III. Деятельность детских объединений — КиберПедия 

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

III. Деятельность детских объединений

2017-11-17 411
III. Деятельность детских объединений 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

в системе образования

3.1. Взаимодействие образовательных учреждений

И детских объединений

Взаимодействие с детскими общественными объединениями - одно из важнейших направлений формирования государственной политики Министерства образования Российской Федерации в условиях развития демократического общества, реализации основных направлений «Концепции модернизации российского образования».

Признакамивзаимодействия являются:

1. Предмет взаимодействия – та область действительности, на которую стремятся воздействовать вместе оба субъекта – условия полноценного развития личности ребенка, их обеспечение.

2. Пересечение целей субъектов - в той или иной степени цели, какой-либо деятельности одного из субъектов затрагивают интересы или предметную деятельность другого.

3. Контакт субъектов устанавливается путем простого человеческого взаимодействия представителей той или иной системы или через каналы и средства информации.

В настоящее время в России накоплен позитивный опыт деятельности детских общественных объединений по различным направлениям творческого развития личности, досуга, здорового образа жизни, милосердия, патриотического и гражданского воспитания. Кроме того, детские общественные организации признаны школой формирования лидерских качеств молодого человека. Деятельность детских общественных объединений является одним из важнейших институтов социализации личности молодого человека, его самореализации и самоопределения.

Современные детские и молодежные общественные объединения выступают как сложившийся социальный институт. Взаимодействие образовательных учреждений и детских объединений должно строиться на основе союзничества, партнерства и равноправия с целью создания условий, необходимых для полноценного развития личности ребенка.

Важно подчеркнуть, что взаимодействие детских общественных объединений с педагогическими коллективами образовательных учреждений должно быть основано на уважении выбора ребенка в создании или вступлении на добровольных началах в детское объединение в целях:

− выявления, дифференциации и актуализации усвоенных детьми и подростками нравственных норм и ценностей;

− оказания повседневной помощи каждому ребенку в его саморазвитии, удовлетворении потребностей, раскрытии способностей;

− осуществления целевого включения детей и подростков в преобразовательную, ценностно-ориентированную, творческую, трудовую социально значимую деятельность;

− обеспечения преемственности содержания различных видов деятельности с учетом эволюции личностного сознания ребенка;

− вовлечения детей и подростков в деятельность детских сообществ для создания новых детских объединений и обеспечения преемственности в их деятельности;

− создание условий для реализации лидерского и творческого потенциала личности, навыков коллективистской деятельности;

− разработки оптимальной модели реализации информативной и развивающей функций социальных знаний, приобретаемых детьми и подростками в образовательных учреждениях;

− обеспечение единства и взаимосвязи управления и самоуправления в образовательных учреждениях.

Система образования и детское движение имеют общие задачи:

− развитие творческой личности;

− формирование у детей активной гражданской позиции;

− реализация прав и свобод, определенных Конвенцией ООН о правах ребенка;

− создание условий для приобретения детьми социально значимых отношений и т.д.

Принципы взаимодействия образовательных структур и детских общественных объединений:

1.Принцип партнерства и содействия детским общественным объединениям.

2.Принцип равенства предоставляемых возможностей различным детским объединениям.

3.Принцип поддержки общественных инициатив, способствующих развитию общественно значимых отношений.

4.Принцип своевременного взаимного информирования о намерениях, целях, действиях, направленных на предмет взаимодействия и непосредственно друг на друга.

5.Принцип согласования и координирования конкретных задач, функций и средств осуществления взаимосвязанной деятельности.

6.Принцип установления адекватных норм взаимоотношенийкак организационного, так и этико – психологического характера. Предполагает создание сторонами правил поведения в отношении друг друга.

Сотрудничество детских организаций и образовательных учреждений будет плодотворным в том случае, если приобретет сознательный, планомерный характер и найдет свое отражение в программе.

Программа взаимодействия – это документ, определяющий направления и характер развития взаимодействия образовательных учреждений и детских общественных организаций.

