Структура латиноамериканского права. — КиберПедия 

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Структура латиноамериканского права.

2017-11-16 1685
Структура латиноамериканского права. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Структура латиноамериканского права признает деление права на публичное и частное.

Латиноамериканское право признает дуализм частного права, т.е. параллельное существование двух отраслей права: гражданского и торгового, которые регулируются отдель­ными кодексами.

Структура латиноамериканского права характеризуется чет­кой отраслевой классификацией. Практически во всех нацио­нальных правовых системах существуют такие отрасли частного права, как гражданское, торговое и др., а также отрасли публич­ного права — конституционное, административное, уголовное и уголовно-процессуальное право.

Многие латиноамериканские государства давно уже имеют кодифицированное законодательство, регулирующее гражданс­ко-правовые отношения. Например, как уже отмечалось, пер­вым гражданским кодексом на территории Латинской Америки был Гражданский кодекс Чили 1855 г., который стал образцом для принятия аналогичных кодексов в латиноамериканских госу­дарствах. Первый Гражданский кодекс Аргентины был принят в 1869 г. и вступил в силу в 1871 г. В 1998 г. был опубликован новый проект Гражданского кодекса, который был утвержден в 2001 г. В Боливии в 1975 г. также был принят новый Граждан­ский кодекс.

Особенности регулирования института права собственности в этих государствах заключается в том, что право частной соб­ственности тесно связано с социальной функцией собственности, в силу чего частная собственность в соответствии с конституци­онными нормами может быть ограничена, включая экспроприа­цию ее в целях «социального благосостояния». Данная концеп­ция собственности содержится во многих действующих латино­американских законодательствах.

Правовое регулирование сферы торговых отношений осуще­ствляется самостоятельно. Под влиянием французского законода­тельства в Латинской Америке еще до завоевания независимости была воспринята идея деления частного права на гражданское и торговое. Эта идея получила дальнейшее развитие и закреп­ление в период кодификации права, во время которого, наряду с гражданскими, принимались и торговые кодексы. Дуализм час­тного права нашел отражение в одном из первых торговых кодек­сов Латинской Америки — Торговом кодексе Бразилии 1850 г. В торговых кодексах регламентировались специфические торго­вые институты и операции: векселя, морская торговля, страхова­ние, банкротство и т.д.

Однако, в последнее время встречается практика регулирова­ния торгово-правовых отношений гражданским кодексом. В част­ности, Аргентина пошла по пути объединения гражданского и торгового кодексов. По мнению цивилистов, такое объединение вызвано тем, что происходит «коммерциализация» гражданского права. В Гражданский кодекс Аргентины были включены коммер­ческие контракты. Он состоит из 7 книг и дополнительных ста­тей. Книга делится на титулы, титулы на главы, главы на секции, секции на параграфы, параграфы на статьи: 1. Книга первая «О праве», 2. Книга вторая «Общая часть», 3. Книга третья «О семейных отношениях», 4. Книга четвертая «Об обязатель­ственных правах», 5. Книга пятая «О вещных правах», 6. Книга шестая «О переходе прав после смерти», 7. Книга седьмая «Об общих положениях личных и вещных прав», дополнительные статьи.

Конституционное право в государствах Латинской Америки имеет богатую историю, которая началась после завоевания национальной независимости. Так, разработанная в качестве «идеального образца» Конституция Боливии 1826 г. закрепляла принцип разделения властей. Наряду с законодательной, испол­нительной и судебной властью, она выделяла «избирательную власть».

За период независимости все государства Латинской Америки приняли и отменили по нескольку конституций. Это положение характеризируется как конституционная нестабильность. Напри­мер, в Эквадоре только в XIX в. сменилось 12 конституций, в Боливии — 9, в Колумбии — 11, в Доминиканской Республике — 15, в Венесуэле — Ии т.д.

Необходимо отметить, что в XX в. во многих латиноамери­канских государствах начинается модернизация конституцион­ного права. Это проявилось, прежде всего, в усилении тенден­ций учреждения и развития государственно-правовых и обще­ственно-политических институтов национального происхожде­ния. Тексты конституций стали конкретны и более гибко учиты­вать изменяющиеся социально-экономические условия, а также политическую обстановку в мире вообще, и в Латинской Амери­ке в частности.

