Лабораторные занятия по Систематике высших растений — КиберПедия 

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Лабораторные занятия по Систематике высших растений

2017-11-17 632
Лабораторные занятия по Систематике высших растений 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Лабораторные занятия по Систематике высших растений

Лабораторная работа 1.

Тема: Отдел Мохообразные(Bryophyta). КлассМхи(Musci, Bryopsida). Подкласс Зе

леные мхи(Bryidae)

Цель работы: Ознакомиться с особенностями строения бессосудистых растений.Многообразием отдела мохообразных (Bryophyta).

Оборудование и объекты: представители зеленых мхов, рода сфагнум

Таблицы:

«Схема мхи. Строение и жизненный цикл мха фунарии»

«Моховидные»

«Кукушкин лен»

«Лист мха Мний».

Микропрепараты:

«Спорогоний кукушкина льна»

Ход работы:

1. По имеющимся в наличии гербарном материалу ознакомится с разнообразием типов ветвления мхов, форм и размеров листьев.

2. Рассмотреть морфологическое строение кукушкина льна. Рассмотреть и зарисовать при малом и большом увеличении ветвящиеся многоклеточные ризоиды.

3. Познакомиться с анатомическим строением кукушкина льна. Рассмотреть и зарисовать фрагмент антеридия с многоклеточной однослойной стенкой. Рассмотреть и зарисовать строение архегониев зеленых мхов, строение спорангиев кукушкина льна.

4. Познакомиться с морфологическим и анатомическим строением сфагнума (стебля, половых органов, спорогона).

Литература:

Практикум по систематике растений и грибов: Учеб. Пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений / А.Г. Еленевский и др. Под ред. А.Г.Еленевского. – М.: Издат. центр «Академия», 2001. С. 46 – 55.

 

Лабораторная работа 2.

Тема: Отдел Плауновидные (Lycopodiopsida). Класс Плауновые (Lycopodiopsida). Класс Полушниковые (Isoetopsida), Порядок Селагинелловые Selaginellales

Цель работы: Ознакомиться с особенностями строения и систематикой отдела Плауновидные (Lycopodiopsida).

Оборудование и объекты: плаун булавовидный представители рода селагинелла

Таблицы:

«Хвощ и плаун»

Микропрепараты:

«Сорус папоротника»

Ход работы:

1.Ознакомиться с морфологическим строением плаунов. Зарисовать внешнее строение листа.

2. Изучить анатомическое строение плаунов. Зарисовать поперечный срез стебля.

3. Рассмотреть и зарисовать строение спороносных побегов плауна, а также колоска в разрезе.

4. Рассмотреть морфологическое строение селагинеллы. Зарисовать строение органов спороношения.

Литература:

Практикум по систематике растений и грибов: Учеб. Пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений / А.Г. Еленевский и др. Под ред. А.Г.Еленевского. – М.: Издат. центр «Академия», 2001. С. 55 – 58.

 

Лабораторная работа 3.

Тема: Отдел Хвощевые или Членистые,(Equisetophyta).

Цель работы: Ознакомиться с особенностями строения и систематикой отдела Хвощевидные(Equisetophyta).

Оборудование и объекты: хвощи луговой, лесной, полевой, болотный, зимующий, приречный

Таблицы:

«Хвощ и плаун»

«Хвощ полевой»

Ход работы:

1.Проанализировать гербарный материал, составить схему или таблицу морфологического разнообразия хвощей.

2. Приготовить поперечный срез стебля хвоща (можно воспользоваться готым микропрепаратом). Рассмотреть и зарисовать расположение ассимиляционной, механической тканей, пучков, воздухоносных полостей.

3. Рассмотреть и зарисовать спороносный колосок хвоща, споры хвоща.

Литература:

Практикум по систематике растений и грибов: Учеб. Пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений / А.Г. Еленевский и др. Под ред. А.Г.Еленевского. – М.: Издат. центр «Академия», 2001. С. 59 – 61.

 

Лабораторная работа 4.

Тема: Отдел Папоротниковидные(Pteridophyta). Класс Полиподииды (Polipodiopsida). Порядок Полиподиевые, или Настоящие папоротники (Polypodiales).

Цель работы: Ознакомиться с особенностями строения и систематикой отдела.Папоротниковидные(Pteridophyta).

Оборудование и объекты: представители полиподиевых папоротников, представители рода сальвиния

Таблицы:

«Папоротниковидные»

«Цикл развития папоротника»

Микропрепараты:

«Сорус папоротника»

Ход работы:

1. Изучить морфологию папоротников по гербарным материалам. Обратить внимание на особенности корневищ, листьев, совмещающих функции фотосинтеза и спороношения.

