Влияние таможенных пошлин и протекционистской политики на внешнюю торговлю — КиберПедия 

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Влияние таможенных пошлин и протекционистской политики на внешнюю торговлю

2017-11-16 296
Влияние таможенных пошлин и протекционистской политики на внешнюю торговлю 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Импортная таможенная пошлина увеличивает издержки импортера и тем самым заставляет его повышать цену товара. В результате спрос на иностранные товары на внутреннем рынке снижается. Увеличивается конкурентоспособность национальных производителей по сравнению с зарубежными. Пошлины, таким образом, сокращают импорт, что позволяет защищать от конкуренции отечественное производство и уменьшать дефицит платежного баланса, который является одним из основных источников инфляции.

Влияние импортных пошлин на отечественную промышленность неоднозначно. В краткосрочном плане сдерживание импорта способствует развитию или сохранению национального производства. Но ослабление конкуренции лишает это производство долгосрочных стимулов к совершенствованию. Отрасль, которой тарифная защита гарантирует сбыт на внутреннем рынке по приемлемым для нее ценам, впадает в технический застой и утрачивает способность к конкурентной борьбе на внешних рынках. В результате замедляется повышение общего технического уровня национальной экономики, так как потребители приобретают устаревшую по мировым стандартам продукцию. Кроме того, переплачивая за продукцию данной отрасли, потребители включают эти затраты в издержки производства, что ведет к повышению общего уровня цен.

При введении импортного таможенного тарифа потребители, по сути, платят налог в пользу производителей. При этом производители получают дополнительную прибыль только за счет надбавки к цене отечественных товаров. Потребители же вынуждены платить эту надбавку как за отечественный, так и за импортный товар. Поэтому совокупный выигрыш производителей меньше, чем совокупный ущерб для потребителей.

Общество несет убытки от введения пошлины, но может понести убытки и от их не введения.

Получая доход от пошлин, государство в состоянии поддерживать структурную перестройку экономики. Если в результате конкуренции импортных товаров некоторые отрасли погибнут, то на организацию новых производств потребуются гораздо большие средства. Чтобы получить их, скорее всего, придется прибегнуть к помощи государства, которое вынуждено будет обложить производителей и потребителей дополнительными налогами.

Импортный таможенный тариф должен быть гибким, чтобы предоставлять одним отраслям избирательную защиту, а другим – открывать путь к международной конкуренции.

Максимальные (протекционистские) ставки импортных пошлин обычно устанавливаются:

- в отношении отраслей, которые могут стать источниками экономического роста после реконструкции, но на период ее проведения нуждаются в щадящем режиме;

- в отношении отраслей, производящих стратегическую продукцию;

- в отношении отраслей, которые неконкурентоспособны в международном масштабе, но разорение которых вызовет тяжелые проблемы с занятостью.

Минимальные (чаще всего нулевые) ставки импортных пошлин устанавливаются на продукцию, которая в стране не производится или которая при невысоком уровне производства в стране активно потребляется ведущими отраслями ее промышленности.

В настоящее время в большинстве развитых стран импорт сырья облагается минимальными таможенными пошлинами, на полуфабрикаты устанавливаются более высокие пошлины, на готовые изделия – самые высокие.

При расчете экономического эффекта от введения импортных таможенных пошлин используется такой показатель как фактический уровень защитного тарифа. Он показывает, насколько таможенное обложение импорта в целом увеличивает добавленную стоимость единицы продукта. Фактический уровень защитного тарифа зависит от соотношения ставки пошлины на импорт данного продукта и ставок пошлин на импорт всех продуктов, используемых при его изготовлении. Если пошлина на конечную продукцию выше, чем на сырье и полуфабрикаты, то фактический уровень защитного тарифа выше номинального.

Экспортные таможенные пошлины используются в тех случаях, когда ценовые диспропорции между национальной и мировой экономикой могут привести к тому, что из страны будет вывезен дефицитный товар и его не останется для внутреннего потребления. Вывозные пошлины удорожают экспорт и делают его не более выгодным, чем продажа товара на внутреннем рынке. В то же время экспортные пошлины влияют на внутренние цены в сторону их понижения, что выгодно потребителям. Для стран с рыночной экономикой экспортные пошлины не характерны. Так, в США экспортные пошлины запрещены законодательно.

