Филиал НОУ ВПО “санкт-петербургский институт — КиберПедия 

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Филиал НОУ ВПО “санкт-петербургский институт

2017-11-17 143
Филиал НОУ ВПО “санкт-петербургский институт 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Ивэсэп

ФИЛИАЛ НОУ ВПО “САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ИНСТИТУТ

ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКИХ СВЯЗЕЙ, ЭКОНОМИКИ

И ПРАВА” В Г. КИРОВЕ

Подготовка и написание курсовых работ по юридическим дисциплинам

Методические рекомендации

 

КИРОВ
2006


ББК 67Я73+74.58

П44

Подготовка и написание курсовых работ по юридическим дисциплинам: методические рекомендации / сост. СВ. Фадеева. -Киров: филиал НОУ ВПО «СПбИВЭСЭП» в г. Кирове, 2006. -32 с.

 

 

Методические рекомендации утверждены и рекомендованы к изданию на заседании кафедры гражданско-правовых дисциплин, протокол № 10 от 25.05.2006 г.

 

Автор-составитель: кандидат юридических наук СВ. Фадеева

 

 

Рецензенты: кандидат юридических наук А.Л. Благодир;

кандидат юридических наук Ю.Е. Петухов

 

 

Ответственный редактор: директор филиала НОУ ВПО «СПбИВЭСЭП»

в г. Кирове, доктор педагогических наук,

профессор И.М. Машаров


Введение

В соответствии с учебным планом Санкт-Петербургского института внешнеэкономических связей, экономики и права студенты обязаны написать, представить научному руководителю и защитить курсовую работу по отдельным юридическим дисциплинам (теория государства и права, гражданское право, уголовное право и др.).

Курсовая работа является одной из форм самостоятельной работы студентов, предполагающей углубленное изучение соответствующего учебного материала и развивающей способности к научному творчеству. Кроме того, она позволяет оценить уровень знаний, приобретенных студентами, навыков к самостоятельной работе.

Курсовая работа, как правило, посвящается одной из важнейших тем или целому разделу учебной дисциплины, имеющим наиболее актуальное теоретическое и практическое значение. Написание курсовой работы способствует формированию у студентов умений: логически анализировать содержания нормативных правовых документов, монографических работ, учебной и научной литературы; правильно формулировать и раскрывать теоретические положения; пользоваться правовой терминологией; высказывать практические рекомендации, предложения; делать самостоятельные выводы — все это имеет важное значение для становления специалиста в области права и, в конечном счете, направлено на более глубокое и прочное усвоение учебного материала. Ответственное и серьезное отношение к подготовке и написанию курсовой работы дает студентам возможность значительно пополнить объем своих знаний, научиться уверенно ориентироваться в большом массиве научно-политической, юридической и иной информации, помогает правильно оценивать различные общественно-политические события и явления.

Будучи первым опытом научного исследования, курсовая работа представляет собой самостоятельно спланированный студентом научно-исследовательский процесс, состоящий из последовательных стадий:

1) выбор темы;

2) сбор информации и изучение литературы, относящейся к выбранной теме;

3) консультация с научным руководителем и составление плана курсовой работы либо его уточнение;

4) общий анализ составных частей проблемы и темы работы, обработка собранного материала;

5) формулирование основных теоретических положений, практических выводов и рекомендаций;

6) оформление курсовой работы;

7) представление ее научному руководителю для рецензирования;

8) работа по устранению замечаний, изложенных в рецензии;

9) защита курсовой работы.

Тематика курсовых работ обсуждается и утверждается на заседании кафедры. Перечень тем может ежегодно уточняться с учетом совершенствования содержания дисциплины, новейших достижений науки.

Научным руководителем, как правило, является преподаватель, ведущий занятия по данному предмету в конкретной учебной группе. График выполнения курсовых работ устанавливается в соответствии с учебным планом.


Общие требования к содержанию курсовой работы
и ее структуре

 

Обобщенный анализ курсовых работ, подготовленных студентами Кировского филиала СПбИВЭСЭП, выявил отдельные недостатки, а именно:

1) отсутствие последовательности в изложении материала;

2) отсутствие четко разработанного продуманного плана;

3) наличие повторов, нечеткость формулировок и определений, грамматические ошибки и т.п.;

4) отсутствие аргументированных доказательств, обоснований выводов и рекомендаций, предложений по совершенствованию законодательства, поверхностность суждений;

5) преобладание популярной литературы над научной и учебной по количеству цитат и ссылок на нее.

