Предпринимательская среда и виды предпринимательской — КиберПедия 

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Предпринимательская среда и виды предпринимательской

2017-11-17 1152
Предпринимательская среда и виды предпринимательской 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Деятельности

Рыночная экономика характеризуется большой неопределенностью, что связано с существующими рисками предпринимательской деятельности, которые зависят от внешних и внутренних факторов, напрямую влияющие на предпринимательскую деятельность.

Предпринимательская среда складывается:

- на основе развития производительных сил;

- совершенствования производственных (экономических) отношений;

- создания благоприятного общественного и государственного климата;

- формирования рынка как среды деятельности субъектов предпринимательства;

- наличие экономических свобод, необходимых для эффективной предпринимательской деятельности.

Эффективная предпринимательская среда должна обеспечивать предпринимателям два основных условия:

Первое – это экономическая свобода деятельности;

Второе – возможность организационно – хозяйственного новаторства.

Предпринимательская среда подразделяется на внешнюю, не зависимую от самих предпринимателей, и внутреннюю, которую предприниматели формируют (создают) сами.

Внешняя предпринимательская среда – это совокупность внешних факторов и условий прямо или косвенно влияющих на саму предпринимательскую деятельность, в том числе на ее становление и развитие (табл. 1).

Внешняя предпринимательская среда представляет собой сложную систему внешнего регулирования предпринимательской деятельности, поэтому для индивидуальных предпринимателей и юридических лиц она носит объективный характер, поскольку они не могут непосредственно изменить ее (например, федеральные законы, природные факторы и т.д.), а должны учитывать при ведении собственного дела.

Внешняя предпринимательская среда, как интегрированная система включает в себя следующие подсистемы:

- экономическое положение в регионе, стране;

- политическая ситуация, которая характеризуется стабильностью развития общества;

- правовая среда;

- государственная поддержка и регулирование предпринимательства;

наличие природных факторов производства;

- физическую среду, связанную с климатическими (погодными) условиями функционирования предпринимательских организаций, отсутствием проявления форс-мажорных природных катаклизмов;

- уровень безработицы и платежеспособности населения;

- институционально-организационную среду, свидетельствующую о наличии достаточного числа организаций, обеспечивающих возможность осуществления коммерческих операций, деловых связей.

Внешнюю предпринимательскую среду в сегодняшней России можно охарактеризовать, как не отвечающую требованию развития и становления предпринимательства. И главными факторами, которые могут подтвердить это утверждение, является:

- всеобщая коррумпированность как самого общества, так и государственных органов управления;

- недостаточная государственная поддержка предпринимательства, которая бы отвечала современным требованиям построения рыночных отношений;

- не адекватная и не достаточная правовая база, направленная на поддержку предпринимательства.

Особая роль в регулировании предпринимательской деятельности принадлежит федеральным законам, на основе которых осуществляется не только косвенное, но и прямое регулирование. Важная роль в регулировании и поддержке предпринимательства принадлежит высшим государственным органам. Большая роль в регулировании и поддержке предпринимательства принадлежит представительной и исполнительной властям субъектов РФ. Необходимо также устранить административные барьеры, сократить число органов, проверяющих предпринимателей.

Таблица 1- Факторы внешней предпринимательской среды

Внешняя среда Факторы внешней среды
  Международная Международная конкуренция. Военные конфликты (горячие точки) в мире. Уровень терроризма. Международные выставки, конференции, выставки.
  Политическая Уровень демократии. Политические реформы, происходящие в отдельных странах. Уровень коррупции и криминальной ситуации в стране.
  Экономическая Среднегодовые темпы инфляции. Уровень финансовой системы страны. Уровень банковских процентов. Удельный вес частной собственности в совокупной собственности страны. Уровень налогообложения участников предпринимательской деятельности. Инвестиционный климат. Уровень теневой и криминальной экономики.
Социально – демографическая Миграция населения. Структура населения по доходам, социальному положению, образованию, полу. Перспективность региона.
Правовая Правовая база, отвечающая принципам развития предпринимательства. Качество прокурорского контроля за соблюдением правовых актов, регламентирующих предпринимательство.
Экологическая Техногенные катастрофы. Параметры экосистемы по отдельным городам и территориям. Уровень финансирования государством экологических программ (бюджет). Правовая база, регламентирующая состояние экосистемы.
Природно-климатическая Климат. Природные катаклизмы. Наличие природных ресурсов и их местонахождение.
  Научно-техническая Уровень автоматизации промышленного производства и строительства. Уровень компьютеризации страны. Удельный вес научных работников в общей численности работающих. Материальное обеспечение научных кадров.

