Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...
Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...
Топ:
Теоретическая значимость работы: Описание теоретической значимости (ценности) результатов исследования должно присутствовать во введении...
Особенности труда и отдыха в условиях низких температур: К работам при низких температурах на открытом воздухе и в не отапливаемых помещениях допускаются лица не моложе 18 лет, прошедшие...
История развития методов оптимизации: теорема Куна-Таккера, метод Лагранжа, роль выпуклости в оптимизации...
Интересное:
Как мы говорим и как мы слушаем: общение можно сравнить с огромным зонтиком, под которым скрыто все...
Средства для ингаляционного наркоза: Наркоз наступает в результате вдыхания (ингаляции) средств, которое осуществляют или с помощью маски...
Что нужно делать при лейкемии: Прежде всего, необходимо выяснить, не страдаете ли вы каким-либо душевным недугом...
Дисциплины:
2017-11-17 | 701 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
Традиционные психотерапевтические модели рассматривают тело и психику как отдельные сущности. Обычно тело «лечат» при помощи телесно-ориентированной терапии, физиотерапии, массажа, а психику – различными формами вербальной терапии. При этом происходит разделение личности на две части. Если у клиента существует разрыв между «душой» и телом, традиционный дихотомический подход может только усугубить его.
Психологическое консультирование – целостный подход, призванный помочь человеку в достижении более гармоничной и счастливой жизни. Поэтому одна из задач психолога-консультанта – устранить разрыв между психическим и телесным. В ходе консультирования психолог должен понять, что у клиента разделено на части и отчуждено, и помочь интеграции этих разделенных частей в целостную личность.
Довольно часто клиент предъявляет сложные экзистенциальные проблемы – смысла жизни, свободы и т.п. При этом клиент говорит только о «высоком», полностью игнорируя то, что у него имеется тело. Довольно часто в такой ситуации эффективным является обращение к телесности, выяснение того, насколько человек удовлетворяет свои материальные («низменные») потребности. Аналогичным образом у клиента, который жалуется только на соматические проблемы, бывает очень полезно прояснить систему ценностей, смысл бытия и т.п.
Тело любого человека – материальный объект, в то время как мысли, чувства, эмоциональные состояния подвержены постоянным изменениям. Важная характеристика человека - степень контакта его психики и тела.1 Есть люди, внимательно относящиеся к сигналам собственного тела и адекватно на них реагирующие. Есть люди, полностью игнорирующие собственное тело.
|
Например, многие из тех, кому сейчас за 30, изучали в школе произведение Н.Островского "Как закалялась сталь". Ее главный герой полностью игнорирует свое тело, относится к нему как к материалу: работает с температурой 40° в лютый мороз, не ест и т.д. К концу жизни он становится развалиной. Самое печальное состоит в том, что герой жил во времена революции, но такое отношение к себе считалось правильным и тиражировалось на протяжении более чем полвека.
В консультативной сессии важными телесными сигналами являются:
· изменение ощущений в теле психолога – напряжений, дрожи и др. (при хорошем контакте тело психолога находится в резонансе с телом клиента – феномен "вегетативной идентификации" по В.Райху)
· изменение дыхания клиента;
· изменение цвета лица клиента;
· изменения в длительности контакта глаз;
· изменения жестов, положения тела, движений и др.
Выражение лица. Лицо представляет собой своеобразную сцену, где все части – рот, нос, глаза, брови – играют свою роль. Выражение лица, или мимика является главным показателем чувств и эмоций человека. Обычно эмоции ассоциируются с мимикой следующим образом:
· удивление – поднятые брови, широко открытые глаза, опущенные вниз кончики губ, приоткрытый рот;
· страх – приподнятые и сведенные над переносицей брови, широко открытые глаза, уголки губ опущены и несколько отведены назад, губы растянуты в стороны, рот может быть открыт;
· гнев – брови опущены вниз, морщины на лбу изогнуты, глаза прищурены, губы сомкнуты, зубы сжаты;
· отвращение – брови опущены, нос сморщен, нижняя губа выпячена или приподнята и сомкнута с верней губой;
· печаль – брови сведены, глаза потухшие; часто уголки губ слегка опущены;
· счастье – глаза спокойные, уголки губ приподняты и обычно отведены назад.
Лицо человека асимметрично, в результате чего левая и правая сторона отражают эмоции по-разному. Левое полушарие мозга контролирует речь и интеллектуальную деятельность и отражается на правой стороне лица. Правое полушарие управляет эмоциями, воображением и сенсорной деятельностью и отражается на левой стороне лица. На левой стороне лица труднее скрыть чувства. Положительные эмоции отражаются равномерно на обеих сторонах лица, отрицательные более отчетливо выражены на левой стороне.
|
Лицо экспрессивно выражает чувства, поэтому говорящий обычно пытается контролировать или маскировать выражение своего лица (И.Атватер, с. 210-219). Для психолога важно отслеживать различные чувства клиента по мере их проявления на лице. Иногда полезно прояснить или уточнить, какое именно чувство испытывает клиент, например: "Это вас возмутило?" или "Сейчас вы злитесь или огорчаетесь?" и т.д.
