Гоу спо альметьевский политехнический техникум — КиберПедия 

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Гоу спо альметьевский политехнический техникум

2017-11-17 178
Гоу спо альметьевский политехнический техникум 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

МИНИСТЕРСТВО ЭНЕРГЕТИКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ГОУ СПО АЛЬМЕТЬЕВСКИЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ ТЕХНИКУМ

КОНСПЕКТЫ ЛЕКЦИЙ

 

ПО ДИСЦИПЛИНЕ «Анализ финансово-хозяйственной деятельности»

ДЛЯ СТУДЕНТОВ СПЕЦИАЛЬНОСТИ 0601 «Экономика и бухгалтерский учет»

Разработала: Зам. директора по экономическим вопросам Н.Г.Хабарова

 

 

Рассмотрено на заседании комиссии экономических дисциплин Протокол №7 от «15» января 2004 г.

Альметьевск 2004

 

Содержание

  Введение.  
1. Содержание дисциплины и ее задачи.  
2. Связь с другими дисциплинами.    
3. Значение дисциплины для подготовки специалистов  
  Раздел 1. Теория экономического анализа.  
Тема 1.1. Научные основы экономического анализа в условиях рыночной экономики.  
1.1.1. Понятие экономического анализа  
1.1.2. Причины возникновения и история развития экономического анализа.  
1.1.3. Экономический анализ и смежные науки.  
Тема 1.2. Предмет, задачи, приемы экономического анализа.  
1.2.1. Предмет и объекты анализа хозяйственной деятельности.  
1.2.2. Принципы анализа хозяйственной деятельности.  
1.2.3. Задачи экономического анализа.  
1.2.4. Методы экономического анализа.  
1.2.5. Методика анализа хозяйственной деятельности.  
1.2.6. Способ сравнения в анализе хозяйственной деятельности.  
1.2.7. Группировка.  
1.2.8. Абсолютные и относительные величины.  
1.2.9. Средние величины.  
1.2.10. Балансовый метод.  
1.2.11. Графический метод.  
1.2.12. Понятие факторного анализа.  
1.2.13. Способ цепной подстановки.  
1.2.14. Индексный метод.  
1.2.15. Способ абсолютных разниц.  
1.2.16. Способ относительных разниц.  
1.2.17. Математичекие методы анализа хозяйственной деятельности.  
1.2.18. Классификация факторов в анализе хозяйственной деятельности.  
Тема 1.3. Виды экономического анализа и его информационное обеспечение.  
1.3.1. Виды анализа хозяйственной деятельности.  
1.3.2. Информационное обеспечение анализа.  
1.3.3. Требования к системе экономической информации.  
1.3.4. Подготовка экономической информации к анализу.  
1.3.5. Система показателей в экономическом анализе.  
1.3.6. Этапы проведения анализа.    
Тема 1.4. Система комплексного экономического анализа.  
1.4.1. Системный подход в анализе хозяйственной деятель- ности  
1.4.2. Этапы комплексного анализа.  
1.4.3. Важнейшие блоки и показатели комплексного экономического анализа.  
1.4.4. Организационные формы и исполнители анализа хозяйственной деятельности.  
1.4.5. Понятие и классификация хозяйственных резервов.  
1.4.6. Принципы организации поиска и подсчета резервов.  
  Раздел 2. Анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия.  
Тема 2.1. Анализ технико-организационного уровня производства.  
2.1.1. Задачи анализа  
2.1.2. Источники информации. Методика анализа.  
2.1.3. Анализ повышения качества продукции.  
2.1.4. Анализ технического развития производства.  
2.1.5. Анализ прогрессивности и совершенствования технологических процессов.  
2.1.6. Анализ уровня организации производства, труда и управления.  
Тема 2.2. Анализ эффективности использования материальных ресурсов.  
2.2.1. Задачи и источники анализа.  
2.2.2. Анализ выполнения плана материально-технического снабжения и обеспеченности материальными ресурсами.  
2.2.3. Анализ потерь продукции из-за нарушения материально-технического снабжения.  
2.2.4. Анализ использования материальных ресурсов.  
2.2.5. Анализ состояния запасов материальных ресурсов.  
2.2.6. Факторы, повышающие материалоемкость продукции.  
2.2.7. Влияние изменения материалоемкости продукции на показатели работы предприятия.  
Тема 2.3. Анализ использования трудовых ресурсов.  
2.3.1. Цели, задачи, источники анализа.  
