К методам эмпирического уровня относятся наблюдение, описание, счет, измерение, сравнение, эксперимент, моделирование. — КиберПедия 

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

К методам эмпирического уровня относятся наблюдение, описание, счет, измерение, сравнение, эксперимент, моделирование.

2017-11-17 887
К методам эмпирического уровня относятся наблюдение, описание, счет, измерение, сравнение, эксперимент, моделирование. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Наблюдение – это способ познания, основанный на непосредственном восприятии свойств предметов и явлений при помощи органов чувств. Если наблюдение проводится в естественной обстановке, то его называют полевым. Если условия окружающей среды были созданы искусственно, то оно будет считаться лабораторным.

Описание – это фиксация признаков исследуемого объекта, которые устанавливаются, например, путем наблюдения или измерения. Счет – это определение количественных соотношений объектов исследования или параметров, характеризующих их свойства. Метод широко применяется в статистике.

Измерение – это определение численного значения некоторой величины путем сравнения ее с эталоном. Выделяются три главных момента:

1Выбор единицы измерения;

2 Установление правил сравнения измеряемой величины с мерой и правила сложения мер;

3 Описание процедуры сравнения.

Сравнение – это сопоставление признаков, присущим двум или нескольким объектам, установление различия между ними или нахождение в них общего.

Эксперимент – это искусственное воспроизведение явления, процесса в заданных условиях, в ходе которого проверяется выдвинутая гипотеза. Существуют два типа экспериментов: 1. исследовательский эксперимент; 2. проверочный эксперимент.

Моделирование – метод научного познания, сущность которого заключается в замене изучаемого предмета или явления специальной аналогичной моделью, содержащей существенные черты оригинала. Таким образом, вместо оригинала исследования проводят на модели, а результаты исследования распространяют на оригинал.

Математическая модель – это математическая абстракция, характеризующая физический, биологический, экономический или какой-либо другой процесс.

Математическое моделирование – метод исследования сложных процессов с применением набора математических объектов. Ценность математической модели заключается в том, что она может быть применима в реальности в качестве средства получения информации. Существует два типа математических моделей: модель описания и модель объяснения.

Модель описания не предполагает каких - бы то ни было содержательных утверждений о сущности изучаемого круга явлений. К ним можно применить критерий полезности, чем истинности.

Модели объяснения – это качественно-новый вид познавательных моделей. Эта модель становится способом предсказания.

Познавательные свойства таких моделей:

1) способность к кумулятивному обобщению и ее экстраполяция на новые области фактов;

2) способность к предсказанию новых качественных сторон, элементов;

3) способность к адаптации (гибкость модели);

4) способность к трансформационному обобщению.

Все многообразие методов научного исследования можно разбить на три относительно независимых кластера (множество внутренне взаимосвязанных и взаимодополняющих друг друга элементов, образующих некоторую целостность):

- методы эмпирического познания (научное наблюдение, эксперимент, измерение, использование приборов, эмпирическое обобщение, выдвижение эмпирических гипотез, формулировка эмпирических законов, их эмпирическое подтверждение, фальсификация, экстраполяция и др.);

- методы теоретического познания (идеализация, мысленный эксперимент, математическая гипотеза, логическое доказательство, формализация, конструирование теоретических схем, их интерпретация, построение научных теорий и др.);

- методы метатеоретического познания (выдвижение и формулировка общенаучных принципов, картин мира, рефлексия и др.).

Литература, рекомендуемая для изучения темы:

1 Блауг, М. Методология экономических наук / М. Блауг.- М.; 2008.-352с.

2 Ивлева, Г.Ю. Методология экономических исследований/ Г.Ю. Ивлева, Оренбург, ГОУ ОГУ, 2003.- 132с.

3 История экономических учений. / Под ред. А.Г. Худокормова. - М.: Изд-во МГУ, 1994.

4 Философия социальных и гуманитарных наук / Под ред. проф. С.А. Лебедева. М.: Академический Проект, 2006.

5 Философия науки / Под ред. проф. С.А. Лебедева. М.: Академический проект, 2006.

 

Контрольные вопросы

 

1 Что такое метод исследования?

2 Охарактеризуйте законы формальной логики;

3 Охарактеризуйте законы диалектики;

4 В чем заключается сущность исторического подхода?

5 Охарактеризуйте общелогические методы исследования;

6 Охарактеризуйте эмпирические методы;

7 Что такое математическое моделирование;

8 Что такое методика исследования?

9 Охарактеризуйте основные категории формальной логики: понятие, суждение, силлогизм;

10 Эмпирические методы исследования;

11 Методы обработки и систематизации знаний;

12 Методы теоретического уровня;

13 Методы построения и объяснения теории;

14 Количественные методы;

15 Гипотеза;

16 Методология научных исследований;

17 Что такое экономический закон?