Взаимодействие - не самоцель, оно осуществляется как объединение усилий обеих сторон ради наилучшего решения общих задач и оптимальной реализации аналогичных функций. Программа взаимодействия должна предусматривать целенаправленное развитие основополагающих отношений (правовых, экономических и т.д.). Основы взаимодействия:

- правовые - связи, установленные между государственными структурами в соответствии с принятыми в государстве законодательными и иными нормативными актами; характер взаимосвязей, взаимозависимостей определяется совокупностью взаимных прав и обязанностей, закрепленных юридически в соответствующих законодательных акциях, определяют порядок и направление взаимодействия;

- экономические - представляют собой взаимосвязи сторон в процессе хозяйственной деятельности, финансовых отношений; определяют взаимозависимость сторон взаимодействия;

- содержательно – деятельностные - составляют идеи, занимающие определяющее положение в системе взглядов, воззрений, убеждений каждой из сторон; близость идейных ориентиров (целей) сторон содействует эффективности взаимодействия;

- организационные - включают процедуру установления конкретных взаимных прав и обязательств, упорядочение способов и форм взаимосвязей, согласование структур и функций; уровень организации взаимодействия является показателем развитости взаимодействия;

- социально-психологические - определяются состоянием отношений лидеров образовательных учреждений и детских общественных организаций друг к другу и к самим этим формированиям, отношениями людей, представляющих интересы названных структур; имеют значение отношения, нормы, действующие в образовательном учреждении, атмосфера творческого поиска, высокий уровень морально-этических норм.

Программа содействует:

- развитию самих взаимодействующих сторон, укреплению в сознании общества новых представлений как об образовательных учреждениях, так и об общественных организациях;

- развитию отношений взаимодействующих сторон, достижению взаимопонимания;

- утверждению в практике образовательных учреждений и общественных организаций новых демократических норм отношений – отношений сотрудничества.

Основа для создания программы – анализ состояния рассматриваемой проблемы (ответы на следующие вопросы):

1. Какие виды, типы детских общественных объединений существовали, появлялись ранее в образовательном учреждении? Как они возникали, на каких началах, в каких условиях действовали, как долго существовали, за счет чего выживали, почему прекращали свое существование?

2. Какие проблемы существовали во взаимоотношениях со школой и другими учреждениями?

3. Каково отношение самих детей и взрослых (различных категорий педагогов и общественников) к существованию и деятельности детских объединений, как это отношение изменялось?

Общие задачи определяют общие функции образовательных учреждений и детских организаций.

Первая – воспитание детей и подростков, включающая в себя:

- обеспечение условий для реализации деятельностных потребностей детей, для проявления, развития их интересов и способностей;

- развитие социального творчества в детской среде;

- реализация и защита прав детей.

Следующая функция в рамках взаимодействия – забота о кадрах:

- инициирование и поддержка координационных объединений взрослых- представителей детских организаций (советов, комитетов, ассоциаций), укрепление с ними постоянных связей и контактов;

- организация связей и контактов работников образования с руководителями детских организаций (встречи, обмен информацией);

- содействие повышению образования кадров детских организаций (организация семинаров, курсов, теоретических и практических занятий);

- социальная помощь и поддержка организаторов детского движения (предоставление возможности отдыха и лечения, содействие улучшению бытовых условий жизни, премирование и др.).

И не менее важная функция – создание условий или обеспечение развития взаимодействия образовательного учреждения и детской организации:

- предоставление во временное пользование помещений и территории в учреждении:

- решение проблем снаряжения и экипировки детей – участников детских организаций;

- совместное проведение исследований в детской среде, проведение конференций, семинаров, дискуссий, организация научного консультирования по конкретным вопросам;

- уточнение функций методической службы;

- создание оперативного банка данных о детских организациях, объединениях, детском движении;

- установление порядка «внутреннего» учета и регистрации детских организаций;

- организация выступлений в СМИ.

Нормативно – правовое оформление взаимодействия образовательных учреждений и детских общественных объединений выражается в форме договора или соглашения.

Важным инструментом взаимодействия органов управления образованием и детских общественных объединений становятся комплексные региональные воспитательные программы, в которых ДОО выступают в качестве главного соисполнителя. Опыт показывает, что в ходе реализации подобных программ происходит эффективное взаимодействие различных социальных институтов воспитания на разных уровнях: областном, районном; взаимодействие образовательных учреждений (Дом детского творчества, школа) и ДОО.

