Понятийный аппарат исследования — КиберПедия 

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Понятийный аппарат исследования

2017-11-17 298
Понятийный аппарат исследования 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

РЕГЛАМЕНТ

подготовки и защиты курсовой работы

в федеральном государственном автономном образовательном

учреждении высшего профессионального образования

«Казанский (Приволжский) федеральный университет»

(основные положения)

Курсовая работа является одним из видов учебной работы по дисциплине, и выполняются в пределах часов, отводимых на её изучение.

Выделяются два вида курсовой работы:

- курсовая работа по специальности;

- курсовая работа по дисциплине учебного плана.

Тема курсовых работ и оценки вносятся в приложение к диплому, выдаваемому лицам, завершившим обучение по образовательным программам высшего профессионального образования.

Курсовой работой по специальности является самостоятельное научное исследование по направлению (профилю), специальности (специализации), выполняемое студентом в соответствии с учебным планом под научным руководством преподавателя кафедры (факультета), имеющим ученую степень, и служащее углубленному познанию избранной основной образовательной программы.

Курсовая работа по специальности направлена на решение какой либо познавательной проблемы, соотнесении теоретических положений с фактами, систематичности изложения, оперировании современной специальной терминологией и т.д.

Курсовая работа по специальности (направлению) является одной из форм отчетности студента по итогам обучения за соответствующий курс (семестр), свидетельствующей о выполнении учебного плана.

Тематика курсовых работ по специальности (направлению) доводится до сведения студентов до 15 октября текущего учебного года.

Для специальностей естественнонаучного направления, по которым предусмотрено выполнение курсовых работ по специальности (направлению) на основе полевых материалов и материалов производственных практик, тематика курсовых работ по специальности (направлению) доводится до сведения студентов до 1 апреля предшествующего учебного года.

Студентам предоставляется право свободного выбора темы из предложенного списка курсовых работ. Выбор темы курсовой работы по специальности (направлению) на текущий учебный год осуществляется студентами до 30 октября.

Для специальностей естественнонаучного направления, по которым предусмотрено выполнение курсовых работ по специальности (направлению) на основе полевых материалов и материалов производственных практик, выбор темы курсовых работ по специальности (направлению) осуществляется студентами до 15 апреля предшествующего учебного года.

Изменение темы курсовой работы по специальности (направлению) допускается по согласованию с научным руководителем и заведующим кафедрой.

Темы курсовых работ по специальности (направлению) и научные руководители утверждаются на заседании кафедры до 15 ноября.

Для специальностей естественнонаучного направления, по которым предусмотрено выполнение курсовых работ по специальности (направлению) на основе полевых материалов и материалов производственных практик, научные руководители утверждаются до 30 апреля предшествующего учебного года.

Курсовая работа по дисциплине - самостоятельная учебно-методическая работа студента, выполняемая под руководством преподавателя по общепрофессиональным и специальным дисциплинам учебного плана.

Курсовая работа по дисциплине учебного плана имеет целью развитие у студентов навыков самостоятельной творческой работы, овладение методами современных научных исследований, углублённое изучение какого-либо вопроса, темы, раздела учебной дисциплины (включая изучение литературы и источников).

Курсовые работы по дисциплинам выполняются, если это предусмотрено учебным планом.

Руководителем курсовой работы по дисциплине является, как правило, преподаватель, ведущий данную дисциплину. Руководителем также может быть назначен преподаватель, ведущий практические занятия, или иной преподаватель кафедры.

Темы курсовых работ по дисциплине и научные руководители (по усмотрению кафедр) утверждаются на заседании кафедры, ведущей дисциплину, в течение 1 месяца с начала семестра.

Темы курсовых работ по дисциплине и научные руководители утверждаются на заседании кафедры, ведущей дисциплину, в течение 1 месяца с начала семестра.

Выбор темы курсовой работы

При выборе темы курсовой работы следует руководствоваться:

-вашими возможностями и научными интересами;

-глубиной знания по выбранному направлению;

-возможностью преемственности курсовой работы с выпускной квалификационной работой.

Примерные темы курсовых работ представлены в Приложении 3.

