Теория общественного договора в философии Нового времени. — КиберПедия 

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Теория общественного договора в философии Нового времени.

2017-11-17 1144
Теория общественного договора в философии Нового времени. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу


Философия Нового времени содержит ряд ценных социальных концепций, среди которых особое место принадлежит концепциям «естественного права» и «общественного договора».
Д. Локк объявляет естественным правом человека его свободу и владение собственностью, приобретенной посредством труда. Для защиты естественных прав граждан необходимо государство, которое является результатом общественного договора.

Основой теории общественного договора является положение о том, что государству предшествовало естественное состояние человека. Условия жизни людей и характер человеческих взаимоотношений в естественном состоянии представлялись не однозначным образом. Гоббс видел естественное состояние в царстве личной свободы, ведущей к " войне всех против всех "; Руссо считал, что это есть мирное идеалистическое первобытное царство свободы; Локк писал, что естественное состояние человека - в его неограниченной свободе, господстве равенства и охраны собственности.

Сторонники естественного права считают государство результатом юридического акта - общественного договора, который является порождением разумной воли народа. В «Левиафане» Гоббса государство возникает, чтобы люди не уничтожали друг друга, т.к. они по природе сильны и злы, к ним применим принцип «человек человеку – волк». Государство охраняет мир и благоденствие граждан, оно наделено сильной абсолютистской властью такой силы, чтобы внушать страх, способный управлять волей всех людей. Законы государства, по мнению Гоббса, должны ограничивать свободы людей (отказ от части своих прав в пользу государства). Гражданское состояние общества возникает на основе добровольного объединения людей и жертвования ими части своих прав.

Теория общественного договора также представлена в трудах ^ Ж.-Ж. Руссо. Основная задача, которую призван решать Общественный договор, состоит, по мнению Руссо, в том, чтобы найти такую форму ассоциации, которая защищает и ограждает всею общею силою личность и имущество каждого из членов ассоциации. Рассматривая государство как продукт Общественного договора, Руссо исходил из того, что каждый человек передает в общее достояние и ставит под высшее руководство общей воли свою личность и все силы. Государство рассматривается Руссо как "условная личность", жизнь которой заключается в союзе ее членов. Главной его заботой, наряду с самосохранением, является забота об общем благе, о благе всего общества, народа. По условиям общественного договора суверенитет принадлежит народу. При этом народный суверенитет понимается как общая воля народа. Он неотчуждаем и неделим. Руссо подчеркивал, что передаваться может власть, но никак не воля.

Руссо выдвигает и развивает идею прямого народного правления, ибо, согласно Общественному договору, "только общая воля может управлять силами государства в соответствии с целью его установления, каковая есть общее благо". Народ, рассуждает мыслитель, не может лишить самого себя неотчуждаемого права издавать законы, даже если бы он этого и захотел. Законы всегда являются актами общей воли. И никто, даже государь, не может быть выше их. Законами являются лишь такие акты, которые непосредственно принимаются или утверждаются путем проведения референдума самим народом.

Наряду с исключительным правом на принятие законов у народа имеется также неотчуждаемое право на сопротивление тиранам. Короли, писал по этому поводу Руссо, всегда "хотят быть неограниченными".
Подчеркивая неделимость суверенитета, Руссо выступил против разделения властей: системе разделения властей Руссо противопоставил идею разграничения функций органов государства.
Из всего сказанного о естественно-правовой теории происхождения государства и права следует, что ее сторонники исходят из того, что народ обладает естественным, неотчуждаемым правом не только на сознание государства на основе Общественного договора, но и на его защиту.
Джон Локк впервые в истории высказал мысль о разделении власти на законодательную, исполнительную и судебную. Решающее значение должна иметь законодательная власть, которая определяет порядок и режим, установленный в обществе.


Поделиться с друзьями:

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.006 с.