2.3.2. Анализ численности, состава, структуры и квалификации кадров.  
2.3.3. Анализ движения рабочей силы.  
2.3.4. Анализ производительности труда.  
2.3.5. Факторный анализ производительности труда.  
2.3.6. Факторы, определяющие среднегодовую выработку одного работающего предприятия.  
2.3.7. Анализ использования рабочего времени.  
2.3.8. Анализ непроизводительных затрат рабочего времени.  
2.3.9. Расчет и оценка влияния экстенсивности и интенсивности использования труда на прирост объема продукции.  
2.3.10. Выявление резервов роста производительности труда и влияние их на выпуск продукции.  
2.3.11. Анализ оплаты труда.  
2.3.12. Факторы, влияющие на отклонение фонда оплаты труда.  
2.3.13. Расчет влияния средней заработной платы и численности на фонд заработной платы работников  
Тема 2.4. Анализ производства и реализации продукции.  
2.4.1. Задачи, источники анализа производства  
2.4.2. Использование маркетинговых исследований при определении объема производства и продаж.  
2.4.3. Система показателей, характеризующих объем производства.  
2.4.4. Анализ объема производства продукции.  
2.4.5. Анализ ритмичности производства.  
2.4.6. Анализ качества продукции  
2.4.7. Структура продукции  
2.4.8. Анализ отгрузки и реализации продукции  
Тема 2.5. Анализ состояния и использования основных средств.  
2.5.1. Задачи, цели, источники анализа использования основных средств.  
2.5.2. Общая оценка состояния производственных основных фондов.  
2.5.3. Показатели эффективности использования основных средств.  
2.5.4. Факторный анализ фондоотдачи.  
2.5.5. Анализ использования оборудования.  
2.5.6. Влияние фондоотдачи и среднегодовой стоимости основных фондов на выпуск и реализацию продукции.  
2.5.7. Срок окупаемости основных фондов.  
Тема 2.6. Анализ затрат на производство.  
2.6.1. Цели, задачи, источники анализа.  
2.6.2. Состав и структура затрат на производство продукции.  
2.6.3. Анализ затрат на рубль товарной продукции.  
2.6.4. Анализ общих факторов изменения себестоимости по статьям.  
2.6.5. Анализ прямых материальных затрат.  
2.6.6. Анализ прямых трудовых затрат.  
2.6.7. Анализ косвенных затрат.  
2.6.8. Резервы снижения себестоимости продукции.  
2.6.9. Анализ соотношения «издержки-объемы-прибыль».  
2.6.10. Анализ уровня безубыточности (точки окупаемости).  
Тема 2.7. Анализ финансовых результатов деятельности предприятия.  
2.7.1. Задачи и источники анализа финансовых результатов.  
2.7.2. Анализ состава и динамики балансовой прибыли.  
2.7.3. Факторный анализ прибыли от продажи продукции.  
2.7.4. Формирование и распределение прибыли.  
2.7.5. Система показателей рентабельности.  
2.7.6. Факторный анализ рентабельности.  
2.7.7. Рентабельность вложений в предприятие.    
2.7.8. Резервы увеличения прибыли и повышения рентабельности.  
Тема 2.8. Анализ финансового состояния и деловой активности предприятия.  
2.8.1. Значение, задачи и отбор информации для анализа.  
2.8.2. Оценка статей и разделов баланса.  
2.8.3. Анализ взаимосвязи актива и пассива бухгалтерского баланса. Анализ собственных оборотных средств.  
2.8.4. Оценка оборачиваемости имущества предприятия.  
2.8.5. Анализ эффективности использования нематериальных активов.  
2.8.6. Анализ состояния денежных средств.  
2.8.7. Анализ эффективности использования оборотных средств.  
2.8.8. Анализ структуры источников средств предприятия.  
2.8.9. Анализ использования основного капитала.  
2.8.10. Анализ кредитоспособности предприятия.  
2.8.11. Анализ платежеспособности предприятия.  
2.8.12. Ликвидность.  
2.8.13. Показатели ликвидности.  
2.8.14. Анализ финансовой устойчивости предприятия.  
2.8.15. Анализ финансовых коэффициентов.  
2.8.15.1. Показатели оценки рентабельности предприятия.  
2.8.15.2. Показатели оценки эффективности управления и прибыльности продукции.  
2.8.15.3. Показатели деловой активности.  
2.8.15.4. Показатели оценки рыночной устойчивости.  
  Список используемой литературы.  

