II серия. Действия с учетом цвета. — КиберПедия 

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

II серия. Действия с учетом цвета.

2017-11-17 285
II серия. Действия с учетом цвета. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Экспериментальный материал: два набора различных по цвету кубиков одинакового размера.

Ход работы: Ребенку предлагают построить башенку из кубиков разного цвета. Инструкция: «Сейчас мы будем строить. Я построю башенку так, чтобы ты не видел, а потом ты догадаешься, как я построил, и построишь точно такую же, как у меня».

Ставится экран, чтобы ребенок не видел действия взрослого, строится башенка из двух кубиков разного цвета. Затем экран убирается и ребенку предлагают построить такую же башенку из своего набора кубиков.

Повторить задание, используя кубик каждого цвета 2 раза, меняя взаимное расположение цветов. Если ребенок не справляется с заданием, необходимо повторить эксперимент без экрана. Цвет кубиков не называется.

В норме ребенок 3-х лет выполняет задание без экрана, 4,5-5-и лет – с экраном.

Форма протокола соответствует I серии.

III серия. Понимание и употребление слов – названий цвета.

Экспериментальный материал: набор из 6 карточек различного цвета.

Ход работы: карточки раскладываются в случайном порядке. Ребенка просят показать карточку красного цвета, затем зеленого, синего и т.д. После того как каждый эталон будет использован дважды, ребенок должен назвать цвет карточки, которую показывал экспериментатор.

Протокол

Ф.И. ребенка, возраст Использование названий цветов Цвет Поведение испытуемого
К Ор Ж З С Ф
                       
1. Саша А. Понимание + + - + - + + + + + - +  
Название + + - - + - + + + + - -

Выводы.

 

Работа 2. Изучение особенностей восприятия формы

Экспериментальный материал: 5 пар картонных геометрических фигур одного цвета (круг, овал, равнобедренный треугольник, квадрат, прямоугольник), два кубика и два кирпичика одного цвета.

Ход работы: процедура исследования и формы протоколов аналогичны методике изучения восприятия цвета:

1. Ребенку предъявляют по две карточки, затем каждая фигура используется как образец;

2. Предлагают построить башенку из кубика и кирпичика по образцу (с экраном и по прямому показу);

3. Просят ребенка показать названную экспериментатором фигуру, а затем назвать предъявляемые эталоны.

Обычно к 4-4,5 годам дети с нормальным развитием соотносят предметы одинаковой формы. В 4,5 года они различают такие геометрические фигуры, как квадрат, круг, треугольник, и знают их названия.

 

Работа 3. Изучение особенностей восприятия величины

Экспериментальный материал: три набора фигур – 5 кругов различной величины диаметром 1,5; 2,5; 3,5; 5,5; 9,5 см; четыре квадрата со стороной 3, 4, 5 и 7 см; три равнобедренных треугольника с основаниями 3,5; 4,5; 4,5 см и высотой 4,6 и 7,5 см соответственно.

Ход работы: ребенку предлагают разложить фигуры в порядке возрастания или убывания их величины, вначале – круги, затем треугольники и квадраты.

Инструкция: «Положи кружочки от маленького к большому. Положи квадраты от большого к маленькому».

Затем ребенка просят показать самый большой (маленький) кружок, одинаковые по величине треугольники и т.д. (для этого используется второй набор фигур, аналогичных по форме и величине).

В норме дети различают предметы по величине с 2,5-3 лет; к 4-5 годам они без особого труда раскладывают предметы с учетом их величины.

 

Протокол

Фамилия, имя ребенка, возраст Раскладывание по величине Различение понятий Поведение испытуемого
большой маленький одинаковый
Оля А. + + + - + + + - + + + +  
Саша А. + - + + - + + + + + - +  

Выводы.

 

Работа 4. Восприятие пространственных отношений

Экспериментальный материал: таблица с изображением пяти разных предметов размером 20х30 см. Порядок их расположения: вверху слева – самолет, вверху справа – месяц на фоне звездного неба; внизу слева – елочка, внизу справа – кораблик, посередине – звезда.

Ход работы: Перед ребенком кладут таблицу и просят ответить на вопросы: «Что нарисовано вверху?», «Что нарисовано внизу?», «Что изображено внизу справа?».

Дети с нарушенным восприятием пространственных отношений допускают ошибки при работе с этой таблицей. При обучении у этих детей иногда с трудом формируются зрительные образы букв, цифр. Эти дети не всегда соблюдают строку при письме и чтении.

В норме к 6 годам ребенок правильно ориентируется в пространстве («справа-слева», «сверху-снизу») относительно себя, к 7 годам свободно ориентируется в пространстве относительно других людей и предметов.