Визуальный контакт. Визуальный контакт – важный элемент консультативного процесса. Когда психолог смотрит на клиента, это, с одной стороны, выражает его заинтересованность, и, с другой, помогает сосредоточить внимание на том, что говорит клиент. Как говорящий, так и слушающий то отворачиваются друг от друга, то смотрят друг другу в глаза (не более 10 секунд). Легче поддерживать визуальный контакт с клиентом при обсуждении приятной темы, однако люди избегают смотреть в глаза, обсуждая неприятные или запутанные вопросы. Настойчивый или пристальный взгляд в таких случаях воспринимается как признак враждебности и вызывает возмущение.
Визуальный контакт помогает регулировать разговор. Женщины склонны к более длительному визуальному контакту, чем мужчины. Если клиент то смотрит в глаза психолога, то отводит глаза в сторону, это значит, что он еще не закончил говорить. По окончании речи клиент, как правило, прямо смотрит в глаза собеседнику, как бы сообщая: "Я все сказал, теперь ваша очередь".
Таким образом, выслушивая клиента, психологу желательно поддерживать прямой визуальный контакт. При разговоре визуальный контакт должен быть реже. Взгляд психолога, направленный в глаза клиента, обычно обозначает: "Я вас внимательно слушаю".
Жесты и их составляющие. Установки и чувства клиента можно определить по моторике, то есть по тому, как он стоит или сидит, по его жестам и движениям.
Для психолога-консультанта важным является знание коммуникационных жестов. Во всем мире люди улыбаются, когда счастливы, хмурятся, когда печальны. Кивание головой – "да" или утверждение; покачивание головой из стороны в сторону – отрицание или несогласие. Улыбка в совокупности с дружественными жестами обычно обозначает удовольствие или доброжелательность. Психологу необходимо помнить, что невербальные языки разных наций различаются между собой.
|
Жесты нельзя изучать в отрыве, изолированно от других жестов и обстоятельств. Так, почесывание затылка может означать что угодно – перхоть, укус насекомого, выделение пота, неуверенность, забывчивость или произнесение неправды. Совокупность жестов позволяет получить информацию, соответствующую состоянию, чувствам человека. Например, если человек сидит, скрестив ноги, голова и подбородок враждебно наклонены, одна рука лежит поперек тела (как бы защищая его), а щека подперта указательным пальцем и рот прикрыт средним – скорее всего, он относится к вам критически, и его невербальное предложение говорит вам приблизительно следующее: "Я не согласен с тем, что вы говорите, мне это не нравится".
Важным показателем правдивости, искренности, доверия к психологу, а также осознанности отношений клиента к себе и окружающим может служить степень конгруэнтности (согласованности) языка слов и жестов. Например, клиентка может рассказывать, как тепло она относится к мужу, но при этом ее кулаки сжаты, а тело напряжено. Если сигналы неконгруэнтны, лучше полагаться на невербальную информацию. В этом случае психологу важно обратить внимание клиентки на такое рассогласование ее слов и невербальных реакций. Например, он может сказать: "Вы говорили, что очень любите мужа, но при этом хмурились и сжимали правую руку в кулак". Важно также учитывать контекст – если в холодном помещении клиент сидит у окна, скрестив руки и ноги, опустив вниз голову – это может означать, что он замерз, а вовсе не критичное его отношение к чему-то.
Богатство жестикуляции обратно пропорционально положению в обществе. Чем выше социальное и профессиональное положение человека, тем лучше его способность общаться на уровне слов и фраз. Менее образованные люди чаще полагаются на жесты, а не на слова в процессе общения.
|
Быстрота некоторых жестов и их очевидность зависит от возраста человека (например, редуцирование детского жеста неправды – прикрытия рта руками к усовершенствованному жесту прикосновения к носу или ко рту у взрослых людей).
Возможно ли подделать язык телодвижений? Нет, потому что человека выдаст неконгруэнтность между жестами, микросигналами организма и сказанными словами. Даже опытные специалисты могут имитировать нужные движения только в течение короткого времени, так как вскоре организм передаст сигналы, противоречащие сознательным действиям человека. Многие менеджеры и политики являются профессионалами в области копирования жестов. И, хотя трудно подделывать язык тела в течение долгого периода времени, психологу полезно научиться использовать положительные, открытые жесты для успешного общения с другими людьми и избавиться от жестов, несущих, отрицательную, негативную окраску.
Опытные психологи применяют специальные приемы для того, чтобы создать доверительные отношения с клиентом. Сторонники нейролингвистического программирования (НЛП) используют для этой цели простые и изящные техники подстройки. Эти техники также называются отражением, присоединением, настройкой или отзеркаливанием (С.А.Горин). Подстройка к позе означает, что психолог воспроизводит, отражает позу клиента. Психолог также может подстраиваться к жестам, к дыханию, к скорости речи.
Если психолог не использует техники подстройки, то его поза должна, прежде всего, говорить об интересе к собеседнику. Лучше всего, если корпус слегка наклонен вперед, к клиенту. Такая поза как будто говорит собеседнику: "Я весь - внимание". Кивки головой выражают одобрение и поддержку. Если же он сидит, небрежно развалившись в кресле, это воспринимается клиентом как незаинтересованность в общении. Руки, скрещенные на груди, обычно обозначают защиту. Рукопожатие при встрече и расставании воспринимается как доброжелательный жест.
Иногда психолог использует жесты, чтобы прервать клиента (например, если он перескочил с одной темы на другую) или стимулировать его говорить дальше. Он может невербально "задавать вопросы", выражать свои чувства, то есть использовать свое тело как инструмент.
|
|
История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...
Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...
Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...
Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!