Для формирования профессиональной компетентности необходимо знать — КиберПедия 

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Для формирования профессиональной компетентности необходимо знать

2017-11-17 205
Для формирования профессиональной компетентности необходимо знать 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию»

  УТВЕРЖДАЮ Проректор по УР профессор А.Г. Хасанов «_____» __________________2008 г.

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

 

 

Учебная дисциплина Биоэтика Специальность Лечебное дело Курс II Лекции 12 (час.) Практические занятия 24 (час.) Лабораторные занятия – Самостоятельная работа 28 (час.)   Шифр 060101 Отделение вечернее Семестр IV Экзамен – Зачет IV семестр Всего 64 (час.) 1,8 (кредитов)

 

 

Уфа 2008 г.


Рабочая программа составлена доцентом Липатовой Е.Е. и преподавателем Коноваловой С.В.

на основании типовой (примерной) учебной программы (М., 2001 г.)

в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта ВПО (2000 г.), основной образовательной программой подготовки врача в БМГУ и квалификационной характеристикой выпускника.

 

Рецензенты: зав. кафедрой философии с курсом истории и основ экономики БГМУ профессор Азаматов Д.М._____________________

Зав. кафедрой сестринского дела с уходом за больными БГМУ

профессор Назифуллин В.Л.______________________

 

Программа рассмотрена на заседании:

кафедры педагогики и психологии с курсом ИПО

зав. кафедрой проф. А.Ф. Амиров (подпись)________ «___»________2008г.

библиотечного совета ______________________________________________

зав. библиотекой Н.Р. Кобзева (подпись)_________ «___»__________2008г.

Цикловой методической комиссии гуманитарных дисциплин

председатель ЦМК проф. Д.М. Азаматов (подпись) _______«__»______2008г.,

Учебно-методического совета специальности (код) 060101 Лечебное дело

председатель УМС проф. В.Л. Назифуллин (подпись) _________«___»________2008г.

Учебно-методического управления БГМУ начальник УМУ

проф. Х.Х. Ганцева (подпись) _______________ «___»________2008г.

Координационного научно-методического совета БГМУ председатель КНМС

проф. А.Г. Хасанов (подпись) ______________ «___»_________2008г.

и рекомендована для использования в учебном процессе.

 


 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Со второй половины XX века изменения в медицинской теории и практике носят принципиально новый характер. Новые возможности медицины связаны не столько с лечением, сколько с управлением человеческой жизнью и определением ее качественных параметров. Реаниматология, трансплантология, медицинская генетика, транссексуальная хирургия, искусственное оплодотворение, геронтология это не полный перечень медицинских специальностей в которых четко прослеживается система управления человеческой жизнью и ее качествами. Таким образом, нравственная культура врача как никогда является принципиальной составляющей его профессионализма. Попытка переоценить традиционные ценности и переосмыслить роль профессиональной этики чревата изменением самой природы врачевания и проявлением - специалиста которого сложно будет назвать врачом.

«Врач должен всегда поддерживать наивысшие профессиональные стандарты» так определяется наипервейшая обязанность врача в международном кодексе медицинской этики, принятом Генеральной ассамблеей Всемирной медицинской ассоциации в 1949г. (последняя редакция утверждена в 1983 г.) Врач - это лицо, которое, будучи принято в установленном порядке в медицинскую школу, должным образом признанную в стране, в которой она находиться, успешно завершило предписанный курс медицинских наук и получило квалификацию, дающее юридическое право на медицинскую практику (включая профилактику, диагностику, лечение и реабилитацию) с отправлением независимых суждений в интересах общественного и индивидуального здоровья».