К содержанию курсовой работы предъявляются следующие требования:

1) конкретно-исторический подход к освещению вопросов темы;

2) учет и раскрытие неразрывной связи теории с практикой;

3) самостоятельное и соответствующее названию работы и ее плану изложение материала;

4) использование необходимого минимума имеющихся по данной теме научных источников и нормативных правовых актов (20 источников);

5) культура авторского изложения, правильное применение политических и юридических терминов, грамотность, аккуратное оформление работы и т.п.

Использование научных публикаций не должно сводиться к переписыванию и неоправданной перегрузке работы цитатами и сносками. При изложении дискуссионных вопросов необходимо привести различные точки зрения, дать их аргументированный анализ с обязательной собственной оценкой по рассматриваемой проблеме. Вместе с тем, многообразие авторских позиций по тому или иному вопросу не должно заменить самостоятельное изложение студентом проблемы и сути вопроса.

Для всестороннего раскрытия темы необходимо показать ее органическую связь с другими темами учебной дисциплины по другим отраслям права, а также с другими смежными учебными дисциплинами, используя при этом системный подход к изложению материала.

При написании курсовой работы студенту следует показать умение работать с научной литературой, анализировать правовые источники, делать на их основе мотивированные выводы. Работа над избранной темой требует от учащихся знаний общих основ методологии исследования, творческого мышления, логики аргументации и изложения, личного отношения к данной проблеме, высокой степени заинтересованности и профессионального подхода.

Разработка темы курсовой работы, как правило, начинается с планирования. Студенту надлежит составить рабочий план, который позволит четко организовать работу по избранной теме исследования. Составляется он в произвольной форме и представляется научному руководителю для утверждения.

Курсовая работа должна иметь следующую структуру: титульный лист; оглавление; введение; основную часть, разделенную на главы и параграфы; заключение; список использованной литературы (нормативные акты, научная литература или учебные издания, материалы правоприменительной практики); приложения (схемы, таблицы, расчеты, анкеты, графики, диаграммы и т. п.).

Рекомендуется следующая структура курсовой работы:

- введение - 2-5% общего объема;

- основная часть - 75-85% общего объема;

- заключение - 5-10% общего объема.

Курсовая работа должна начинаться с титульного листа, на котором необходимо указать наименование образовательного учреждения, факультета и кафедры; фамилию, имя, отчество студента; название темы курсовой работы; обозначение характера работы; должность, ученую степень (ученое звание), фамилию и инициалы научного руководителя; место и год написания курсовой работы (см. приложение 1).

Далее следует план работы (1-й лист не нумеруется), содержащий перечень глав и параграфов. В курсовой работе используется сплошная нумерация. При этом каждую главу необходимо начинать с новой страницы.

Во введении следует обосновать актуальность темы, определить объект и предмет исследования, обозначить цель и задачи исследования, его методологическую, теоретическую, информационную базу и степень изученности.

Основная часть работы должна состоять из глав (2-3 главы) и параграфов (2-4 параграфа в каждой главе). Содержание и форма изложения определяются студентом – автором курсовой работы – самостоятельно. Главы и параграфы должны быть соразмерны друг другу как по структуре, так и по объему материала.

В заключении следует подвести итоги исследования, изложить собственные выводы, предложения, учитывая при этом их новизну и практическую значимость.

Стадии подготовки и написания курсовой работы

Выбор темы курсовой работы

 

С выбора и осмысления темы курсовой работы начинается творческий процесс. При этом требуется тщательный предварительный анализ проблемы, осознание ее теоретического и практического значения, актуальности избранного объекта исследования. Студенты должны внимательно ознакомиться с примерной тематикой курсовых работ, выбрать тему.

Выполнение курсовой работы необходимо начать с изучения учебно-методического пособия, посвященного разработке и написанию курсовых работ, частных методик и планов семинаров по выбранной теме. Вполне допустима ситуация, когда студент может предложить научному руководителю свою собственную тему исследования, с обязательным обоснованием своей точки зрения и причин, побудивших его к этому. Однако выбранная тема должна обязательно входить в круг проблем, изучаемых данной дисциплиной.

Полная самостоятельность предоставляется студенту в выборе как объекта, так и предмета исследования, и определяется его интересами. Вместе с тем следует помнить, что при выборе темы студенты должны учитывать степень ее научной разработанности, наличие нормативных правовых документов, литературы, ее значимость в будущей деятельности в качестве сотрудников налоговых органов.