 

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ КУРСОВОЙ РАБОТЫ

Цели выполнения курсовой работы: расширить и углубить теоретические знания и практические умения; приобщить студента к научно-исследовательской работе; сформировать умения по написанию научного сочинения, литературного оформления результатов выполненной работы.

Структура курсовой работы: по структуре курсовые работы могут быть теоретического характера, практического характера, опытно-экспериментального характера. Отличия их друг от друга заключаются в следующем:

Первое предусматривает изучение научных публикаций и критическое их рассмотрение. Курсовая работа теоретического характера не предполагает проведение экспериментальной работы, по­этому на первый план выступают такие мотивы, как интерес к содержанию, стремление узнать мнение разных авторов, расши­рить кругозор; или такая мотивация, как наличие (отсутствие) необходимой литературы, трудоемкость и др. В курсовой работе даётся история вопроса, показывается уровень разработанности проблемы в теории и практике, исходя из сравнительного анализа изученной литературы.

В курсовой работе практического характера основная часть состоит из двух глав или разделов. В первом разделе содержатся теоретические основы разрабатываемой темы. Второй раздел является практическим, в нём представлены расчёты, графики, таблицы, схемы, иллюстрации и т.д.

Курсовая работа опытно-экспериментального характера предполагает проведение эксперимента или его фрагмента. Анализ его результатов и рекомендаций по практическому применению. Описание эксперимента осуществляется во втором разделе основной части.

Прямое цитирование и косвенное изложение позиций других авторов не могут занимать в курсовой работе более 85%. Остальной текст должен быть изложением самостоятельных позиций автора.

Курсовая работа должна включать следующие основные разделы:

· титульный лист, который оформляется по образцу приведенному в Приложении 1. Титульный лист должен подписывать научный руководитель.

· содержание включает порядок расположения отдельных частей курсовой работы с указанием страниц, на которых соответствующий раздел начинается.

· введение должно содержать обоснование научной актуальности, практической значимости, новизны темы, а также цель и задачи проводимого исследования (т.е. содержать научный аппарат). Образец оформления приведен в Приложении 2

· основная часть. Структура и состав основной части может меняться в зависимости от специфики и направления выполняемой работы.

· заключение (или выводы). В заключении подводится итог проведенному исследованию, формулируются предложения и выводы автора, вытекающие из всей работы.

· список литературы должен включать только те работы, на которые сделаны ссылки в тексте курсовой работы. Список оформляется в соответствии с ГОСТ 7.1-2003. Количество источников должно составлять не менее 20.

· приложения содержат используемые в работе документы, таблицы, графики, схемы и др. (аналитические табличные и графические материалы могут быть приведены также в основной части).

Примечание: Изучение литературы – важный этап работы. Особое внимание следует обратить на изучение и анализ литературы по философии, истории педагогики и современной педагогической науки, общей и возрастной психологии. Необходимо проанализировать и литературу методического характера, и материалы практического опыта.

Объем курсовой работы должен составлять не менее 24 страниц машинописного текста, все приложения к работе не входят в её объём.

Выполненная и оформленная курсовая работа по специальности (направлению) в сброшюрованном виде сдается на кафедру, где она регистрируется и передается научному руководителю. Научный руководитель принимает решение о допуске курсовой работы к защите. В случае отрицательного отзыва научного руководителя решение о допуске к защите по заявлению студента может принять заведующий кафедрой.

Студент и научный руководитель несут персональную ответственность за содержательную часть курсовой работы. Проверка на наличие плагиата осуществляется сотрудниками библиотеки или уполномоченным сотрудником кафедры с выдачей справки соответствующего образца. Допустимое соотношение в курсовой работе авторского текста и заимствованного текста без указанием авторов определяется решением учебно-методической комиссии факультета/института.

Электронный вариант курсовой работы сдается в библиотеку для создания электронной базы данных курсовых и дипломных работ студентов.

