Психологическое пространство и профессиональные границы консультанта в психологическом консультировании — КиберПедия 

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Психологическое пространство и профессиональные границы консультанта в психологическом консультировании

2017-11-17 1045
Психологическое пространство и профессиональные границы консультанта в психологическом консультировании 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

С чего начинается консультирование? Очень простой и одновременно сложный вопрос. Клиент, обратившийся за помощью в психологическую консультацию, чаще всего не имеет ни малейшего понятия ни о том, что с ним там будут делать, ни уж тем более, что такое психологическое пространство консультирования. Чаще всего запрос клиента звучит подобным образом: «Мне плохо, помогите! Скажите, что делать.… Дайте совет…». Иными словами, клиент начинает общение с консультантом не в психологическом пространстве консультирования. И первое, что консультант делает, чтобы оказать эффективную квалифицированную помощь – это вводит клиента в психологическое пространство консультирования.

Если попробовать метафорически описать заявленную в данном подразделе тему, получится следующее: «Профессиональные границы консультанта – это бордюрные камни, состоящие из того, что должен и чего не имеет право делать психолог-консультант в процессе психологического консультирования. Эти бордюрные камни разграничивают тротуар и проезжую часть улицы под названием «ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ КОНСУЛЬТАНТА И КЛИЕНТА». Тротуаром является «психологическое пространство», проезжая часть – все остальные пространства этого взаимодействия». По каким признакам мы можем определить, что находимся на «тротуаре» психологического пространства консультирования, а не вышли на проезжую часть? Такими признаками являются показатели психологического пространства консультирования:

· Наличие консультанта и клиента

· Целеполагание

· Эмпатия

· Безопасность (доброжелательность, соблюдение этических правил, отсутствие оценочности, конфиденциальность)

· Психологическая задача взаимодействия

· Партнерство консультанта и клиента

· Структура консультации

· Завершенность консультации.

Попробуем более подробно описать показатели психологического пространства консультирования.

Наличие консультанта и клиента предполагает оказание профессиональной психологической помощи. Профессиональная психологическая помощь существенно отличается от непрофессиональной. Непрофессиональная помощь может оказываться другом, который выслушает Вас, посочувствует, проявит свою симпатию и доброжелательно с вами пообщается. Непрофессиональная помощь спонтанна и не определена никакими правилами. Профессиональная определена специальными правилами, имеет четкую структуру, цель и существенно отличается от непрофессиональной.

Целеполагание процесс консультированияскладывается из целей консультанта и целей клиента. Это основополагающий этап построения психологического пространства консультирования. Невозможно провести профессиональную консультацию, не установив, с какой целью обратился клиент, что он ждет от консультанта. В процессе консультирования психолог должен постоянно рефлексировать:

· Чего он хочет достичь в работе с клиентом?

· Что он для этого делает?

· Как он узнает о том, что достиг этой цели?

Это необходимо для того, чтобы избежать подмены целей клиента своими целями, использования клиента для решения собственных проблем или манипулирования клиентом.

В процессе консультирования следует избегать как выражения пренебрежения, так и симпатии. Они находятся за пределами профессиональных границ консультанта и могут разрушить психологическое пространство консультирования, превратив его в «поле боя» или «место для поглаживаний». Избежать этого поможет выражение эмпатии.

При выражении эмпатии психолог

· сосредоточен на чувствах и ситуации клиента, а не на параллельности собственных чувств и переживаний собеседника

· исследует чувства клиента, а не исходит из предположения, что другие в подобной ситуации чувствуют то же, что и он сам

· выясняет нюансы чувств клиента, а не приписывает ему свое понимание.

Следующие разделы методического пособия посвящены следующим показателям психологического пространства консультирования: этическим нормам консультанта и клиента, психологической задаче взаимодействия, партнерству консультанта и клиента, структуре консультации, а так же возможным ошибкам и запрещенным приемам в психологическом консультировании.

 

 


Поделиться с друзьями:

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.008 с.