Медицина - одна из наиболее гуманных сфер общественной практики. Это система научных знаний и практической деятельности, целью которых является укрепление и сохранение здоровья, продолжения жизни людей. Тысячелетиями вырабатывались гуманистические принципы медицины, согласно которым лица медицинской профессии не имеют права причинять вреда здоровью человека, обрекать больного на гибель, использовать его бедственное положение в целях обогащения. Основываясь, на общих правилах морали и нравственности биомедицинская этика рассматривает вопросы, связанные с взаимоотношениями медицинского персонала с пациентами, их близкими, со здоровыми людьми, а также между собой в процессе лечения больного. Биомедицинская этика тесно связана с медицинской деонтологией, которая уточняет и конкретизирует обязательные правила поведения врача (медицинского работника), прежде всего по отношению к пациенту. Медицинская этика как составляющая медицины существует и развивается не одно тысячелетие. До настоящего времени сохранили свою значимость многие нормы и требования, которые предъявлялись к врачам эпоху Гиппократа и в эпоху Возрождения. Однако только во второй половине XX в., когда медицина стала особенно широко использовать достижения научно-технического прогресса, вплотную стал вопрос о необходимости знания и соблюдения каждым врачом норм медицинской этики, которую все чаще в этот период называют биоэтикой, а следовательно, и о необходимости преподавания этого предмета в высших медицинских школах.

По данным ВОЗ, преподавание специального курса медицинской этики ведется в настоящее время в большинстве развитых стран мира.

Академик РАМН А. М. Сточик

 

 

Настоящий курс является пропедевтическим, поскольку изучение и усвоение биоэтических основ различных сфер деятельности врача его мировоззрения не может ограничиваться рамками какого-либо предмета, а должно связывать весь процесс обучения, как на до-, так и последипломном этапах.


ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ, ЕЕ МЕСТО В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ

1.1. Цели изучения предмета в параметрах деятельности врача выпускника университета

Согласно государственному образовательному стандарту высшего профессионального образовании специальности 060101 Лечебное дело, квалификация врач (2000 г.), требования к обязательному минимуму содержания основной образовательной программы подготовки врача по специальности 060101 Лечебное дело, дисциплина БИОЭТИКА рекомендована УМО.

Она содержит морально-этические нормы, правила и принципы профессионального врачебного поведения, права пациента и врача. Этические основания современного медицинского законодательства, применение этических принципов при использовании новых биомедицинских технологий.

Целями изучения дисциплины являются:

- формирование у студента основ этического, нравственного мировоззрения в отношении проблем современной медицины и здравоохранения, обеспечение целостного, системного, концептуального видения современных проблем медицинской биоэтики;

- воспитание в студенте компетентного, социально ориентированного и коммуникативно-толерантного специалиста.

1.2. Задачи изучения учебной дисциплины

СОДЕРЖАНИЕ ИЗУЧАЕМОГО МАТЕРИАЛА

Расчет часов по разделам

Всего на курс (час) 64 в том числе

лекционных (час) 12

семинаров

Практических занятий (час) 24

самостоятельная работа

СРС под руководством

преподавателя 28

№ п/п Наименование разделов и тем Количество часов
Всего Форма обучения (очная)
лекции практ. занятия семин. занятия СРС под руков. препод.
             
  Медицинская этика. История биомедицинской этики          
  Теоретические основы биомедицинской этики. Основные этические теории и принципы биомедицинской этики          
  Основные правили биомедицинской этики. Права и моральные обязанности врачей. Права пациентов          
  Основные модели взаимоотношения врачей и пациентов. Этика - профессионального взаимодействия в медицине и научной деятельности          
  Морально-этические проблемы проведения клинических испытаний и экспериментов на человеке. Моральные принципы проведении экспериментов на животных          
  Медицинские вмешательства в репродукцию человека. Моральные проблемы медицинской генетики          
  Смерть и умирание. Моральные проблемы трансплантации органов и тканей          
  Эпидемиология и этика. СПИД- морально-этические проблемы     -    
  Этика в психиатрии и психотерапии          
  Моральные проблемы распределения дефицитных ресурсов здравоохранения          
  Заключительное занятие. Деловая игра «Этический кодекс студента БГМУ»   -   -  
  Зачетное занятие   - -    
ИТОГО          