Актуальность исследования

Исследовательская работа студента начинается с обоснования актуальности исследования, в процессе которого студент должен указать насколько изучение данного вопроса важно именно сейчас. Можно указать несколько уровней актуальности темы:

- для педагогической науки и практики в целом;

- для отдельных предметных методик;

- для региона;

- для конкретного учебного заведения (какое влияние оказывает на результативность и качество учебно-воспитательного процесса);

- для отдельного студента (ученика) (субъектный уровень).

Тема и проблема исследования. В исследовательской работе необходимо определить проблему исследования. В отличие от повседневной жизни, где под проблемой понимается любое затруднение или нерешенная задача, научная проблема – это противоречие реальным и должным, то есть между предъявляемыми современными требованиями и ситуацией, которую мы имеем в педагогической практике на сегодняшний день. Например, одним из таких противоречий является возрастающая необходимость осуществления личностно-ориентированного подхода в обучении и воспитании и отсутствие должного уровня психолого-педагогической подготовки учителей для его реализации. Проблема – это своеобразная заявка на поиск ее решения в научной литературе и в опытно-экспериментальной работе.

Тема исследования должна отразить проблему исследования. Темы курсовых работ студентов утверждаются на заседании соответствующей кафедры.

Объект и предмет исследования. В качестве объекта исследования выделяется крупная, но довольно целостная и самостоятельная часть – то явление, которое будет исследоваться. Предмет исследования – конкретная часть объекта, сущностная его сторона. Например, если объект исследования детские страхи детей как психолого-педагогическая проблема, то предметом исследования могут быть особенности проявления детских страхов у девочек и мальчиков дошкольного возраста

Надо отметить, что отношения между темой, объектом и предметом исследования – это отношения относительной соподчиненности. Объект шире предмета, а тема соотносится с предметом, почти дословно повторяя его. Так, в нашем примере темой исследования может быть «Особенности проявления детских страхов у девочек и мальчиков дошкольного возраста».

Гипотеза, цель и задачи исследования. Исследование всегда направлено на выявление каких-то закономерностей, взаимосвязей и взаимозависимостей между параметрами изучаемого процесса или явления. Но выявляя эти закономерности, исследователь уже предполагает, что они есть. Гипотеза – это и есть предположение, предварительное сужение о закономерной связи явлений. Поэтому гипотеза строится по внутренней логике: «Если…, то…».

Гипотезы могут состоять из одного предложения (линейные) или из нескольких (разветвленные). Она может быть зафиксирована или содержаться в тексте имплицитно. Так, в исследованиях по истории педагогики не принято формулировать проблему, однако тема должна быть проблемной и как бы в себе предполагать гипотезу.

При формулировке гипотезы нужно исходить из проблемы, поскольку гипотеза есть предположение о возможном решении данной проблемы. Дальнейшая работа исследователя направляется на то, чтобы подтвердить (или опровергнуть) гипотезу. Фактически это и является содержанием цели исследования. Задачи уточняют и конкретизируют цель исследования, определяя алгоритм поэтапных действий для достижения цели.

База исследования. База исследования – это те литературные источники, конкретная школа, класс, группа, где проводится экспериментальная работа. Необходимо указать сроки исследования (временной параметр работы).

Методы исследования. Все методы исследования делятся на теоретические и эмпирические (практические).

Теоретические методы: анализ и синтез, абстрагирование, конкретизация и идеализация, индукция и дедукция, сравнение, аналогия, моделирование, классификация, обобщение.

Эмпирические методы: наблюдение, беседы, рейтинг, самооценка, педагогический консилиум, тестирование, изучение педагогического опыта, изучение продуктов деятельности, опытническая педагогическая работа, эксперимент, методы математической статистики.

Требования к выбору методов исследования:

- адекватность объекту, предмету, общим задачам исследования, накопленному материалу;

- соответствие современным принципам научного исследования;

- прогностичность, т.е. научная обоснованность того, что выбранный метод даст новые и надежные результаты;

- соответствие логическому этапу исследования;

- максимальная направленность на развитие личности воспитанника;

- комплексная взаимосвязь с другими методами.

