Типология конфликтных личностей. — КиберПедия 

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Типология конфликтных личностей.

2017-11-17 333
Типология конфликтных личностей. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Немало конфликтов возникает из-за сложности характера некоторых людей.

Из числа конфликтных личностей можно выделить 6 характерных типов. Каждый из них мы обозначим одним (для краткости) словом.

"Демонстративные":

Характеризуются стремлением быть всегда в центре внимания, пользоваться успехом. Даже при отсутствии каких либо оснований могут пойти на конфликт, чтобы хоть таким способом быть на виду.

"Ригидные":

Слово “ригидный” означает негибкий, непластичный. Люди, принадлежащие к этому типу, отличаются честолюбием, завышенной самооценкой, нежеланием и неумением считаться с мнением окружающих.

Раз и навсегда сложившееся мнение ригидной личности неминуемо приходит в противоречие с изменяющимися условиями и вызывает конфликт с окружающими. “Если факты нас не устраивают — тем хуже для фактов”.

"Неуправляемые":

Люди, относящиеся к этой категории, отличаются импульсивностью, непродуманностью, непредсказуемостью поведения, отсутствием самоконтроля. Поведение — агрессивное, вызывающее.

"Сверхточные":

Это добросовестные работники, особо скрупулезные, подходящие ко всем (начиная с себя) с позиций завышенных требований. Всякого, кто не удовлетворяет этим требованиям (а таких большинство), подвергают резкой критике.

Характеризуются повышенной тревожностью, проявляющейся, в частности, в подозрительности. Отличаются повышенной чувствительностью к оценкам со стороны окружающих, особенно руководителей. Все эти особенности нередко приводят к неустроенности личной жизни.

"Рационалисты":

Расчетливые люди, готовые к конфликту в любой момент, когда есть реальная возможность достичь через конфликт личных (карьеристских или меркантильных) целей.

“Безвольные”:

Отсутствие собственных убеждений и принципов может сделать безвольного человека орудием в руках лица, под влиянием которого тот оказался. Опасность этого типа происходит из того, что чаще всего безвольные имеют репутацию добрых людей, от них не ждут никакого подвоха.

Поэтому выступление такого человека в качестве инициатора конфликта воспринимается коллективом так, что его “устами глаголет истина”.

Этот тип (как и предыдущий) является “ситуативным”, т.е. проявляется только при создании определенной ситуации. В данном случае — это наличие отрицательного влияния на безвольного человека. Представители всех остальных типов идут на конфликт сами.

“Пестрое платье” конфликта.

Конфликт, как любое жизненное явление, проанализированное и изученное, обладает рядом существенных признаков.

Овладеть конфликтом - прежде всего, обнаружить его сущностные черты, понять его содержание.

Прежде всего, конфликты могут различаться по содержанию, то есть по предмету его столкновения. Если условно обозначить субъект конфликта буквами “S1” и “S2”, а предмет их интереса - объект столкновения - “О”, то формулой содержания конфликта станет “S1® О S2”, а дополнением к ней предметное обозначение объекта столкновения. С этой точки зрения, конфликты по их содержанию могут быть охарактеризованы как бытовые, административные, профессиональные, идеологические, психологические, амбиционные, этические.

Если конфликт между субъектами не имеет предмета столкновения, то он, разумеется, является пустым. В подобном “ пустом конфликте ” нет содержательного компонента. Основа его — неблагоприятное психологическое состояние субъекта. Принцип действия таких конфликтов — “Я против, потому что мне сейчас плохо!”

Схематически эту группу конфликтов можно выразить так:

(S1® O S2)

Про “пустые” конфликты говорят, что они яйца выеденного не стоят, и это очень точно сказано, потому что основанием такого рода столкновения является временное особое состояние субъекта, а причина, то есть, объект интереса, отсутствует, столкновение “играется” вокруг пустоты. И как только налаживается психологическое состояние одного из субъектов, налаживаются отношения. Здесь не надо разрешать конфликт, ибо его нет. Но здесь очень надо быть внимательным к Другому, замечать его самочувствие, уважать неблагоприятное состояние партнера.

