Таким образом, если литературный сценарий - это, в первую очередь, рекламная идея фильма, то режиссерский - это партитура, на основании которой состоится вся дальнейшая работа съёмочной группы. — КиберПедия 

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Таким образом, если литературный сценарий - это, в первую очередь, рекламная идея фильма, то режиссерский - это партитура, на основании которой состоится вся дальнейшая работа съёмочной группы.

2017-11-17 640
Таким образом, если литературный сценарий - это, в первую очередь, рекламная идея фильма, то режиссерский - это партитура, на основании которой состоится вся дальнейшая работа съёмочной группы. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Подготовительный период деятельности съемочной группы является аналитическим, именно в это время происходит основная работа по проектированию каждого из будущих кадров. Исходя из общего содержания картины и замысла ее, из развивающегося в ней действия, режиссер с оператором, с художником картины, с другими своими ближайшими сотрудниками составляет план действия. Он как бы разбивает целое на мелкие части и готовит себя к осуществлению на экране этих частиц - кадров. При этом заранее определяются многие важнейшие стороны будущего произведения: содержание каждого кадра, его крупность, характер декораций, ракурс, в котором берется декорация, характер натуры, мизансцены, темп картины, ритм, отдельные куски музыки, шумы и т. д.

Все предварительные соображения записываются в так называемом режиссерском сценарии, который представляет собой как бы технический и творческий проект будущей картины,

В режиссерском сценарии определяется замысел режиссера. Правда, он записывается очень скупо, очень сухо, при помощи символических букв или цифр. Но символические буквы и цифры напоминают во время работы над кадром режиссеру, что именно он имел ввиду.

Таким образом, картина должна в режиссерском сценарии уже сложиться, и даже некоторые монтажные ходы, хотя они очень изменяются, должны быть в режиссерском сценарии, если не точно зафиксированы, то, во всяком случае, запечатлены в виде намерений.

Обычно режиссерский сценарий делится на следующие графы:

Номер кадра. Объект, то есть место съемки. В этой же графе упоминается павильон или натура, упоминается и время дня, что важно для количества света, для всей операторской работы.

Крупность плана и способ съемки. Если кадр снимается с неподвижной точки, не пишется ничего, кроме определения крупности; если кадр снимается с движения, то в этой графе помечается: панорама или отъезд или наезд и т.д.

В следующей графе - способ съемки звука, ибо звук тоже не всегда снимается одинаково. Иногда он снимается синхронно, то есть тут же на месте вместе с изображением записывается речь или шумы. Иногда кадр снимается без звука. Этот кадр озвучивается впоследствии. Бывает, что кадр снимается «под фонограмму».

Режиссерский сценарий короткими буквами «С», «О» или «Ф» определяет, будет ли сниматься синхронно, под фонограмму или под озвучание. Эти три технически разных процесса, которые дают совершенно разный художественный результат, и иногда решение этих вопросов не так просто.

В следующей графе отмечается длина кадра в метрах.

В следующей, основной графе записывается содержание кадра и диалог, если он наличествует.

После самой просторной графы, в которой записано содержание кадра, идет графа, в которой специально отмечается характер звука в кадре: шумы, голоса второго плана или музыка.

И, наконец, последняя графа режиссерского сценария - это примечания. В этой графе обычно отмечаются технические средства съемки, необходимость операторского крана, тележки, или каких-нибудь особых приспособлений. Если сцены боевые, отмечаются дымы, взрывы, выстрелы. В этой графе отмечается и характер массовки, костюмы.

В упрощённом же варианте (предварительном) режиссёрский сценарий может иметь всего пять граф:

1. Номер кадра

2. План

3. Содержание кадра

4. Аудиоряд, сопровождающий кадр

5. Примерный хронометраж

6. Примечания

Вот несколько примеров литературного и режиссерского сценариев (Все сценарии разработаны студентами факультета «реклама» ЮРГИ под руководством автора):

Пример I.

Литературный сценарий.

«Заполни достойное место среди них»

 

Идея: Повысить набор призывников в ряды Российской армии

Тема: Пример отцов

На фоне колышущегося алого пламени периодически появляются миниатюры древних сражений. Все это происходит под монотонные звуки сражения. Изображения становятся мутными («не в фокусе»), на их фоне постепенно появляется четкий развивающийся флаг РФ.

На фоне этого флага одна за другой появляются подлинные фотографии мужчин в военной форме Российской армии разных времен. Стоп – кадр:

на фоне флага, среди всех фотографий проецируется пустая фотокарточка в рамке с надписью «Займи достойное место среди них».