2.1.1 Тематический план лекций, их содержание, объем в часах

№ п/п Наименование тем Название лекции и их основные вопросы Цели лекции Часы Семестр
всего из них на профилирование
             
  Медицинская этика. История биомедицинской этики Медицинская этика. История биомедицинской этики. Основные этапы развития биоэтики: - этика Гиппократа (клятва Гиппократа)   Основные этические теории и медицинской и биоэтики: - структура и уровни этического знания; - мораль и право; - нравственность; - утилитарная теория И. Бентама; - категорический императив И. Канта; - понятие биоэтика в концепции В.Р. Поттера; Принципы биоэтики: - автономия личности; - информированное согласия знать: - основные термины и понятия; - исторические этапы этических знаний и представлений в мировой медицинской практике уметь: - ориентироваться в терминах и понятиях;   знать: - основные термины и понятия; - этические теории: - принципы биоэтики уметь: - ориентироваться в терминах и понятиях;       IV
  Основные правила биомедицинской этики. Права и моральные обязанности врачей. Права пациентов Основные правила биомедицинской этики: - правило добровольного информированного согласия; - врачебная/медицинская тайна (правило конфиденциальности).   Права и моральные обязательства врачей. Права пациентов: - конвенция о правах человека в биомедицине, 1996 г.; - лиссабонская декларация о правах пациента; - медицинская деонтология; - моральные обязательства врача; знать: - основные термины и понятия; - правила биоэтики уметь: - ориентироваться в терминах и понятиях   знать: - основные термины и понятия; - права и обязанности пациента; - права и обязанности врача (медицинского работника); - принципы регулирования прав и обязанностей уметь: - ориентироваться в терминах и понятиях
  Основные модели взаимоотношения врачей и пациентов. Этика профессионального взаимодействия в медицине и научной деятельности Модели взаимоотношений врача и пациента: - модели по Р. Витчу; - клинические модели Проблема врачебной ошибки Моральные проблемы медицинских работников: - профессиональная этика и этикет; - коммуникативная толерантность; -альтернативная медицина знать: - основные термины и понятия; - модели биоэтики по Бичу, исторические, клинические модели; -подходы к определению и оценке проблемы ошибки вмедицине; - основные правила взаимоотношений медицинских работников уметь: - ориентироваться в терминах и понятиях
  Морально-этические проблемы проведения клинических испытаний и экспериментов на человеке. Моральные принципы проведения экспериментов на животных Морально-этические проблемы проведения клинических испытаний и экспериментов на человеке иживотных: - значение и история эксперимента в медицине; - основные понятия научно-исследовательской деятельности и их этическое значение; - Нюрнбергский кодекс; - Женевская декларация; - Хельсинско-Токийская декларация;   - опыты на животных иобщечеловеческая этика; - минимизация использования лабораторных животных и их страданий. Моделирование экспериментальных животных знать: - основные термины и понятия; - исторические предпосылки международного регулирования научно-исследовательской деятельности в медицине; - положения: - Нюрбергского кодекса - Женевской декларации - Хельсинско-Токийской декларации - статус экспериментального животного, методы решения проблемы уметь: - ориентироваться в терминах и понятиях