Внутренняя предпринимательская среда, как интегрированная система включает в себя следующие подсистемы:

- наличие собственного капитала;

- выбор организационно – правовой формы;

- выбор предмета деятельности;

- подбор партнеров;

- знание рынка;

- подбор кадров и управление ими и т.д.

К фактором внутренней среды можно отнести и соблюдение законов и правовых актов, регламентирующих предпринимательскую деятельность.

Внутреннюю предпринимательскую среду определяет так же и совокупность внутренних условий функционирования предпринимательской организации (рис. 1).

Получается, что внутренняя предпринимательская среда носит субъективный характер и во многом зависит от собственника (лидера), т.е. его компетентности и умения управлять персоналом, изменяющейся ситуацией, внешними и внутренними воздействиями. Во многом внутренняя предпринимательская среда зависит от морально – психологического климата, который царит в коллективе. К внутренним факторам необходимо отнести и мотивацию сотрудников, которая должна иметь не только материальную форму, но и духовную составляющую.

Практический интерес для российских предпринимателей представляет опыт формирования внутренней предпринимательской среды японского предпринимателя К.Татеиси, о котором он рассказал в своей книге «Вечный дух предпринимательства».

Суть эффективного, рационального менеджмента в компании «Омрон», позволяющего добиваться успехов по Татеиси, заключается в том, чтобы предоставить каждому работнику возможность достаточно заработать, чувствовать удовлетворение от своего труда и участвовать в управлении предприятием.

Рис. 1. Внутренние условия и предпринимательская деятельность

Большое значение, для эффективной деятельности персонала, а соответственно и компании, имеют условия работы работника (рис. 2).

Рис. 2 Эффективные условия работы.

 

Совокупность условий работы состоят из следующих требований работника:

а) рабочее место должно быть чистым, оснащенным необходимым оборудованием, средствами связи, при необходимости компьютеризированым;

б) коллектив должен обладать устойчивым морально-психологическим климатом, воспринимаемой системой управления, адекватным потребностям и требованиям работника;

в) работа для работника должна быть интересной, востребованной и перспективной;

г) труд работника должен быть достойно оплачен, исходя из его квалификации, трудолюбия, самоотдачи.

Особое значение для успешной предпринимательской деятельности имеют разработка обоснованного бизнес-плана, предвидение и расчет последствий наступления предполагаемых рисков, внедрение новых технологий, диверсификация деятельности, разработка и внедрение обоснованной стратегии развития фирмы. К факторам внутренней среды следует также отнести четкое соблюдение предпринимателями и наемными менеджерами законов и нормативных актов, регулирующих деятельность данного вида бизнеса или соответствующей организационно-правовой формы предпринимательской организации.

При осуществлении предпринимательской деятельности сталкиваются интересы двух сторон: государства и предпринимателей. В этих отношениях государство посредством организационно – правовых и экономических институтов, норм и правил устанавливает определенный порядок, при этом должны соблюдаться интересы общества и поступательное развитие предпринимательства.

Говоря об экономической свободе предпринимательства в России можно привести в качестве положительного примера рост доли предприятий и организаций, находящихся в частной собственности, так 1996 г. по 2010 г. удельный вес предприятий вырос с 63.4% до 83,3 %.

С другой стороны практика деятельности субъектов предпринимательства свидетельствует о многочисленных и не адекватных административных барьерах:

- сложное законодательство не прямого действия;

- наличие многочисленных подзаконных актов;

- противоречия между законодательством на федеральном, региональном и местном уровне;

- высокая степень инспектирования и контроля;

- значительный объем различной отчетности;

- большое количество контролирующих органов на разных уровнях хозяйствования.