Всё действие происходит на экране под звуки марша ком. Агапкина «Прощание Славянки».

Режиссёрский сценарий

№ кадра план видеоряд аудиоряд хронометраж примечание
        общий   На фоне колышущегося алого пламени периодически появляются миниатюры древних сражений     Интершум сражения     6 сек.   Это должны быть узнаваемые с детства, иллюстрации и репродукции произведений живописи.
        Общий с наездом до крупного   На фоне развивающегося флага РФ появляются фотографии русских воинов разных исторических времен в военной форме   Звучит марш ком. Агапкина«Прощание Славянки» Голос диктора: «с древних времен долг мужчины -защищать свою Родину!»     6 сек.   Голос: мужской баритон
    3.         Общий с наездом до детали       На фоне фотографий появляется пустая фотография в рамке.       Аудиоряд тот же.         4 сек.      
    4.   Стоп-кадр «Белый курсив» На фоне Российского флага Появляется текст: «3айми достойное место среди них» Музыка микшируется, голос диктора: «Займи достойное место среди них»   4сек.  

Итого: 20сек.

 

Пример II.

Литературный сценарий.

«Берегите детей от жизненных катастроф»

 

Идея: Берегите детей от жизненных катастроф.

Тема: Семейные ценности.

Ясный солнечный день. Детская игровая площадка: разноцветные горки, лестницы, качели. По ней прыгает разноцветный мячик. (Фонограмма: детский смех).

Мячик скатывается по горкам, высоко подпрыгивает вверх. (Фонограмма: детский смех, стук мячика об землю, вдалеке интершум машин).

Мячик катится по тротуару к проезжей части. (Фонограмма: интершум машин приближается, звук детских голосов отдаляется).

На проезжей части лежит разорванный мячик. (Фонограмма: резкий визг тормозов).

Чёрное поле экрана, белые буквы на чёрном фоне. Текст: «Берегите детей от жизненных катастроф!»

Режиссёрский сценарий

№ кадра План Видеоряд Аудиоряд Хронометраж Примечание
        Общий   Детская площадка. Яркий солнечный день. Разноцветные горки, лестницы, качели, песочница.   Крики, детский смех, разговоры мам…     4 сек. Наличие ярких красок (реквизит, костюмы)
    Средний с наездом до крупного   По площадке прыгает кем-то брошенный разноцветный мячик, скатывается по горке, высоко подпрыгивает вверх.   Детский смех, стук мячика об землю, вдалеке шум, проезжающих мимо, машин.     4 сек.   Мяч должен быть большим и цветным
        Крупный до детали, затем «замедленный рапид»   Мячик катится по тротуару к проезжей части.   Детский смех и голоса отдаляются, приближается шум машин.     4 сек.  
      чёрно-белое изображение Средний, затем Стоп-кадр   На проезжей части дороги лежит, разорванный в клочья, мячик.   Резкий визг тормозов.     4 сек.  
    На чёрном фоне-большие белые буквы.   «Берегите детей от жизненных катастроф!»     …………………     4 сек.  

Итого: 20сек.

 

Пример III.

Литературный сценарий.

«Закопай свои вредные привычки»

(Ролик должен быть выполнен методом компьютерной графики)

Идея: Закопай свои вредные привычки

Тема: Борьба со злом, разрушающим тебя

Окраина города, пустырь. Издалека слышен шум мотора. Камера дает общий план, и мы видим, как ковш экскаватора копает глубокую яму. Постепенно около ямы собирается толпа. Мы слышим неразборчивую речь. Они громко переговариваются между собой, но никто не подходит близко к яме. Один из парней, лет 16, решается первым подойти к яме. Он достает пачку сигарет и бросает вниз. Царит абсолютная тишина.

Начинает звучать веселая музыка. Лицо парня становится радостным, глаза блестят.

Слышен гул толпы. Люди начинают один за другим подходить к яме и выбрасывать в нее бутылки, пачки от сигарет, шприцы, рулетки, игральные карты. Яма постепенно наполняется. Ковш медленно засыпает яму, тем самым выравнивает ее. На фоне изображения пустыря появляется слоган: «Закопай свои вредные привычки!»

