Основные этапы развития отечественного конституционализма. Конституционные акты России дореволюционного периода (до октября 1917 г.) и Конституция УНР 1918 г. — КиберПедия 

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Основные этапы развития отечественного конституционализма. Конституционные акты России дореволюционного периода (до октября 1917 г.) и Конституция УНР 1918 г.

2017-11-17 336
Основные этапы развития отечественного конституционализма. Конституционные акты России дореволюционного периода (до октября 1917 г.) и Конституция УНР 1918 г. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Конституция; функции

Конститу́ция (от лат. constitutio — устройство, установление, сложение) — основной закон государства, особый нормативный правовой акт, имеющий высшую юридическую силу. Конституция определяет основы политической, правовой и экономической систем государства.[1]. Конститу́ция — учредительный документ государствa. В подавляющем большинстве стран Конституция принимается учредительным собранием либо путем референдума.

В праве различают юридическое и фактическое понятие конституции. Юридическая конституция — системы правовых норм, которые регулируют определённый круг общественных отношений. Фактическую конституцию составляют реально существующие отношения[2].

Вне зависимости от социальной системы государства, каждой конституции присуще некоторые функции:

Учредительная функция.

Согласно этой функции конституция, которая появляется в результате существенных изменений в общественной жизни, становится политической и правовой основой для его дальнейшего развития. Таким образом, Конституция либо закрепляет уже существующие человеческие деяния или создаёт предпосылки для создания новых общественных отношений, созревших в обществе, но не возникнувших из-за отсутствия для них правовой базы, которая и учреждается с принятием Конституции. Также учредительные начала проявляются по отношению к политической (общественной) системе государства в целом к конкретным государственно-правовым институтам, существующим в данной стране.

Организаторская функция не только закрепляет достигнутые результаты, но в то же время ставит перед обществом и государством новые задачи. Также она увеличивает политическую активность, направляет государственные органы и общественные объединения, всех граждан на осуществление деятельности в духе и рамках нового основного закона. Таким образом, Конституция не только отражает роль соответствующих факторов, но в то же время содержит определённые механизмы, которые необходимы для их достижения.

Политическая или социально-политическая функция проявляется в том, что конституция есть политический документ (своего рода договор общественного согласия), оказывающий регулирующее воздействие на политический процесс и политические отношения. Выполнение конституцией этой функции возможно лишь в том случае, если учреждаемая ею система власти функционирует в режиме демократического политического режима. Политическая функция отражает роль конституции в закреплении и развитии основ государственной политики (идей, принципов, целей), взаимодействия политических институтов общества в функционировании всей политической системы. В этом смысле конституция выполняет роль генеральной политической директивы.

Идеологическая функция заключается в закреплении в Конституции положений определенного политического учения в качестве господствующих. Примером осуществления этой функции могут служить Конституции СССР.

Юридическая функция.

Сущность юридической функции заключается в том, что она становится основой новой правовой системы и правопорядка в стране, а также сама регулирует общественные отношения и как документ прямого действия является почвой для их возникновения. Кроме того, она дает импульс для развития законодательства и принятия большого количества новых нормативно-правовых актов, воплощающих общие идеи и отдельные положения Конституции[4]. Для контроля за соответствием конституции принимаемых решений может существовать специальный орган судебной власти — Конституционный суд. В некоторых странах его функции выполняет другой орган власти, например Верховный суд.

Основные этапы развития отечественного конституционализма. Конституционные акты России дореволюционного периода (до октября 1917 г.) и Конституция УНР 1918 г.

Идея формирования конституционного государства и практика государственного строительства в Украине потерпели длительной исторической эволюции. Со времени принятия первой Конституции Украины - Конституции Пилипа Орлика (1710 г.) украинский конституционализм прошел в своем развитии ряд этапов:

1) начало XVIII в. - Середина XIX в. - Конституционализм периода принятия и действия первой Конституции Украины и казацко-гетманского государственного строительства,

2) середина XIX в. - Начало XX в. - Конституционализм периода подготовки конституционных проектов и теорий и конституций и конституционных актов суверенной Украины,

3) 1919 - 1991 г. - конституционализм советской эпохи - период символических украинских конституций зависимого украинского государства, господства марксистской (марксистско-ленинской) теории конституции;

4) с 1991 г. - конституционализм со времени провозглашения суверенитета украинского государства и принятия действующей Конституции Украины.

В России до 1918 г. так и не была принята конституция. Первые попытки принятия, вернее, создания конституции принадлежат в России декабристам П. Пестелю и Н. Муравьеву.

Значительные шаги в процессе становления конституционного строя были сделаны в период царствования Александра II – царя-реформатора – в середине XIX в.: отмена крепостного права (1861 г.), судебная реформа (суды присяжных), развитие земства. Но террор народовольцев привел к приостановке этого движения. Александр III свел на нет слабые, хрупкие демократические реформы предыдущих лет (Александр II хотел своей властью даровать стране выборный парламент, который ограничивал бы его же властные полномочия.)