Под административными барьерами, с точки зрения «Ресурсного центра малого предпринимательства», понимаются помехи, с которыми предприниматели сталкиваются в процессе своей хозяйственной деятельности и которые создаются чиновниками органов исполнительной власти.

В экономической литературе определено, что конкуренция является результатом столкновения реальных экономических интересов субъектов на определенном рынке. Так, например А. Смит трактовал конкуренцию как поведенческую категорию, когда индивидуальные продавцы и покупатели соперничают на рынке за более выгодные продажи и покупки соответственно (это «невидимая рука» рынка, которая координирует деятельность его участников). По мнению Ф. Найта конкуренция ведет к лучшему использованию способностей и знаний. Большая часть достигнутых человеческих благ получена именно путем конкуренции. Она требует рационального поведения пребывания на рынке, стимулирует рациональность, не может функционировать среди людей, лишенных предпринимательского духа. Конкуренция – особый метод воспитания умов, изобретателей и предпринимателей. Фатхутдинов Р.А. предлагает такое определение: «Конкуренция – процесс управления субъектом своими конкурентными преимуществами для одержания победы или достижения других целей в борьбе с конкурентами за удовлетворение объективных и/или субъективных потребностей в рамках законодательства либо в естественных условиях.

Цель конкуренции – борьба за получение возможно большей прибыли. Конкуренция является ведущей характеристикой рыночной среды, в которой осуществляется финансово-хозяйственная деятельность предприятий. Государство проводит политику поддержки добросовестной конкуренции и ограничения монополистической деятельности в интересах повышения эффективности общественного производства и его социальной направленности.

Можно отметить следующие виды конкуренции:

- Внутриотраслевая конкуренция – конкуренция между товаропроизводителями одной и той же отрасли. При такой конкуренции стимулируется инновационный подход и развитие научно-технического прогресса.

- Межотраслевая конкуренция – конкуренция между предприятиями различных отраслей, выражающаяся в переливе капиталов из отраслей, имеющих низкую норму прибыли, в отрасли с высокой долей прибыли.

Правовое регулирование конкуренции осуществляется на основе ст. 8 Конституции РФ, ряда антимонопольных норм, содержащихся в Гражданском кодексе РФ, специальных антимонопольных законов. Основополагающим в антимонопольном законодательстве является Закон о защите конкуренции.

Предпринимательская среда, в условиях цивилизованных рыночных отношениях, создает благоприятную социально–экономическую, политическую, гражданско-правовую ситуацию, обеспечивающую честную конкуренцию дееспособным гражданам для занятия предпринимательской деятельностью. Для рыночной предпринимательской системе основное содержание конкуренции – борьба за потребителя через удовлетворение его потребностей. Конкуренция, в рыночных условиях, превращает потребителя в своеобразный индикатор эффективности и востребованности предпринимательской деятельности.

В настоящее время по ряду объективных и субъективных причин, деятельность большинства предпринимательских структур оказывается неконкурентоспособной. Низкая конкурентоспособность рыночных субъектов предпринимательской деятельности оказывает негативное влияние на развитие национальной экономики. Одной из причин этого является неразвитость системы государственного регулирования развития предпринимательства.

Кроме того, среди ключевых проблем, сдерживающих развитие предпринимательства в Российской Федерации, остаются внешние факторы предпринимательской среды:

- административные барьеры;

- нестабильное законодательство;

- налоговая система не способная к быстрой реакции на изменение нормативной базы;

- затрудненный доступ к финансовым ресурсам;

- финансовый кризис, обостривший проблемы привлечения инвестиций;

- нерешенность вопросов интеллектуальной собственности и другие.

Конкуренция воздействует на предпринимателя через механизм спроса и предложения, который во многом зависит от воздействия внутренних и внешних факторов предпринимательской среды. Получается, что внешние и внутренние факторы предпринимательской среды, через механизм спроса и предложения, воздействуют на конкуренцию.

Выходит, что конкуренция также влияет на факторы внешней и внутренней предпринимательской среды, то есть существует механизм, раскрывающий взаимосвязь конкуренции и внешних и (или) внутренних факторов предпринимательской среды (рис. 3).