Режиссёрский сценарий

 

№ Кадра План Видеоряд Аудиоряд Хронометраж Примечания
    Общий   Окраина города, пустырь. Ковш экскаватора копает глубокую яму.   Шум мотора   4 сек.  
        Средний Около ямы собирается толпа людей разных возрастных категорий. Они громко переговариваются между собой, но никто не подходит близко к яме.     Слышны неразборчивые голоса (гомон)     4 сек.  
  Средний с наездом до крупного, затем -деталь парень, лет 16, первый подходит к яме, достает из кармана пачку сигарет и бросает вниз.   Тишина, шорох бросаемого предмета   4 сек. Пачка сигарет (деталь)
    Крупный Лицо мальчика с радостными искрящимися глазами. Постепенно начинает звучать веселая мелодия   4 сек.  
        Общий, с наездом до крупного Люди начинают один за другим подходить к яме и выбрасывать в нее бутылки, пачки сигарет, шприцы, рулетки, игральные карты.   Гул толпы 6 сек. Крупный план на выбрасываемые предметы
    Крупный, «убыстренный рапид» Яма постепенно наполняется. Гул толпы на фоне мелодии   4 сек.  
        Средний Ковш экскаватора закапывает яму, заравнивает поверхность. Место становится таким, каким было в самом начале. Шум мотора, плавно переходящий в тишину 4 сек.  
    Средний На фоне пустыря появляется слоган: «Закопай свои вредные привычки!» Хор голосов: «Закопай свои вредные привычки!»     4 сек.  

Итого: 34сек.

 

План, кадр и ракурс - важнейшие элементы экранных искусств

 

Кадром обозначаются пространственные границы фото, теле или киноизображения. Иными словами, кадр - это те явления жизни, которые входят в поле зрения объектива и фиксируются на пленке или видеоленте. Выбор рамки кадра - важнейший прием творческого отображения автором жизненного материала.

В кинематографе (в отличие от фотографии) слово «кадр» имеет два взаимосвязанных, но все-таки различных значения. Отдельный кадр на кинопленке кинематографисты называют кадриком. Кинокадр (или монтажный кадр) включает множество кадриков и представляет собой участок пленки, содержащий момент действия, снятый непрерывно работающей кинокамерой. Она может стоять на месте, перемещаться в различных направлениях, двигаться вокруг собственной оси (панорама), меняя планы изображения. Фильм может быть снят длинными и короткими кадрами, которые в монтажном сопоставлении образуют определенный монтажный ритм. Поэтому длина каждого кадра имеет большое значение для художественной ткани фильма и зависит как от характера изображаемых явлений, так и от творческого замысла режиссера (http://yunc.org).

С кадром тесно связано понятие плана в кинематографе. План - это масштаб изображения в кадре.

План - масштабно-пространственная характеристика кадра. За единицу измерения берется фигура человека.

Классификация планов:

- Дальний план. Он передает общее представление, ощущение пространства.

- Общий план – география места действия, ориентация зрителя в пространстве.

- Средний (американский, по колено) - информативность происходящего, передача внешнего мира без углубления во внутренний, объективность, отстраненность показа.

- Крупный план - значимость показываемого объекта, «укрупнение» факта или события, эмоциональная окраска происходящего в кадре, подчеркнутый психологизм.

- Деталь - концентрация внимания зрителя, толчок к ассоциациям.

Изменение планов может происходить: монтажно (сочетание крупностей кадров), при помощи движения камеры, при помощи трансфокатора, при помощи глубинной мизансцены – самоукрупнение героев.

На телевидении при статичных композициях, как правило, выбираются крупный и средний планы. Обусловленность такого выбора заключается в специфических возможностях телеэкрана и в психологической установке зрителя. Возникает «закрепленный» стереотип показываемого «собеседника» (так называемая легкоузнаваемость на уровне подсознательного восприятия). Такая определенность выбора крупностей планов создает атмосферу действия (интимность, камерность). Отсюда концентрация внимания на «слове» в кадре как основном носителе информации.

Кинематографический кадр может включать в себя всего один план, например общий. При движении камеры планы могут меняться от дальнего до крупного (наезд камеры) и наоборот (отъезд камеры).

В профессиональном кино существуют специальные технические приспособления для изменения крупности плана внутри одного кадра. Выбор плана и его перемена относятся к числу основных творческих приемов в киносъемке.

Съемка кинематографического кадра производится в ракурсе, т. е. снизу, сверху или под углом, таким образом, что изображение на пленке и соответственно на экране претерпевает перспективное искажение по вертикали. По существу, слово «ракурс» обозначает угол наклона оптической оси по вертикали. Ракурсная съемка очень эффектна, она позволяет, как бы совмещать точку зрения камеры с точкой зрения персонажа, который может наблюдать явление сверху или снизу. Ракурс на крупном плане дает возможность подчеркнуть мимику лица; на общем - показать движение больших людских масс. Но перспективные искажения, получаемые при ракурсе, приводят к деформации предметов и явлений.