Вопросы и задания:

1. Какие принципы необходимо соблюсти при организации успешного взаимодействия образовательных учреждений и детских общественных объединений?

2. В чем состоит анализ состояния развития взаимодействия образовательных учреждений и детских общественных объединений?

3. Сформулируйте общие задачи образовательных учреждений и детских общественных объединений.

 

 

3.2. Основные требования к профессии и организации труда

Старшего вожатого

(для всех типов образовательных учреждений)

 

Основные требования к профессии старшего вожатого разработаны на основе тарифно-квалификационных характеристик по должностям работников учреждений образования РФ (Приказ Минобразования РФ от 31.08.1995 г. № 463/8268) и являются методическими рекомендациями для руководителей образовательных учреждений, МО старших вожатых, аттестационных комиссий при определении целей, результатов, сущности, специфики, содержания и функций труда вожатого, его должностных обязанностей.

Данный документ используется для:

- составления локальных актов, трудовых договоров при определении функциональных обязанностей старшего вожатого;

- определения уровня профессиональных качеств, достигаемых старшим вожатым в процессе трудовой деятельности по мере накопления опыта, овладения профессиональным мастерством;

- профориентации, отбора, повышения квалификации и аттестации кадров вожатых;

- для планирования работы методических объединений старших вожатых, их самообразования.

Предмет труда старшего вожатого: дети и подростки, коллективы, в которые они объединены (детские общественные объединения).

Цель труда: обеспечение деятельности школьного детского общественного объединения в соответствии с его целями, задачами, функциями и принципами деятельности.

Результат труда:

а) состояние воспитанности членов детских общественных объединений, характеризующееся степенью сформированности идейно - нравственных качеств, согласуемых с общими целями, задачами детских/пионерских объединений, законами пионеров, владение воспитанниками умениями работы в общественном объединении;

б) состояние коллектива школьной детской общественной организации, характеризующееся общественно-полезной направленностью, сплоченностью, активностью, самодеятельностью, творчеством, эффективным воздействием на воспитание членов организации.

Сущность труда: воспитание.

Специфика труда: специфика трудовой деятельности старшего вожатого состоит в том, что цели и результатов труда вожатый достигает только путем организации и всемерного развития общественно-полезной, нравственно направленной самодеятельности воспитанников.

Кадровый статус: вожатый - кадровый работник детского объединения и представитель образования в общественном детском объединении. Как кадровый работник детского общественного объединения, работает над осуществлением уставных целей детского объединения под руководством районных, городских детских организаций, как представитель образования находится в административном подчинении директора школы и решает задачи в интересах органов образования.

Содержание деятельности: реализация задач по гражданскому воспитанию и личностному развитию детей и подростков, их социальному определению, защите прав детей, созданию воспитывающей микросреды.

Функции вожатого:

1. Р уководитель школьного детского общественного объединения.

2. Воспитатель членов детского общественного объединения.

3. Организатор деятельности детского общественного объединения.

4. Методист.

Указанные функции проявляются в едином трудовом процессе, взаимопроникают друг в друга. Их сущностью является воспитание, во имя которого осуществляются и руководящая, и организаторская, и методическая деятельность старшего вожатого.

Руководитель: эффективно оценивает работу школьного детского общественного объединения и отдельных его членов или группы ребят, вырабатывает меры по совершенствованию деятельности школьного детского общественного объединения.

Организатор: практически реализует замыслы и намеченные планы работы школьного детского общественного объединения, организует самодеятельность своих воспитанников.

Воспитатель: реализует в своей деятельности основные принципы социальной работы; является носителем идеологии детского движения, наставником, другом и товарищем своих воспитанников.

Методист: передает знания теории и методики работы в детском общественном объединении педагогам школы, отрядным вожатым, обобщает опыт работы и пропагандирует его; разрабатывает методические материалы, последовательно обучает членов детского объединения.

Функциональные обязанности старшего вожатого.

Как руководителя детского общественного объединения:

1) Изучает документы, 3аконы РФ по вопросам защиты прав детей, образования и воспитания молодежи, молодежной политики, документы и материалы по детскому движению. Основы социальной педагогики и психологии ребенка и коллектива; вопросы теории управления, овладевает методами научного изучения личности ребенка и детских коллективов.

