Технологии разрешения конфликтов. — КиберПедия 

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Технологии разрешения конфликтов.

2017-11-17 284
Технологии разрешения конфликтов. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Технология разрешения конфликта предполагает перевод конфликта в позитивно-функциональную стадию, придание ему институциализированных и рациональных форм. В рамках технологии выделяются четыре этапа.

Первый этап. "Изучение параметров конфликта": 


Состоит из задач:

1. Исследование степени остроты конфликта.
2. Определение стадии развития конфликта.
3. Определение основных действующих сил.
4. Выявление стереотипов восприятия и механизмов конфликтного поведения.

Второй этап. "Оценка конфликта". 


В него входят задачи:

Установить его действительных участников;
Изучить их характеристики;
Выявить их отношения в предконфликтной фазе;
Выявить главные различия интересов, которые привели к конфликту;
Узнать намерения участников и приемлемые для них способы преодоления конфликта;
Разобраться во всех возможных путях преодоления конфликта.
Оценить тип конфликта и составить план действий по его разрешению.

Третий этап. "Воздействие на конфликт"

Включает следующие задачи:

1. Создание атмосферы диалога;
2. Снижение психологической напряженности;
3. Рефлексия социальных и психологических мифов, предрассудков и стереотипов;
4. Создание у оппонентов позитивных установок;
5. Преодоление явлений "замкнутости" сознания;
6. Освоение оппонентами эмпатического видения позиции другого оппонента;
7. Помощь в разработке договора между оппонентами.

Четвертый этап. "Оценка результатов воздействия".

Включает:

1. Диалог с бывшими оппонентами по заключения договора.
2. Оценка результатов воздействия.
3. Принятие решения о новом изучении ситуации, если поставленные цели не достигнуты.

В практике производственной деятельности важно понимать, что конфликт такая же форма взаимодействия, как и любая другая. Точно также он обладает как отрицательными, так и положительными качествами. Из них и стоит исходить, решая начинать конфликт или нет, участвовать в уже существующем конфликте в качестве оппонента или нет, принимать на себя функции посредника или нет.

 

 

Семья как объект социальной работы: социальные проблемы, социальные службы, социальная защита семьи.

Семья находится в движении, меняется не только под воздействием социально-политических условий, но и в силу внутренних процессов своего развития. Вот почему она является одной из важных сфер и одним из главных объектов социальной работы.

Социальные проблемы семьи

Проблемы семьи представляют интерес, как для специалистов, так и для неспециалистов, т.к. эти проблемы касаются каждого и являются одним из показателей качества жизни населения и благополучия общества.

Социальные проблемы семьи отражают тесную зависимость семьи от общества. Семья выполняет важные социальные функции в обществе и по этой причине государство и общественные организации объективно заинтересованы в том, чтобы создавать необходимые условия, проводить социальную работу, направленную на совершенствование семейно-брачных отношений и укрепление семьи.

Было бы утопией считать, что высокий уровень жизни и социальных услуг решит проблемы семейно-брачных отношений и предотвратит распад семей, разрешит другие проблемы семейно-брачных отношений. Статистика показывает, что в демократическом обществе при любом уровне жизни распад семей составляет 30%. При этом следует учитывать, что при одинаковой статистике мотивы распада семей, субординация этих мотивов, а также проблемы взаимоотношений в семьях имеют свои существенные различия в различных социальных системах. К одной из основных социальных проблем семьи можно отнести резкое омоложение браков. Нижняя планка юридического брачного возраста достигла 16 лет. Средний брачный возраст составляет 19-21 год. Статистика также показывает, что 40% молодых семей в возрасте до 24 лет распадается через год-два после женитьбы. В целом распад семей на сегодняшний день составляет 76-78% ежегодно. Таким образом, распад семей является самой серьезной социальной проблемой. Щербаков С.А. Семья и личность// Проблемы теории и практики управления.- 2007.- №5.- с.13.

Наряду с психоэмоциональными и физиологическими причинами к социальным причинам распада семей специалисты относят следующие причины:

- Пьянство одного из супругов. Данная причина занимает первое место среди причин распада семей и в советский период. Но тогда по этой причине разваливалось до 50% семей, сегодня по этой причине распадается 80% семей.