Угол зрения камеры - один из самых важных способов выражения эмоционально-психологического содержания сцены. Ракурс должен сочетаться с умелым кадрированием и композиционным решением. Благодаря ракурсному решению предмет можно вырвать из привычного обиходного значения, при этом он изменится до неузнаваемости. Потеряв свое изначальное назначение, он вырастет до символа. При помощи ракурсной съемки можно не только разрушить, но и подчеркнуть форму предмета, обогатить субъективными оценками персонажей или события, т.е. камера как бы берет на себя роль комментатора, подчеркивая эмоциональную характеристику персонажа или, мотивируя оценку происходящего (ракурс может раскрыть точку зрения персонажа на событие или на другого героя; при этом точки зрения персонажа, камеры и зрителя как бы совмещаются. В современном кинематографе ракурс используется лишь в тех случаях, когда помогает раскрыть идею драматургии.

Итак, кадр, план и ракурс - важнейшие элементы экранных искусств, при помощи которых авторы фильма выражают свое отношение к снимаемому материалу, выделяют главное, вскрывают связи главного со второстепенным.

Возможно, самое наглядное проявление технической составляющей кино - это спецэффекты, то есть технологические приёмы, применяемые для визуализации сцен и событий, которые не могут быть сняты непосредственно (например, сцены космических войн будущего или, наоборот, события далекого прошлого), или сцен, непосредственная съёмка которых была бы чрезмерно дорогостоящей или опасной, например, масштабные взрывы, пожары.*

Во многом именно они делают просмотр фильма захватывающим аттракционом, и именно они постоянно снабжают кино новыми, всё более изощрённы? ми способами овладения вниманием зрителя и воздействия на него.

Спецэффект, комбинированная съёмка (англ. Special effect, сокр. SPFX, SFX или FX) – совокупность технологий кинематографа и телевидения, в результате которых на экране получается изображение, не существовавшее в действительности, но для зрителей не отличающееся от снятого в павильоне или на натуре.*

Спецэффекты также часто применяются, когда естественная съёмка сцены слишком затратна по сравнению со спецэффектом (например, съёмка масштабного взрыва). Спецэффекты применяются и для улучшения или

* Cubitt S. Special Effects // Schirmer Encyclopedia of Film / ed. by B.K. Grant. Schirmer, 2006. p. 117.

модификации уже предварительно отснятого материала.

Спецэффекты условно разделяют на две группы - визуальные и механические эффекты. К визуальным относятся оптические эффекты (комбинированные съёмки), а также компьютерная графика. Механические (физические) спецэффекты - это обработка материалов перед съемкой. Сюда относится моделирование, пиротехника и технические приспособления, специальный грим. Существуют также звуковые спецэффекты.

Методы исполнения спецэффектов также применяются при создании монтажных переходов между соседними монтажными кадрами, такие как «вытеснение», «наплыв» и «затемнение». Предтечей спецэффектов в кинематографе были спецэффекты в фотографии. Первый фотоснимок со спецэффектом появился в 1856 году: Оскар Рейландер создал коллаж из 30 негативов.*

Некоторые примеры ранних спецэффектов получены с помощью колоризации - ручного раскрашивания кадров (например, С.Эйзенштейн вручную раскрашивал красным цветом флаг на броненосце в немом чёрно-белом фильме «Броненосец Потёмкин»).

Простейшие спецэффекты, которые часто используют при монтаже рекламного фильма:

Стоп-камера. Используется в сценах, где требуется показать внезапное появление или исчезновение объекта или изменить естественный интервал между двумя событиями.

Наплыв - в начале и середине XX века этот прием использовался для имитации «превращения» одного объекта в другой.**

На один и тот же отрезок кинопленки на том же фоне снимается сначала один объект с постепенным уменьшением экспозиции (закрытием диафрагмы

*Rickitt, Richard. Special Effects: The History and Technique. -2nd edition. - Billboard Books, 2007.

** Б.Коноплёв. Цех комбинированных съемок // «Основы фильмопроизводства». - 2-е изд. - М.: «Искусство», 1975г. с. 132.

объектива или чаще уменьшением угла раскрытия обтюратора), а затем другой с постепенным увеличением экспозиции. В итоге на экране изображение одного объекта плавно замещается другим. В современном кино приём чаще используется для обозначения отрезка времени, прошедшего между какими-либо действиями. Например, целая горящая свеча в процессе наплыва превращается в огарок.