Оформление реферата и курсовой работы

 

Текст печатается на одной стороне писчей бумаги формата А4 (210´297 мм). Размерные показатели: шрифт Times New Roman, размер шрифта-14; в одной строке 60-65 знаков, пробел между словами считается за один знак; пробел между строками – полуторный; абзацный отступ равняется 8 знакам; на одной странице сплошного текста должно быть 28-30 строк; напечатанный текст имеет поля следующих размеров; верхнее – 20 мм, нижнее – 20 мм, правое – 20 мм, левое – 30 мм. Заголовки выделяются жирным шрифтом.

Главы работы должны иметь порядковую нумерацию в пределах ос­новной части. Номер главы ставят перед заголовком, после номера ставят точку и перед заголовком оставляют пробел.

Параграфы нумеруют в пределах каждой главы. Номер параграфа состоит из номера главы и порядкового номера параграфа, разделенных точкой. В конце номера параграфа должна быть точка, например: «2.3.» (третий раз­дел второй главы). Затем идет заголовок параграфа.

Разрешается использовать компьютерные возможности акцентирования внимания на определенных терминах, формулах, названиях глав, параграфов, разделов, применяя шрифты разной гарнитуры.

Каждая часть, глава курсовой работы начинается с новой страницы с написания заголовка. Заголовки располагаются симметрично основному тексту (по центру) строчными буквами, кроме первой буквы и выделаются жирным шрифтом. Перенос слов в заголовках, подчеркивание не допускается.

Страницы нумеруются арабскими цифрами, соблюдая сквозную нумерацию по всему тексту курсовой работы. Номер страницы проставляется в центре нижней части листы без точки (на титульном листе номер страницы не ставится). Точка в конце заголовка не ставится. Если заголовок состоит из двух предложений, их разделяют точкой.

Каждая таблица должна иметь номер и название, которые располагаются над таблицей. Номер таблицы состоит из двух чисел: первое число – номер главы, второе – порядковый номер таблицы в пределах данной главы. В названии таблицы должно отражаться её содержание.

Пример оформления таблиц

Таблица 2.1.

Общие сведения об учащихся

Выборка Кол-во учащихся % соотношение
Мальчики   60 %
Девочки   40%

 

Каждый рисунок, должен иметь номер и название, которые располагаются под рисунком. Из названия рисунка должно быть понятно, что представлено на рисунке.

Графики принимаются за рисунки и оформляются как рисунки с соблюдением общих правил и последовательности в нумерации.

Пример оформления рисунков

Рис. 2.1. Представления школьников о будущей семье

 

Ссылки на иллюстрации работы указывают порядковым их номером, например: «... на рис. 1.2...» или «(рис. 1.2)».

Ссылки на формулы указывают порядковым номером формулы в скоб­ках, например; «... в формуле 2.1».

На все таблицы работы должны быть ссылки в тексте, например: «... в табл. 1.2» или «(табл. 1.2)».

При написании работы автор обязан давать ссылки на авторов и источники, из которых он заимствует материалы или отдельные результаты. Цитирование допускается только с обязательным использованием кавычек. Цитата приводится в том виде, в котором она дана в источнике, с сохранением смысла и особенностей авторского написания.

Внимательно следует отнестись к оформлению цитат

Применяется три варианта оформления ссылок: внутритекстовый, подстрочный, затекстовый.

1. Внутритекстовое оформление. Первоисточник указывается сразу за цитатой в круглых скобках в виде библиографического описания цитируемого издания с указанием страницы, на которой находится цитата.

2. Подстрочное оформление. В тексте после цитаты, заключенной в кавычки, над строкой ставится цифра или звездочка. На той же странице внизу под последней строкой проводится черта длиной 2 см, под ней повторяется цифра или звездочка, а затем дается библиографическое описание цитируемого издания с указанием страницы, на которой находится цитата.

3. Затекстовые ссылки. В скобках после цитаты ставится цифра, которая указывает порядковый номер первоисточника в алфавитном списке литературы в конце работы, а через запятую курсивом указывается страница.