- Неблагоприятные жилищные и бытовые условия. (В советский период эта причина занимала 4-е место среди социальных причин)

- Несогласие с традиционным распределением ролей в семье. Исторически так сложилось, что основная нагрузка по ведению домашнего хозяйства выполняется женщинами. Социальная проблема заключается в том, что женщина наряду с мужчиной и наравне с ним участвует в общественном производстве. Таким образом, отвоеванное право для женщин участвовать в общественном производстве наравне с мужчиной обернулось для нее не только победой, но и поражением, так как прибавило женщине новые проблемы.

- Низкий уровень культуры семейно-брачных отношений

- Повышение взаимной требовательности супругов друг к другу (Эту причину специалисты обычно называют в последнюю очередь)

Вышеназванная квалификация и разграничение причин имеет место лишь в теоретическом анализе. В реальной жизни психоэмоциональные, физиологические и социальные причины тесно взаимосвязаны.

Наряду с негативными явлениями в семейно-брачных отношениях, приводящих к распаду семей, обозначились и положительные тенденции в росте самосознания супругов.

Надо отметить, что объективной социальной причиной ухудшения семейно-брачных отношений является и низкий уровень социальных услуг, социальной работы с семьями.

Проблемы семьи, имеющей детей, склонных к употреблению наркотических веществ.

Проблемы семьи представляют интерес для специалистов, а также и для неспециалистов, так как эти проблемы касаются каждого и являются одним из показателей качества жизни населения и благополучия общества.

Социальные проблемы семьи отражают тесную зависимость семьи от общества. Семья выполняет важные социальные функции в обществе, и по этой причине государство и общественные организации объективно заинтересованы в том, чтобы создавать необходимые условия, проводить социальную работу, направленную на совершенствование семейно-брачных отношений и укрепление семьи.

Было бы утопией считать, что высокий уровень жизни и социальных условий решит проблемы семейно-брачных отношений и предотвратит распад семей, разрешит другие проблемы семейно-брачных отношений.

 

Социальные службы.

В Указе Президента РФ «О первоочередных мерах по реализации всемирной декларации об обеспечении выживания, Защиты и развития детей в 90-е годы» от 1 июня 1992 г. № 543 сказано: «…Содействовать созданию и укреплению территориальной сети учреждений нового типа социальной помощи семье и детям (центров социальной помощи, психолого-педагогических консультаций, центров реабилитации детей-инвалидов, центров планирования семьи, центров усыновления, опеки и попечительства, медико-педагогических школ, социальных гостиниц для детей, подростков, матерей с детьми и др.».


Служба социальной помощи населению предусматривает: выявление семей группы социального риска (многодетных, неполных, студенческих, имеющих инвалида, проживающих в неудовлетворительных условиях, одиноких и престарелых, асоциального поведения родителей и детей) и оказание им содействия в получении материальной, медицинской, юридической, психолого-педагогической, социально-бытовой и иной необходимой помощи; выявление у взрослых и детей социальных, личных и ситуативных трудностей; помощь в их преодолении путем поддержки, защиты, реабилитации; привлечение в необходимых случаях с этой целью специалистов (психологов, юристов, врачей, педагогов и др.); проведение индивидуальной работы с детьми и взрослыми с асоциальным поведением.

Служба планирования семьи предусматривает: повышение квалификации врачей, работников культуры и просвещения по вопросам формирования у населения ответственного отношения к репродуктивному и сексуальному поведению; организацию центров планирования семьи.
Служба медико-социальной помощи предусматривает: патронаж беременных и родивших женщин, расширение сети стационарных медико-социальных учреждений для престарелых, инвалидов, неизлечимо больных людей.

Служба социальной реабилитации проводит: социальную реабилитацию лиц, попавших в трудную жизненную ситуацию, вернувшихся из мест лишения свободы, социальных учебно-воспитательных учреждений; оказание помощи бывшим воспитанникам интернатов, детских домов, не имеющих родителей или оставшихся без их попечения (денежные пособия, помощь в трудоустройстве, возвращение или получение жилья, раздел имущества и т.д.); устройство детей, оставшихся без попечения родителей или проживающих в неблагоприятных семьях; подготовку и внесение в народный суд заявлений об ограничении дееспособности родителей, о лишении родительских прав, о выселении лиц, лишенных родительских прав, если их совместное проживание с детьми невозможно; создание центров усыновления и попечительства, медико-психолого-педагогических диагностических центров, центров социальной реабилитации, лечебно- и учебно- воспитательных учреждений для несовершеннолетних правонарушителей, социальных приютов, бирж для устройства несовершеннолетних и женщин с детьми.