2) Изучает коллектив школьного детского общественного объединения; интересы, запросы членов детского общественного объединения; происходящие в среде детей и подростков социальные процессы, специфику социальной среды, в условиях которой действует детское объединение.

3) Исходя из уставных целей и задач областной детской организации, решений слетов, сборов, заседаний руководящих органов, специфики и интересов школы, интересов, запросов детей и подростков, разрабатывает перспективы и конкретные задачи воспитания членовшкольного детского общественного объединения.

4) Обеспечивает планирование (или программирование) работы детского общественного объединения силами самих членов детских организаций.

5) Планирует личную работу.

6) Участвует в планировании работы школы (вносит в план работы школы массовые мероприятия, учебу и методическую помощь членам педагогического коллектива по вопросам детского движения).

7) Подбирает отрядных вожатых, направляет, контролирует и оценивает их деятельность при активном участии молодежных объединений и организаций, действующих в рамках школы.

8) Силами отрядных вожатых и членов детского объединения на основе самодеятельности, демократичности, широкой гласности и добровольности обеспечивает выборы органов детского самоуправления/пионерского актива, направляет их деятельность.

9) Представляет школьное детское объединение в педагогическом совете школы, Советах районных/городских детских организаций, других общественных и государственных учреждениях.

10) Постоянно анализирует эффективность проводимой работы, вырабатывает рекомендации и меры по повышению воспитательного воздействия деятельности коллектива.

11) Готовит информации, отчеты о деятельности детского объединения для администрации школы, районных, городских Советов детских организаций.

12) Постоянно совершенствует свои профессиональные знания, умения, личностные качества путем самообразования и самовоспитания.

13) 3аботится о здоровье и безопасности жизни доверенных ему детей.

14) Ведет необходимую документацию: план работы детского общественного объединения, протоколы общих сборов и слетов, заседаний органов самоуправления и т.д.

Как организатора детского общественного объединения:

1) Через отрядных вожатых, органы самоуправления детского объединения, путем включенности воспитанников в активную деятельность обеспечивает практическое выполнение намеченных планов, разнообразную деятельность объединения.

2) Организует работу группы младших школьников через вожатых, заботится о пополнении состава детского объединения.

3) Стимулирует активную работу детских коллективов и их членов через поощрение, воспитание на положительном примере.

4) Вместе с Советом актива организует работу и отдых с воспитанниками в период каникул.

5) Организует практическое участие в деятельности объединения старшеклассников, родителей и общественности.

6) Обучает отрядных вожатых, выборный актив и организаторов конкретных дел.

7) Информирует и инструктирует родителей, представителей общественности, участвующей в жизни детского объединения.

Как воспитателя в детском общественном объединении:

1) Обеспечивает проведение всей работы на основе самодеятельности, инициативы, творчества пионеров, органов детского самоуправления.

2) Обеспечивает общественно - полезную направленность всех проводимых мероприятий.

3) Обеспечивает проведение разнообразной работы, способствует всестороннему развитию детей и подростков, формирует у них активную гражданскую позицию.

4) Ведет пропагандистскую работу, разъясняет цели, задачи, принципы деятельности детского общественного объединения.

5) Препятствует проникновению в среду детей и подростков антигуманной идеологии, активно выступает против равнодушия, бесчеловечности.

6) Заботится о том, чтобы жизнь детского объединения была яркой, красочной, наполненной романтикой, вызывала заинтересованность и активность воспитанников.

7) Владеет навыками общения с детьми и взрослыми.

Как методиста:

1) Обучает актив детского объединения.

2) Ведет разъяснительную работу среди взрослых и детей - не членов организации.

Профессионально- значимые знания.

Общественно - социальные:

Основные закономерности общественного развития, вопросы общественной жизни страны и мира, права молодежи и детей, закономерности социального формирования личности, основные социальные факторы, участвующие в этом процессе, методы социологических исследований в целях повышения эффективности воспитания.

