Раздел 2. Семья традиционно-этического права — КиберПедия 

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Раздел 2. Семья традиционно-этического права

2017-11-16 1181
Раздел 2. Семья традиционно-этического права 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Общие положения

Важнейшая специфика правовых систем, позволяющая объе­динить их в данную правовую семью, заключается в особом под­ходе к праву как регулятору общественных отношений, основан­ному на конфуцианских философских воззрениях и конфуцианс­кой морали. Право в этих обществах не считается главным сред­ством обеспечения справедливости и порядка и занимает подчи­ненное положение по отношению к идеальному порядку, обеспе­ченному высшей силой, независимой от воли человека. Предназ­начение права заключается в том, чтобы соответствовать этому идеальному порядку и стремиться к его обеспечению.

Согласно традиционно-этической доктрине права, в своем по­ведении человек должен руководствоваться не юридическими мо­тивами, а стремлением к гармонии, согласию и миру. В случаях, когда возникала необходимость разрешения имущественного или иного бытового спора, в силу вступали согласительные процеду­ры. Именно они представлялись в глазах конфликтующих сторон гораздо более справедливыми и эффективными средствами в раз­решении возникающих конфликтных ситуаций, чем юридические процедуры.

Иными словами, специфика правопониманияявляется глав­ным критерием отнесения данных правовых систем к семье традиционно-этического права, несмотря на имеющиеся существен­ные различия между ними.

Таким образом, по мнению большинства компаративистов, од­ной из важнейших черт, позволяющих объединить правовые си­стемы данных-государств в дальневосточную правовую семью, является своеобразное понимание права и то место, которое ему отводится в общественной жизни.

По этому поводу Р. Давид отмечал: «В отличие от Запада, на­роды этих стран не склонны верить в право, как средство обеспе­чения социального порядка и справедливости. Разумеется, в них существует право, но оно наделено субсидиарной функцией и играет незначительную роль. В суды здесь обращаются, и право находит применение лишь тогда, когда исчерпаны все другие спо­собы разрешить конфликт и восстановить порядок. Строго очер­ченные решения, которые дает право, связанное с ним принужде­ние — все это встречает крайнее неодобрение, здесь исходят из того, что социальный порядок должен охраняться, преимуществен­но, методами убеждения, техникой посредничества, самокритичны­ми оценками поведения, духом умеренности и согласия».

Конфуцианская концепция как основа правопонимания, ха­рактерная для всего дальневосточного права, обуславливает по­ведение каждого индивида в конкретной ситуации в интересах со­циальной иерархии.

Вследствие таких взглядов народы Дальнего Востока с насто­роженностью относятся к идее права вообще, и позитивному праву в частности, с его строгостью и абстрактностью. В основу их правовой культуры и правопонимания положена не концепция субъективных прав, а идея коллективизма.

И несмотря на то, что на современном этапе развития данные правовые системы заимствовали многие правовые положения у романо-германского и общего права, традиционное мышление продолжает выполнять роль «фильтра» при адаптации заимство­ваний и, в конечном счете, определяет их реализацию.

Гармония выступает стержнем, обеспечивающим естествен­ный порядок, который достигается в этих обществах в результате взаимодействия человека, общества и природы. Для ее достиже­ния необходимо согласие, компромисс, убеждение, чувство уме­ренности, а не индивидуализация личности.

Традиционно-этическое право тесно связано с конфуцианской моралью, в рамках которой не преувеличивается роль религиоз­ного фактора. Этические нормы обеспечивают правомерное пове­дение членов общества путем воспитания в них высокомораль­ных стандартов, и способствует тому, что отдельный член обще­ства чувствует себя частью большой семьи, коллектива, государ­ства и общества.

Таким образом, традиционно-этическая концепция правопони- мания, основанная на конфуцианских философских воззрениях, не отрицает право и его значение в обществе и отводит ему второ­степенное значение, и заключается в том, что человек в своем по­ведении должен следовать, в первую очередь, не праву, а согла­сию и гармонии, и, соответственно, право должно служить сред­ством обеспечения такого согласия и гармонии в обществе.

В семью традиционно-этического права входят правовые сис­темы таких государств, как Китай, Япония, Корея, Малайзия, Мьянма (до 1989 г. — Бирма), Монголия и др. Государства Даль­него Востока имеют различные исторические корни общественно­го развития, что отражается на их современном политическом, экономическом и культурном развитии.

 


Поделиться с друзьями:

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.006 с.