Служба психолого-педагогической помощи предусматривает: создание психолого-педагогических консультаций, центров повышения психологической устойчивости, организацию службы доверия и службы знакомств, содействие в подготовке молодежи к семейной жизни, оказание помощи в воспитании детей в семье.
Служба социально-правовой защиты и юридической помощи предназначена для обеспечения функционирования комиссий по защите прав детей и по рассмотрению дел несовершеннолетних; создания социальных консультаций по вопросам семьи, брака и прав детей; содействия в организации семейных судов.
Служба социальной профилактики отклоняющегося поведения имеет своей целью организацию работы по предупреждению преступности, алкоголизма, наркомании, суицидов, бродяжничества, правонарушений и других асоциальных явлений среди несовершеннолетних, их безнадзорности; содействие органам внутренних дел в предупреждении повторных преступлений лицами, ранее осужденными.
Служба семейного досуга предусматривает участие в развитии социально-культурной среды, внешкольных, культурно-спортивных и иных учреждений; создание центров семейного досуга, семейных клубов.
Служба социально-бытовой помощи предусматривает развитие сети отделений и центров социально-бытовой помощи, расширение предоставляемых услуг престарелым, одиноким и инвалидам, развитие и совершенствование системы обеспечения инвалидов протезно-ортопедической помощью и специальными изделиями для компенсации дефекта и облегчения быта.
Психотерапевтические, психологические и социальные службы выполняют функции информационные (информация о социальных льготах, представляемых государством для улучшения условий воспитания детей, материального положения семей, порядка получения дополнительных льгот) и посреднические (установление контактов с администрацией по месту работы взрослых членов семьи и органами социального обеспечения с целью получения пособий, оказание содействия в улучшении жилищных условий).

 

Социальная защита.

Важнейшим критерием социального государства является зашита материнства, детства, отцовства, а также помощь и защита семьи. К настоящему времени сложились четыре основные формы государственной помощи семьям, имеющим детей:

- денежные выплаты семье на детей и в связи с рождением, содержанием и воспитанием детей (пособия и пенсии);

- трудовые, налоговые, жилищные, кредитные, медицинские и другие льготы семьям с детьми, родителям и детям;

- бесплатные выдачи семье и детям (детское питание, лекарства, одежда и обувь, питание беременным женщинам и др.);

- социальное обслуживание семей (оказание конкретной психологической, юридической, педагогической помоши, консультирование и т.д.).

 

Основными принципами социальной работы с семьей являются:

- приоритет нрав и интересов ребенка, всестороннее развитие и уважение его человеческого достоинства;

- уважение прав родителей, объективная и компетентная оценка ситуации в семье со стороны социальных служб;

- соблюдение конфиденциальности со стороны социальных работников при работе с семьей при условии отсутствия риска насилия над детьми;

- обоснованное использование власти и контроля;

- учет неблагоприятных факторов в семье, подход с позиции риска и т.д.

 

Большое значение в социальной защите семьи имеет совершенствование соответствующей нормативно-правовой базы. Разработаны и приняты следующие законы: «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей», «О компенсационных выплатах семьям с детьми, обучающимся и другим категориям лиц», «О государственной системе профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, защите их прав» и др.

Была разработана и принята к выполнению федеральная программа «Дети России», в которую вошли шесть целевых программ: «Дети-инвалиды», «Дети-сироты», «Дети Чернобыля», «Дети Севера», «Развитие индустрии детского питания», «Планирование семьи».

Например, органы социальной защиты Москвы в соответствии с Законом городской Думы «О ежемесячном пособии на ребенка» от 3 ноября 2004 г. № 67 выплачивают:

одиноким матерям 140 руб. в месяц (федеральное пособие) и 500 руб. (неработающим) и 170 руб. (работающим) на возмещение расходов в связи с ростом стоимости жизни, на продукты питания детям до 3 лег — 500 руб.;

семьям, в которых родители уклоняются от уплаты алиментов, и женам военнослужащих по призыву — 105 руб. (федеральное пособие), на возмещение расходов в связи с ростом стоимости жизни 170 руб. и 500 руб. на продукты питания детям до 3 лет и т.д.;

Можно констатировать, что многие федеральные программы не выполняются.

Реальная помощь семье может быть оказана только при сочетании социальной и психологической работы. Социальный работник должен уметь психологически грамотно вести прием, беседу, пер еговоры, тактично оказывать помощь и ориентировать клиента (семью) на самопомощь, а также осуществлять первичную психологическую поддержку клиента.

 


Поделиться с друзьями:

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.029 с.