3нания о предмете труда:

Основные закономерности развития личности детей и подростков, специфику их потребностей, интересов, установок, мотивов, факторы их удовлетворенности и неудовлетворенности характером, содержанием и условиями их деятельности.

3нания из области детской и возрастной физиологии и психологии:

Физиологические и психологические закономерности развития личности, физиологию и психологию ребенка и подростка, особенности мальчиков и девочек, основы индивидуального подхода к воспитанию, методы изучения личности ребенка и подростка, охрана жизни и здоровья детей.

Знания из области социальной психологии.

Специфику, закономерности развития и функционирования групп и коллективов, взаимоотношения личности и коллектива, основы руководства детским коллективом; формальные, неформальные лидеры и работа с детским активом, общение в коллективах и с коллективами детей и подростков, способы воздействия в процессе общения, методы изучения детских и подростковых коллективов.

Знания общих основ воспитания (педагогики).

Теорию и методику воспитания и самовоспитания, сущность воспитания.

Основные трудовые операции.

Вожатый: а) творчески, аналитически, конструктивно мыслит; б) пишет; в) читает; г) говорит; д) слушает; е) работает руками; ж) выполняет организаторские действия.

Психофизические аспекты труда: труд вожатого связан с большим физическим и нервным напряжением, которое вызывается: ответственностью за качественное и оперативное выполнение работы, жизнь и здоровье детей, многообразие видов деятельности и трудовых операций, сложностью общения с людьми разного возраста.

Организация труда:

Рабочее время старшего вожатого определяется в соответствии с закрепленной за ним ставкой и является, как правило, внеурочным, каникулярным по отношению к учебному процессу.

Дни, проведенные старшим вожатым на семинарах, учебно-методических сборах с отрывом от производства по направлению органа управления образованием считаются рабочими днями с сохранением средней заработной платы по каждому рабочему месту.

Администрация образовательного учреждения по согласованию с органом управления образованием и рай/гор Советом детской организации, МО старших вожатых, устанавливает для старшего вожатого методический день, который используется для участия в работе МО старших вожатых, работы в библиотеке при подготовке к мероприятиям, методических консультаций и др. Администрация не имеет оснований отказать старшему вожатому в праве участвовать в работе методических семинаров.

Рабочее место:

Старшему вожатому в образовательном учреждении предоставляется рабочее место – отдельный кабинет или часть помещения для организации работы с активом детского объединения, индивидуальной работы с воспитанниками.

Для проведения массовых мероприятий и дел администрация предоставляет имеющиеся в образовательном учреждении помещения – актовые и спортивные залы, спортивные площадки и т.п.

В образовательном учреждении определяется помещение или часть его для создания информационного и ритуального места детского объединения, где содержится общая и оперативная информация о деятельности детского общественного объединения, законы/правила членов объединения, символы, атрибуты и т.д. Кроме того, на территории образовательного учреждения выделяется участок под создание кострового/отрядного места детского объединения. Решение о создании кострового места, его оборудование и содержание принимается образовательным учреждением и детской организацией.

Другие вопросы, связанные с деятельностью детского объединения в рамках образовательного учреждения, оговариваются в Договоре между образовательным учреждением и детской общественной организацией.


IV. ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение 1

 

Методические рекомендации о расширении деятельности детских и молодежных объединений в образовательных учреждениях

(Из письма Минобразования России от 11.02.2000 г. № 101/28-16)

 

Актуальность выработки новых подходов, определение принципиальных направлений, взаимодействия органов образования и детских, молодежных общественных объединений в образовательных учреждениях обосновывается необходимостью формирования позитивного социального опыта растущего человека третьего тысячелетия, его гражданского становления.

Отказавшись от монополии на деятельность общественных объединений в начале 90-х годов, государство способствовало тем самым росту демократических преобразований в общественной жизни подрастающего поколения. Однако практика показала, что, фактически прекратив поддержку вновь создаваемых и продолжающих действовать детских и молодежных общественных организаций и объединений, к середине 90-х годов образовательные учреждения утратили один из важных механизмов выполнения своих воспитательных функций.

В современных условиях России количество детских и молодежных обще­ственных организаций возросло в несколько десятков раз. В каждом регионе насчитывается от 5 до 50 и более различных общественных формирований, созданных для детей или вместе с детьми. Вместе с тем вовлеченность детей и молодежи в общественное движение составляет в настоящее время не более 10%.