 

Протокол

Фамилия, имя ребенка, возраст Вверху Внизу Слева Справа Посередине
Саша А. + + - - +
Фамилия, имя ребенка, возраст Вверху справа Вверху слева Внизу справа Внизу слева Поведение испытуемого
Саша А. - - + +  
             

 

Работа 5. Избирательность восприятия

Экспериментальный материал: таблица с двойным изображением (заяц-утенок).

Ход работы: перед ребенком кладут таблицу с двойным изображением и спрашивают, что на ней нарисовано.

С помощью этого задания исследуется избирательность восприятия и определяется способность переключаться с одного объекта на другой.

Дети с нормальным развитием проявляют интерес к заданию и испытывают при его выполнении явное удовольствие. Они, как правило, воспринимают оба изображения. Некоторым детям необходима помощь: одним достаточно предложить вопрос: «А еще кто нарисован?»; другие нуждаются в том, чтобы им показали или назвали какую-либо часть второго объекта («Вот хвостик»).

 

Протокол

Фамилия, имя ребенка, возраст Восприятие изображения Помощь экспериментатора Эмоциональная реакция ребенка Поведение испытуемого
утенок заяц
Саша А. + + «Вот хвостик» Активный интерес  

Выводы.

 

Работа 6. Целостность восприятия

Экспериментальный материал: два набора таблиц с рисунками знакомых детям предметов размером 20х15 см. Перед началом эксперимента таблицы одного из наборов должны быть разрезаны на части.

Для детей 4-5 лет: пирамида, разрезанная на две части по горизонтальной линии; матрешка – на четыре части по горизонтальной и вертикальной линиям; дом (асимметричное изображение) – на четыре части по диагональным линиям; корова – на три части по вертикальным линиям.

Для детей 6-7 лет используются более сложные рисунки: белые медведи, львы, бегущая собака, слон.

Ход работы: ребенку предлагают из разложенных в беспорядке частей сложить картинку. Если исследуемый не может этого сделать, ему показывают образец (таблицу в сложенном виде), Если и в этом случае ребенок не справляется с заданием, ему оказывается помощь: обращают внимание на совпадающие части изображений, показывают способ складывания и т.д.

Таблицы предъявляются поочередно. В протоколе необходимо отметить способ выполнения ребенком задания (путем «проб и ошибок» или на основе целостного образа) и характер оказываемой помощи.

 

Протокол

Фамилия, имя ребенка, возраст Таблицы Способ выполнения задания Помощь экспериментатора
  Саша А. Пирамида    
Матрешка    
Дом    
Корова    

Выводы.

 

Внимание

 

Работа 7. Исследование устойчивости внимания

Экспериментальный материал: две таблицы с изображением перепутанных линий различной степени сложности. Размер таблиц 10х15 см.

Ход работы: ребенку показывают таблицы и предлагают «пройти» по лабиринту, найти окончание каждой линии. Задание выполняется без помощи рук в игровой форме.

Инструкция к лабиринтам: «Найди дорогу к кладу». Инструкция к перепутанным линиям: «Помоги поросятам найти их домики».

В протоколе отмечается время и успешность выполнения задания, количество отвлечений, поведение испытуемого.

Протокол

Ф. И. ребенка, возраст № таблицы Лабиринт Перепутанные линии Поведение испытуемого
Успешность выполнения задания Время (мин) Кол-во отвлечений Успешность выполнения задания Время (мин) Кол-во отвлечений
Саша А. № 1 +     +      
№ 2 +     -      

Выводы.

 

Работа 8. Изучение наблюдательности

Экспериментальный материал: одинаковые сюжетные картинки с некоторыми отличительными деталями, количество различий не менее 10.

Ход эксперимента: испытуемому предлагается определить, чем отличаются карточки. Методика позволяет сделать вывод не только о развитии наблюдательности ребенка, но и об устойчивости внимания при выполнении задания.

В протоколе фиксируется время выполнения задания, количество найденных различий, ошибки, повторения, количество отвлечений, поведение испытуемого во время работы.

 

Протокол

Ф. И. ребенка, возраст Время (мин) Количество различий Кол-во отвлечений Ошибки Повторы Поведение испытуемого
Найдено ребенком Всего Разница
Саша А.                

Выводы.

 

Память

 

Работа 9. Исследование вербальной механической памяти

Экспериментальный материал: набор из десяти несвязанных между собой по смыслу, знакомых ребенку слов: море, труд, спорт, осень, книга, хлеб, герой, дождь, звук, игра.

Ход работы: эксперимент проводится в условиях полной тишины. Ребенку предлагают запомнить слова, зачитывают весь список, а затем просят повторить те слова, которые он запомнил. После этого снова читают все слова и снова просят повторить. Всего проводят 5 проб. Слова зачитывают громко, четко, с небольшим интервалом.

