабль карамель,

Наскочил корабль на мель.

И матросы три недели

Карамель на мели ели.

«л», «к», «р» — У леса на опушке,

Высоко на суку

С утра поет кукушка:

Ку-ку, ку-ку, ку-ку!

«Г», «С», «X» '— Гуси, гуси!

Га-га-га!

Есть хотите?

Да-да-да!

«р», «з», «с», «к», «г» - Роет землю старый крот,

Разрывает огород.

«р», «р'», «ч» - Открываем календарь:

Начинается январь.

В январе, в январе

Много снега на дворе.


В случае неправильного произнесения звука в слове предлагается произнести то же слово отраженно (вслед за логопедом), также слоги с этим звуком — прямые и обратные.

При обследовании фонематического восприятия необходимо выяснить, как ребенок различает на слух отдельные звуки. Особенно это относится к звукам, сходным по артикуляции или близким по звучанию. Необходимо проверить различение всех коррелирующих фонем из групп свистящих и шипящих («са» — «ша» «за» — «жа», «са» — «за», «са» — «ца», «са» — «ча» и т д.),' звонких и глухих («да» — «та», «па» — «ба», «га» — «ка» и т.д.), сонорных («ра»— «ла», «ри» — «ли» и т.д.), мягких и твердых («са» — «ся», «ла» — «ля» и т.д.). С этой целью логопед предлагает ребенку повторять вслед за ним различные оп­позиционные слоги типа «са» — «ша», «ша» — «са», «ач»—«ащ», «са» — «ца», «ра» — «ла», «ша» — «жа» и т.д.

Если ребенок не произносит правильно некоторые звуки, то различение их проверяется следующим образом. Ему предлагается ответить каким-либо действием (поднять руку, хлопнуть в ладоши), если он услышит заранее оговоренный слог в ряду сло­гов, содержащих согласные звуки, наиболее часто смешиваемые с заданным, например слог «ша» среди слогов «са», «ца», «ча», «ща». Можно также предложить ребенку написать или сложить из разрезной азбуки называемые логопедом слоги.

Далее хорошо проверить, различает ли ребенок слова, очень близкие по звучанию, но разные по смыслу, например: жуксуклук, томдомкомломсом, мишкамиска, ко­закоса, лужалыжи, деньтеньпень. Проверять можно разными способами: предложить ребенку либо выбрать нужную картинку, либо объяснить, например, что такое «лужа», что такое «лыжи» и т. д.

Можно также предложить ребенку повторять за логопедом слова типа МашаДашакаша, Пашанашаваша или теньдень, деньпень, баклакмактакрак или жуклуксуктук и т. д. Этот прием позволяет выявить не только уровень фонематического восприятия ребенка, но и его внимание, а также слуховую память.

В результате всестороннего логопедического обследования удается получить необходимые данные, позволяющие сделать заключение о причине, характере и тяжести дислалии, а также наметить пути коррекции дефекта.

Для удобства и экономии времени нужно заранее заготовить таблицы проверки строения и подвижности органов артикуля­ционного аппарата, а также состояния звукопроизношения и фо­нематического восприятия. При обследовании ребенка логопед может проставлять в соответствующих графах таблицы необхо­димые отметки. Например, если строение нёба нормальное, в графе ставится знак «плюс»; если же оно узкое и высокое, в ней пишется слово «готическое». Так же записывается и звукопроизношение, и фонематическое восприятие.

 


Все данные, полученные логопедом в результате обследования, тщательно анализируются, обобщаются и вносятся в соответствующие графы речевой карты.


Поделиться с друзьями:

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.02 с.