Многообразие форм объединений детей и подростков сочетается в молодежной среде с недостаточностью нравственных ориентиров, идеологическим нигилизмом, религиозной всеядностью, неспособностью противостоять серьезным асоциальным явлениям.

Современные детские и молодежные общественные объединения выступают как особый социальный институт, решающий специфические задачи самостоятельными приемами и методами.

Если в школе, как важнейшем социальном институте, закладывается фундамент мировоззренческих позиций подрастающего человека, то в детском или молодежном объединении он реализует свой индивидуальный творческий и лидерский потенциал в пространстве сегодняшней жизни, строя ее, исходя из личных интересов и общественных потребностей, часто отличающихся от интересов взрослых, заботящихся о его будущем.

Гармонизация взаимодействия детей и взрослых на основе совместной общественной деятельности — путь конструктивного диалога разных поколений, имеющих свой опыт индивидуальных и коллективных отношений. Общественный характер объединения детей и молодежи определяет возможность естественного сочетания социальных потребностей ребенка с возможностями образовательных учреждений.

Развитие взаимодействия с детскими и молодежными общественными объединениями по вопросам обучения и воспитания детей и учащейся молодежи – одно из условий повышения эффективности практик образовательных учреждений разного типа. При этом необходимо учитывать специфические особенности национальной, культурно-этнографической, социальной среды, губительность единообразия, монополизма, массового охвата детей и молодежи без учета их интересов и потребностей.

Министерство образования Российской Федерации рекомендует строить отношения органов управления образованием и образовательных учреждений с детскими и молодежными общественными объединениями на базе таких законодательных актов, как:

• Конвенция о правах ребенка;

• Конституция Российской Федерации;

• Гражданский кодекс Российской Федерации;

• Закон Российской Федерации «Об общественных объединениях»;

• Федеральный закон «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений»;

• Закон Российской Федерации «Об образовании»;

• документы и материалы Министерства образования Российской Федера­ции.

Взаимодействие детских, молодежных объединений должно регламентироваться двусторонним или многосторонним договором, определяющим приоритеты совместной деятельности и разграничивающим компетенцию двух сторон в отношении друг друга, включающим как организационную, методическую, управленческую, так и содержательную стороны взаимодействия, направленные на реализацию права ребенка на объединение.

Договоры заключаются с теми объединениями, которые зарегистрированы в установленном порядке и чья деятельность не противоречит действующему законодательству.

Минобразование России не считает, что в конкретном общеобразовательном учреждении или учреждении дополнительного образования детей может действовать только одна детская организация. В условиях многообразия детских, молодежных объединений руководители органов управления образованием образовательных учреждений должны создавать условия для их деятельности в стенах образовательных учреждений во внеурочное и внешкольное время, способствовать расширению вариативно-программного подхода в их деятельности, при котором ребенок имеет возможность: выбирать объединение по интересам, переходить из одного объединения в другое; реализовывать любые, созвучные душе, образовательные программы, проекты, творческие замыслы, а также менять их в зависимости от интереса.

Все это формирует условия конкурсности, являющейся гарантом создания наиболее оптимальных вариантов программ детских и молодежных объединений разного уровня.

Важно также формировать позитивное общественное мнение к деятельности существующих детских и молодежных коллективов, организаций, объединений, привлекая к этому заинтересованную родительскую и педагогическую общественность, используя средства массовой информации, научные, методические и публицистические издания для детей, родителей, педагогов, воспитателей.

При создании скоординированных программ, совместных комплексных целевых проектов для решения приоритетных задач воспитания подрастающего поколения следует обратить внимание на:

• оказание помощи конкретному ребенку в овладении способами реализации своих прав в государстве и обществе;

• создание условий для расширения гуманитарного опыта и опыта межнационального общения;

• формирование гражданской, патриотической позиции возможностями детского коллектива;

• обучение выбору стратегии жизненного пути, успешной профессиональной деятельности и др.

Необходимо подчеркнуть, что органы ученического самоуправления и детские объединения, создаваемые в образовательных учреждениях, различаются по своим функциям и задачам.