Инструкция: «Сейчас я хочу проверить, как ты умеешь запоминать слова. Я буду говорить тебе слова, а ты слушай их внимательно и постарайся запомнить. Когда я кончу говорить, ты повторишь столько слов, сколько запомнил, в любом порядке». Инструкция при повторном предъявлении: «Сейчас я повторю те же слова еще раз. Ты снова будешь повторять их вслед за мной, причем будешь говорить и те слова, которые уже называл в прошлый раз, и новые, какие запомнишь», При 3-м и 4-м предъявлениях достаточно сказать: «Слушай еще раз». При пятом предъявлении слов нужно сказать ребенку: «Сейчас я прочитаю слова в последний раз, а ты постарайся повторить побольше». Если ребенок воспроизвел все 10 слов после 3-го или 4-го предъявления, последующие пробы не проводятся. В протоколе фиксируются правильно названные слова, повторы и ошибки.

В промежутках между пробами, кроме инструкции, экспериментатор не должен больше ничего говорить и стараться не давать такой возможности ребенку. В тех случаях, когда ребенок воспроизводит слова очень медленно и неуверенно, можно немного стимулировать его словами: «Еще! Постарайся вспомнить еще!».

Через 30 минут после 5-ой пробы ребенка просят вспомнить те слова, которые он заучивал (проба № 6, отсроченное воспроизведение). В тех случаях, когда ребенок ничего не может вспомнить, ему напоминают первое слово из предъявленного набора. При подсчете результатов оно не учитывается.

В среднем, при первом предъявлении дети старшего дошкольного возраста воспроизводят 4-5 слов, при пятом – 8-10, при отсроченном воспроизведении – 7-9 слов.

 

Протокол

Слова Пробы Поведение испытуемого
           
море + + + + ++ +  
труд ++ + + + + +  
спорт     + + + +  
осень   +     + +  
книга       + ++    
хлеб + ++ + + + +  
герой     + + + +  
дождь         + вода  
звук     + + + +  
игра + +   + + +  
Всего              
Повторы     - -   -  
Ошибки вода - - - -    
               

 

На основании данных протокола чертится график динамики запоминания 10 слов.
 
 

Выводы.

 

Работа 10. Исследование образной зрительной памяти

Экспериментальный материал: две таблицы: таблица А и таблица Б. Для детей до 5 лет используют изображения знакомых ребенку предметов. Таблица А: две сливы, черная смородина, груша, вишни, яблоко, ветка земляники. Таблица Б: виноград, черная смородина, ветка клубники, яблоко, белая смородина, две сливы, апельсин, крыжовник, вишни, лимон, груша, белая черешня, ветка земляники.

Для детей 6-7 лет используют таблицы с геометрическими фигурами.

Ход работы: ребенку предлагают запомнить изображенные на таблице А объекты (время рассматривания – 10 секунд), а затем отыскать их в таблице Б.

Инструкция: «Здесь на этой таблице нарисованы фигуры (картинки), не одна, их много. Сейчас я покажу их тебе, а ты постарайся как можно лучше запомнить, а потом на другой табличке покажешь мне те фигуры (картинки), которые ты запомнил».

Во время объяснения задания ребенок не видит, что нарисовано на таблицах. Только после того, как экспериментатор убедится, что инструкция понята правильно, открывают таблицу А, включают секундомер.

В протоколе отмечают количество фигур (картинок), указанных ребенком в таблице Б, количество правильных и ошибочных ответов.

 

Протокол

 

Фамилия, имя ребенка Количество объектов, отмеченных в таблице Б Поведение испытуемого
Правильные ответы Ошибки Общее количество ответов
Саша А.        

Выводы.

 

Работа 11. Соотношение произвольной и непроизвольной памяти у дошкольника

Экспериментальный материал: 3 набора картинок, изображающих знакомые ребенку предметы, размером 5х7 см.

Первый набор: гриб, самолет, жук, ветка земляники, заяц, подсолнух, петух, мяч, ворона, варежка, лошадь, огурцы, собака, курица, яблоко, очки.

Второй набор: стол, шапка, лук, кастрюля, белка, морковь, кровать, сапоги, пальто, чашка, слон, тарелка, стул, помидор, репа, корова.

Третий набор: утка, автобус, стакан, василек, береза, тигр, сова, грузовик, чайник, ромашка, елочка, медведь, цыпленок, автомобиль, кувшин, цапля.

Эксперимент проводят в три серии с интервалом между сериями 1-2 дня.


Поделиться с друзьями:

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.037 с.