18 Закон отрицания отрицания;

19 Закон единства и борьбы противоположностей;

20 Закон перехода количественных изменений в качественные;

21 Основные категории диалектики: сущность, явление, форма; единичное, всеобщее, внутреннее, качество, количество.

 

Темы рефератов

1 Законы формальной логики;

2 Основные категории формальной логики;

3 Законы диалектики;

4 Основные категории диалектики;

5 Методы формальной логики;

6 Методы диалектики;

7 Методы эмпирического познания;

8 Методы теоретического познания;

9 Методы метатеоретического познания;

10 Методология экономической науки;

11 Методы экономических исследований;

12 Всеобщие методы;

13 Общенаучные методы;

14 Специальные методы;

15 Методика научного исследования;

16 Основные понятия формальной логики;

17 Законы формальной логики;

18 Диалектические законы;

19 Теоретические методы;

20 Эмпирические методы;

21 Математическое моделирование.

 

 

Тесты

1 Методология – это:

а) организация исследовательской деятельности человека;

б) философское учение о методах проведения научных и прикладных исследований;

в) совокупность объекта и предмета исследования, цели и задач;

г) все варианты верны.

2 Предметом исследования обычно являются:

а) отдельные элементы объекта исследования;

б) системо- и структурообразующие характеристики объекта;

в) внешняя среда объекта исследования;

г) внутреннее устройство объекта исследования.

3Логический метод представляет собой:

а) процесс изучения экономических явлений в том виде, в каком они существовали, со всеми подробностями и во всем многообразии;

б) способ отражения внутренних связей, закономерностей действительного исторического процесса;

в) метод изучения общего направления развития, взаимоотношение между старым и новым;

г) учение о наиболее общих законах развития природы, общества и человеческого познания.

4Принцип верификации подразумевает, что:

а) истинность любого утверждения должна проверяться практикой;

б) любая теория может быть опровергнута при проверке на опыте;

в) любое исследование должно быть направлено на получение практических результатов, только в этом случае оно истинно;

г) научное знание должно быть освобождено от философии.

5Методология прагматизма подразумевает, что:

а) истинность любого утверждения должна проверяться практикой;

б) любая теория может быть опровергнута при проверке на опыте;

в) любое исследование должно быть направлено на получение практических результатов, только в этом случае оно истинно;

г) научное знание должно быть освобождено от философии.

6Модель – это:

а) уменьшенная копия оригинала;

б) словесное описание нематериального объекта;

в) графическое отображение объектов или связей между ними;

г) все ответы верны.

7Расположите в правильной последовательности этапы моделирования:

а) изучение модели;

б) постановка исследовательской или практической задачи и построение модели;

в) проверка адекватности полученных знаний;

г) перенос знаний с модели на оригинал.

8Проблемой называется таким образом поставленная задача, где:

а) известна цель, но неизвестны условия ее достижения;

б) известны условия, но не известна цель;

в) известны и условия, и цель;

г) неизвестны ни условия, ни цель.

9Индуктивной называется модель, полученная:

а) в результате непосредственного наблюдения за объектом;

б) как частный случай более общей модели;

в) как обобщение неких имеющихся фактов, данных наблюдений;

г) верны ответы б) и в).

10Системный анализ – это:

а) исследование сложносоставных объектов;

б) способ анализа объектов как систем;

в) анализ элементов, входящих в тот или иной объект исследования;

г) исследование внутренней среды объекта.

 

11Что является специфической чертой системного анализа?

а) выявление и анализ прямых связей;

б) анализ обратных связей в системе;

в) анализ синергетических связей;

г) выявление и исключение нейтральных связей.

12В концептуальном подходе марксизма к устройству социально-экономической системы фундаментом являются:

а) производительные силы;

б) эволюционирующие общественные и экономические процессы;

в) функциональные рынки;

г) базовые механизмы социально-экономической деятельности.

13Концептуальный подход институционалистов к устройству социально-экономической системы основывается на анализе:

а) производительные силы;

б) эволюционирующие общественные и экономические процессы;

в) функциональные рынки;

г) базовые механизмы социально-экономической деятельности.

14Методология неоклассического анализа основана, в частности, на предпосылках о:

а) рациональном поведении экономических агентов;

б) ассиметрии информации;

в) нестабильных предпочтениях;

г) верны ответы а) и в).

15Методология институционального анализа основана, в частности, на предпосылках о:

а) рациональном поведении экономических агентов и полной спецификации прав собственности;

б) ассиметрии информации;

в) нестабильных предпочтениях;

г) верны ответы б) и в).

 


Поделиться с друзьями:

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.044 с.