  Медицинские вмешательства в репродукцию человека. Моральные проблемы медицинской генетики. Медицинские вмешательства в репродукцию человека: - исторический, социальный, моральный, правовой и религиозный контексты проблемы; - прерывание беременности; виды, подходы, моральные права и обязанности врача; - моральные аспекты планирования семьи, контрацепция; - морально-этические проблемы некоторых методов лечения бесплодия; - сексология, сексопатология   Моральные проблемы медицинской генетики: - генетическая диагностика, консультирование; - медицинская генетика и донорство; - евгеника; - моральные проблемы международных и национальных генетических исследований знать: - основные термины и понятия, - существо моральных проблем вмешательства в репродукцию человека и их взаимосвязи - виды искусственного прерывания беременности. подходы, моральные права и обязанности врача - моральные аспекты планирования семьи, контрацепция - морально-этические аспекты бесплодия, его причин, диагностики, экстракорпорального оплодотворения, донорства генетического материала, суррогатного материнства и др.; - законодательные иэтико-профессиональные нормы регулирования уметь: - ориентироваться в терминах и понятиях;   знать: - основные термины и понятия; - существо моральных проблем генетической диагностики, консультирования - моральные дилеммы медицинской генетики и донорства - основные положения и моральную оценку евгеники - моральные проблемы массовых генетических исследований уметь: - ориентироваться в терминах и понятиях
  Смерть и умирание. Моральные проблемы трансплантации органов и тканей. СПИД - морально-этические проблемы. Этика в психиатрии и психотерапии. Смерть и умирание. Моральные проблемы реаниматологии, паллиативной медицины, трансплантации органов и тканей: - история отношения врача к умирающему больному; - эвтаназия; - медицинские и биоэтические предпосылки современной паллиативной медицины; - этико-правовые аспекты аутопсии; - основные моральные дилеммы, связанные с пересадкой органов. Смерть мозга, вегетативное состояние Эпидемиология и этика. СПИД - морально-этические проблемы: - эпидемиология и права человека; - инфекционные болезни как «потенциальный источник социальной опасности»; - иммунопрофилактика; - СПИД как модель, морально-этических коллизий эпидемиологии инфекционных заболеваний   Этика в психиатрии и психотерапии: - социо-культурный контекст истории психиатрии;   - этика и особенности психиатрии как медицинской дисциплины   Моральные проблемы распределения дефицитных ресурсов здравоохранения: - дистрибутивная справедливость; - здоровье для всех. Здоровье-21 (ВОЗ); - здоровье и рыночные отношения; - «Бесплатное здравоохранение»; - правозащитные организации и движения пациентов знать: - основные термины и понятия; - этапы умирания, социокультурные аспекты смерти; - существо моральных проблем умирания и смерти; - содержание дискуссий об эвтаназии и ее моральную и этическую оценку; - представление о паллиативной помощи, хосписных службах; - моральные требования в обращении с телом умершего; -морально-этические проблемы трансплантации органов и тканей; - моральные дилеммы реаниматологии и способы их разрешения. уметь: - ориентироваться в терминах и понятиях; - самостоятельно изучать учебную литературу; знать: - основные термины и понятия; - существо моральных проблем в эпидемиологии; - СПИД как этическая проблема уметь: - ориентироваться в терминах и понятиях;   знать: - основные термины и понятия; - существо моральных проблем в эпидемиологии; - исторические предпосылки формирования проблемы и методов ее решения уметь: - ориентироваться в терминах и понятиях   знать: - основные термины и понятия; - существо моральных проблем распределения ресурсов здравоохранения Особенности различных систем здравоохранения с точки зрения справедливости распределения: - задачи общественного здравоохранения; - ВОЗ (структура, задачи, формы работы); - предпосылки деятельности обществ защиты прав пациентов уметь: - ориентироваться в терминах и понятиях