Ссылки на литературные источники. В ссылке указывается порядковый номер источника в списке использованной литературы, а также номер страницы, на которой помещен объект ссылки. Например [25,С.121]

Особо внимательно надо быть при оформлении списка использованной литературы. Он представляет собой перечень книг и статей в алфавитном порядке по фамилиям авторов или названиями коллективных трудов, если авторы на титульном листе не указаны. Список использованных источников должен содержать перечень источников информации, на которые в работе приводятся ссылки. В списке приводятся все опубликованные работы автора по теме дипломной работы.

Далее приводятся образцы оформления списка литературы.

Монографии

1. Абакарова, Р. М. Воспитание межкультурной и межконфессиональной толерантности в полиэтнической образовательной среде или философский анализ культуры Дагестана: монография / Р. М. Абакарова. - Махачкала: ДГУ, 2009. – 564 с.

2. Берулава, Г. А Методология современной психологии: монография / Г. А Берулава - М: М1СИ; Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 2009. -128 с.

3. Заложнев, А. Ю. Информационные технологии маркетинга. Управление взаимоотношениями с клиентами: монография / А. Ю. Заложнев, Е. Л. Шуремов. - М.: Издат. дом «Бухгалтерия и банки», 2009. – 456 с.

Учебники

1.Алгебра. 9 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений / Г. В. Дорофеев, С. Б. Суворова, Е. А. Бунимович и др.; под ред. Г. В. Дорофеева. - М.: Просвеще­ние, 2009. – 367 с.

2.Петрова, Н. Н. География-6. Природа Земли и человек: учеб. географии для 6 кл. / Н. Н. Петрова, Н. А. Максимова. - 2-е изд., перераб. - М., Мнемозина, 2009.-412 с.

3.Профессиональная педагогика: учеб. / под ред. А. М. Новикова, Т. Ю. Ломаки­ной, В. А. Ермоленко и др. - М.: Эгвес, - 2009. – 290 с.

Учебные пособия

1.Алашкевич, Ю. Д. Гуманитарная составляющая специальных курсов при подготовке инженеров профиля «Оборудование лесного комплекса»: учеб. пособие / Ю. Д. Алашкевич. - Красноярск: СибГТУ, 2009. – 135 с.

2.Рутковская, Е. Л. ЕГЭ-2010. Обществознание: сб. заданий / Е. Л. Рутков-ская, О. А. Котова, Т. Е. Лискова и др. - М.: Эксмо, 2009. – 378 с.

3.Якушев, А. Н. Теория государства и права: система, структура, сущ­ность и содержание: учеб. пособие для высш. шк. / А. Н. Якушев. - Ставрополь: Сервисшкола, 2009. -428 с.

Образовательные и другие программы

1.Горский, В. А. Основы лроектно-конструкторской деятельности: при­мерные программы технического профиля / В. А. Горский // Примерные програм­мы внеурочной деятельности (начальное и основное общее образование). - М., 2010. – 25 с.

2.Гурьянова, М. П. Программа и методика исследования деятельности со­циальных институтов по подготовке трудовых ресурсов для производственной и социальной сферы села / М. П. Гурьянова. - М.: ЙСП РАО, 2009. – 72 с.

3.Черкезова, М. В. Литература и музыка: программы элективных курсов для общеобразоват. учреждений с род. (нерус.) и рус. (нерод.) яз. обучения. 10-11 ют. / М. В. Черкезова. - М.: Дрофа, 2009. – 16 с.

Методические пособия и рекомендации

1.Алексашкина, Л. Н. Методика преподавания всеобщей истории новейше­го времени в 9 классе: пособие для учителя / Л. Н. Алексашкина. - М.: Мнемозина. 2009.- 160 с.

2.Кадырова, Ф. М Управление развитием региональной системы профес­сионального образования: метод, рекомендации / Ф. М. Кадырова, А. В. Курганов. - Казань, 2009. – 32 с.

3.Профессионально-гуманитарные компетенции студентов в учреждениях среднего профессионального образования: метод, пособие для преподавателей дисциплин гуманитарного цикла / под науч. ред. Г. В. Мухаметзяновой. - Казань: Данис: ИПППО РАО, 2009. – 103 с.