Выбор темы определяется уровнем знаний студента по юридическим и смежным дисциплинам. Не следует браться за разработку проблемы, требующей довольно высокого уровня теоретических знаний, наличия материалов, имеющихся только в специализированных фондах, и т.п.

Оказание научно-консультационной и методической помощи, руководство и контроль за работой, а также рецензирование и организация защиты курсовой работы возлагаются на научного руководителя (преподавателя по соответствующей дисциплине). Он же определяет степень готовности курсовой работы к защите.

Научный руководитель курсовой работы обязан:

- провести установочную консультацию со студентами с целью разъяснения задания и порядка его выполнения, оказания помощи в подборе литературы и вспомогательных материалов;

- систематически контролировать ход написания курсовой работы студентами;

- обеспечить проведение постоянных консультаций и оказание помощи студентам в подборе дополнительных материалов.

Ответы на все возникающие вопросы, связанные с подготовкой и написанием курсовых работ, студенты получают у научного руководителя.

Серьезное отношение к проведению научного исследования по выбранной теме, своевременное выполнение подготовительных этапов позволяют студентам успешно справиться с написанием курсовой работы в установленные сроки.

Оформление курсовой работы

 

Курсовая работа должна быть не только содержательной и самостоятельно выполненной, но и правильно оформленной.

Как правило, курсовую работу выполняют в машинописном варианте, ее объём устанавливается в пределах 1,5 печ. л. (25-32 страницы машинописного текста через 2 интервала). Компьютерный вариант работы выполняется через 1,5-2 интервала. Как исключение, допускается рукописный вариант. Записи ведутся только на одной правой странице без выделения полей. Левая сторона листа остается свободной для замечаний рецензента. Писать нужно разборчиво, без ошибок, помарок и исправлений. Сокращение слов не допускается.

Курсовая работа печатается на машинке или компьютере на одной стороне стандартного листа формата А4. Таблицы и схемы могут быть выполнены на листах иного формата, но должны быть аккуратно сложены по формату А4.

Текст оформляется в соответствии с требованиями делопроизводства. На странице располагается 28-30 строк, в строке — 60±2 знака, включая и пробелы. Сверху страницы отступают примерно 25 мм, слева - 30 мм, справа - 15 мм, снизу - 20 мм. Абзац должен быть равен 5 знакам.

Студент отвечает за грамотность и аккуратность оформления курсовой работы.

Выполненные работы регистрируются на кафедре в журнале учета рецензирования курсовых работ. Методист регистрирует в журнале поступившие работы и на каждой из них указывает дату получения, после чего передает их на проверку соответствующим преподавателям, являющимся научными руководителями.

Структура курсовой работы должна способствовать раскрытию избранной темы. Все части курсовой работы должны быть представлены в строгой логической последовательности.

Первой страницей является титульный лист. Он заполняется по строгим правилам. На титульном листе студент указывает наименование образовательного учреждения, факультета и кафедры; свои фамилию, имя, отчество; название темы курсовой работы; обозначение характера работы; должность, ученую степень (ученое звание), фамилию и инициалы научного руководителя; место и год написания курсовой работы (см. приложение 1).

После титульного листа помещается план, в котором приводятся все заголовки работы. Текст каждого раздела курсовой работы начинается с названия и его порядкового номера в соответствии с планом. Каждая страница должна быть пронумерована.

В соответствии с планом курсовая работа начинается с введения, где обосновывается актуальность выбранной темы, объект и предмет исследования, цель и содержание задач, указываются методы исследования, сообщается практическая ценность результатов и их теоретическая значимость. Кроме того, мотивируется выбор данной темы, показывается степень ее разработанности в различных трудах ученых.

В конце введения желательно раскрыть структуру работы, дать перечень ее разделов и подразделов, обосновать избранную последовательность их расположения.

Основная часть работы должна состоять из глав, как правило, не менее двух, включающих несколько параграфов. Содержание глав обязано полностью соответствовать теме работы и полностью ее раскрывать. Студенту следует показать свое умение излагать материал логично и аргументировано.

Для подтверждения собственных доводов ссылкой на источник следует приводить цитаты. Следует точно воспроизводить цитируемый текст, так как малейшее сокращение приводимой выдержки может исказить смысл.