Противоречие между характеристиками психологических процессов и свойств психики двух субъектов порождают психологический конфликт: один субъект при взаимодействии с другим субъектом чувствует себя дискомфортно в силу каких-либо особенностей психики этого партнера взаимодействия, будь это особенности темперамента, мышления, воображения, воли, ощущения.

Предметом столкновения в психологическом конфликте является психологическое свойство, неудобное для одного из субъектов: S1® особенность свойств и психических процессов S2.

Последняя разновидность конфликта — конфликт смещенного основания: здесь параллельно присутствуют два предмета интереса двух субъектов, и у каждого — свой, и субъекты в столкновении предъявляют друг другу различные по характеру требования. Схематически данную группу конфликтов можно отобразить так: S2® O1

О2 S 2

Таким образом, если мы спросим себя, чем наполнен конфликт или каково содержание конфликта, то нам следует определить объект столкновения или предмет интереса субъектов. Проделав данную духовную работу, мы почувствовали себя значительно легче, мы стали понимать суть происходящего. Более того, обнаружив, что конфликт “пустой” или “смещенного основания”, мы отказываемся от поддержания столкновения, приостанавливаем ход события, высвечивая для партнера и для себя самого характер содержания случившегося.

Осмысливая содержание конфликта, мы уже приступаем к его разрешению.

Межличностный конфликт — столкновение интересов двух автономных личностей, заявивших о праве на предмет столкновения. Это самый распространенный вид, когда два человека ведут конфликт и ответственны за его исход.

Межгрупповой конфликт — столкновение интересов двух групп как совокупных субъектов: S группа1® О S группа2. Это могут быть два класса, вступившие в отстаивание своих групповых интересов. Носителями и выразителями интереса группы становятся отдельные лица как представители группы, они выражают волю группы как таковой.

Внутриличностный конфликт — это конфликт, в котором противоречие возникает между двумя внутренними мотивами одного человека. Проявление внутриличностного конфликта таков: “хочу, но не могу в силу ряда причин” или и так плохо, и иначе плохо”.

Межличностный, внутриличностный, межгрупповой конфликты могут по содержанию быть административными, профессиональными, бытовыми, психологическими, этическими, амбиционными. Разнообразие одной характеристики, помноженное на многообразие другой характеристики конфликта, дает представление о широкой палитре конфликта.

Способность выделять характеристики конфликта дает возможность четко классифицировать конфликт, выбрать наиболее адекватный способ его разрешения, а, следовательно, выработать нужную стратегию и тактику поведения.

Попробуем создать модель конфликта в ее схематическо-графическом виде, используя три основания для классификации. Вот как выглядит этот таинственный пугающий феномен, разложенный на элементы многоликости:

 

Вероятно, можно посчитать, сколько разновидности конфликта существует. Впрочем, не станем этого делать, ибо схема всегда груба, прямолинейна, в ней не отражены переходы, переливы, единичные исключительные случаи - продукты фантастических обстоятельств. Отметим только, что предложенная картинка (либо другая какая-то, вариантов схематического отражения несколько) сослужит хорошую службу для будущего восприятия ситуаций жизни чем-то похожих на конфликт.

Особое место занимает конфликтвзрослого и ребенка. Он существенным образом отличается от всего того, о чем мы говорили выше. Здесь заведомо субъекты конфликта неравны по уровню развития. Человек (взрослый), обладает большим жизненным опытом, у него развита способность к осмыслению ситуации. Ребенок же имеет небольшой жизненный опыт, поведение его импульсивно, воля слаба, способность аналитической деятельности развита слабо. Именно поэтому взрослый должен взять на себя ответственность за ход конфликта. Он должен умело довести его до логического завершения так, чтобы оно позволило личности ребенка подняться на новый уровень развития.