Электронные издания образовательного назначения

1.Емельянова, М. Л. Электронные образовательные ресурсы к теме «А.С. Грибое­дов. Жизнь и творчество. Комедия «Горе от ума» / М. Л. Емельянова. - М.: «КМ», 2009. -Режим доступа: http: // fcior.edu.nvcatalog.pade.

2.Почекутов, СИ. Компьютерная графика: мультимедийный курс для сту­дентов [Электронный ресурс] /СИ. Почекутов. - 1 CD-ROM. - 2 ГБ.

Статьи в научных и научно-методических изданиях

1.Алишев, Б. С. Социальные установки разного уровня генерализации // Социокультурные ценности, установки и мотивы учения современных, студентов: сб. науч. тр. / под ред. Б. С Алишева. - Казань: Отечество, 2009. – С.23-31.

2.Ермоленко, В. А. Прогнозирование развития образовательных программ: модели и инструментарий / В. А. Ермоленко // Нар. образование. - 2009. - № 6. –С. 16-20.

3.Пугачева, Н. Б. Форсайт-проектирование как механизм управления раз­витием профессионального образования / Н. Б. Пугачева // Подготовка компетент­ного специалиста в условиях образовательного кластера: модели, технологии, ка­чество: материалы Междунар. науч.-практ. конф., 16 апреля 2009 г. / под общ. ред. Е. А. Корчагина, Р. С Сафина. - Казань, 2009. – С.357-400.

Ссылки на приложения указывают их порядковым номером, напри­мер, в приложении 1 или (приложение 1).

В повторных ссылках на таблицы и иллюстрации следует указывать сокращенно слово «смотри», например: «см. табл. 1.3», «см. рис. 1.3»..

 

Особенности научного текста

Как уже отмечалось, курсовая работа является одной из форм научно исследовательской работы, описание которой осуществляется с помощью научного стиля речи. Поэтому необходимо остановиться на особенностях научной речи.

а) Формально логический способ изложения материала. Наиболее характерной особенностью языка письменной научной речи является формально-логический способ изложения материала. Научное изложение состоит главным образом из рассуждений, целью которых является доказательство истин, выявленных в результате исследования фактов действительности.

Для научного текста характерна смысловая законченность, целостность и связность. К сожалению, практика руководства курсовыми работами показывает, что при работе над ними студенты зачастую забывают о самом простом – связывать абзацы текста.

Существует целая система специальных функционально-синтаксических средств связи, специфичных именно для научной речи. К ним относятся конструкции связи, указывающие:

- на последовательность развития мысли (вначале; прежде всего; затем; во-первых; во-вторых; значит; итак и др.);

- на противоречивые отношения (однако; между тем; в то время как; тем не менее);

- на причинно-следственные отношения (следовательно; поэтому; благодаря; сообразно с этим; вследствие этого; к тому же);

- на переход от одной мысли к другой (прежде чем перейти к …; обратимся к …; рассмотрим …; остановимся на …; необходимо остановиться …; необходимо рассмотреть …)

- на итог, вывод (итак, таким образом, значит, в заключение необходимо отметить; все сказанное позволяет сделать вывод; подведя итог; следует сказать …).

В качестве средств связи могут использоваться такие части речи, как местоимения, прилагательные и причастия (данные, этот, такой, названные, указанные др.).

Существуют определенные правила и приемы объединения элементов научного текста в единое целое (микрокомпозиция текста). Логическая связность текста обеспечивается следующими средствами связи, которые приводятся в порядке, наиболее типичном для научных текстов:

- «в предыдущей главе (параграфе) была дана общая характеристика …»;

- «необходимо конкретизировать некоторые из высказанных ранее положений …»;

- «в настоящей главе (параграфе) предстоит прежде всего раскрыть …»;

- «следует отметить, что …»;

- «очень важно подчеркнуть, что …»;

- «несомненно, что подобный подход к проблеме является…»;

- «прежде чем перейти …»;

- «следует оговориться, что …»;

- «заключая настоящую главу (параграф), необходимо отметить, что при рассмотрении указанных факторов …»;

- «но следует указать на ряд обстоятельств...»;

- «хотелось бы отметить, что приведенное ранее положение …»;

- «все это приводит к выводу …»;

- «а это не противоречит...» и т.д.