Помимо задач регулирования импортные и экспортные пошлины могут выполнять фискальную функцию, то есть использоваться для пополнения доходов бюджета. Однако в современных условиях регулирующая функция должна преобладать над фискальной.

 

Нетарифные меры регулирования внешней торговли

 

По мере снижения таможенных тарифов роль нетарифных методов регулирования внешней торговли возрастает. Наиболее распространены следующие внешнеторговые меры, направленные на прямое ограничение импорта: квотирование и лицензирование, добровольные ограничения экспорта, антидемпинговое законодательство, компенсационные пошлины и другие.

Наибольшее значение имеют квотирование и лицензирование импорта и экспорта. Квоты могут устанавливаться в отношении ввоза товаров из определенных стран, а также вводиться в виде ответной меры на дискриминационные действия других государств.

По оценке ЮНКТАД, количественные ограничения в 80-е годы затрагивали 12-14% импорта развитых и свыше 30% импорта развивающихся стран. Существует практика соглашений о добровольном ограничении экспорта, когда экспортер ограничивает вывоз своих товаров в ту или иную страну. Эти действия связаны с угрозой санкций против страны-экспортера, в том числе и в тех случаях, когда торговля между странами не сбалансирована. Свыше 100 соглашений о добровольном ограничении экспорта охватывало до 5% импорта развитых стран и касалось торговли текстильной и швейной продукцией, легковыми автомобилями, бытовой электроникой и другими товарами.

Важное место среди нетарифных методов регулирования внешней торговли занимает борьба с демпингом и антидемпинговое законодательство. Под демпингом понимается продажа значительных партий товаров по ценам более низким, чем при обычных коммерческих операциях, в том числе и ниже себестоимости. Демпинг – это форма недобросовестной конкуренции, направленная на захват рынка. Против фирм, обвиненных в демпинге, возбуждается судебное разбирательство, результатом которого может быть введение высокой антидемпинговой пошлины. С 1967 года действует и Международный антидемпинговый кодекс. В 80-е годы до 2,5% мирового импорта было затронуто антидемпинговыми процедурами.

Компенсационные пошлины как мера нетарифного регулирования применяются к тем импортным товарам, производство и экспорт которых субсидируются государством-экспортером. Компенсационные пошлины нейтрализуют экспортные субсидии.

Среди мер нетарифного регулирования фигурируют и валютно-финансовые ограничения, связанные с валютным контролем и регулированием платежного баланса. Ограничению способствуют также дополнительные (помимо пошлин) налоги на импорт и импортные депозиты. По российскому законодательству установлены следующие налоги на импорт: акцизы (на подакцизные товары), налог на добавленную стоимость. Импортные депозиты – это форма залога, который импортер должен внести в свой банк перед закупкой иностранного товара в размере части его стоимости.

Еще одна категория нетарифных мер включает таможенные формальности, технические стандарты и нормы, требования к упаковке и маркировке товаров, нормативы санитарного и ветеринарного контроля и т. д.

 

Государственное стимулирование экспорта

 

Главный инструмент стимулирования экспорта – его государственное кредитование. Оно проводится через специальные государственные и смешанные банки и фонды, которые предоставляют экспортерам кредиты по более низким процентным ставкам и на более длительные сроки, чем частные банки. Льготное кредитование предоставляется прежде всего для экспорта машин и оборудования.

Государственное страхование экспортных кредитов и экспорта также осуществляется по более низким ставкам и охватывает как коммерческие, так и многие виды политических рисков. Государство берет на себя риск неплатежа со стороны импортеров, что облегчает национальным производителям выход на внешние рынки.

Существует практика непосредственных государственных заказов на производство и поставку на экспорт определенных товаров, поощрения экспортеров снижением или отменой налогов.

Применяется также прямое субсидирование экспорта, благодаря которому товар становится конкурентоспособным на мировом рынке. В целом экспортные субсидии невелики. Так, для продукции обрабатывающей промышленности развитых стран они не превышают 1% стоимости экспорта. Однако экспортные субсидии весьма значительны в экспорте сельскохозяйственной продукции.

Одним из направлений стимулирования экспорта являются средства, предоставляемые по каналам помощи, поскольку товары для оказания помощи закупаются главным образом в стране-доноре.