Во всех правовых системах государств Латинской Америки особое место занимает экономическое законодательство, кото­рое отражает особый путь экономического развития государств этого региона. Важнейшим фактором, определяющим государ­ственную и экономическую политику латиноамериканских госу­дарств, является прямая зависимость латиноамериканской эконо­мики от иностранного капитала. Доля американского капитало­вложения в экономику этих государств составляет примерно 4/5 всех иностранных капиталовложений.

Начиная с 30-х годов XX в. происходит активное вмешатель­ство государства в экономику. Это выразилось в процессе на­ционализации промышленности, жестком протекционизме -и госу­дарственном контроле за распределением продуктов. Затем на­ступило время новой политики — неолиберализма, главной чер­той которого является ограничение вмешательства государства в экономическую сферу путем денационализации государственных предприятий, интернационализации экономики и стимулировании равной доли экспорта и импорта.

В Конституции Бразилии 1988 г. выделены разделы об экономи­ческом и финансовом строе. Отражая современные экономические тенденции, она провозглашает,.что экономический порядок в стра­не основывается на труде человека и свободной инициативе с целью обеспечения всем достойного существования в соответ­ствии с социальной справедливостью. В основе экономического строя лежит национальный суверенитет, частная собственность, социальная функция этой собственности, свободная конкуренция, защита прав потребителя, защита среды обитания, поиск полной занятости и др. Вмешательство государства в экономическую сферу допускается только в интересах национальной безопасности или публичного интереса.

Сфера трудовых отношений является особой областью пра­вового регулирования. Социальное регулирование содержится в конституциях, в трудовых кодексах и отдельных законах.

До начала XX в. в странах Латинской Америки не было со­циального законодательства, регламентирующего отношения ра­бочих и предпринимателей. Эти отношения регулировались лишь общими нормами гражданских кодексов о договоре найма услуг, которые не признавали за рабочими каких-либо особых трудовых прав. Только в первые десятилетия XX в. в этих государствах началась разработка отдельных законов о труде. Так, в Мексике законы о несчастных случаях на производстве были приняты в некоторых штатах (Мехико, Новый Леоне) в 1903—1906 гг., в Перу — в 1911 г. Значительное влияние на эти первые законы оказало трудовое законодательство европейских стран, которое к этому времени было относительно более развитым.

В 1917 г. в Уругвае был введен 8-часовой рабочий день, вве­дена минимальная зарплата для сельскохозяйственных работни­ков, пенсии по старости и т.д. В 1917 г. в Конституцию Мексики был включен детальный и весьма прогрессивный раздел о труде, вследствие чего она стала страной наиболее развитого трудового законодательства на всем континенте.

В большинстве других латиноамериканских стран социальное законодательство появилось только в 30-е годы XX века (в Бо­ливии в 1924 г., Эквадоре в 1926 г. и т.д.). Специальные декла­рации о труде были включены в конституции многих латиноаме­риканских республик (Венесуэла, Гватемала и др.), а трудовое законодательство стало необходимым элементов правовой систе­мы латиноамериканских стран. Например, Конституция Брази­лии 1934 г. закрепила социальную функцию собственности. В 1934 г. в Бразилии был принят закон о восьмичасовом рабочем дне.

Начиная с 1930-х годов разрабатывается законодательство о труде. Так, в 1943 г. был принят Трудовой кодекс Бразилии, где кодексы подробнейшим образом расписывают социальные гаран­тии работников.

Административное право в государствах Латинской Америки как самостоятельная отрасль национального права начала скла­дываться с середины XIX в. и в настоящее время оно достигло высокого уровня развития, сопоставимого с уровнем администра­тивного права западных государств. Хотя ведущие правовые принципы и были импортированы в латиноамериканский регион из стран Западной Европы и Северной Америки, в результате длительной эволюции они существенным образом изменились1.