б) Целенаправленность и прагматическая установка научной речи. Научный текст характеризуется тем, что в него включаются только точные, полученные в результате длительных наблюдений и научных экспериментов факты и сведения. Это требует точности их словесного выражения и использования специальной терминологии.

Специальные термины позволяют в краткой и экономной форме давать развернутые определения и характеристики научных фактов, понятий, процессов и явлений. Термин выражает сущность данного явления, поэтому следует с большим вниманием выбирать научные термины и определения.

Недопустимо в одном тексте смешивать различную терминологию, а также употреблять профессионализмы, являющиеся разновидностью профессионального жаргона.

в) Грамматические особенности научной речи. Названные особенности существенно влияют на языково-стилистическое оформление текста курсовой работы. Научная речь отличается наличием большого количества существительных с абстрактным значением, а также отглагольных существительных (исследование, рассмотрение, изучении и т.п.).

Кроме того, в научной речи широко используются относительные прилагательные, которые с предельной точностью выражают достаточные и необходимые признаки понятий.

В научном языке полностью отсутствует экспрессия. Поэтому большинство прилагательных являются частью терминологических выражений и употребляются в роли местоимений (напр., прилагательное «следующие» заменяет местоимение «такие» и подчеркивает последовательность перечисления особенностей и признаков).

Особую информационную нагрузку в научных текстах несут глаголы и глагольные формы. Они служат для выражения свойства предмета, а также употребляются при описании хода исследования (рассматриваемая проблема», «проведенное исследование» и т.д.).

В научной речи очень распространены указательные местоимения «этот», «тот», «такой». Они конкретизируют предмет и выражают логические связи между частями высказывания (например,: «Эти данные служат достаточным основанием для вывода. Не используются местоимения «что-то», «что-нибудь», «кое-что» из-за их неопределенности.

г) Особенности синтаксиса научной речи. Как уже отмечалось, научная речь характеризуется строгой логической последовательностью. Поэтому в ней отдельные предложения и части целого, все простые и сложные компоненты очень тесно связаны друг с другом, каждый последующий вытекает из предыдущего или являются следующим звеном в повествовании.

В научных текстах преобладают сложные союзные предложения и, как правило, сложноподчиненные предложения. Поэтому в них много составных подчинительных союзов: «благодаря тому, что», «между тем, как», «вместо того, чтобы», «ввиду того, что», «после того, как» и др.

Особенно часто употребляются производные отыменные предлоги «в течение…», «в соответствии…», «в результате..», «в связи…», «в отличие от…» и т.п.

д) Стилистические особенности научной речи. Стиль письменной научной речи – это безличный монолог. Поэтому, изложение, как правило, ведется от третьего лица. Форма первого лица употребляется сравнительно редко, а форма второго лица местоимений единственного числа не употребляется совершенно. Авторское «я» как бы отступает на второй план.

Иногда некоторые авторы выступают в своих работах во множественном числе, и вместо «я» употребляют местоимение «мы». Предпочтительно использовать конструкции, исключающие это местоимение. Такими конструкциями могут быть неопределенно-личные предложения (например, «Вначале изучают уровень волевого развития, а затем устанавливают его соответствие возрастным нормативам).

Также можно использовать предложения со страдательным залогом (например, «Разработаны комплексы игровых упражнений…»).

е) Качественные характеристики научной речи. Такими характеристиками, определяющими культуру научной речи, являются точность, ясность и краткость.

Смысловая точность – одно из главных условий, обеспечивающих научную и практическую ценность заключенной в тексте работы информации. Неправильно выбранное слово может существенно исказить смысл написанного, позволить двояко толковать ту или иную фразу и придать всему тексту нежелательную тональность.

Не следует использовать канцеляризмы и злоупотреблять словами иноязычного происхождения, т.к. это может существенно искажать смысловую точность речи.

Ясность – необходимое качество научной речи, означающее умение писать доступно и понятно. Причинами неясности высказываний могут стать: употребление слов и словосочетаний с неопределенным или слишком обобщенным значением, неправильный порядок слов во фразе.

