Духовное и идеальное: сходства и различия — КиберПедия 

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Духовное и идеальное: сходства и различия

2017-11-17 239
Духовное и идеальное: сходства и различия 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Топ10 = мир, бог, метафизический, субстанция, представление, сило, понятие, источник, сфера, дух.

 

Итак, мы поговорили о том, каким образом представление о духе постепенно формируется в связи с наличием в человеке особого чувства, которое можно назвать религиозным. Это чувство можно связать с некоторой избыточностью человеческого сознания, но также и с составляющей сознание способностью к идентификации, к выделению себя из мира, а также к несовпадению собственного бытия с осознанием его. Так или иначе это соотносится с представлением о смерти как о границы жизни, о той силе, которая делает жизнь возможной и придает человеку и любому существу идентичность (ср.: «дух народа», «дух места»). Эта сила постепенно начинает пониматься как обладающая разумом и волей душа. И эта душа имеет место своего самостоятельного обитания в мире, который отличается от посюстороннего, в другом мире, дополнительном по отношению к миру физическому и являющемся его основой и целью. Это мир духовный, мир духов. Он есть основа физического мира, потому что именно он есть место пребывания и источник той силы, которая сообщает бытие физическому миру. Он есть цель, поскольку это именно то место, куда души устремляются после смерти. Он есть также и источник моральных законов, поскольку именно отношение к нему устанавливает правила жизни. Он есть сила и потому он силен, и поскольку он силен, то диктует правила. Так постепенно формируется представление о сфере, которую можно назвать метафизической.

Выделение метафизического в особый предмет рассмотрения произошло в классической античной философии. Метафизическое представляет собой причину и источник порядка и гармонии физического мира, находящийся за пределами этого физического мира. И в этом смысле исследование метафизического – это исследование оснований бытия в целом. При этом метафизическое имеет отношение к сущностным свойствам предметов – ведь именно оно придает им цельность и идентичность. Оно является основой познания, логических определений понятий, именно из него разум черпает свою способность к категоризации и классификации вещей. Этот мир назван Платоном миром эйдосов, идеальных прообразов вещей, искаженными копиями которых являются материальные предметы. Аристотель говорит о мировом разуме, о форме всех форм. Это можно назвать также божественным Разумом, содержащим в себе идеи всех вещей: тот план, по которому осуществляется творение материального мира. Таким образом метафизический мир оказывается некой мыслимой нематериальной субстанцией. Эта субстанция есть источник порядка в мире, а потому она есть и источник всех правил, соблюдение которых автоматически вознаграждается вхождением души после смерти в этот прекрасный мир, несоблюдение же выталкивает за его пределы в хаос небытия. Это райское пространство, пространство блаженства, где все человеческие действия и интересы, кроме единственного интереса к самой этой блаженной субстанции, исчезают. И единственным делом самой этой субстанции является самосозерцание собственной божественности. Единственным же делом ее приверженца, желающего соединиться с нею – ее созерцание и познание. Так, в метафизике формируется понятие идеального.

Идеальное есть некая бестелесная субстанция. Идеальный мир – неизменная статичная сфера, порядок которой есть вечный закон всего мира в целом, в том числе и материального. Метафизический Бог – упорядочивающий принцип этой сферы, источник закона, также представляющий собой абсолютную субстанцию, существования которой достаточно для того, чтобы из хаоса возникал порядок, и мир существовал в качестве гармоничного космоса. Метафизический Бог безличен, его действие происходит с автоматической необходимостью.

Понятие духовного близко к понятию идеального, однако эти понятия не следует путать между собой. Духовное «идеально» в том смысле, что оно не является материальным, однако оно не сводимо только к своей идеальной составляющей.

Метафизическому Богу античности противостоит понимание Бога как духа, предлагаемое древней иудейской традицией. Здесь Бог есть творческое и волящее начало. Он дает закон миру не исходя из вечной природы своей субстанции, но по собственному произволу. Этот Бог есть воля. В то же время для платоновской метафизики воля есть основание порчи и зла в мире, изменчивости материального мира: воля принадлежит душе и ввергает ее в материю.

Представление о Боге как о духе сохраняет черты раннего представления о сверхъестественной силе. Именно это представление о силе исключается метафизическим представлением об идеальном. По сути дела, метафизика пытается устранить необходимость в волящей силе, дабы сделать действие законов мира автоматическим, непреложным. Такой непреложный механизм действия, проистекающий как бы из внутренней сущности упорядочивающего идеального начала, делает мир полностью ясным и постижимым. В то же самое время мир, в основе которого лежит сильная, но неизвестная, сверхъестественная воля – это мир непостижимый, мир, в котором может произойти все, что угодно, по мановению этой воли. Это мир, в котором «неисповедимы пути Господни».

У Бога, понятого как дух, нет заранее готового плана творения мира – по крайней мере такого, который бы он не мог изменить. Потому в споре со средневековыми реалистами – последователями греческой метафизики, схоластами, стремящимися разъяснить логически все понятия связанные с божественным, или общие понятия (универсалии) – номиналисты, отвергающие реальность общих понятий, выступили как мистики и сторонники ветхозаветного понимания Бога. С точки зрения У.Оккама нет необходимости домысливать в уме Бога сферу универсалий, которая бы позволила Богу творить мир вещей. Он творит его напрямую, сразу переходя к индивидуальным вещам. И эти вещи даны нашему индивидуальному опыту также без посредства универсалий. Потому, как ни странно, именно на понятии Бога как духа выстраивается доверие к индивидуальному опыту. А соответственно и представление об индивидуальной внутренней вере, минующей обряды и традиции (что позже осуществилось в протестантизме) и представление о возможности познания физического мира, т.е. мира индивидуальных вещей, на основе доверия к собственному опыту (что осуществилось в развитии экспериментальной науки в Новое время).

Итак, сходство духовного и идеального состоит в том, что и то и другое является бестелесным внефизическим основанием, находимым за пределами телесного физического мира, источником порядка в нем, источником моральных законов и самого бытия мира. Различие состоит в том, что идеальное представляет собой идеальную субстанцию, не обладающую волей. Духовная же субстанция обладает волей, она есть действующее персонифицированное начало.

Можно сказать, таким образом, что если метафизическое «идеальное» представляет собою всегда некую бестелесную субстанцию, субстанцию божественную, или же некое независимое «объективное» существование сферы ценностей и смыслов, что часто ассоциируется в современном мире с «духовной сферой», – то все же необходимо учесть при понимании духовной сферы, что в основе понятия духа лежит его субъектность, его действующая активность, его животворящая, творческая сила. Это сила, создающая порядок, – и сила, создающая ценности. Можно понимать ее как внеположного и непостижимого действующего Бога-творца, а можно – как собственную творческую силу человека, производящую смыслы и ценности и также порождающую идею Бога-творца как их источника.

Пользуясь схемой определения происхождения религии как антропологической проекции, предложенной Л.Фейербахом, можно сказать так: идеальное – это результат анализа человеком своей структуры познания, отделение сферы постигаемого смысла от того, смыслом чего он является. Духовное – это результат анализа самого смыслопостигающего начала, того, кто осмысливает. Идеальное – проекция человеком во вне своего представления о сущности себя самого и мира в целом. Духовное – проекция человеком во вне собственного волящего и постигающего начала.

 


Поделиться с друзьями:

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.012 с.