2.2 Тематический план семинаров, практических занятий, их содержание, объем в часах

№ п/п Тема и содержание занятия Целевые задачи Часы Семестр
Практические занятия СРС под руководством преподавателя всего из них на профилирование СРС
               
  Медицинская этика. История биомедицинской этики З: - историческую обусловленность способов, норм и принципов этического регулирования профессионального поведения медицинских работников У: объяснить основные термины и понятия; использовать историко-аналитический подход к определению этических обоснований норм и законов Анкета, тест - контроль З: основные документы, регламентирующие профессиональное поведение медработника У: работать с этико-нормативными источниками, проводить анализ и сравнение (приложение №1)       IV
  Теоретические основы биомедицинской этики. Основные этические теории и принципы биомедицинской этики. З: - основные виды этических конфликтов, этические теории и основные современные тенденции этического знания, современные принципы биоэтики У: работать с этико-нормативными источниками, проводить анализ и сравнение; объяснить основные термины и понятия; применять принципы биоэтики в решении ситуационных задач, тест - контроль З: основные положения этических теорий и принципы биоэтики У: применять принципы биоэтики (приложение № 2)
  Основные правила биомедицинской этики. Права и моральные обязанности врачей. Права пациентов З: Основные правила биомедицинской этики: правило добровольного информированного согласия, врачебной тайны (правило конфиденциальности), правило правдивости и т.д. Права и моральные обязательства врачей. Права пациентов, основные документы, определяющие права врача и пациента У: объяснить основные термины и понятия: применять правила биоэтики в решении ситуационных задач, подходить к решению задач с позиций уважения прав человека (врача, пациента); при разрешении моральных конфликтов руководствоваться интересами пациента. Тест - контроль 3: Основные нормативно-этические документы по правам человека в биомедицине: Конвенция о правах человека в биомедицине, (1996г.), Лиссабонская декларация о правах пациента У: работать с этико-нормативными источниками по медицинской деонтологии (моральные, юридические обязательства врача), проводить анализ и сравнение, определять этическое обоснование официальных документов (приложение № 3)
  Основные модели взаимоотношения врачей и пациентов. Этика профессионального взаимодействия в медицине и научной деятельности З: Модели взаимоотношений врача и пациента: модели по Р. Витчу, Клинические модели, важнейшие морально-этические положения, проблемы врачебной ошибки. Существо моральных и этических аспектов взаимоотношений медицинских работников. Основы профессионального этикета. Представление об альтернативных методах воздействия на организм человека (альтернативной медицины) и их распространённых последствиях У: защищать права пациентов на информацию, свободу выбора и действий, объяснить основные термины и понятия; использовать важнейшие правила профессиональных межличностных отношений в общении и ролевых играх. Критически оценивать альтернативную медицинскую практику Тест - контроль З: характеристики различных моделей взаимоотношений врача и пациента У: реализовывать модели в ролевых играх Тест: коммуникативная толерантность (приложение № 4)
  Морально-этические проблемы проведения клинических испытаний и экспериментов на человеке. Моральные принципы проведения экспериментов на животных ИП: о сути клинического эксперимента, его значении и истории в медицине, а также современные направления его развития 3: этическое значение основных понятий научно-исследовательской деятельности: - статус этической оценки научного исследования; - основные положения Нюрнбергского кодекса, Женевской декларации, Хельсинско-Токийской декларации и «Правила проведения качественных клинических испытаний в Российской Федерации»; - современные международные принципы этичного отношения к животным; -обоснования минимизации использования лабораторных животных и их страданий; - современные возможности моделирования экспериментальных животных У: применять морально-этические критерии в отношении научных исследований с участием человека и экспериментальных животных: - оценивать степень риска для испытуемых при проведении эксперимента или исследований и предупреждать недопустимый риск; - проявлять гуманность по отношению к лабораторным животным. Тест - контроль 3: основные положения Нюрнбергского кодекса, Женевской декларации, Хельсинско-Токийской декларации и «Правила проведения качественных клинических испытаний в Российской Федерации» У: давать этическую оценку клинико-экспериментальным исследованиям (приложение № 5)
