Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...
Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...
Топ:
Основы обеспечения единства измерений: Обеспечение единства измерений - деятельность метрологических служб, направленная на достижение...
Устройство и оснащение процедурного кабинета: Решающая роль в обеспечении правильного лечения пациентов отводится процедурной медсестре...
Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов...
Интересное:
Что нужно делать при лейкемии: Прежде всего, необходимо выяснить, не страдаете ли вы каким-либо душевным недугом...
Подходы к решению темы фильма: Существует три основных типа исторического фильма, имеющих между собой много общего...
Принципы управления денежными потоками: одним из методов контроля за состоянием денежной наличности является...
Дисциплины:
2017-11-17 | 1062 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
Постепенная модуляция - это модуляция в тональности, имеющие максимальную разницу с основной в один ключевой знак. Постепенные модуляции обычно совершаются в тональности 1 и 2 степеней родства. Однако в разработках классико-романтических сонатных форм зачастую можно встретить постепенные модуляции в далекие тональности, складывающиеся в длинную цепь промежуточных тональностей (например, C-dur – G-dur – D-dur – A-dur – E-dur, где первая и последняя тональности различаются на 4 ключевых знака).
Рассмотрим модуляции в тональности 1-ой степени родства. Такие модуляции обычно происходят в конце экспозиционного периода. В форме модулирующего периода пишутся не законченные музыкальные произведения, а их начальные экспозиционные части, после чего следует развитие темы.
В классическом экспозиционном периоде обычна модуляция в тональность доминантовой группы – V и III ступеней. Она помещается во второе предложение периода. Схема модуляции такова:
Первое предложение | Второе предложение | |||||||
Показ тональности | Общий аккорд | Модулирую-щий аккорд | Каденция | |||||
K64 D7 | T | |||||||
При модуляции в V и III ступени из мажора и минора общим аккордом часто служит тоника первой тональности, а также трезвучие VI ступени, которые в новой тональности имеют субдоминантовой значение. Это самый распространенный и самый удобный вариант общего аккорда. Менее популярна модуляция через общий аккорд, который в новой тональности является трезвучием III, VII и I ступени. Между тональностями с разницей в 1 знак имеется по 4 общих аккорда: это тоники обеих тональностей (исходной и конечной) и тоники их параллелей. Например, общими аккордами при модуляции из C-dur в e-moll являются аккорды c-e-g, e-g-h, a-c-e, g-h-d. Из них для модулирования следует выбрать трезвучия c-e-g и a-c-e.
|
Субдоминантовое направление менее свойственно начальному модулирующему периоду. В определенной мере это можно объяснить тем, что среди общих аккордов между основной и субдоминантовыми тональностями (II, IV ступеней) мало или вовсе нет аккордов субдоминантового значения для новой тональности. Так, при модуляции в тональность II ступени (например, из C-dur в d-moll) общие аккорды будут иметь в новой тональности значение VII, I, V, III ступеней, т.е. аккордов, которые не подготавливают заключительный каданс.
Общий аккорд чаще всего звучит в начале 6 такта. Он может быть взят сразу, а может быть результатом отклонения и таким образом представлять собой тонику посредствующей тональности. Именно вторым способом совершается модуляция в тональности 2 степени родства – с разницей в 2 ключевых знака. Например, при модуляции из C-dur в D-dur необходимо отклониться вначале в G-dur или e-moll, т.е. в тональности, занимающие промежуточное положение по количеству знаков между исходной и конечной тональностями. Их тоники и будут общими аккордами в этой модуляции. Иногда при модуляции в 1 степень родства происходит отклонение в общий аккорд, который далее приравнивается к тонике и закрепляется каденций: Л.Бетховен. Соната для ф-но №10, ч.2
Сразу за общим аккордом, который неприметен ни на слух, ни визуально (не содержит никаких новых знаков альтерации), следует модулирующий аккорд, помещаемый обычно в конце 6-го такта. Это аккорд, характерный для новой тональности и не свойственный предыдущей. Им обычно бывает II65, II43, II6, IV7 (c альтерацией или без нее), D7 с обращениями или K64. Модулирующий аккорд содержит знаки новой тональности и тем самым сразу выделяется и заявляет о появлении новой тональности.
Каденционное закрепление модуляции как правило приходится на последние два такта периода. Эта схема на практике может иметь подвижку как ближе к концу (обычно в сложных размерах), так и к центру периода. Так, в следующем модулирующем периоде общий аккорд приходится на конец 1-го предложения, а модулирующий – на начало 5такта:
|
Шуман «Карнавал» (f-moll – As-dur):
t t6 D7 VI=S II65#1,3 K64 D7 T
Литература по теме:
1.А.Мясоедов. Учебник гармонии. – М.: «Музыка», 1980. – С.162-176.
|
|
Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...
Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...
История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...
Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!