С другой стороны конкуренция порождает перепроизводство в одной отрасли и недопроизводство в другой отрасли. Финансово – хозяйственная деятельность одних фирм становятся более доходными и прибыльными, другие фирмы наоборот разоряются. Все это приводит к экономическим кризисам, как локального, так и глобального характера и соответственно к социальным потрясениям. Ярким примером служит великая экономическая депрессия США в 30-ые годы прошлого столетия и сегодняшний мировой экономический кризис, породивший перепроизводство в т.ч. в автомобильной и строительной отраслях.

 

Конкуренция

               
   
   
       
 
 
 


Спрос

 
 

 


Предложение

 


Факторы

Предпринимательской среды

Рис 3. Механизм, раскрывающий взаимосвязь конкуренции и внешних и внутренних факторов предпринимательской среды.

 

Конкуренция заставляет предприятия использовать в своей деятельности достижения научно-технического прогресса, применять более эффективные и современные технологии и технику, современные методы организации производства и труда.

Предпринимательство в разных сегментах экономики различается по форме и особенно по содержанию проводимых операций и способам их осуществления. Предприниматель может сам производить товары и услуги. Он также может приобретать готовые товары и перепродавать его потребителю. Наконец, предприниматель может только соединять производителей и потребителей, продавцов и покупателей.

При установлении типов (видов) предпринимательства определяющее значение имеют объекты предпринимательской деятельности, законность ее осуществления, конечные результаты, темпы роста, внедрение нововведений и др.

Предпринимательская деятельность классифицируется по различным признакам:

- формами собственности – частная (индивидуальная и коллективная), государственная (федеральная и субъектов РФ);

- законности – законное, незаконное и лжепредпринимательство;

- территориальности – (местное, региональное, национальное, международное и мировое);

- составу учредителей - женское и молодежное;

- темпам развития и уровню прибыльности – быстрорастущие и с медленными темпами развития, высокоприбыльные и низкорентабельные;

- численности персонала;

- по формам ответственности.

Предпринимательство частное и государственное. Предпринимательство как особая форма экономической активности может осуществляться как в государственном, так и в частном секторе экономики. В соответствии с этим различают:

а) предпринимательство государственное;

б) предпринимательство частное.

Государственные предпринимательство есть форма осуществления экономической активности от имени предприятия, учрежденного:

а) государственными органами управления, которые уполномочены (в соответствии с действующим законодательством) управлять государственным имуществом (государственное предприятие),

б) органами местного самоуправления (муниципальное предприятие).

Государственное предпринимательство в России приобрело особый вид, как субъект рыночных отношений. Кроме экономической функции, государственное предпринимательство имеет и политическую функцию, которая проявляется в нескольких формах: «добровольное» участие в социальной политике государства; «регулирование» международных отношений и т.д.

Собственность такого рода предприятий есть форма обособления части государственного или муниципального имущества, части бюджетных средств, других источников. Важной характеристикой таких предприятий выступает то обстоятельство, что они отвечают по своим обязательствам только имуществом, находящимся в их собственности то есть государство не отвечает по их обязательствам, и они сами не отвечают по обязательствам государства.

Частное предпринимательство есть форма осуществления экономической активности от имени предприятия (если оно зарегистрировано в качестве такового) или предпринимателя (если такая деятельность осуществляется без найма рабочей силы, в форме индивидуальной трудовой деятельности).

Конечно, каждый из этих видов — государственное и частное предпринимательство — имеет свои отличительные признаки, но основные принципы их осуществления во многом совпадают. И в том и в другом случае осуществление такой деятельности предполагает инициативность, ответственность, инновационный подход, стремление к максимизации прибыли. Схожей является и типология обоих видов предпринимательства.

