Учение о человеке в классической античной философии — КиберПедия 

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Учение о человеке в классической античной философии

2017-11-17 303
Учение о человеке в классической античной философии 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Первым проблему человека затронул Демокрит.

В учении Д. существовали некоторые этические предпосылки: Д. полагал, что смысл жизни человека–стремление к благу. Важным благом для человека является удовольствие, наиболее значимым удовольствием является спокойствие, безмятежность души, что позволяет человеку созерцать мир, постигать истины, т. е. приобщаться к мудрости. Для того чтобы следовать таким путем в жизни, человек должен, опираясь на разум вести соразмерный, умеренный образ жизни.

В 5 в. до н. э. в Древней Греции происходит определенное оживление хозяйственной деятельности, торговли, мореплавания, что было связано с возникновением различных союзов и т. д. Вместе с этим развивается и социальная жизнь. Этот процесс потребовал соответствующей подготовки людей к различным профессиям. В ответ на такую социальную потребность в Древней Греции возникает социальная группа, которая занимается распространением знаний и профессиональной подготовкой (учителя, судьи). Они назывались мудрецами-софистами. Они непосредственно были связаны с познавательской деятельностью, они пытались объяснить познавательские возможности человека, определить рубеж знаний и т. д. Именно поэтому античные софисты пришли к определенным идеям о познавательской деятельности!

II период. Сократ (649-399):

Идеи софистов стимулировали разработку проблемы человека. В учении Сократа проблема человека была существенно разработана. Подчеркивая противоречивость знаний о бытие, Сократ обратил внимание на то, что человек, чтоб познать мир, должен обратить внимание на самого себя (способности, границы разума) а уж потом говорить об остальном. В философии Сократ впервые ставится проблема человека. Если природа и познавалась, то в связи с человеком. Философия– учение о человеке (антропоцентризм)

Проблема человека – проблема самопознания. Девиз: познай самого себя. Метод самопознания: Сократ обратил внимание на разум, мышление, посредством которого и должно осуществляться самопознание. В связи с этим Сократ впервые подчеркивает, что мышление–не произвольный субъективный процесс, а, напротив, закономерный, подчиняющийся общим правилам. Необходимо изучать сам процесс мышления, только участвуя в нем диалоговый характер мышления. Это все постановка вопроса и ответ на него. Даже когда человек мыслит про себя, это тоже диалог. Самопознание и должно осуществляться в процессе диалога и посредством его: в процессе общения человек ставит какой-то вопрос, предполагая ответ собеседника. Затем ответ анализируется и ставится новый вопрос. Диалог предполагает критичность ответа, обоснование, аргументация, диалог-полемика, спор, дискуссия. Цель дискуссии - достижение достаточно полного, обоснованного определения понятий. С. впервые показал, что понятие -основная форма мышления. Основное внимание Сократ уделял определению этических понятий (мужество, прекрасное, добродетель). Софисты показали гибкость понятий (см. пример про адвоката). Рационализм Сократа: рассматривая понятие как основную логическую форму, Сократ основное внимание уделял определению содержания понятий. Именно в связи с этим Сократ уделял особое внимание диалогу как способу эффективного уточнения, углубления содержания понятий, способу более точного определения. С точки зрения Сократа приращение истинных знаний и осуществляется путем определения понятий. Диалог рассматривался Сократом как столкновение различных и противоположных точек зрения, как уточнение, усиление их аргументации, в результате чего достигается синтез, согласие точек зрения и более точное и полное определение. Идеи Сократа получили дальнейшее развитие в учениях некоторых фил-х школ. Например, школа киников.

Отвергая общечеловеческое, они оказались независимыми. Киники хотели, чтобы человек был зависим от минимального количества факторов. Диоген Синопский, который жил в бочке – наиболее известная личность из киников. Вел очень активный образ жизни. Концепция, взгляды киников –выражали определенное понимание свободы, а именно понимание свободы как отказа от социальности общепринятых культурных норм, сведения до минимума потребностей. Киники– название в греческой транскрипции. В римской трактовке – “циники”. В этом смысле слово и вошло в культуру. Развитие взглядов, идей Сократа осуществлялась не только отдельными фил-ми школами, но и творчеством Платона и Аристотеля.

Философские идеи Платона (427-347)

Платон полагал, что душа человека бестелесна и потому неделима и проста и бессмертна и вечна. Она чувственно не воспринимается. Понятие бессмертия трактуется иначе, чем в христианстве. У Платона: души существуют вечно: и до поселения в тело человека, и после физической смерти. Душа пребывает в мире идей и своеобразное понимание познания. Находясь в мире идей, душа созерцает сущность вещей и душа обладает исчерпывающим знанием о сущностях. Становясь душой отдельного человека, душа“забывает”то, что она знала о мире. Однако, если человек занимается самопознанием, стремится к самоуглублению, фиксирует внимание на конкретных вещах, то душа припоминает имеющиеся знания. Именно поэтому человек непосредственно благодаря способности души к пониманию вещей…. Таким образом, чувственное понимание вещей здесь– лишь импульс, толчок к реальному пониманию сущности. Такая концепция познания получила название концепции припоминания. Идеи Платона в их критическом осмысливании были развиты его учеником Аристотелем (з84 – 322). Родился в г. Стагиры и его часто называют стагиритом.

Понимание Аристотелем Души и познавательной способности человека Душа свойственна только естественным предметам, способным к жизни 3 вида души:
растительная

животная –способность ощущать, и поэтому способность к разным чувствам, эмоциям, страстям

разумная – способная к познанию мира

1 и 2 связана с телом и смертна, разумная – бессмертна (у человека есть все три вида души) Разумная душа –частица мирового божественного разума, где она из божественного разума переходит в тело человека при его рождении, после смерти– опять сливается с божественным разумом. Разумная душа получает все знания о формах, сущностях. Однако, являясь душой человека, разумная черта утрачивает чёткость, ясность знаний. Чтобы оживить знания, необходимы интеллектуальные усилия человека и чувственный внешний толчок - познай самого себя, познай свою душу.

Под воздействием вещей внешнего мира, человек получает чувственное восприятие вещи, которые аккумулированы в памяти и создают чувственное знание– опыт. Опыт, будучи обработан с помощью понятий, генерирует различные виды человеческих теоретических знаний

Содержание этического учения:

Основа: идея свободы. Человек –свободное существо, и свободные действия человека определяются не только разумом, но и волей.Именно от воли зависит выбор человеком пути: добродетель или порок Человек, как и вещь, обладает заложенной в него богатой целью, которая определяет его развитие.

Заложенная в человеке цель может быть реализована:

В процессе сознательной, добровольной (свободной) деятельности. При условии, что деятельность осуществляется высшим, лучшим способом. Эта деятельность самодостаточна и самоценна, то есть она не есть средство для чего-то другого, она есть цель (впервые в А. Ф. была поставлена проблема “средства-цель”) Таким образом, свобода человека – его добровольная деятельность, направленная на более полную реализацию


Поделиться с друзьями:

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.009 с.