Типы и формы конкурентной борьбы — КиберПедия 

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Типы и формы конкурентной борьбы

2017-11-17 166
Типы и формы конкурентной борьбы 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Конкуренция и монополизм – это не две разные взаимоотрицающие экономические силы, а две стороны одного и того же рыночного взаимодействия. Без вмешательства государственных структур и конкуренция, и монополии могут превратиться в разрушительную силу для экономики.

Сущность конкуренции проявляется прежде всего в ее следующих функциях, которые выделяются в экономической литературе:

– обеспечение нацеленности производителя на запросы потребителя, без чего невозможно получить прибыль;

– стимулирование роста эффективности производства, обеспечивающее «выживание» производителей;

– дифференциация товаропроизводителей (одни выигрывают, другие проигрывают и разоряются, третьи остаются при своем);

– давление на производство, распределение ресурсов между отраслями народного хозяйства в соответствии со спросом и нормой прибыли;

– ликвидация конкурентоспособных предприятий, их продажа, слияние или поглощение другими, боле сильными предприятиями, преобразование и т.п.

– стимулирование снижения цен и повышения качества товаров или услуг.

В заключение отметим, что в экономической литературе можно встретить и другие классификации конкуренции. Так, различают функциональную конкуренцию (касается определенного товара) и видовую конкуренцию (по цене и качеству). Здесь мы привели наиболее распространенные подходы.

 

Монополизация в экономической системе

Как и конкуренцию, монополии можно классифицировать по различным основаниям.

1. По месту в торговых сделках монополии подразделяются на два вида:

1.1. Монополия – объединение предприятий, продающих определенные товары множеству покупателей (т.е. единственный продавец и множество покупателей).

1.2. Монопсония – хозяйственное объединение предприятий, скупающих какие-либо продукты у всех продавцов (т.е. имеется единственный покупатель и множество продавцов).

2. В зависимости от степени охвата рынка выделяются следующие виды монополистических организаций:

2.1. Чистые монополии (монопсонии).

2.2. Абсолютная монополия (монопсония).

3. В зависимости от характера и причин возникновения.

3.1. Естественная монополия.

3.2. Искусственные монополии.

Случайная форма возникает неожиданно, когда появляется исключительная возможность производить и продавать товар при лучших условиях производства и при временном благоприятном соотношении спроса и предложения. Устойчивая монополия возникает у крупнейших предприятий, захвативших рынки сбыта в конце XIX века. Известны такие формы устойчивых монополий, как картели, синдикаты, тресты. Эти монополистические объединения возникали в какой-либо одной отрасли. Появление избыточного капитала в одной отрасли, неспособного приносить высокую прибыль, привело к образованию устойчивых монополий в различных отраслях (комбинированные тресты, концерны, конгломераты). Всеобщая форма монополий появилась во второй половине XX века, когда на большинстве рынков объединения предпринимателей совместно или с помощью государства становятся либо основными покупателями, либо основными продавцами.

В экономической литературе иногда особо выделяют легальные монополии, которые образуются на законном основании. Это возможно при следующих обстоятельствах: Патентная система; Авторские права; Товарные знаки.

Вывод по теме: Современное процветание монополий, возникновение транснациональных корпораций свидетельствует о том, что образование монополий – закономерный процесс. Это объясняется тем, что сама конкуренция как важный элемент рыночного механизма порождает их, ибо каждый конкурент на рынке мечтает стать монополистом.

 

Тема 6. ПРИБЫЛЬ И ОБЩЕСТВЕННОЕ ПРОИЗВОДСТВО

ПЛАН:

Прибыль: понятие, функции и виды

Торговая прибыль

Конечной целью функционирования товарного производства является получение максимальной прибыли. В этой связи теория прибыли занимает значимое место в работах многих экономистов.

Норма прибыли – это отношение прибыли ко всему авансированному капиталу, выраженное в процентах. Она может быть представлена следующей формулой:

p= p x 100 = m x   .
k c+v

Норму прибыли нужно отличать от нормы прибавочной стоимости:

1. Норма прибыли всегда меньше нормы прибавочной стоимости, поскольку показывает степень возрастания всего капитала (m/(c+v)), тогда как норма прибавочной стоимости – степень возрастания лишь его переменной части (m/v).

2. Норма прибавочной стоимости рассматривается как показатель степени эксплуатации, тогда как норма прибыли показывает степень выгодности и доходности функционирования предприятия, масштабы самовозрастания капитала.

В специальной экономической литературе принято различать следующие виды прибыли:

Бухгалтерскую прибыль.

Экономическая (чистая) прибыль.

 

Торговая прибыль

В условиях развития товарно-денежных отношений сфера обращения отделяется от производства и образует особую область приложения капитала. Товарная и денежная функциональные формы промышленного капитала обособляются от него и превращаются в относительно самостоятельные торговый и ссудный капиталы, имеющие специфические формы движения. Внешне движение торгового капитала связывается с деятельностью предпринимателей в сфере торговли. Ссудный капитал охватывает денежные и фондовые операции.

Торговый капитал – это капитал, обслуживающий процесс реализации товаров как продуктов промышленного капитала. Он функционирует только в двух формах – товарной и денежной. Торговый капитал имеет форму движения, которая может быть представлена формулой: Д – Т – Д’. Из формулы следует, что капиталист-торговец сначала на имеющийся у него денежный капитал покупает товар у промышленного капиталиста, а потом продает его, получая при этом доход. Таким образом, капиталист-торговец фактически превращает товарный капитал промышленника в деньги (Т – Д’). Торговый капитал обслуживает одну из стадий движения промышленного капитала и занимает по отношению к нему подчиненное место.

Следует отметить, обособление товарной формы промышленного капитала, превращение ее в функционирующий торговый капитал косвенно способствует повышению производительности промышленного капитала и всего общественного капитала. Это обусловлено тем, что, благодаря специализации на купле-продаже товаров, торговый капитал сокращает время обращения промышленного капитала, снижает затраты капитала на единицу продукции. Кроме того, он обслуживает сразу несколько промышленных капиталов, занятых в разных отраслях производства. Он более динамичен, мобилен, что способствует ускорению оборота общественного капитала, повышению общей нормы прибыли.

Вывод по теме: Результатом обращения торгового капитала является торговая прибыль. Торговая прибыль – это часть прибыли, которую промышленные капиталисты уступают торговым капиталистам за то, что они реализуют их товары. Норма торговой прибыли, как правило, не может быть ниже средней в данном обществе ее величины (иначе торговые капиталисты изъяли бы свой капитал из сферы обращения и перевели его в любую другую сферу экономики, обеспечивающую им получение средней прибыли).

 


Поделиться с друзьями:

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.011 с.