Законное, незаконное, лжепредпринимательство. Незаконным предпринимательством в соответствии со ст. 171 УК РФ является предпринимательская деятельность без регистрации или с нарушением условий регистрации, а также представление в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц, документов, содержащих заведомо ложные сведения, либо осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии) в случаях, когда такое разрешение (лицензия) обязательно, или с нарушением условий лицензирования, если то деяние причинило крупный ущерб (более 200 МРОТ) организациям или государству либо сопряжено с извлечением дохода в крупном размере. Уголовным кодексом РФ установлены меры уголовной ответственности за незаконное предпринимательство и незаконную банковскую деятельность, а также за лжепредпринимательство. В соответствии со ст. 173 УК РФ лжепредпринимательством является создание коммерческой организации без намерения осуществлять предпринимательскую или банковскую деятельность, имеющее целью получение кредитов, освобождение от налогов, извлечение иной имущественной выгоды или прикрытие запрещенной деятельности, причинившее крупный ущерб гражданам, организациям или государству.

По темпам роста, уровню прибыльности и доходности предпринимательские организации можно подразделить на быстрорастущие, медленно наращивающие темпы развития, высокоприбыльные и низкорентабельные, осуществляющие низкорисковые и очень рисковые виды бизнеса, а следовательно, и соответствующие фирмы, хотя нельзя непосредственно поставить знак равенства между видом бизнеса и уровнем рисковости той или иной компании, поскольку на уровень конечных результатов ее деятельности влияет целая совокупность факторов.

По формам ответственности участников (учредителей) предпринимательских организаций за результаты их деятельности различают организации с полной ответственностью, а также с солидарной и субсидиарной ответственностью. По механизму создания, числу учредителей (участников), процессам функционирования и управления следует выделять простые и сложные предпринимательские организации.

В зависимости от содержания и направленности предпринимательской деятельности, объекта приложения капитала и получения конкретных результатов различают следующие виды предпринимательства (табл.2).

Рассмотрим несколько основных видов предпринимательской деятельности: производственное, коммерческо, финансово-кредитное, посредническое, страховое.

Таблица 2 - Виды предпринимательской деятельности

Производственное Коммерческо-торговое Финансово- кредитное Консультативное
- -Инновационное -Научно-техническое -Производство товаров -Оказание услуг -Производственное потребление товаров. -Производственное потребление услуг -Информационное -Торговое -Торгово -закупочное. -Торгово -посредническое -Товарные биржы   - Банковское - Страховое -Аудиторское - Лизинговое - Фондовые биржы - Общее управление - Администрирование - Финансовое управление - Управление кадрами - Маркетинг - Информационная технология

 

Производственное предпринимательство. Предпринимательство называется производственным, если сам предприниматель непосредственным образом, используя в качестве факторов труда орудия и предметы труда, производит продукцию, товары, услуги, работы, информацию, духовные ценности для последующей реализации (продажи) потребителям, покупателям, торговым организациям. Производственное предпринимательство включает выпуск промышленной и сельскохозяйственной продукции производственно-технического назначения, потребительских товаров, строительных работ, перевозки грузов и пассажиров, услуги связи, коммунальные и бытовые услуги, производство информации, знаний, выпуск книг, журналов, газет.

Поскольку производственное предпринимательство осуществляется в сфере материального производства, оно классифицируется в зависимости от отрасли хозяйственной деятельности на промышленное, строительное, сельскохозяйственное и др. Соответственно выделяют предпринимательство по подотраслям, например, в промышленности организуется предпринимательская деятельность в машиностроении, станкостроении и т.д.

Производственное предпринимательство не является абсолютно самостоятельным (независимым от других видов предпринимательской деятельности), но от его развития зависят экономический рост и уровень социального развития общества.

Смыслом производственного предпринимательства является создание любого полезного продукта (товара), необходимого потребителям, при этом произведенный товар должен быть востребован потребителем, то есть быть проданным или обмененным на другие товары.

Производственное предпринимательство завершается выпуском товара, который продается предпринимателем потребителю. В результате предприниматель получает свой предпринимательский доход (выручку) от продажи товара, зависящую от объема производства и продаж, цены товара, по которой он продан.

В процессе производственного предпринимательства возникают и другие расходы, в частности, на приобретение информации, на хранение и транспортировку материалов и готовой продукции, на ремонт оборудования и помещений, на услуги связи и т.д.

Следует отметить, что с народно-хозяйственной точки зрения, производственное предпринимательство является самым важным, так как от развития производственного предпринимательства зависит экономический рост и уровень социального развития Российского общества и это обусловлено производственной направленностью экономики России.