Первые конституции независимых латиноамериканских госу­дарств, принятые в 20-е годы XIX в., уделяли внимание многим административным вопросам, но прежде всего регулировали работу министерств и определяли ответственность министров. Постепенно во всех государствах стало формироваться особое за­конодательство, посвященное проблемам исполнительной власти.

Практика деятельности латиноамериканских государств пока­зала характерную для управления закономерность: управление развивается эволюционно, любые быстрые и скачкообразные перестройки затрагивают администрацию лишь поверхностным образом.

Для проведения реорганизации государственного аппарата в качестве экспертов приглашались специалисты из США и-стран Западной Европы. Ныне административное право государств Латинской Америки, как и в самом начале своего развития, стре­мится использовать зарубежный опыт. Но теперь это уже не сле­пое копирование, а серьезные попытки улучшить функционирова­ние самобытных административных институтов. Поэтому совре­менный этап характеризуется созданием специфических для госу­дарств Латинской Америки моделей административно-правового регулирования, стремлением осмыслить и творчески использо­вать мировой опыт развития административного права.

В последнее время особое место в структуре современного латиноамериканского права занимают вопросы регулирования ох­раны окружающей природной среды. Например, Конституция Бразилии содержит нормы об охране окружающей среды. Она устанавливает следующий основной принцип: каждый человек имеет право на баланс экологического окружения, защита кото­рого в равной мере должна осуществляться государственными органами и гражданским обществом. Конституция предусматри­вает серию мер, которые должны проводиться государственными органами для реализации этого права1.

Регулирование уголовно-правовых отношений в латиноаме­риканских государствах испытало на* себе большое влияние испанского права (в частности, Уголовного кодекса Испании 1822 г.), также Уголовного кодекса Франции 1810 г. На основе заимствования правовых положений первые уголовные кодексы государств Латинской Америки закрепляли формальное равен­ство граждан перед уголовным законом, учитывалось также соот­ветствие тяжести преступления и наказания, отменялись наибо­лее варварские наказания феодальной эпохи. Уголовный кодекс Гаити 1835 г. и Уголовный кодекс Доминиканской Республики 1884 г. были составлены именно на основе УК Франции.

В XX в., в связи с развитием национальных правовых систем в Латинской Америке уголовное право претерпевало дальнейшие изменения. Старые феодальные или полуфеодальные уголовно­правовые институты под влиянием новых условий преобразовы­вались, некоторые из них были постепенно отменены. Например, в Боливии в 1997 г. была одобрена новая редакция УК 1834 г., во многом отражающая новую уголовно-правовую политику в соответствии с требованием времени.

(национализация иностранной собственности в первые послево­енные годы). Общее историческое прошлое и в целом схожесть направлений внутреннего развития государств Латинской Амери­ки лежат в основе того, что интеграция всегда была одним из по­пулярных лозунгов после достижения ими независимости.

В последнее время усиливаются тенденции формирования надгосударственного регионального права, которое обосновало бы самобытность и автономность латиноамериканского права. С этой целью отдельные государства, в частности Бразилия, стремятся к координации политики латиноамериканских госу­дарств с тем, чтобы объединить и интегрировать их усилия для решения стоящих перед ними задач. Согласно Конституции Бра­зилии, она стремится к экономической, политической, социальной и культурной интеграции с народами Латинской Америки с целью образования Латиноамериканского содружества наций.

Процесс гармонизации законодательства и унификации право­вых норм начался еще в 1928 г., когда на б-й Гаванской панаме­риканской конференции был принят Кодекс международного частного права, Он состоит из 437 статей, изданных в 4 книгах, и содержит нормы, направленные на разрешение основных кол­лизионных противоречий в области гражданского и торгового права, гражданского процесса; регулирует правовые отношения, касающиеся таких важных правовых институтов, как граждан­ство, брак, институт физических и юридических лиц, исковой давности, доказательств и т.д.