2.Рассмотреть и зарисовать схематически анатомическое строение стебля папоротников: отметить слаборазвитую кору и мощный центральный осевой цилиндр, построенный по типу диктиостелы

3. Строение соруса равноспоровых папоротников изучить по готовым микропрепаратам

4. Рассмотреть и зарисовать строение сорусов и споравнгиев.

5. Рассмотреть и зарисовать продольный разрез через микро- и мегасорусы разноспорового папоротника- сальвинии плавающей.

Литература:

Практикум по систематике растений и грибов: Учеб. Пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений / А.Г. Еленевский и др. Под ред. А.Г.Еленевского. – М.: Издат. центр «Академия», 2001. С. 62 – 66.

 

Лабораторная работа 5.

Тема: Отдел Голосеменные (Gymnospermae). Класс Хвойные (Coniferopsida).

Цель работы: Ознакомиться с особенностями строения и систематикой отдела Голосеменные (Gymnospermae).

Оборудование и объекты: представители родов ель и сосна.

Таблицы:

«Сосна обыкновенная»

«Голосеменные»

«Семейство кипарисовые»

«Растения еловых лесов»

«Растения соснового леса»

Микропрепараты:

«Мужская шишка сосны»

 

Ход работы:

1.По гербарным экземплярам и живому материалу проанализировать морфологические различия в строении вегетативных и репродуктивных органов ели и сосны.

2. На спиртовом материале (или по микропрепаратам) рассмотреть и зарисовать микроспрофилл с двумя микроспорангиями. При большом увеличении расстореть и зарисовать пылинку – мужской гаметофит отметив пыльцевые мешки, остатки двух проталлиальных клеток, антеридиальную и сифоногенную клетки.

3. На готовом препарате продольного среза через семязачаток сосны или ели рассмотрететь и зарисовать

мегаспоранагий (женский гаметофит).

4. По коллекции шишек разных родов хвойных исследуйте их морфологическое разнообразие

Литература:

Практикум по систематике растений и грибов: Учеб. Пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений / А.Г. Еленевский и др. Под ред. А.Г.Еленевского. – М.: Издат. центр «Академия», 2001. С. 66 – 69.

 

Лабораторная работа 6.

Тема: Отдел Покрытосеменные, или Цветковые (Angiospermae). Класс Двудольные (Dicotyledoneae) порядок Березоцветные (Betulales) Семейство березовые (Betulaceae), порядок Букоцветные (Fagales) семейство Буковые (Fagaceae), порядок Лютикоцветные (Ranunculales) семейство Лютиковые(Ranunculaceae)

Цель работы:Ознакомиться с особенностями строения и систематикой отделаПокрытосеменные, или Цветковые (Angiospermae).

Оборудование и объекты: береза, ольха, лещина, дуб черешчатый, представители подсемейства лютиковых из родов лютик, ветрениц, аконит, живокость

Таблицы:

«Порядок Букоцветные»

«Семейство Лютиковые (Живокость высокий)»

«Характеристика основных отделов покрытосеменных»

«Семейство Магнолиевые (Магнолия крупноцветковая»

Микропрепараты:

«Пыльник»

«Завязь и семяпочка»

Ход работы:

1.На гербарном материале рассмотреть побеги березы, лещины, ольхи. Найти и проанализировать женские и мужские соцветия. Зарисуйте цветок, напишите формулу цветка ольхи клейкой, соцветия березы бородавчатой, лещины обыкновенной.

2. Используя гербарные образцы рассмотрите и зарисуйте мужское соцветие, женский цветок, плод – желудь с плюской. Составьте и запишите формулы мужского и женского цветков дуба.

3. Рассмотрите гербарные образцы видов относящихся к наименованным выше родам. Напишите формулу цветка и нарисуйте диаграмму цветков видов.

Литература:

Практикум по систематике растений и грибов: Учеб. Пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений / А.Г. Еленевский и др. Под ред. А.Г.Еленевского. – М.: Издат. центр «Академия», 2001. С. 70 – 77.

 

Лабораторная работа 7.

Тема: Порядок Зонтикоцветные (Araliales) семейство Зонтичные(Umbelliferae, или Apiaceae), порядок Вербеноцветные (Verbenales) семейство Губоцветные (Lamiaceae), порядок Норичникоцветные (Scrophulariales) семействоНоричниковые (Scrophulariaceae).

Цель работы: Ознакомиться с особенностями строения и систематикой семейств Зонтичные (Umbelliferae, или Apiaceae), Губоцветные(Lamiaceae), Норичниковые (Scrophulariaceae).

Оборудование и объекты: представители семействазонтичные –сныть обыкновенная, синеголовник, купырь лесной тмин обыкновенный, борщевик; губоцветных – яснотка белая, живучка, мята полевая, шалфей луговой; норичниковых– коровяка, норичника шишковатого, льнянки обыкновенной, вероники и др.