 

Введение.

1. Содержание дисциплины и её задачи.

Переход к рыночной экономике требует от предприятий повышение эффективности производства, конкурентоспособности продукции и услуг на основе достижений научно-технического прогресса, эффективных форм хозяйствования и управления производством, преодоление бесхозяйственности, активизация предпринимательства, инициативы и т.д.

Важная роль в реализации этой задачи отводится анализу хозяйственной деятельности предприятия.

С его помощью вырабатывается стратегия и тактика развития предприятия, обосновываются планы и управленческие решения, осуществляется контроль за их выполнением, выявляются резервы увеличения эффективности производства, оцениваются результаты деятельности предприятия, его подразделений и работников.

Современные специалисты – бухгалтера и экономисты должны владеть методикой системного, комплексного анализа финансово-хозяйственной деятельности предприятия.

Учебная дисциплина «Анализ финансово-хозяйственной деятельности» является специальной дисциплиной при подготовке выпускников по специальности 0601 «Экономика и бухгалтерский учет» и 0602 «Менеджмент».

При помощи экономического анализа составляется бизнес-планы, проводятся маркетинговые исследования, разрабатывается финансовая политика предприятий и фирм.

Основная задача данного курса – изучение теоретических основ и приобретение практических навыков анализа хозяйственной деятельности предприятий.

2. Связь с другими дисциплинами.

Дисциплина «Анализ финансово-хозяйственной деятельности» базируется на знаниях и умениях, полученных студентами при изучении дисциплин «Микроэкономика», «Бухгалтерский учет», «Финансы и кредит», «Маркетинг», «Менеджмент», «Аудит», «Статистика» и др.

Экономический анализ- это комплексная специальная наука, требующая знаний различных дисциплин.

Без знания теории и практики экономического анализа нельзя рационально использовать имеющиеся резервы.

3. Значение дисциплины для подготовки специалистов.

В условиях различных форм собственности, особенно актуальной становится проблема надежности потенциальных партнеров, их состоятельности.

Рыночные отношения предполагают тщательное изучение финансовых возможностей потенциальных контрагентов, что основывается на использовании финансовых отчетностей предприятий.

Грамотный бухгалтер может определить возможности предприятия погасить обязательства, его платежеспособность, способность приносить достаточный доход, ликвидность активов и баланса, рентабельность и обеспеченность оборотными средствами, тип финансовой устойчивости и т.д. Это не возможно сделать без знания экономического анализа.

Л.2. стр.3-4, л.1. стр.3-4

Предмет и объекты АХД.

Каждая наука имеет свой предмет исследования, который она изучает соответствующей целью присущими ей методами.

Предметом той или иной науки следует считать то специфическое что позволяет отличить ее среди множества других наук (медицина – человек).

Предмет науки определить очень сложно. Предметом анализа являются:

1. хозяйственная деятельность предприятий.

2. хозяйственные процессы и явления,

точнее экономические результаты хозяйствования как следствия экономических процессов.

Большинство исследователей считают предметом АХД экономические процессы, которые происходят в результате хозяйственной деятельности.

Однако экономические процессы изучают многие науки (экономика, статистика, бухгалтерский учет). Что изучает предмет АХД?

Предметом экономического анализа является причины образования и изменения результатов хозяйственной деятельности. Познания причинно-следственных связей хозяйственной деятельности предприятий позволяет раскрыть сущность экономических явлений и на этой основе дать правильную оценку достигнутым результатам, выявить резервы повышения эффективности производства, обосновать планы и управленческие решения.

Т.о. предметом АХД является причинно-следственные связи экономических явлений и процессов.