  Медицинские вмешательства в репродукцию человека. Моральные проблемы медицинской генетики. Религия.и биоэтика Иметь представление о возможных медицинских вмешательствах в репродукцию человека З: основные термины и понятия; - исторический, социальный, моральный, правовой и религиозный контекст проблемы; - виды искусственного прерывания беременности, подходы, моральные права и обязанности врача; - моральные аспекты планирования семьи, контрацепция; - морально-этические аспекты бесплодия, его причин, диагностики, экстракорпорального оплодотворения, донорства генетического материала, суррогатного материнства и др. - законодательные и этико-профессиональные нормы регулирования уметь: применять морально-этические и этико-профессиональные критерии в отношении методов вмешательства в репродукцию человека ИП: об основных постулатах мировых религий и их влиянии на жизнь общества и отдельного человека; 3: отношение христианской религии (православие, католицизм) и ислама к проблемам биоэтики; У: объяснить мнение верующего требованиями его религии, объяснить основные заблуждения бытовых верующих, уважать религиозные чувства ИП: о возможных медицинских вмешательствах в репродукцию человека; о направлениях медицинской генетики; об основных постулатах мировых религий 3: положения мировых религий по проблемам здоровья, медицины и биоэтики У: применять полученные знания в практической деятельности; уважать религиозные чувства верующих
  Смерть и умирание. Моральные проблемы трансплантации органов и тканей. ИП: о методах анестезиологии и реаниматологии, паллиативной медицины, З: основные термины и понятия; этапы умирания, социокультурные аспекты смерти; существо моральных проблем умирания и смерти; содержание дискуссий об эвтаназии и ее моральную и этическую оценку; моральные требования в обращении с телом умершего; моральные дилеммы реаниматологии и способы их разрешения У: идентифицировать морально-этические и этико-профессиональные проблемы процесса умирания в общем и применительно к вопросам реаниматологии и паллиативной помощи в частности; обосновывать нормативно-правовые и этико-профессиональные положения ИП: о методах трансплантации органов и тканей, З: основные термины и понятия; существо моральных проблем трансплантации органов и тканей; морально-этическое и этико-профессиональное обоснование нормативно-правового регулирования трансплантации органов и тканей У: идентифицировать морально-этические и этико-профессиональные критерии трансплантации органов и тканей и применять их в решении ситуационных задач З: этапы умирания, социокультурные аспекты смерти У: идентифицировать и применять морально-этические и этико-профессиональные проблемы процесса умирания в общем и применительно к вопросам реаниматологии и паллиативной помощи в частности З: морально-этическое и этико-профессиональное обоснование нормативно-правового регулирования трансплантации органов и тканей У: идентифицировать морально-этические и этико-профессиональные критерии трансплантации органов и тканей и применять их в решении ситуационных задач
  Эпидемиология и этика. СПИД - морально-этические проблемы ИП: об эпидемиологии инфекционных болезней как науке, ее объектах и методах деятельности; СПИДе (ВИЧ) - звеньях эпид. цепи, методах профилактики и лечения З: Основные морально-этические дилеммы эпидемиологии основные положения «Основ законодательства...», «Закона об эпидемиологическом благополучии..», этико-профессиональных заявлений по иммунопрофилактике, СПИД ВМА - морально-этическое обоснование нормативно-правовых положений по борьбе с инфекционными заболеваниями У: применять морально-этические и этико-профессиональные критерии в отношении методов современной эпидемиологии   З: основные положения «Основ законодательства...», «Закона об эпидемиологическом благополучии...», этико-профессиональных заявлений по иммунопрофилактике, СПИД ВМА У: давать морально-этическое обоснование нормативно-правовых положений по борьбе с инфекционными заболеваниями; применять морально-этические и этико-профессиональные критерии в отношении методов современной эпидемиологии
  Этика в психиатрии и психотерапии ИП: о психиатрии и психотерапии как областях медицины З: Основные морально-этические проблемы психиатрии: - основные положения «Основ законодательства...», Закона РФ "О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании", этико-профессиональных заявлений; -морально-этическое обоснование нормативно-правовых положений по организации психиатрической помощи; - этические особенности психотерапевтического воздействия, моральная обязанность использования психогигиенического и психотерапевтического подходов в традиционной практике У: применять морально-этические и этико-профессиональные критерии в отношении методов психиатрии и психотерапии З: основные положения «Основ законодательства...», Закона "О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании", этико-профессиональных заявлений У: применять морально-этические и этико-профессиональные критерии в отношении методов психиатрии и психотерапии
  Моральные проблемы распределения дефицитных ресурсов здравоохранения ИП: о системе здравоохранения, видах, особенностях 3: особенности и морально-этические аспекты различных систем здравоохранения; - моральные требования коммерческой медицины; - роль страховой организации в системах коммерческой медицины У: определить морально-этические характеристики распространенных систем здравоохранения ИП: о критериях эффективности системы здравоохранения 3: нравственные и этические аспекты эффективности общественного здравоохранения У: адекватно оценивать наиболее распространенные модели здравоохранения
  Деловая игра «Этический кодекс студента Башкирского государственного университета» Составление студентами в соответствии со сценарием варианта кодекса «Этический кодекс студента Башкирского государственного университета» Составление студентами варианта кодекса «Этический кодекс студента Башкирского государственного университета»
  Зачетное занятие    