Таблицы:

«Внутреннее строение плодов зонтичных»

«Семейство Губоцветные (Крапива глухая)»

«Семейство Норичниковые (коровяк черный, льнянка обыкновенная)»

Ход работы:

1.По гербарному материалу представителей семейств охарактеризуйте жизненные формы, вегетативные органы, соцветия

2. На этих же гербарных экземплярах определите типы плодов, зарисуйте их

3. Составьте формулу и диаграмму цветков изучив строение гинецея, околоплодника, андроцея

Литература:

Практикум по систематике растений и грибов: Учеб. Пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений / А.Г. Еленевский и др. Под ред. А.Г.Еленевского. – М.: Издат. центр «Академия», 2001. С. 89– 98.

 

Лабораторная работа 9.

Лабораторные занятия по Систематике высших растений

Лабораторная работа 1.

Тема: Отдел Мохообразные(Bryophyta). КлассМхи(Musci, Bryopsida). Подкласс Зе

леные мхи(Bryidae)

Цель работы: Ознакомиться с особенностями строения бессосудистых растений.Многообразием отдела мохообразных (Bryophyta).

Оборудование и объекты: представители зеленых мхов, рода сфагнум

Таблицы:

«Схема мхи. Строение и жизненный цикл мха фунарии»

«Моховидные»

«Кукушкин лен»

«Лист мха Мний».

Микропрепараты:

«Спорогоний кукушкина льна»

Ход работы:

1. По имеющимся в наличии гербарном материалу ознакомится с разнообразием типов ветвления мхов, форм и размеров листьев.

2. Рассмотреть морфологическое строение кукушкина льна. Рассмотреть и зарисовать при малом и большом увеличении ветвящиеся многоклеточные ризоиды.

3. Познакомиться с анатомическим строением кукушкина льна. Рассмотреть и зарисовать фрагмент антеридия с многоклеточной однослойной стенкой. Рассмотреть и зарисовать строение архегониев зеленых мхов, строение спорангиев кукушкина льна.

4. Познакомиться с морфологическим и анатомическим строением сфагнума (стебля, половых органов, спорогона).

Литература:

Практикум по систематике растений и грибов: Учеб. Пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений / А.Г. Еленевский и др. Под ред. А.Г.Еленевского. – М.: Издат. центр «Академия», 2001. С. 46 – 55.

 

Лабораторная работа 2.

Тема: Отдел Плауновидные (Lycopodiopsida). Класс Плауновые (Lycopodiopsida). Класс Полушниковые (Isoetopsida), Порядок Селагинелловые Selaginellales

Цель работы: Ознакомиться с особенностями строения и систематикой отдела Плауновидные (Lycopodiopsida).

Оборудование и объекты: плаун булавовидный представители рода селагинелла

Таблицы:

«Хвощ и плаун»

Микропрепараты:

«Сорус папоротника»

Ход работы:

1.Ознакомиться с морфологическим строением плаунов. Зарисовать внешнее строение листа.

2. Изучить анатомическое строение плаунов. Зарисовать поперечный срез стебля.

3. Рассмотреть и зарисовать строение спороносных побегов плауна, а также колоска в разрезе.

4. Рассмотреть морфологическое строение селагинеллы. Зарисовать строение органов спороношения.

Литература:

Практикум по систематике растений и грибов: Учеб. Пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений / А.Г. Еленевский и др. Под ред. А.Г.Еленевского. – М.: Издат. центр «Академия», 2001. С. 55 – 58.

 

Лабораторная работа 3.

Тема: Отдел Хвощевые или Членистые,(Equisetophyta).

Цель работы: Ознакомиться с особенностями строения и систематикой отдела Хвощевидные(Equisetophyta).

Оборудование и объекты: хвощи луговой, лесной, полевой, болотный, зимующий, приречный

Таблицы:

«Хвощ и плаун»

«Хвощ полевой»

Ход работы:

1.Проанализировать гербарный материал, составить схему или таблицу морфологического разнообразия хвощей.

2. Приготовить поперечный срез стебля хвоща (можно воспользоваться готым микропрепаратом). Рассмотреть и зарисовать расположение ассимиляционной, механической тканей, пучков, воздухоносных полостей.

3. Рассмотреть и зарисовать спороносный колосок хвоща, споры хвоща.

Литература:

Практикум по систематике растений и грибов: Учеб. Пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений / А.Г. Еленевский и др. Под ред. А.Г.Еленевского. – М.: Издат. центр «Академия», 2001. С. 59 – 61.

 

Лабораторная работа 4.