Объектами АХД являются экономические результаты хозяйственной деятельности. Это может быть производство и реализация продукции, себестоимость, использование материальных, трудовых, финансовых ресурсов, финансовые результаты производства, финансовое состояние предприятия и т.д.

Принципы АХД.

2. Государственный подход – экономическая оценка какого либо явления должна учитывать государственную экономическую, социальную, экологическую, международную политику и законодательство.

3. Научность – анализ должен основываться на требованиях экономических законов развития производств, использовать достижения научно-технического прогресса и передового опыта, новейшие методы экономических исследований.

4. Комплексность – это всестороннее изучение причинных зависимостей в экономике предприятия.

5. Системность – при этом каждый изучаемый объект рассматривается как сложная динамическая система, состоящая из ряда элементов, связанных между собой и с внешней средой.

6. Объективность – анализ должен быть точным, конкретными базироваться на достоверной, проверенной информации, а выводы анализа должны быть обоснованы и точно рассчитаны.

7. Действенность – анализ должен активно воздействовать на ход производства и его результатов, своевременно выявлять недостатки, просчеты, упущения в работе, т.е. практическое использование методов анализа для управления предприятием.

8. Плановость – анализ должен осуществляться по плану, систематически, а не от случая к случаю.

9. Своевременность – анализ должен быть оперативным т.е. нужно быстро и четко проводить анализ, применять управленческие решения и претворять их в жизнь.

10.Демократизм – участие в проведении анализа широкого круга работников предприятия обеспечивают более полное выявление передового опыта и использование имеющихся внутрихозяйственных резервов.

11.Эффективность – затраты на проведение анализа должны давать много кратный эффект.

Этими принципами руководствуются при проведении экономического анализа любого уровня.

Методика АХД.

 

Под методикой понимается совокупность способов, правил наименее целесообразного выполнения какой – либо работы.

Любая методика анализа представляет собой советы по его проведению.

Методика обычно содержит:

а) задачи и формулировка целей анализа;

б) объекты анализа;

в) системы показателей, с помощью которых будет исключаться каждый объект анализа;

г) советы по периодичности и последовательности проведения анализа;

д) описание способов исследования изучаемых объектов;

е) источники анализа;

ж) ответственные лица;

з) технические средства анализа;

к) характеристика документов, в виде которых оформляются результаты анализа;

л) потребители результатов анализа.

В качестве важнейшего элемента методики АХД выступают технические приемы и способы анализа – это его инструменты.

В АХД используются много различных способов. Среди них можно выделить традиционные способы, которые широко применяются и в других дисциплинах для обработки и изучения информации (сравнения, графический, балансовый, средних и относительных чисел, аналитических группировок).

Для изучения влияния факторов не результаты хозяйствования и подсчеты резервов в анализе применяются такие способы, как цепные подстановки, абсолютной и относительной разницы, интегральный метод, корреляционный, компонентный, методы линейного, выпуклого программирования, теория игр, исследования операций, эвристические методы решения экономических задач и др.

Применение тех или иных способов зависит от цели и глубины анализа, объекта исследования, технических возможностей выполнения расчетов и т.д.

Способ сравнения в АХД.

 

Способ сравнения используется нами на каждом шагу, временами несознательно. Всё познается в сравнении. В процессе сравнения неизвестное явление, предмет сопоставляется с уже известным с целью определения общих черт или различий между ними.

В экономическом анализе сравнение может использоваться как основной или вспомогательный способ.

В экономическом анализе всегда существует база для сравнения, это может быть плановое задание, данные нормативов, других предприятий, среднеотраслевые сведения.

Существуют следующие виды сравнений:

1) Оценка степени выполнения плана когда фактические данные сравниваются с плановыми.

2) Сравнения фактических данных с нормативными позволяет контролировать расход материально-сырьевых ресурсов.

 

Способы анализа хозяйственной деятельности предприятия:

 

Традиционные способы обработки информации Способы детерменирован-ного факторного анализа   Способы стохастического факторного анализа Способы оптимизации показателей
Сравнение   Относительных и средних величин   Графический   Группировочный   Балансовый Цепные подстановки   Индексный метод   Абсолютной разницы   Относительной разницы   Интегральный   Пропорциональное деление Корреляционный анализ   Дисперсный анализ   Компонентный анализ   Современный многомерный факторный анализ Экономико матема- тические методы   Программирование   Теория игр   Исследование операций

Рисунок 1. Приемы анализа.