2.3 Тематический план самостоятельной (внеаудиторной) работы студента

Тема рефератов по дисциплине «Биоэтика»

 

1. Биоэтика в различных социокультурных контекстах.

2. Биоэтика и нравственная антропология Ислама.

3. Биоэтика и нравственная антропология Православия.

4. Взаимоотношения медицинского работника с коллегами. Моральный климат в коллективе.

5. Воздействие социальной и культурной среды на здоровье пациента.

6. Идея справедливости и частная медицина: основные противоречия и пути их разрешения.

7. Исторические модели биомедицинской этики.

8. Конфликты в профессиональной деятельности медработника: источники возникновения, методы предупреждения и разрешения.

9. Медицина и религия: формы взаимодействия.

10. Медицина, этика и право: формы взаимодействия.

11. Медицинская тайна и ее границы.

12. Медицинский работник и общество. Права и обязанности медицинского работника.

13. Модели взаимоотношений медицинского работника и пациента.

14. Моральные принципы биомедицинской этики.

15. Основные этические теории.

16. Ошибки в профессиональной деятельности медработника и их этическая оценка.

17. Права и обязанности пациента.

18. Проблема справедливости в здравоохранении и медицине.

19. Психогигиена труда медработника.

20. Психологическое просвещение населения.

21. Психологические типы пациентов и особенности взаимодействия с ними (активный больной, «неприятный» больной, медработник как больной).

22. Семья и здоровье пациента.

23. Слово врача как лечебный фактор.

24. Современные представления о болезни и проблемы медицинской этики (предболезнь, болезнь, классификация болезней).

25. Формы и методы санитарного просвещения.

26. Христианская биоэтика в католицизме и протестантизме.

27. Человек и боль: современные биоэтические проблемы.

28. Этические аспекты информирования пациента и третьих лиц.

29. Этические аспекты применения массовых коммуникаций в формировании здорового образа жизни.

30. Этические аспекты пропаганды здорового образа жизни.

31. Этические проблемы полового просвещения.

32. Этические проблемы сексологии и сексопатологии.

33. Этические проблемы умирания и смерти.

34. Этический контроль за применением новых медицинский технологий.

35. Ятропатогении и сороригении: причины возникновения и пути предотвращения.

 


Список учебной литературы

Основная

1. Орлов А.Н. Клиническая биоэтика. Избранные лекции: Учебное пособие для студентов мед. вузов. – М.: Медицина, 2003.

Дополнительная

1. Бартко А.Н., Михайлова Е.П. Биомедицинская этика: теория, принципы и проблемы. Части 1 и 2 -М: Изд-во ММСИ, 1995-1996.

2. Биомедицинская этика / Под ред. В.И. Покровского. - М.: Медицина, 1997.

3. Биомедицинская этика / Под ред. В.И. Покровского и ЮМ. Лопухина. Вып. 2. - М: Медицина, 1999.

4. Биоэтика; принципы, правила, проблемы /Под ред. Б.Г. Юдина. - М: Эдиториал УРСС, 1998.

5. Введение в биоэтику / Под ред. Б.Г. Юдина. - М.: Прогресс-Традиция, 1998.

6. Вопросы тестового контроля по дисциплине «Биомедицинская этика». - ВУНМЦ, 2000.

7. Врачебные ассоциации, медицинская этика и общемедицинские проблемы. Сб. Официальных документов. - М., 1996.

