Тема 5. Объективный и субъективный аспекты бытия как вы-явления сущности 2ч. — КиберПедия 

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Тема 5. Объективный и субъективный аспекты бытия как вы-явления сущности 2ч.

2017-11-17 304
Тема 5. Объективный и субъективный аспекты бытия как вы-явления сущности 2ч. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Учебное пособие: Е.В.Бакеева. Введение в онтологию: образы мира в европейской философии. Курс лекций. Екатеринбург, Из-во Урал. ун-та, 2014. Раздел 3. «Онтология субъекта». С. 209-293. (К теме 5 и 6).

1. Непознаваемость сотворенного мира и идея активности субъекта в концепции «предположительного мира» Николая Кузанского.

2. Акт самосознания как исходный момент «познающего бытия».

3. Понятие объекта как конструкции познающего разума.

Литература:

К в. 1:

1.Н.Кузанский. Об ученом незнании. Гл. 1-3. – Н.Кузанский. Сочинения в 2-х тт. Т.1. М.,1979, с. 50-54. О предположениях. Пролог, гл. 1-8. Там же, с. 187-204.

Вопросы к тексту:

«Об ученом незнании»:

-о каком основном свойстве человеческого познания говорит Н.Кузанский?

- как определяется в тексте «природа максимума»?

-как соотносятся между собой человеческое знание и «истина, как она есть»?

«О предположениях»:

-в чем заключается несоразмерность знания различных людей?

-каково происхождение «предположительного знания»?

-какова роль операций «свертывания» и «развертывания» в процессе познания?

-какое определение числа дает Н.Кузанский?

-какова роль единицы в мышлении и познании?

-как автор понимает соотношение разума, рассудка и души?

 

К в. 2:

1. Р.Декарт. Первоначала философии. Ч.1. Р. 1-11, 43-76. – Р.Декарт. Сочинения. Спб, 2006, с. 472-475, 486-500.

Вопросы к тексту:

-какова,согласно Декарту, методологическая роль сомнения?

-какое положение утверждается автором в качестве наиболее достоверного?

-как в тексте определяется мышление?

-что такое «ясное и отчетливое знание»?

-как Декарт определяет субстанцию?

-что такое «врожденные идеи»?

 

2. И.Кант. Критика чистого разума. Трансцендентальная логика. Гл.2. пар. 15-19. Трансцендентальная дедукция чистых понятий рассудка. Спб, 1993, с. 94-111.

Вопросы к тексту:

-как, согласно Канту, осуществляется соединение многообразия наглядных представлений в процессе познания?

-что такое «чистая апперцепция» или «трансцендентальное единство самосознания?

-какой принцип, согласно Канту, есть «высшее основоположение во всем человеческом знании»?

-на каком условии, согласно Канту, «основывается возможность самого рассудка»?

-каким образом наглядное представление может сделаться объектом?

-какое определение суждения дается в тексте?

К в. 3:

1. Р.Декарт. Правила для руководства ума. Правила 1-14. – Антология мировой философии. Т.2. М.,1970, с. 272-286.

Вопросы к тексту:

-чем ограничена область интересов познающего разума?

-какое определение интуиции и дедукции дается в тексте?

-что такое «всеобщая» («универсальная») математика?

-какое определение Абсолютного дается автором?

-какова роль порядка в человеческом знании?

-почему протяжение может выступать в качестве главной характеристики объекта?

 

2. Т.Гоббс. Левиафан. Ч.1. Гл. 1-3. – Антология мировой философии. Т.2. М.,1970, с. 309-318.

Вопросы к тексту:

-как в тексте определяется объект?

-какова роль ощущений и представлений в процессе познания?

-почему позиция Гоббса по вопросу об источниках познания также предполагает активную роль субъекта?

 

3. Дж.Локк. Опыт о человеческом разуме. Кн.2. Гл 1-8. – Антология мировой философии. Т.2. М.,1970, с. 417-421.

Вопросы к тексту:

-как соотносятся между собой в процессе познания ощущения и рефлексия?

-что такое первичные и вторичные качества?

К в. 4:

1.И.Кант. Критика чистого разума. Трансцендентальная логика. Гл.3. Об основании различения всех предметов вообще на Phaenomena и Noumena. Спб, 1993, с. 180-193.

Вопросы к тексту:

-каковы границы возможностей и область применения рассудка?

-что такое «эмпирическое применение понятий»?

-что такое «основоположения рассудка»?

-какое определении мышления дается Кантом?

-в чем заключается отрицательное и положительное значение понятия «вещь в себе»?

-как Кант оценивает интеллектуальную интуицию?

-как в тексте определяется «проблематическое»?

-в чем заключается итоговый вывод данной главы?

 

2. П.П.Гайденко. Эволюция понятия науки (17-18 вв). Формирование научных программ Нового времени. Гл.2. пар. 5. Причина и закон в механике Галилея. С. 119-124.

Вопросы к тексту:

-как понимается материя в механике Галилея?

-каковы основные свойства материи?

-в чем заключается основное отличие галилеевского понятия материи от осмысления этой категории в античной и средневековой онтологии?

-как понимается материя в концепции Р.Декарта?

-почему именно движение по прямой имеет приоритет по отношению к иным видам движения?


Поделиться с друзьями:

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.014 с.