Краткость – также необходимое и обязательное качество научной речи, обозначающее умение избежать излишних слов. Каждое слово должно служить основной цели – как можно точнее и короче изложить суть дела. В связи с этим необходимо полностью исключить из текста слова и словосочетания, не несущие никакой смысловой нагрузки.

Многословие или речевая избыточность может создаваться за счет употребления:

- лишних слов. Например: «С этой целью были использованы имеющиеся методики изучения умственного развития…»;

- иностранных слов, дублирующих русские слова: вместо слов ординарный – обыкновенный, вместо игнорировать – не замечать, вместо детерминировать – определять и т.д.;

Другой разновидность многословия является тавтология - повторение одного и того же разными словами «схематический план», «двадцать человек испытуемых» и т. п.

ж) «Интеллектуальная» насыщенность текста. Существуют факторы, которые характеризуют «интеллектуальную» насыщенность текста. «Интеллектуально» насыщенным следует считать текст, в котором:

- отчетливо прослеживается движение мысли (логика) и общий ход изложения проблемы;

- используется четкая и определенная формулировка вводящей и заключительной фраз абзацев (например, «как известно …», «возникает …», «вследствие чего …», «в результате …», «на первый взгляд …», «может казаться …», «действительно происходит...» и т.д.

- обеспечивается скважистость текста (отсутствие информационно излишних мест, общих рассуждений, тривиальностей, детализации, больших тематических отступлений;

- происходит постоянное сообщение нового материала.

Защита курсовой работы

Аттестация по курсовым работам по специальности (направлению) производится в виде ее защиты на заседании комиссии, назначенной заведующим кафедрой, в составе не менее трех преподавателей кафедры и в присутствии научного руководителя курсовой работы. Защита курсовых работ по специальности (направлению) проводится на кафедре.

Курсовые работы по специальности (направлению) до защиты рецензируются. Рецензирование осуществляется аспирантами, преподавателями или приглашенными специалистами. Работа в законченном виде представляется рецензенту не позднее чем за 5 дней до защиты. Студент - автор работы, имеет право ознакомиться с письменным отзывом до защиты курсовой работы.

Курсовая работа по специальности (направлению) подготовки допускается заведующим выпускающей кафедры к защите при условии законченного оформления курсовой работы, положительного отзыва научного руководителя, наличия рецензии и справки о плагиате. В случае недопуска курсовой работы к защите (отрицательного отзыва научного руководителя), научный руководитель проставляет в экзаменационной ведомости студенту неудовлетворительную оценку.

При защите курсовой работы по специальности (направлению) студенту предоставляется время для выступления, в котором студент докладывает об основных результатах работы. После выступления студент отвечает на вопросы комиссии, оглашаются письменные отзывы руководителя и рецензента, студент отвечает на имеющиеся в них вопросы и замечания.

Формой аттестации студента по курсовым работам по специальности (направлению) является зачет или дифференцированный зачет.

Студент, защищающий курсовую работу в пределах 8-10 минут, излагает мотивы выбранной темы, цель и задачи работы, основное содержание, педагогические рекомендации и выводы.

Аттестация студентов по выполнению курсовой работы:

Контроль выполнения курсовой работы студентами осуществляется в соответствии с балльно-рейтинговой системой, утвержденной для данного вида работы. Балльная структура оценки- это совокупность максимально высоких баллов, которые могут быть получены студентом за различные виды академической деятельности (сбор информации, выполнение экспериментального исследования, оформление научного аппарата и т.д.) в течение всего периода работы над курсовой работой.

Приложение 1

Образец оформления титульного листа

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФГАОУВПО «КАЗАНСКИЙ (ПРИВОЛЖСКИЙ) ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

КУРСОВАЯ РАБОТА ПО

(УКАЗЫВАЕТСЯ ДИСЦИПЛИНА)

Тема: …………………………………………………………….

Выполнил:

(фамилия, имя, отчество студента,

курс, группа, отделение)

 

Научный руководитель:

(ученая степень, ученое звание,


Поделиться с друзьями:

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.146 с.