Дети учатся разрешать конфликты в процессе общения со взрослыми. Благодаря подражанию, они воспроизводят способы разрешения конфликтов без осознания самого конфликта. опираясь на накопленный опыт, которое дает им наблюдение, они, невольно обобщая, используют этот опыт без боязни конфликтов. Иногда они поражают нас рассудительностью и находчивостью в конфликтной ситуации. Столь же часто умиляют окружающих справедливостью, проявлением в момент столкновения с интересами Другого.

Функции конфликта.

Некоторые ученые насчитывают около 30 функций конфликта. Ростовский исследователь Ю. Запрудский разделил все функции на две группы: “материальные” и “духовные”, а затем, “отвлекаясь от различий материального и духовного свойства”, отметил три наиболее важные общие функции, присущие любым конфликтам: “сигнальную, дифференцирующую и динамическую”.

Конструктивные функции:

Учитывая, что конфликт есть форма выражения противоречия, его проявления и разрешения, отметим прежде всего такую общую функцию, как информационно-познавательная. В самом деле, любой конфликт сигнализирует о наличии проблемы, требующей решения, позволяет ее познать, поскольку выявляется в совокупности воспринимаемых людьми фактов. Конфликт стимулирует познание интересов, ценностей, позиций, сталкивающихся в противоборстве субъектов. Разногласия, дискуссии как формы конфликтного поведения способствуют поиску истины. В ходе и в результате взаимных столкновений агенты лучше узнают друг друга, усваивают полезный с точки зрения каждой стороны опыт, находя, при желании, возможные точки соприкосновения их взглядов и интересов. В процессе конфликта раскрывается подлинная картина того, что представляет из себя каждая сторона, какие ценности (и ценности ли) она отстаивает.

Другая всеобщая функция конфликта - интегративная. Казалось бы мы имеем дело с парадоксом: конфликт способствует интеграции, объединению людей. Возникновение, развитие, а главное разрешение конфликта сплачивает группы, сообщества, способствует гармонизации общественных отношений, симулирует социализацию групп и индивидов, а тем самым содействует формированию необходимого равновесия в общественном организме. (поиск сторонников, единомышленников ведет к объединению людей, то есть их интеграции).

Конфликт - фактор социальной дифференциации - оборотной стороны интеграции. Дифференцирующее воздействие на организм антагонистического конфликта выражается в расколе общества на полярности, группы, которые соперничают в конфликте.

Одна из общих функций конфликта - функция стимулирования адаптации к изменяющейся среде. Понятно, что процесс адаптации не происходит без противоречий и конфликтов между старым и новым, отжившим и нарождающимся.

Конфликты - движущий механизм изменений, процессов развития, модернизации и распада исчерпавших себя образований. Они - гарантия прогресса, поскольку предполагают вскрытие и преодоление противоположностей интересов, ценностей, позиции общественных сил.

До сих пор шла речь о конструктивных функциях конфликта. Однако они не отделимы от разрушительных последствий, от дисфункции. Объективные последствия конфликта (конструктивные либо деструктивные) зависят от многих переменных и, в значительной степени, от средств борьбы. Насильственные средства ведут к расколу, а не к интеграции. Насильственный конфликт может перерасти в хроническую форму, стать конфликтом антагонистическим, даже если ранее он таковым не был.

Позитивные (конструктивные) функции конфликтов не реализуются, если а) они не регулируются совместными усилиями противоборствующих агентов; б) подавляются одной из сторон. Реализация потенциальных позитивных возможностей конфликтов оказывается успешной при условии признания их целесообразными, плодотворными как нормального состояния общественных отношений.

Таблица №1.

Функции конфликтов

Позитивные Негативные
разрядка напряженности между конфликтующими сторонами большие эмоциональные, материальные затраты на участие в конфликте
получение новой информации об оппоненте ухудшение социально-психологического климата между конфликтующими
сплочение коллектива, организации при противоборстве с внешним врагом чрезмерное увлечение процессом конфликтного взаимодействия в ущерб работе
стимулирование к изменениям и развитию после завершения конфликта - уменьшение степени сотрудничества между агентами
диагностика возможностей оппонентов сложное восстановление отношений (“шлейф конфликта”).

 


Поделиться с друзьями:

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.027 с.