Общие требования к цитированию:

- текст цитаты заключается в кавычки и приводится в той грамматической форме, в какой он дан в источнике, с сохранением особенностей авторского написания;

- не допускается произвольное сокращение цитируемого текста и искажение мысли автора; пропуск слов, предложений, абзацев при цитировании обозначается многоточием в любом месте цитаты;

- каждая цитата должна сопровождаться ссылкой на источник, описание которого должно приводиться в соответствии с требованиями библиографических стандартов;

- при пересказе, изложении мыслей исследователей своими словами следует точно излагать мысль автора, давая соответствующие ссылки на источник;

- цитирование не должно быть ни избыточным, ни недостаточным, так как и то и другое снижает уровень научной работы;

- если, приводя цитату, автор работы выделяет в ней некоторые слова, надо специально оговорить это (например: (разрядка наша - С.Ф.), (подчеркнуто мною - С.Ф.), (курсив наш - автор);

- если цитата полностью воспроизводит предложение цитируемого текста, то она начинается с прописной буквы всегда, кроме случая, когда эта цитата представляет собой часть предложения автора работы;

- если цитата воспроизводит только часть предложения цитируемого текста, то после открывающих кавычек ставят отточие.

Для ссылки на источники используются подстрочные ссылки. Ссылка - это элемент аппарата издания, содержащий указания на источник, в котором разъясняются или уточняются сведения, проводимые в основном тексте издания.

Подстрочная ссылка - ссылка, помещаемая в сноске, например:

В тексте:

«Если же просрочка в представлении декларации превысила 180 дней, то деяние содержит признаки состава преступления, предусмотренного пунктом 2 статьи 119 НК РФ»1.

В сноске:

1 Никонов, А.А. Комментарий к изменениям в Налоговый кодекс РФ. М.: Главбух, 1999. С. 71.

Сноску на текст, не процитированный, а лишь упомянутый, начинают словом «См.:», например:

в тексте:

К юриспруденции полезен и режимный подход, систематизация норм по признаку объекта. Их взаимодействие - важное условие качества юридической деятельности2.

в сноске:

2 См.: Бахрах, Д.Н. Административное право России. М., 2000. С. 411.

При повторной ссылке на данное издание:

3 См.: Бахрах, Д.Н. Указ. соч. С. 346.

Подстрочные ссылки (сноски) печатают с абзацного отступа арабскими цифрами без скобки и размещают вверху строки. От основного текста сноска отделяется сплошной чертой. Знак ссылки, если примечание относится к отдельному слову, должен стоять непосредственно у этого слова; если же оно относится к предложению (или группе предложений), то в конце. Знак сноски ставится перед знаками препинания. Нумерация ссылок начинается с новой страницы.

Цифровой материал, когда его много или когда имеется необходимость в сопоставлении и выводе определенных закономерностей, оформляют в курсовой работе в виде таблиц, которые выносятся в приложения.

Таблица –это форма организации материала в тексте издания, при которой систематически представленные группы взаимосвязанных данных располагаются по графам и строкам таким образом, что каждый отдельный показатель входит в состав графы и строки (ОСТ 29.130-97).

В тексте курсовой работы, как и любой другой научной работы, могут быть использованы условные сокращения по частям и начальным буквам слов.

Общепринятые условные сокращения:

- после перечисления: т.е. (то есть), и т.д. (и так далее) и т.п. (и тому подобное), и др. (и другие) и пр. (и прочие);

- при ссылках: см. (смотри), ср. (сравни);

- при обозначении цифрами веков и годов: в. (век), вв. (века), г., (год), гг. (годы).

Слова «и другие», «и тому подобное», «и прочие» внутри предложения не сокращают.

Не допускаются сокращения слов «так называемый» (т.н.), «так как» (т.к.), «например» (напр.), «около» (ок.).

Согласно ГОСТу 7.12-93 сокращению подлежат различные части речи. Для всех грамматических форм одного и того же слова применяется одно и то же сокращение, независимо от рода, числа, падежа и времени.

Допускается использовать общепринятые сокращения: высшее учебное заведение — вуз; до нашей эры - до н.э.; сантиметр — см.

Кроме того, студент при оформлении курсовой работы может ввести и свои собственные сокращения, если оговорит это специально в начале работы.

Например:

Использованные сокращения и обозначения

Налоговый кодекс Российской Федерации - НК РФ.

Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации -АПК РФ.

Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации -ГПК РФ.

Ведомости Съезда народных депутатов СССР и Верховного Совета СССР - Ведомости СССР.

Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР - Ведомости РСФСР.

Собрание законодательства Российской Федерации - СЗ РФ. Собрание законодательства СССР - СЗ СССР.