 

3) Определение тенденций развития экономических процессов предприятия путем сравнения данных анализируемого предприятия с данными промышленности.

4) Показатели предприятия сравниваются с показателями других отраслевых предприятий или предприятиями региона, находятся резервы повышения производства.

5) Сравнение показателей предприятия с показателями передовых предприятий.

6) Сопоставление различных вариантов управленческих решений с целью выбора оптимального.

7) Сравнение показателей до и после изменения какого либо фактора с целью определения влияния этого фактора на резервы предприятия.

Рассмотрим пример сравнительного анализа в таблице1

Таблица 1. Выполнение плана по производству продукции.

Вид продукции Объем производства, млн. р. Абсолютное отклонение от плана Выполнение плана, %
План Факт
А     +27  
Б     -25  
В     +10  
и т.д.
Всего     +200  

 

В таблице определяется степень выполнения плана.

Группировка

 

Группировка – это выделение среди изучаемых явлений характерных групп по тем или иным признакам сгруппированные данные оформляются в виде таблиц таким образом, чтобы легко было сделать сравнение.

Группировка позволит отделить главное от второстепенного, но это возможно лишь тогда, когда сделан правильный выбор группировочного признака.

Группировки могут быть простыми, когда изучают взаимосвязь между явлениями, сгруппированными по какому либо одному признаку, и комбинированными, когда деление совокупности сначала осуществляется по одному признаку, а затем, внутри каждой группы, по второму.

Рассмотрим пример группировки.

 

Таблица 2. Показатели выполнения норм выработки (данные взяты из нарядов, сменных рапортов)

Группа рабочих – сдельщиков по специальностям Распределение рабочих по степени выполнения норм выработки Средний процент выполнения норм
До 100% 100-110% 110% и более итого
Бетонщики          
Монтажники конструкций          
         

 

Правильная группировка информации дает возможность изучать зависимость между показателями, более глубоко разобраться в сущности изучаемых явлений, определить главное, характерное и типичное.

Средние величины.

 

Для обобщающей характеристики качественно однородных экономических явлений пользуются средними величинами. Они характеризуют общие, типичные черты совокупности.

В АХД используются разные средние величины: среднеарифметические (простые и взвешенные), среднегеометрические, средние геометрические, средние хронометрические, среднеквадратические и др.

При анализе, используя средние величины, нужно раскрывать детально положительные и отрицательные стороны явлений.

Балансовый метод.

 

Балансовый способ нужен для отражения соотношений двух групп взаимосвязанных и уравновешенных экономических показателей, итоги которых должны быть тождественны. Он применяется в бухгалтерском учете и АХД. Этот метод широко используется при анализе обеспеченности предприятия трудовыми, финансовыми, материально-сырьевыми ресурсами и основными средствами. Некоторые отчетные формы составляются по этому методу (бухгалтерский баланс)

Графический метод.

 

Графики представляют собой масштабное изображение показателей, чисел с помощью графических знаков (линий, прямоугольников, кругов, секторов) или условно-художественных фигур.

Благодаря этому методу материал становиться более доходчивым и понятным.

Основные формы графиков используемых в АХД – это диаграмма.

По форме диаграммы бывают столбиковые, полосовые, круговые, квадратные, линейные, фигурные.

По содержанию различают диаграммы сравнения, структурные, динамические, графики связи, графики контроля и т.д.

Понятие факторного анализа.

 

Все явления и процессы хозяйственной деятельности предприятий находятся во взаимозависимости и обусловленности. Одни из них непосредственно связаны между собой, другие качественно.

Каждое явление можно рассматривать как причину и как результат. Отсюда в АХД важным вопросом является изучение и измерение влияния факторов на величину экономических показателей.

Под факторным анализом понимается методика комплексного и системного изучения и измерения воздействия факторов на величину результативных показателей.

Различают детерминированный (функциональный) и стохастический (корреляционный) факторные анализы.

Детерминированный факторный анализ изучает функциональную связь между показателями.

