Влияние предыдущих этапов психического развития на последующие — КиберПедия 

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Влияние предыдущих этапов психического развития на последующие

2017-11-17 231
Влияние предыдущих этапов психического развития на последующие 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Принцип

Единства психики и деятельности

Изучать детей в процессе их обучения и воспитания:

учитывать связь психического развития ребенка с его ведущей деятельностью;

фиксировать и анализировать поведение и действия ребенка:

в ведущей деятельности;

в зарождающейся деятельности;

В сохраняющейся деятельности, наряду с ведущей

Принцип

объектив­ности

Равенство экспериментальной и контрольной групп: учитывать социально-экономические, исторические, этнические различия при сравнении детей:

по уровню психического развития;

по содержательной характеристике деятельности;

По обучаемости и т.д.

Психические явления рассматривать такими, каки-(' ми они являются на самом деле (регистрировать факты и сопутствующие явления).

Количество собранного материала должно быть доста­точным для статистической и качественной обработки (обратить внимание на противоречивые факты!)

Принцип

Развития

Изучать психическое явление в системе трех коорди­нат:

актогенеза (развитие процесса в ответ на воздейст­вие конкретного раздражителя);

онтогенеза (процесс развития конкретного ребенка);

Историогенеза (учет акселерации и др.).

Учитывать:

психологические особенности возраста, предшест­вующего изучаемому;

тенденции развития в последующих возрастных ступе­нях.

Таким образом, изучать те особенности психики, ко­торые четко определились, и те, в которых намечается развитие

Классификация методов исследования (по Б.Г.Ананьеву)

Организационные методы

Сравнительный (метод «поперечных срезов»),

Лонгитюдный (длительный, много методик),

Комплексный.

Сравнительный («поперечных срезов») - Суть его в сопоставлении различных групп испытуемых. Положительное - Можно быстро получить статистически достоверные данные о возрастных различиях психических процессов. Отрицательное - Данные усредняются без учета индивидуальных особенностей; не вскрываются сам процесс развития, его природа и движущие силы.

Лонгитюдный: длительный; много методик – систематическое изучение развития одних и тех же детей на протяжении длительного времени; может быть выборочным (какой-то психический процесс) или комплексным (психическое развитие ребенка в целом).

Положительное - устанавливаются качественные особенности развития психических процессов и личности ребенка и выявляются их причины

Отрицательное - опасно распространять данные исследования на всех детей. Может быть преувеличена роль индивидуальных различий.

Комплексный - Участие представителей разных стран (наук); возможность установления связей и зависимостей между явлениями разного рода.

Эмпирические методы

Наблюдение и самонаблюдение,

Экспериментальные методы,

психодиагностические методы (тесты, анкеты, опросники, социометрия, интервью и беседа),

Анализ процессов и продуктов деятельности,

Биографические методы.

Методы обработки данных

количественный анализ, (статистика)

качественный анализ. (дифференциация материала по группам, вариантам, описание случаев).

Интерпретационные методы

Генетичесикий, (интерпретация собранного материала в характеристиках развития. Устанавливаются «вертикальные» связи между уровнями развития)

Структурный. (устанавливаются «горизонтальные» структурные связи. между всеми изучаемыми характеристиками).

Дополнительные материалы

Проективные методики

Сам термин «проективные методики» был введен американским психологом Л. Франком в 1939 г.

В основе проективных методов лежит принцип психологической проекции, согласно которому испытуемый проектирует, т.е. отражает (или выражает), на достаточно неструктурированный (неупорядоченный) стимульный материал (цвета, сказочные персонажи, пятна неопределенной формы и т.п.) свои неосознаваемые или скрываемые потребности, комплексы, вытеснения, переживания, мотивы. Подобное проектирование проявляется в виде субъективного упорядочения стимульного материала или придания ему личностного смысла.

Исследователи выделяют ряд признаков проективных методик:

Относительная свобода в выборе ответа и тактики поведения испытуемого;

Отсутствие внешних показателей оценочного отношения к испытуемому со стороны экспериментатора;

Обобщенное оценивание взаимоотношения личности с ее социальным окружением;


Поделиться с друзьями:

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.008 с.