 

Межгосударственное регулирование внешней торговли

 

Основой межгосударственного регулирования внешней торговли является Генеральное соглашение по тарифам и торговле (ГАТТ), которое действует с 1 января 1948 года. ГАТТ - многостороннее междустороннее соглашение об основных принципах, нормах и правилах ведения и государственного регулирования взаимной торговли стран-участниц. Эти принципы, нормы и правила выработаны на базе мировой практики и определяют не только многосторонние условия международной торговли, но и положены в основу национальных торгово-политических систем, национального регулирования взаимосвязей между внешним и внутренним рынками.

Если к концу 1948 года в ГАТТ состояло всего 22 члена, то к началу 1994 года членами ГАТТ являлись 130 стран, на долю которых приходилось 90% мирового объема торговли.

ГАТТ включает 38 статей, а также ряд других документов, постепенно принимаемых в ходе международных переговоров. В этих статьях раскрываются основные принципы организации. Среди них: режим наибольшего благоприятствования и недискриминация стран в торговле; использование главным образом тарифных средств защиты национального рынка, а не количественных ограничений или аналогичных мер; постепенное снижение таможенных тарифов; предоставление преференций развивающимся странам (как исключение из режима наибольшего благоприятствования); разрешение торговых споров путем консультаций и переговоров.

В то же время ГАТТ предусматривает и возможности для ряда нетарифных мер регулирования, включая лицензирование и ведение (в оговоренных случаях) количественных ограничений экспорта и импорта, антидемпинговых и компенсационных пошлин и импортных депозитов; не исключает при определенных условиях (в том числе и по соображениям национальной и международной безопасности) и прямые запреты на ввоз и вывоз товаров.

Помимо ежегодных сессий Совета ГАТТ, важнейшие вопросы международной торговли решаются в ходе многолетних переговоров, получивших название "раундов". В общей сложности состоялось восемь таких раундов.

Так, в результате шестого раунда, названного именем президента Кеннеди (1962-1967), было осуществлено крупное снижение таможенных пошлин, введены преференции для развивающихся стран, разработан первый международный антидемпинговый кодекс. В ходе Токийского раунда (1973-1979) принят ряд соглашений по нетарифному регулированию мировой торговли, в том числе кодекс по субсидиям и компенсационным пошлинам, новый текст антидемпингового кодекса, кодекс по государственным заказам, конвенция по упрощению и гармонизации таможенных процедур, соглашения по вопросам стандартизации и сертификации продукции.

Восьмой (Уругвайский) раунд продолжался с 1986 до конца 1994 года. Главным его итогом выступает дальнейшая либерализация мировой торговли. Прежде всего это касается торговли сельскохозяйственной продукцией, где достигнуто соглашение о постепенном сокращении субсидий фермерам (особенно в странах Европейского союза) и снижении импортных пошлин.

С 1 января 1995 года ГАТТ было преобразовано во Всемирную торговую организацию (ВТО). ВТО включает в себя принципы ГАТТ, Генеральное соглашение по торговле услугами (ГАТС), Соглашение по торговым аспектам интеллектуальной собственности (ТРИПС). Таким образом, в ходе Уругвайского раунда сфера межгосударственного регулирования внешней торговли была расширена и в настоящее время также охватывает международный обмен услугами и интеллектуальной собственностью, защиту инвестиций.

Россия, как правопреемница СССР, имеет статус наблюдателя ГАТТ с 1991 года. С середины 1993 года начался сложный процесс принятия России в качестве полноправного члена ГАТТ/ВТО.

ГАТТ/ВТО заменяет множество двусторонних соглашений, поскольку вступающая страна должна привести свое национальное внешнеэкономическое законодательство в соответствие с правилами организации. Таким образом, ГАТТ/ВТО содействует унификации норм, правил и принципов международной торговли, что способствует ее развитию.

В международной практике существуют и чисто политические методы ограничения торговли между государствами, получившие название эмбарго. Под эмбарго понимается запрещение ввоза в какую-либо страну или вывоза из какой-либо страны тех или иных товаров, в том числе оружия и научно-технической информации. Может осуществляться как в одностороннем порядке, так и по коллективному решению в соответствии с Уставом ООН.

 

 

МЕЖДУНАРОДНЫЙ КРЕДИТ КАК ЭКОНОМИЧЕСКАЯ КАТЕГОРИЯ

Международный кредит — движение ссудного ка­питала в сфере МЭО, связанное с предоставлением валютных и то­варных ресурсов на условиях возвратности, срочности и уплаты процента.