Органы ученического самоуправления участвуют в соуправлении жизнедеятельностью коллектива учреждения, охватывают широкий спектр реализации прав и обязанностей обучающихся, в том числе проблемы взаимоотношения субъектов образовательного процесса.

Представители общественных объединений могут быть представлены в органах ученического самоуправления или соуправления школой (совет школы) с целью информирования о собственной деятельности и привлечения членов общественных объединений к решению актуальных проблем образовательного учреждения.

Благодаря самоуправлению детская или молодежная общественная организация способствует становлению норм демократической культуры, формирует навыки игрового общения и деятельности, способствует развитию гражданских, патриотических чувств растущего гражданина России, чувства сопричастности ко всему происходящему в окружающем мире.

При этом необходимо предусмотреть систему преемственности и разви­тия навыков общественной деятельности школьников в начальной, средней и старшей группах учащихся. Если в начальной школе учащиеся, посещая кружки, клубы, творческие объединения, созданные или работающие по программам общественных объединений, будут знакомиться с их деятельностью, то в 5—8 классах возможно создание профильных, разновозрастных, творческих групп, отрядов, коллективов, объединений, членство в которых будет оговорено в уставных документах создаваемых организаций. В старших классах могут быть созданы как общественные объединения, так и специальные группы волонтеров, лидеров для решения социально-педагогических программ школы, учреждений дополнительного образования детей.

Исходя из вышеуказанного, рекомендуется:

- в штате общеобразовательного учреждения или учреждения дополни­тельного образования детей предусмотреть ставку для куратора детских орга­низаций (педагог-организатор, старший вожатый и др.);

- выделить в образовательных учреждениях помещения для работы детских и молодежных общественных организаций и объединений во внеурочное время;

- создать условия для проведения занятий по интересам для участников этого объединения, а также мероприятий самого объединения (сборы, встречи актива и т. д.);

- предусмотреть совместные акции, проекты в плане учебно-воспитательной работы образовательного учреждения.

Особое внимание органов управления образованием должно быть уделено вопросам повышения квалификации и переподготовки кадров, работающих в детских и молодежных объединениях. В ряде регионов успешно реализуются такие программы на базе институтов повышения квалификации педагогических работников, педагогических вузов, методических служб муниципальных образований, учреждений дополнительного образования детей.

При этом важно, чтобы данная работа проводилась в системе с учетом сложившегося опыта и перспектив развития образования конкретного региона, предусматривая обучение кадров для детских и молодежных объединений; лидеров детских и молодежных организаций и коллективов (детей), педагогов-организаторов, классных воспитателей, классных руководите­лей, работающих с первичными детскими объединениями, организаторов детского движения муниципального (городского, районного) и регионального уровня.

На сегодняшний момент наиболее успешно обстоят дела с реализацией воспитательных и образовательных совместных программ органов образования и детских, молодежных общественных объединений тех регионов, где имеются лагеря, организующие профильные смены как для участников ученического самоуправления, так и для членов детских общественных организаций.

Регулирование деятельности общественных организаций, в т. ч. детских, молодежных организаций, разрешенных законодательством РФ, отнесено приказом Министерства образования Российской Федерации и Государственным комитетом Российской Федерации по высшему образованию от 31 августа 1995 года №463/1268 к прямым должностным обязанностям директора образовательного учреждения.

Работа, направленная на развитие и координацию деятельности детских и молодежных общественных организаций, определяется должностными инструкциями. Приказом по образовательному учреждению утвержда­ются должностные обязанности педагога, ответственного за работу с детскими молодежными общественными организациями. В компетенцию последнего входит:

• информирование о существующих детских и молодежных организациях;

• организация работы на принципах добровольности, гуманизма, демократии;

• оказание помощи детским объединениям в программировании их деятельности, обучении актива этих объединений, проведение педагогического анализа мероприятий;

• создание благоприятных условий для формирования гражданской и нравственной позиции учащихся;

• организация деятельности первичных детских коллективов на основе их интересов, с учетом потребностей, изменений в лидерском и творческом потенциале;

• обеспечение пост


Поделиться с друзьями:

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.128 с.