Стохастический факторный анализ изучает когда между факторами и результативными показателями связь является неполной, вероятностной (корреляционной).

Рассмотрим способы измерения влияния факторов в детерминированном анализе.

К ним относятся способы цепной подстановки, индексный, абсолютных разниц, относительных разниц, пропорционального деления и интегральный метод.

Первые четыре основываются на методе элиминирования.

Элиминировать – это значит устранить исключить воздействие всех факторов на величину результативного показателя кроме единого.

Способ цепной подстановки.

 

Заключается в получении ряда значений обобщающего показателя, путем последовательной замены базисных значений факторов фактическими.

Сущность метода состоит в том, что степень влияния каждого фактора на общий результат устанавливается последовательно, путем постепенной замены одного показателя другим, причем один из них рассматривается переменным при неизменных других.

В таблице 3 приведен пример влияния средней численности рабочих, выработки и количества выходов на одного рабочего в год, на объем выполненных работ. После этого анализа устанавливаются причины отклонений и намечаются мероприятия по ликвидации негативных последствий.

 

 

Таблица 3. Факторный анализ объема продукции

Показатели Факторы Объем продукции млн.р. Отклонения от предыдущего расчета.
Среднемесячная численность рабочих Количество выходов Выработка в рублях за час
Плановые показатели План План План План 1684,4 -
1-й пересчет изменения численности Отчет План План Расчет 1778,4 +94
2-й перерасчет изменение количества выходов Отчет Отчет План Расчет 1732,8 -45,6
3-й перерасчет изменение выработки Отчет Отчет Отчет 42 Отчет 1819,44 +86,64
Итого:         +135,04

 

 

1.2.14.Индексный метод

 

Индексный метод основан на относительных показателях динамики, выражающих отношение фактического уровня анализируемого показателя в отчетном периоде и его базисному уровню.

С помощью индексов можно выявить влияние различных факторов на изменение уровня результативных показателей.

Различают индексы индивидуальные, характеризующие динамику простых показателей и групповые, свойственные определяющему явлению в целом. Также индексы бывают базисные, характеризующие изменение явления относительно базисного периода и ценные, характеризующие изменение явления относительно предыдущего периода.

Jбаз = Vi / V1; (1) Jц = Vi / Vi-1; (2)

 

Рассмотрим индекс стоимости товарной продукции:

Jт.п. = S q1p1/Σq0p0; (3)

где, q - изменение физического объема товарной продукции;

р – цена продукции

Чтобы установить, как изменилась стоимость товарной продукции за счет количества произведенной продукции и за счет цен, нужно рассчитать индекс физического объема.

Jq = Σq1·p0 ; (4)

Σq0·p0

 

и индекс цен

Jp = Σq1·p1

Σq1·p0; (5)

Если из числителя выше приведенных формул вычесть знаменатель, то получится абсолютные приросты валовой продукции в целом и за счет каждого фактора в отдельности, т.е. те же результаты, что и способом ценных подстановок.

Способ абсолютных разниц

 

Способ абсолютных разниц является одной из модификаций экономического планирования. Достоинством его является простота. Особенно эффективно применяется этот способ в том случае, если имеются уже факторным показателям.

При его использовании величина влияния факторов рассчитывается умножением абсолютного прироста исследуемого фактора на базовую величину факторов, которые находятся справа от него, и на фактическую величину факторных, расположенных слева от него в модели.

Например алгоритм расчета У = а * в * с * d.

Имеются плановые и фактические значения по каждому фактору, а также их абсолютные отклонения.

Dа = Аф – Апл; Dв = Вф – Впл; (6)

Dс = Сф – Спл; Dd = Дф – Дпл;

Определим изменения величины результативного показателя за счет каждого фактора:

DУа = Dа х Впл х Спл х Дпл; (7)

DУв = Аф х Dв х Спл х Дпл;

DУс = Аф х Вф х Dс х Дпл;

Д = Аф х Вф х Сф х Dд;

Расчет построен на последовательной замене плановых значений факторных показателей на их отклонения, а затем на фактический уровень этих показателей.

Способ относительных разниц

 

Способ относительных разниц значительно проще способа ценных подстановок. Он используется для факторного анализа чаще всего тогда. когда исходные данные содержат уже определенные ранее относительные отклонения факторных показателей в процентах или в коэффициентах.