Объективной основой развития международного кредита явились

1) выход производства за национальные рамки;

2) усиление интернационализации хозяйственных связей;

3) междуна­родное обобществление капитала;

4) специализация и ко­оперирование производства;

5) НТР.

Международный кредит иг­рает важную роль в реализации требований основного экономического закона, создавая условия для получе­ния прибылей субъектами рынка. Как элемент механизма действия закона стоимости международный кре­дит снижает индивидуальную стоимость товаров по сравнению с их общественной стоимостью, например, на основе внедрения импортного оборудования, куп­ленного в кредит. Международный кредит связан с законом экономии рабочего времени, живого и овещест­вленного труда, что способствует увеличению общест­венного богатства при условии эффективного исполь­зования заимствованных средств.

Международный кредит участвует в кругообороте капитала на всех его стадиях:

1)при превращении денеж­ного капитала в производственный путем приобрете­ния импортного оборудования, сырья, топлива;

2) в про­цессе производства в форме кредитования под незавер­шенное производство;

3)при реализации товаров на ми­ровых рынках.

Международный кредит наряду с внутренним принимает участие в смене форм сто­имости, обеспечивает непрерывность воспроизводства, обслуживает все его фазы.

Источниками международного кредита служат:

1)временно высвобождаемая у предприятий в процессе кругооборота часть капитала в денежной форме;

2) де­нежные накопления государства и личного сектора, мобилизуемые банками.

Международный кредит от­личается от внутреннего межгосударственной мигра­цией и укрупнением этих традиционных источников за счет их привлечения из ряда стран.

В ходе воспроиз­водства на определенных участках возникает объектив­ная потребность в международном кредите. Это связа­но с:

1) кругооборотом средств в хозяйстве;

2) особен­ностями производства и реализации;

3) различиями в объеме и сроках внешнеэкономических сделок;

4) необ­ходимостью крупных одновременных капиталовложе­ний для расширения производства.

Международ­ный кредит опосредствует движение товаров, услуг, капиталов во внешнем обороте, движение ссудного капитала за национальной границей относительно са­мостоятельно по отношению к товарам, произведен­ным за счет заемных средств. Это обусловлено пога­шением кредита за счет прибыли от эксплуатации вве­денного в строй с помощью заемных средств пред­приятия, а также использованием кредита в некоммер­ческих целях.

Связь междуна­родного кредита с воспроизводством проявляется в его принципах:

1) возвратность. Если полученные средства не воз­вращаются, то имеет место безвозвратная передача денежного капитала, т.е. финансирование;

2) срочность. Обеспечивает возвратность креди­та в установленные кредитным соглашением сроки;

3) платность. Отражает действие закона стои­мости и способ осуществления дифференцированных условий кредита;

4) материальная обеспеченность. Проявляется в гарантии его погашения;

5) целевой характер. Предполагает определение конкретных объектов ссуды.

Международ­ный кредит выполняет следующие функции:

1) Перераспределение ссудных капиталов между странами для обеспечения потребностей расширенного воспроизводства. Через механизм международного кредита ссудный капитал устремляется в те сферы, которым отдают предпочтение экономические агенты в целях обеспечения прибылей. Тем самым кредит способствует выравниванию национальной прибыли в среднюю прибыль и повышению ее массы.

2) Экономия издержек обращения в сфере между­народных расчетов путем замены действительных де­нег кредитными, а также путем развития и ускорения безналичных платежей, замены наличного валютного оборота международными кре­дитными операциями. На базе международного креди­та возникли кредитные средства международных рас­четов — векселя, чеки, банковские переводы, депозитные сертификаты и др. Экономия времени обращения ссудного капитала в МЭО увеличивает время производительного функционирования капита­ла, обеспечивая расширение производства и рост при­былей.

3) Ускорение концентрации и централизации капи­тала. Благодаря привлечению иностранных кредитов ускоряется процесс капитализации прибавочной сто­имости, раздвигаются границы индивидуального нако­пления, капиталы предпринимателей одной страны увеличиваются за счет присоединения к ним средств других стран. Международный кредит издавна высту­пает фактором превращения индивидуальных пред­приятий в акционерные общества. Международный кредит позволяет распоря­жаться капиталом, собственно­стью и рабочей силой в других страх.