Производственное предпринимательство относится к наиболее рисковым видом бизнеса, так как требует большие финансовые вложения, специальные знания, наличие основных фондов. Одной из сторон риска является риск не реализации произведенной продукции. Развитие производственного бизнеса в России сдерживается труднодоступностью некоторых ресурсов, отсутствием внутренних побудителей и слабым уровнем квалификации начинающих бизнесменов, боязнью сложностей, наличием более доступных и легких источников дохода. В последние годы одной из главных проблем становления и развития производственного предпринимательства, стал дефицит квалифицированных кадров и в первую очередь рабочих специальностей и специалистов среднего звена технического направления.

Коммерческое (торговое) предпринимательство. Производственный бизнес тесно связан с бизнесом в сфере обращения (торговли). Ведь произведённые товары необходимо продать.

В сфере обращения действует коммерческо-торговое предпринимательство - основной второй вид российского предпринимательства, который развивается очень высокими темпами. Принцип организации торгового предпринимательства отличается от производственного, тем, что предприниматель не производит товар, а только продает готовый товар потребителю (покупателю), приобретенный им у производителя.

Коммерческая деятельность мобильна, быстро приспосабливается к потребностям, так как непосредственно связана с конкретными потребителями. Считается, что для развития этого вида предпринимательства необходимы как минимум два основных условия: относительно устойчивый спрос на продаваемые товары (поэтому обязательно хорошее знание рынка) и более низкая закупочная цена товаров у производителей, что позволяет торговцам возместить торговые издержки и получить необходимую прибыль. Торговое предпринимательство связано с относительно высоким уровнем риска, особенно при организации торговли промышленными товарами длительного пользования.

При коммерческо-торговой деятельности товар и его продажа является для предпринимателя определяющим фактором бизнеса. Экономический интерес такого бизнеса заключается в том, что предприниматель закупает товар по более низким ценам, а продает по более высоким. Разница в цене, наряду с объемами продаж и низкими издержками (расходами) и определяют величину чистого предпринимательского дохода. Схема внутреннего коммерческого процесса, без осуществления самой продажи, представлена на рис. 4.

При осуществлении продаж предприниматель должен учитывать:

- затраты на оплату труда участников операции, привлеченных или наемных работников;

- предпринимательские издержки, обусловленные транспортировкой и хранением товаров;

- расходы средств на аренду и содержание торгового помещения и оборудования. Если они принадлежат предпринимателю, то в расходы входит амортизация;

- налоги и прочие платежи.

 

Рис.4 - Принципиальная схема торгового процесса (внутренний цикл)

 

Если в производственном предпринимательстве целью предпринимательской деятельности является производство товара и последующая его реализация, то в коммерческом предпринимательстве целью деятельности является приобретение товара, его сохранность и последующая реализация.

Для осуществления коммерческо - предпринимательства необходимо:

Первое – основные производственные фонды (О.П.Ф) (склады, торговые помещения, торговое оборудование, транспорт для перевозки товара).

Второе – трудовые ресурсы (Т.Р.).

Третье – товар, закупаемый у производителя или посредника.

Четвертое – технология доставки и хранения.

Весь цикл коммерческой деятельности состоит из нескольких этапов:

1-этап. Поиск и приобретение товара.

2-этап. Хранение. Обеспечивание сохранности товара.

3-этап. Транспортировка, доставка товара в торговые точки.

4-этап. Продажа (реализация) товара, документальное оформление торговых сделок.

5-этап. Продажное и послепродажное обслуживание товара (доставка на дом, установка и устранение дефектов).

Объектами коммерческого предпринимательства являются; магазины, рынки, биржи, выставки-продажи, аукционы, торговые дома, торговые базы.

Принципиальная схема коммерческого предпринимательства показана на рис. 5.

Для успешного занятия этим видом предпринимательства необходимо знать спрос потребителя, быстро реагировать на его потребности, предлагая соответствующие товары или их аналоги. Торговое предпринимательство более мобильно, изменчиво, так как непосредственно связано с конкретными потребителями.