8. Врачи, пациенты, общество. Права человека и профессиональная ответственность врача в документах международных организаций. - Киев, 1996.

9. Гавайская декларация Всемирной психиатрической ассоциации 1977 года.

10.Гиппократ. Избранные книги. - М., 1994.

11. «Декларация об участии психиатров в исполнении смертного приговора» Всемирной психиатрической ассоциации 1989 года.

12.Деонтология в медицине. В 2-х томах / Под ред. Б.В. Петровского. - М: Медицина, 1988.

13.Кодекс профессиональной этики психиатра "Российского общества психиатров 1994 года".

14. Кэмпбелл А., Джиллет Г., Джонс Г. Медицинская этика. – М.: ГЭОТАР-МЕД, 2005.

15.Лопатин П.В., Карташова О.В. Биоэтика. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2006.

16.Медицина и права человека: Нормы и правила международного права, этики, католической, протестантской, иудейской, мусульманской и буддистской религиозной морали / Пер. с франц. - М: АО И/Г "Прогресс". "Прогресс-Интер", 1992.

17.Митрополит Антоний Сурожский. Жизнь. Болезнь. Смерть. -М., 1995.

18.На грани жизни и смерти: краткий очерк современной биоэтики в США / Под ред. Д. Уиклера и др., пер. с англ. - М.: Знание, 1989.

19.Основы биоэтики / Под ред. А.Н. Орлова. - Красноярск: Изд-во ПИК "Офсет", 1997.

20.Уильямс Дж.Р. Руководство по медицинской этике: учебное пособие. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2006.

21.Сборник нормативных актов по охране здоровья граждан Российской Федерации / Под ред. Ю.Д. Сергеева. - М„ 1995.

22.Силуянова И.В, Биоэтика в России: ценности и законы. - М., 1997.

23.Силуянова И.В. Современная медицина и православие. - М., 1998.

24.Федеральный закон РФ "Об иммунопрофилактике инфекционных болезней" 1998 года.

25.Чикин Современные проблемы биомедицинской этики. – 1995.

26.Этика практической психиатрии. Руководство для врачей / Под ред. В.А. Тихоненко. -М, 1996.

27. Этико-правопые аспекты проекта "Геном человека". Международные документы и аналитические материалы / Под ред. Б.Г. Юдина. – М.: 1994.

28. Этические и правовые проблемы клинических испытаний и научных экспериментов на человеке и животных. Сборник материалов к конференции. - М.: Российский Национальный Комитет по биоэтике, 1994.

29. Яровинский М.Я. Лекции по биоэтике (медицинской этике). Т.1, 2. – 2000-2001.

 

Перечень периодических изданий

1. Журнал «Высшее образование в России».

2. Психологический журнал.

 


3.2 Перечень методических указаний для студентов, методических разработок для преподавателей, практикумов и т.п.

№ п/п Тема занятия Наименование методических указаний, пособий и других учебно-методических материалов Составители, экз., год издания
  Медицинская этика. История биомедицинской этики Методическое указание для студентов. Методическое руководство для самостоятельной работы студентов. Методическая разработка для преподавателей. доцент Липатова Е.Е., преподаватель Коновалова С.В. 2008 г.
  Теоретические основы биомедицинской этики. Основные этические теории и принципы биомедицинской этики Методическое указание для студентов. Методическое руководство для самостоятельной работы студентов. Методическая разработка для преподавателей. доцент Липатова Е.Е., преподаватель Коновалова С.В. 2008 г.
  Основные правили биомедицинской этики. Права и моральные обязанности врачей. Права пациентов Методическое указание для студентов. Методическое руководство для самостоятельной работы студентов. Методическая разработка для преподавателей. доцент Липатова Е.Е., преподаватель Коновалова С.В. 2008 г.
  Основные модели взаимоотношения врачей и пациентов. Этика - профессионального взаимодействия в медицине и научной деятельности

Поделиться с друзьями:

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.116 с.