Ускоренная киносъёмка или «рапид». Ускоренная съёмка применяется для замедления движения на экране. Такой эффект бывает нужен для создания нереальной атмосферы: например сна персонажа фильма или имитации невесомости. При создании спецэффектов ускоренная съёмка применяется для придания достоверности в случае использования уменьшенных макетов. В этом случае движение выглядит на экране достоверным, несмотря на небольшие размеры макета.*

Замедленная киносъёмка, или «ускоренное воспроизведение». Эффект, обратный рапиду - съемка ведётся на меньшей скорости, а затем прокручивается в нормальном или ускоренном темпе. Незначительное ускорение можно использовать даже для того, чтобы вместить большее количество кадров в тот же самый хронометраж. Сильное ускорение может

использоваться для создания комического эффекта или для отражения больших отрезков времени.

Покадровая (цейтраферная) съёмка. Метод используется в основном при работе с куклами в сочетании с ротоскопированием; широко применялся в середине XX века при создании фильмов о чудовищах (например, «Кинг-Конг»). Эта же технология применяется для изготовления кукольных и пластилиновых мультфильмов (анимации). Цейтраферная съемка позволяет сделать видимыми медленные процессы, невидимые глазом: рост растений, суточное движение светил и т. п. **

* Кинематограф. Искусство и техника, 2011, с. 56.

**Коноплёв, 1975, с. 305.

Этот приём хорош при создании дизайнерских роликов.

Обратная съемка заставляет объекты двигаться на экране в направлении, обратном тому, которое происходило в момент съёмки. К приёму прибегают для достижения комического эффекта или для упрощения каких-либо действий. Например, когда нужно снять человека, запрыгивающего куда-то вверх, проще снять прыжок вниз, который на экране будет выглядеть так, как задумано. Таким образом, достигается иллюзия прыжков героя на стол спиной вперёд.

Рирпроекция. Снятый заранее фон проецируется на экран, перед которым играют актеры. Наиболее частое применение - в сценах, где герои ведут автомобиль. В этом случае автомобиль - декорация, построенная на съёмочной площадке, а придорожный пейзаж спроецирован на экран.* Фронтпроекция Метод совмещения изображения актёров и проецируемого сквозь них на высокоотражающий экран фона съёмкой через полупрозрачное зеркало, установленное под углом 45° к оптической оси съёмочного объектива. Таким способом объективы киносъёмочного и кинопроекционного аппарата оптически совмещаются, исключая видимость теней от актёров на экране.

Блуждающая маска. Метод совмещения основного объекта съемки с нужным фоном при помощи применения киносъёмочного аппарата, позволяющего производить съемку одновременно на две кинопленки.

Хромакей. В современном кинопроизводстве на смену рирпроекции, фронтпроекции и блуждающей маске пришла цифровая технология, аналогичная телевизионному «хромакей» (англ. Chroma key), позволяющая точно совмещать любые изображения.

 

 

* Фотокинотехника, 1981, с. 417.

Двойная экспозиция. Упрощённый вариант блуждающей маски и разновидность техники «наплыва». Необходимые элементы доснимаются на

пленку с уже отснятой последовательностью кадров. В наиболее сложных сценах используется многократная экспозиция, когда на одну и ту же плёнку снимают три раза и более. Недостатком такой технологии является обязательное наличие чёрного фона в конечном изображении. В противном случае через изображение доснятых объектов будет просвечивать фон. Такая техника применяется для создания многослойных изображений. Усложнённым вариантом многократной экспозиции является съёмка с использованием неподвижных масок. Техника мультиэкспонирования применялась в первых трёх фильмах из серии «Звёздные войны» для съёмки массовки (не хватало статистов).

Комбинированная печать. Совмещение изображений, снятых разными киносъёмочными аппаратами в разных местах при помощи оптической комбинированной печати приспособленным для этого кинокопировальным аппаратом.*

Например, если на экране необходимо показать взрыв в определённых декорациях, то для этого сначала на одну плёнку снимают фон для взрыва,

затем на другую плёнку снимают взрыв в безопасных условиях вне требуемой декорации. Затем изображения взрыва и фона совмещают оптической печатью с двух исходных негативов на одну позитивную плёнку. Таким образом, у зрителя создаётся впечатление взрыва в необходимых для режиссёра декорациях.

Но, пожалуй, самым главным выразительным средством режиссера является киномонтаж!

 

*Б. Коноплёв. «Основы фильмопроизводства». — 2-е изд. — М.: «Искусство», 1975, с. 313-316, 326


Поделиться с друзьями:

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.013 с.