Тема: Отдел Папоротниковидные(Pteridophyta). Класс Полиподииды (Polipodiopsida). Порядок Полиподиевые, или Настоящие папоротники (Polypodiales).

Цель работы: Ознакомиться с особенностями строения и систематикой отдела.Папоротниковидные(Pteridophyta).

Оборудование и объекты: представители полиподиевых папоротников, представители рода сальвиния

Таблицы:

«Папоротниковидные»

«Цикл развития папоротника»

Микропрепараты:

«Сорус папоротника»

Ход работы:

1. Изучить морфологию папоротников по гербарным материалам. Обратить внимание на особенности корневищ, листьев, совмещающих функции фотосинтеза и спороношения.

2.Рассмотреть и зарисовать схематически анатомическое строение стебля папоротников: отметить слаборазвитую кору и мощный центральный осевой цилиндр, построенный по типу диктиостелы

3. Строение соруса равноспоровых папоротников изучить по готовым микропрепаратам

4. Рассмотреть и зарисовать строение сорусов и споравнгиев.

5. Рассмотреть и зарисовать продольный разрез через микро- и мегасорусы разноспорового папоротника- сальвинии плавающей.

Литература:

Практикум по систематике растений и грибов: Учеб. Пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений / А.Г. Еленевский и др. Под ред. А.Г.Еленевского. – М.: Издат. центр «Академия», 2001. С. 62 – 66.

 

Лабораторная работа 5.

Тема: Отдел Голосеменные (Gymnospermae). Класс Хвойные (Coniferopsida).

Цель работы: Ознакомиться с особенностями строения и систематикой отдела Голосеменные (Gymnospermae).

Оборудование и объекты: представители родов ель и сосна.

Таблицы:

«Сосна обыкновенная»

«Голосеменные»

«Семейство кипарисовые»

«Растения еловых лесов»

«Растения соснового леса»

Микропрепараты:

«Мужская шишка сосны»

 

Ход работы:

1.По гербарным экземплярам и живому материалу проанализировать морфологические различия в строении вегетативных и репродуктивных органов ели и сосны.

2. На спиртовом материале (или по микропрепаратам) рассмотреть и зарисовать микроспрофилл с двумя микроспорангиями. При большом увеличении расстореть и зарисовать пылинку – мужской гаметофит отметив пыльцевые мешки, остатки двух проталлиальных клеток, антеридиальную и сифоногенную клетки.

3. На готовом препарате продольного среза через семязачаток сосны или ели рассмотрететь и зарисовать

мегаспоранагий (женский гаметофит).

4. По коллекции шишек разных родов хвойных исследуйте их морфологическое разнообразие

Литература:

Практикум по систематике растений и грибов: Учеб. Пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений / А.Г. Еленевский и др. Под ред. А.Г.Еленевского. – М.: Издат. центр «Академия», 2001. С. 66 – 69.

 

Лабораторная работа 6.

Тема: Отдел Покрытосеменные, или Цветковые (Angiospermae). Класс Двудольные (Dicotyledoneae) порядок Березоцветные (Betulales) Семейство березовые (Betulaceae), порядок Букоцветные (Fagales) семейство Буковые (Fagaceae), порядок Лютикоцветные (Ranunculales) семейство Лютиковые(Ranunculaceae)

Цель работы:Ознакомиться с особенностями строения и систематикой отделаПокрытосеменные, или Цветковые (Angiospermae).

Оборудование и объекты: береза, ольха, лещина, дуб черешчатый, представители подсемейства лютиковых из родов лютик, ветрениц, аконит, живокость

Таблицы:

«Порядок Букоцветные»

«Семейство Лютиковые (Живокость высокий)»

«Характеристика основных отделов покрытосеменных»

«Семейство Магнолиевые (Магнолия крупноцветковая»

Микропрепараты:

«Пыльник»

«Завязь и семяпочка»

Ход работы:

1.На гербарном материале рассмотреть побеги березы, лещины, ольхи. Найти и проанализировать женские и мужские соцветия. Зарисуйте цветок, напишите формулу цветка ольхи клейкой, соцветия березы бородавчатой, лещины обыкновенной.

2. Используя гербарные образцы рассмотрите и зарисуйте мужское соцветие, женский цветок, плод – желудь с плюской. Составьте и запишите формулы мужского и женского цветков дуба.

3. Рассмотрите гербарные образцы видов относящихся к наименованным выше родам. Напишите формулу цветка и нарисуйте диаграмму цветков видов.

Литература:

Практикум по систематике растений и грибов: Учеб. Пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений / А.Г. Еленевский и др. Под ред. А.Г.Еленевского. – М.: Издат. центр «Академия», 2001. С. 70 – 77.

 

Лабораторная работа 7.


Поделиться с друзьями:

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.087 с.