История этнологической науки. Выдающие этнологи прошлого и современности — КиберПедия 

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

История этнологической науки. Выдающие этнологи прошлого и современности

2017-11-17 668
История этнологической науки. Выдающие этнологи прошлого и современности 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Еще в античное время слоилась гипотеза о трехступенчатом развитии хозяйства: от собирательства к скотоводству, а затем к земледелию. В средние века продолжалось накопление этнографических наблюдений, но в условиях засилья церкви они не получили теоретического осмысления. В 18 веке складывается концепция об универсальных закономерностях всемирно-исторического процесса, зарождается сравнительно-исторический метод исследования. Складывание этнологии как самостоятельной науки относится к середине 19 века и связано с развитием естествознания. Ж.Б. Ламарк, Ч. Дарвин создали теорию, согласно которой все в мире изменяется от простого к сложному, причем эволюция не случайна, а подчиняется закономерностям. Эту концепцию назвали концепцией эволюционизма. Ученые начинают исследовать историю первобытного общества, пользуясь сравнительно-этнографическим методом. Особое место среди крупнейших ученых занимает Л.Г. Морган, который предпринял попытку создать периодизацию истории первобытного общества на основе развития производства и культуры. Большое внимание уделялось в его трудах вопросам семьи и брака. Известны его труды о жизни североамериканских индейцев. К концу 19века стала развертываться критика концепций эволюционизма. Все большее распространение получила концепция диффузионизма, основанная на признании диффузии как основного фактора в развитии культуры, где миграция идей и вещей принимались за основу исторического развития. Одним из первых направлений было учение, известное под название антропогеографии (Ф. Ратцель). Суть ее в том, что определяющую роль в развитии культуры и общества играют диффузия и географическая среда. Существовали также школа «культурной морфологии» (Л. Фробениус) – рассматривали развитие культуры с точки зрения биологических закономерностей, школа «культурных кругов» (Ф. Гребнер) – объясняли развитие культуры взаимодействием так называемых «культурных кругов».

Позднее начинает формироваться концепция функционализма (Б. Малиновский), в которой задачи этнологии были в первую очередь в изучении функций культурных явлений, их взаимосвязей и взаимообусловленностей. Положительным в этом учении был призыв изучать культуру каждого общества как единое явление, в котором все части связаны между собой выполнением определенных функций. Функционалистами был собран большой и достоверный полевой материал.

В Америке в конце 19в. возникло новое учение – «американская школа исторической этнологии», основоположник Ф. Боас. Положительной стороной была борьба с расизмом и колониализмом, но представители этого учения относились отрицательно к широким теоретическим обобщениям и возможности выведения общеисторических закономерностей. Боас считал, что культурные ценности разных народов несопоставимы. Эта идея легла в основу культурного релятивизма.

В это время во Франции складывается «социологическая» школа Э. Дюркгейма, исходившая из идей неопозитивизма. Ее последователи избрали предметом исследования общество, в котором они изучали системы нравственных связей, этнопсихологию. При этом они рассматривали каждое общество как изолированное явление.

З. Фрейд создал учение о психоанализе и затрагивал в свих трудах некоторые проблемы истории первобытного общества и этнографии. Явления культуры, по Фрейду, связывались с неврозами. По Фрейду обществом управляли не социально-экономические, а психологические, биологические законы.

Дальнейшее развитие школ и направлений привело к возникновению культурного релятивизма (идея абсолютизации каждой культуры и отрицание единства человечества), структурализма (вечная и неизменная структура общества, что является отражением извечных свойств человеческого сознания) и др.

Русская этнология сложилась в виде научного направления в середине и19в. на развитие русской дореволюционной этнологии большое влияние оказал эволюционизм (М.М, Ковалевский, Ю.Э. Петри, Л.Я. Штернберг и др.), в начале 20в. он подвергается критике (А.Н. Максимов). В это же время получает распространение марксизм. Советскими учеными было разработано учение о хозяйственно-культурных типах и историко-этнографических областях.


Поделиться с друзьями:

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.008 с.