На современном этапе латиноамериканские государства коор­динируют свою деятельность в различных сферах. С этой целью проводится, как уже отмечалось, общая правовая политика, на­правленная на гармонизацию законодательства и унификацию правовых норм. Достижение этой цели во многом зависит от фор­мирования общего правового пространства латиноамериканских государств, которое обуславливает сближение правовых систем этих государств. Интеграционные процессы в Латинской Америке происходят по нескольким направлениям.

Прежде всего, они происходят в политической сфере, осу­ществляемые через соответствующие структуры. На саммитах латиноамериканских государств, -происходящих на постоянной основе, принимаются основные решения, направленные на выра­ботку общей интеграционной политики и принятие мер по ее реализации. Кроме того, создана совместная Парламентская ко­миссия, как орган, представляющий парламенты государств-чле­нов. Ее функция состоит в ускорении внутренних процессов, направленных на скорейшее и эффективное вступление в силу решений, принимаемых органами Общего рынка стран Южного конуса — МЕРКОСУР. Комиссия также принимает меры по гар­монизации законодательства государств-членов.

Интеграционные процессы происходят в экономической сфере. Благоприятные перспективы этому создает Общий рынок стран Южного конуса (МЕРКОСУР), который все в большей степени трансформируется в политико-экономическое объединение по ана­логии с моделью Евросоюза.

Экономико-социальный консультативный форум, состоящий из равного числа представителей от каждого государства-члена, так­же способствует интеграционным процессам в экономической сфере. Он задуман как общий представительный орган. В него входят представители общественных организаций, профсоюзов, частных и государственных корпораций. Он обладает не законо­дательными, а консультативными функциями, и выражает свое мнение в форме рекомендаций. Главная задача форума — выра­ботка предложений по усовершенствованию законодательства таможенного союза, в том числе в целях повышения конкурен­тоспособности местных предприятий и защиты рынков от импорта из третьих стран.

Административный секретариат обслуживает все другие орга­ны. Пожалуй, самые важные из его функций — это документация и публикации. Директор, возглавляющий Административный сек­ретариат, избирается Группой Общего рынка и назначается Со­ветом Общего рынка. Срок его полномочий — два года.

В 1960 г. была подписана Конвенция Монтевидео «О латино­американской ассоциации свободной торговли», следствием кото­рой стало создание Латиноамериканской ассоциации свободной торговли (ЛАСТ), объединившей 10 государств Южной Америки и Мексику, и Центральноамериканского общего рынка (ЦАОР) - 5 участников.

Сильное влияние на динамику интеграционных процессов в Латинской Америке оказала выдвинутая в 1990 г. инициатива о «новом экономическом партнерстве в Западном полушарии», из­вестная также как «инициатива для Америк».

В числе последних важных инициатив этих государств в обла­сти интеграции необходимо отметить также идею учреждения «Петросур» — Южноамериканского объединения государствен­ных компаний по добыче нефти и газа, а также впервые прозву­чавшее в 2005 г. на саммите Общего рынка стран Южного кону­са (МЕРКОСУР) в Асунсьоне предложение о создании субреги­онального «энергетического кольца», предусматривающее строи­тельство газопровода, который соединит Перу с Чили и другими государствами Южного конуса.

Интеграционные процессы в Латинской Америке затрагивают информационную сферу. Важная роль в этом принадлежит лати­ноамериканскому телевизионному каналу «Телесур», который начал регулярное вещание в 2005 г. По замыслу его учредителей (ими стали Венесуэла, Аргентина, Куба и Уругвай) в перспективе он будет работать на весь регион. Штаб-квартира компании нахо­дится в Каракасе. Ее основные корпункты работают в Венесуэле, Боливии, Бразилии и Колумбии. Новые офисы планируется раз­местить в Аргентине, Мексике, Перу, США и на Кубе. В перс­пективе сигнал «Телесура» смогут принимать в Северной и За­падной Африке и в большей части Европы.

Таким образом, интеграционные процессы в Латинской Амери­ке с каждым днем приобретают все большую динамику, что объясняется, с одной стороны, внутренними потребностями лати­ноамериканских государств, а с другой продиктованы глобализа­ционными процессами во всем мире.

 

 


Поделиться с друзьями:

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.02 с.