В современных условиях между­народный кредит выполняет функцию регулирования экономики и сам является объектом регулирования.

Роль международного кредита в развитии производ­ства.

Международный кредит играет двоякую роль:

А) Позитивная роль международного кредита заклю­чается в ускорении развития производительных сил путем обеспечения непрерывности процесса воспроиз­водства и его расширения. Международный кредит содействует ускорению про­цесса воспроизводства по следующим направлениям:

1) стимулирует внешнеэкономичес­кую деятельность страны. Тем самым создается до­полнительный спрос на рынке для поддерживания ко­нъюнктуры. Внешняя торговля в кредит стала между­народной нормой, особенно для товаров, имеющих длительный цикл изготовления, потребления и высо­кую стоимость. В условиях удорожания продукции и увеличения доли машин и оборудования в мировой торговле импортеры, и экспортеры заинтересованы в использовании внешнеторговых кредитов. Строитель­ство предприятий за рубежом также осуществляется за счет кредита, используемого для оплаты импорт­ного оборудования, особенно технологического и энер­гетического. В современных условиях возросла «свя­занность» кредитов с экспортными поставками из страны-кредитора. Условием займа ставится расходо­вание его на закупку товаров в кредитующей стране. Тем самым международный кредит служит средством повышения конкурентоспособности фирм страны-кре­дитора;

2) создает благо­приятные условия для зарубежных частных инвести­ций, так как обычно связывается с требованием о предоставлении льгот инвесторам страны-кредитора;

3) кредит обеспечивает бесперебойность международных расчетных и валютных операций, об­служивающих внешнеэкономические связи страны;

4) кредит повышает экономическую эф­фективность внешней торговли и других видов внешне­экономической деятельности страны.

Б) Негативная роль международного кредита, в раз­витии рыночной экономики заключается в обострении ее противоречий, т.к. углубляются диспро­порции в экономике. Международный кредит усиливает перепроизводство товаров, перераспределяя ссуд­ный капитал между странами и содействуя скачкооб­разному расширению производства в периоды подъе­ма и периодическим его спадом. Международный кре­дит усиливает диспропорции общественного воспроиз­водства, облегчая развитие наиболее прибыльных отраслей и задерживая развитие отраслей, в которые не привлекается иностранный капитал.

По каналам мирового рынка ссудных капиталов про­исходит перемещение «горячих» денег, усиливающее неустойчивость денежного обращения и кредита, ва­лютной системы, платежных балансов, национальной и мировой экономики в целом. При этом проявляются границы международного кредита, которые зависят от:

1) закономерностей процесса материального произ­водства и распределения совокупного общественного продукта;

2) постоянной возобновляемости кругооборо­та капитала, что определяет источники и потребности иностранных заемных средствах;

3) обеспечения воз­вратности кредита в срок.

Кредитная политика стран служит средством укре­пления позиций страны-кредитора на мировых рынках:

1) международный кредит используется для перевода прибылей из стран-заемщиков, усиливая позиции стран-кредиторов. В то же время ежегодные платежи по возврату ссуд с процентами, превышают определенную величину чистого дохода обще­ства, отрицательно влияют на источники формирования этих накоплений в стра­нах-должниках.

2) международный кредит способствует созданию и укреплению в странах-должниках выгод­ных для стран-кредиторов экономического и полити­ческого режимов.

Банки, государства, международные и региональные валютно-кредитные и финансовые организации периодически проводят политику кредитной дискриминации и кре­дитной блокады по отношению к определенным стра­нам которые проводят неугодную им политику.

0сновные мето­ды кредитной дискриминации

1)кредитные ограниче­ния;

2)повышение процентных ставок, комиссионных вознаграждений и сборов;

3)сокращение всего срока или льготного периода;

4)требование дополнительного обес­печения;

5)внезапное сокращение суммы кредита;

6) обус­ловленность предоставления кредита мероприятиями эко­номического и политического характера.

Кредитная блокада - отказ предоставлять кредиты той или иной стране. Обычно кредитная блокада тесно связана с экономической блокадой, иногда оформляет­ся правительственными распоряжениями или декрета­ми, чаще проводится неофициально в виде отказа пред­оставить кредит по различным мотивам.


Поделиться с друзьями:

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.071 с.