Рассмотрим методику на примере модели:

У = А х В х С

Сначала необходимо рассчитать относительные отклонения факторных показателей

DА% = Аф – Апл х 100; (8)

Апл

 

DВ% = Вф – Впл х 100;

Впл

 

DС% = Сф – Спл х 100;

Спл

 

Тогда отклонения каждого фактора результативного показателя за счет определится следующим образом:

а = Упл х DА%; DУв = (Упл + DУа) х DВ%;

100 100

 

с = (Упл + DУа + DУв) х DС%; (9)

 

Согласно этому правилу, для расчета влияния первого фактора необходимо базисную (плановую) величину результативного показателя умножить на относительный прирост первого фактора, выраженного в процентах, а результат разделить на 100.

Чтобы рассчитать влияние второго фактора, нужно к плановой величине результативного показателя прибавить изменение его за счет первого фактора и затем полученную сумму умножить на относительный прирост второго фактора в процентах и результат разделить на 100 и т.д.

Требования к системе экономической информации

 

Вся система экономической информации должна соответствовать потребностям АХД, т.е. содержать данные о тех направлениях деятельности, которые нужны аналитику.

Информация должна постоянно совершенствоваться, пересматриваться формы документов, их содержание, появляться новые формы сохранения и накопления данных (компьютерная техника).

Экономическая информация должен отвечать следующим требованиям:

1) быть объективной, т.е. правильно отражать действительность, иначе выводы, сделанные по результатам анализа будут неверными;

2) единство информации, поступившей из разных источников (планового, учетного и внеучетного характера).

3) оперативность – информация должен поступать к аналитику как можно быстрей, это позволит своевременно вмешаться в процесс производства и его результаты, этому способствуют современная связь и компьютерная техника.

4) эффективность - т.е. требовать минимума затрат на сбор, хранение и исполнение данных. Вместе с тем, она должна максимально полно обеспечивать запросы анализа и управления.

Подготовка экономической информации к анализу

 

Подготовка информатики к АХД включает проверку данных, их сопоставимость, упрощения числовой информации.

Информация проверяется 1) на доброкачественность. Сначала проверяют на сколько полными являются данные, которые содержат планы и отчеты, правильно ли они оформлены. Документация проверяется арифметически, а также согласуются показатели, приведенные в разных таблицах.

2) данные проверяются по существу – на сколько тот или иной показатель соответствует действительности. Логическое осмысление данных.

3) сопоставимость показателей. Всю числовую информацию после проверки ее доброкачественности приводят в сопоставимый вид. Производят округление, упрощают данные. При этом очень часто определяют средние и относительные величины, что позволяет облегчить обобщающую оценку.

4) аналитическая обработка данных – это непосредственный анализ. Наибольший отведенный рабочий этап аналитика. Для этого необходима методическая подготовка работников, обеспеченность их техническими средствами. Ответственность за все чаще возлагается на специалиста, который осуществляет руководство аналитической работой на предприятии.

Этапы проведения анализа.

 

1. Подготовительный – выбирается объект будущего исследования, создается временное исследование группы из специалистов разного направления для большого полного охвата всех инженерно-экономических и технологических особенностей объекта. Разрабатывается календарный план проведения анализа, оформляются все нормативные документы – приказы материального поощрения и т.д.

2. Информационный этап – сбор, изучение и обобщение разнообразных данных об исследуемом объекте. Собирается вся возможная экономическая информация, от полноты и достоверности которой зависит успех последующих этапов анализа.

3. Аналитический этап – здесь производится детализация изучаемого объекта на функции, их классификация. Разрабатываются предложения по усовершенствованию анализируемого объекта. На этом этапе проводятся все необходимые технические, технологические и экономические расчеты.

4. Оформление результатов анализа осуществляется в виде документов – пояснительных записок, справки, заключения. Записка направляется в выше стоящие органы. Содержание объяснительной записки должно быть достаточно полным, содержать выводы о результатах хозяйственной деятельности, предложения по их улучшению. Аналитическая часть записки содержит расчеты, таблиц


Поделиться с друзьями:

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.025 с.