Следующая попытка перейти к конституционной монархии – царский Манифест 1905 г., в котором было предписано самоограничение самодержавной власти. Николай II счел необходимым предоставить народу юридически зафиксированные гражданские права и свободы, среди которых право участвовать в управлении государством через представительную власть – Государственную Думу.Населению обещались «незыблемые основы гражданской свободы на началах действительной неприкосновенности личности». Расширялся состав избирателей, но самое главное заключалось в обещании, чтобы никакой «закон не мог воспринять силу без одобрения Государственной Думы».

Вскоре были разработаны и подписаны основные государственные законы 1906 г. о Государственной Думе и Государственном совете, составившие неписаную конституцию Российской империи на манер конституционных законов Великобритании.

Многие дореволюционные государствоведы полагали, что Россия после издания Манифеста 17 октября 1905 г., учреждения и начала работы в 1906 г. Государственной Думы (с законодательными полномочиями) вступила на путь конституционного развития, превратилась в конституционное государство. Юридическим актом, имевшим значение конституции, эти ученые называли основные законы Российского государства 1906 г., которые закрепляли происшедшие в 1905–1906 гг. изменения в государственном строе России.

Была и другая группа ученых-юристов, которые не разделяли эти взгляды, считая, что Россия не превратилась после событий 1905–1906 гг. в конституционное государство, что принцип самодержавия как основа государственного строя России сохранился и после издания Основных законов 1906 г. По мнению некоторых современных исследователей, ряд государственных актов 1905–1906 гг. содержал нормы конституционного характера. Положения Манифеста 17 октября 1905 г. послужили базой для принятия 23 апреля 1906 г. новой редакции Основных законов, которые фактически стали первой российской Конституцией.

Формально Манифест не ограничил самодержавия, так как создание парламента только еще предполагалось. Однако царь, дав в Манифесте торжественное слово следовать конституционному выбору, уже не мог легко взять его обратно. Поэтому власть русского императора оставалась неограниченной dejure после 17 октября 1905 г., но оказалась ограниченной defacto. Не будучи законом в формальном смысле, октябрьский Манифест обладал огромной правообразующей силой. Все последующее конституционное законодательство России своим возникновением обязано главным образом ему. Манифест 17 октября не был конституцией и даже конституционным законом, по своим юридическим характеристикам он походил на так называемые европейские конституционные хартии, получившие распространение в эпоху конституционных преобразований. Все они предусматривали участие народа в законодательстве и подтверждали права человека.

Первой конституцией России стали Основные Государственные Законы издания 23 апреля 1906 г., хотя конституцией они официально не именовались.

Завершая характеристику дореволюционного периода конституционного развития России, следует также сказать, что до 1917 г. был принят ряд актов, развивающих положения вышеупомянутых Основных законов: Закон о военно-полевых судах; Указ об управлении крестьян закреплять за собой их наделы; новое Положение о выборах; Закон о порядке издания касающихся Финляндии законов и постановлений; Указ о роспуске Государственной Думы от 25 февраля 1917 г. Ряд актов конституционного значения был принят в период между февральской и Октябрьской революциями. Они издавались Временным правительством, способствовали демократизации общественной жизни, однако в большинстве своем реализованы не были.

Конституция УНР имела подзаголовок - "Устав о государственном устройстве, правах и вольностях УНР" и состояла из 83 статей, объединенных в 8 разделов: I. Общие постановления (статьи 1-6); II. Права граждан Украины (статьи 7-21); III. Органы власти УНР (статьи 22-26); W. Всенародное Собрание УНР (статьи 27-49); V. О Совете Народных Министров УНР (статьи 50-59); VI. Суд УНР (статьи 60-68); VII. Национальные союзы (статьи 69-78); VIII. Об временное прекращение гражданских свобод (статьи 79-83).

УНР провозглашалась "государством суверенным, самостоятельным и ни от кого независимым", суверенное право в которой принадлежит народу (всем вместе гражданам республики. Территория ее неделимая и без согласия 2 / 3 парламента не может меняться границу.

Гражданином считалась лицо, которое приобрело это право законным путем, двойное гражданство не предусматривалось. Актовый, гражданская и политическая дееспособность наступала с 20 лет. Все граждане, независимо от возраста, веры, расы, пола провозглашались равными в своих правах.им гарантировались все права и свободы, как то: свобода слова, печати, совести, избирать и быть избранным (активное и пассивное избирательное право), свободное место проживания, передвижения, неприкосновенность личной жизни, тайна переписки и т.д. Устанавливались порядок выборов и законотворческая процедура. Власти распределялась на ветви: законодательную, исполнительную и судебную. Законодательная принадлежала Всенародным Собранию УНР, исполнительная - Совету Народных Министров, судебная - Генеральному Суда УНР.

Национальным меньшинствам предоставлялось право объединяться в национальные союзы, которые формировали органы самоуправления, выдавали корпоративные законы, не противоречили бы Конституции государства, устанавливали бюджет и т.п.

На случай войны или восстания гражданские свободы ограничивались специальным законам не более чем на 3 месяца, который принимали Всенародное собрание или Совет Народных Министров.


Поделиться с друзьями:

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.016 с.