Рис.5 Принципиальная схема коммерческого предпринимательства

 

Для эффективной деятельности торгового предпринимательства должны быть несколько основных условий:

- относительно устойчивый спрос на продаваемые товары (поэтому необходимо хорошее знание рынка),

- конкурентно способная цена товара,

- доступная для потребителя, сеть продаж.

Посредническая предпринимательская деятельность. В состав коммерческо-торгового предпринимательства в зависимости от содержания его деятельности входит посредническая предпринимательская деятельность.

Посредничеством называют предпринимательство, в котором предприниматель сам не производит и не продает товар, а выступает в роли посредника, связующего звена в процессе товарного обмена.

Посредник - это лицо (юридическое или физическое), представляющее интересы производителя или потребителя, но сами таковыми не являющимся. Посредники могут вести предпринимательскую деятельность самостоятельно или выступать на рынке от имени (по поручению) производителей или потребителей. В качестве посреднических предпринимательских организаций на рынке выступают оптовые снабженческо-сбытовые организации, брокеры, дилеры, дистрибьюторы, биржи, в какой-то мере коммерческие банки и другие кредитные организации. Посредническая предпринимательская деятельность является в значительной мере весьма рисковой, поэтому предприниматель - посредник устанавливает в договоре уровень цен, учитывая степень риска при осуществлении посреднических операций. Главная задача и предмет предпринимательской деятельности посредника - соединить две заинтересованные во взаимной сделке стороны. Так что есть основания утверждать, что посредничество состоит в оказании услуг каждой из этих сторон. За оказание подобных услуг предприниматель получает доход, прибыль.

Финансово-кредитное предпринимательство есть особая форма коммерческого предпринимательства, в котором в качестве предмета купли-продажи выступают валютные ценности, национальные деньги (российский рубль) и ценные бумаги (акции, облигации и др.), продаваемые предпринимателем покупателю или предоставляемые ему в кредит.

При этом имеется в виду непредвиденный круг операций, охватывающий все многообразие продажи и обмена денег, других видов денежных средств, ценных бумаг на другие деньги, иностранную валюту, ценные бумаги. Суть финансовой предпринимательской операции состоит в том, что предприниматель приобретает основной фактор предпринимательства в виде различных денежных средств (денег, иностранной валюты, ценных бумаг) за денежную сумму у обладателя денежных средств. Приобретенные денежные средства продаются затем покупателям за плату, превышающую в результате чего образуется предпринимательская прибыль.

В случае кредитного предпринимательства предприниматель привлекает - денежные вклады, выплачивая обладателям вкладов вознаграждение в виде депозитного процента вместе с последующим возвратом вклада. Привлеченные деньги де выдаются затем в долг покупателям кредитов под кредитный процент вместе с последующим возвратом вклада. Привлеченные деньги выдаются затем в долг покупателям кредитов под очередной процент, превышающий депозитный. Разница между депозитным и кредитным процентом служит источником прибыли предпринимателей-кредиторов.

Финансово-кредитное предпринимательство относится к числу самых сложных, оно имеет глубокие исторические корни в ростовщичестве, известном со времен Древней Греции. В России негосударственное финансово-кредитное предпринимательство находится в стадии становления, в советский период оно было практически запрещено и строго наказывалось.

Для организации финансово-кредитного предпринимательства образуется специализированная система организаций: коммерческие банки, финансово-кредитные компании (фирмы), валютные биржи и другие специализированные организации. В соответствии с законодательными актами предпринимательская деятельность на рынке ценных бумаг должна осуществляться профессиональными участниками. Государство в лице Минфина РФ выступает также в качестве предпринимателя на рынке ценных бумаг, в этом качестве выступают субъекты РФ и муниципальные образования, выпуская в оборот соответствующие ценные бумаги.

Страховая деятельность. Видом финансово-кредитного предпринимательства является специализированная страховая деятельность.

Страховое предпринимательство заключается в том, что предприниматель в соответствии с законодательством и договором гарантирует страхователю возмещение ущерба в результате непредвиденного бедствия потери имущества, ценностей, здоровья, жизни и других видов потерь за определенную плату при заключении договора страхования.

Сам процесс страхования заключается в том, что предпринимат


Поделиться с друзьями:

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.104 с.