 

Однако следует помнить, что в заглавии сокращение слов не допускается. Не допускается сокращение слова или словосочетания, если при расшифровке сокращения возможно различное понимание текста.

Возможно оформление сокращенных наименований по тексту работы, например:

«В настоящее время основным источником правового регулирования деятельности банков является Федеральный закон «О банках и банковской деятельности» (далее - Закон о банках)».

Таким образом оформляется сокращение при первом упоминании, в дальнейшем по тексту работы используется только сокращенный вариант.

 

Завершает работу заключение, исполняющее роль концовки, обусловленной логикой проведенного и изложенного исследования. Следовательно, заключение должно представлять собой сжатый синтез того, что изложено в основной части, то есть последовательное, стройное изложение полученных результатов и их соотношение с общей целью исследования. Итоги работы, изложенные в заключении, необходимо соотносить с задачами исследования, сформулированными во введении.

 

После заключения следует помещать библиографический список использованной литературы, причем каждый указанный здесь литературный источник должен иметь отражение в тексте работы. Не следует включать в библиографический список те работы, которые фактически не были использованы.

Библиографический аппарат курсовой работы студентов — список использованной литературы и ссылки на цитируемую литературу - является обязательной частью учебного исследования, дает представление о степени изученности автором исследуемой темы, о глубине и качестве работы.

Правильно расположенные и оформленные библиографические записи свидетельствуют о библиографической грамотности студента, повышают информационную ценность работы. Каждая из составных частей библиографического аппарата выполняет свои задачи: список литературы служит для представления перечня литературы, ссылки на цитируемую литературу для проверки точности цитаты. Организация данных библиографических сведений регламентируется ГОСТом 7.1-2003 «Библиографическая запись. Библиографическое описание».

Для небольших списков допустимо типовое заглавие, в которое могут быть включены слова, уточняющие наполнение списка, например: «Список использованной литературы» и т.п. Не следует применять такие неинформативные типовые заглавия списков, как, например: «Литература» или «Список литературы». Запрещается применять в качестве заглавия библиографического списка слово «Библиография» (см. ГОСТ 7.0-77 Библиография. Термины и определения). Библиографический список использованной литературы оформляется в соответствии с ГОСТом 7.1-2003 «Библиографическая запись. Библиографическое описание», в котором сказано, что «библиографическое описание - совокупность библиографических сведений о документе, его составной части или группе документов, приведенных по определенным правилам и необходимых и достаточных для общей характеристики и идентификации документа». Именно эту цель и преследует правильное оформление списков литературы и сносок в курсовой работе студента.

Список использованной литературы обычно включает следующие разделы: 1) нормативные правовые акты и официальные документы; 2) книги, монографии, статьи, диссертации и авторефераты; 3) иностранные источники; 4) судебная практика.

 

«Нормативные правовые акты и официальные документы» - это Конституция Российской Федерации, кодексы Российской Федерации, нормативные правовые акты Российской Федерации, постановления Правительства Российской Федерации, приказы министерств, ведомств, государственных комитетов и т.п., международные акты, конституции зарубежных государств.

Нормативные правовые акты располагаются в соответствии с их юридической силой:

- международные законодательные акты - в обратной хронологии;

- Конституция РФ;

- кодексы - по алфавиту;

- законы РФ - в обратной хронологии;

- указы Президента РФ - в обратной хронологии;

- акты Правительства РФ - в обратной хронологии;

- акты министерств и ведомств в последовательности: постановления, приказы, положения, инструкции министерства - в обратной хронологии.

В списке использованной литературы должно быть указано полное название акта, дата его принятия, номер, а также официальный источник опубликования.

В раздел «Книги, монографии, статьи, диссертации и авторефераты» включается вся использованная учебная, монографическая, публицистическая и другая литература в алфавитном порядке (по первой букве фамилии автора или названия). Иностранные источники записываются по алфавиту после списка источников на русском языке.

Последний раздел «Материалы судебной практики» в списке располагается таким образом, что сначала указываются опубликованные дела, а затем - неопубликованные.

Библиографическое описание составляют непосредственно по произведению печати или выписывают из каталогов и библиографических указателей полностью, без пропусков каких-либо элементов, сокращений заглавий и т. п.

Пример оформления

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

И ПРАВА» В Г. КИРОВЕ

Юридический факультет

Кафедра гражданско-правовых дисциплин

Курсовая работа

Ивэсэп

ФИЛИАЛ НОУ ВПО “САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ИНСТИТУТ


Поделиться с друзьями:

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.072 с.