Учебные задачи с 1 – 4 класс по предмету пленэр. — КиберПедия 

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Учебные задачи с 1 – 4 класс по предмету пленэр.

2017-11-16 643
Учебные задачи с 1 – 4 класс по предмету пленэр. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Пояснительная записка.

Учебная практика (пленер) является одним из предметов комплексной ОП (образовательной программы) в детской художественной школе. Она проводится в конце учебного года, после контрольных работ по предметам: «рисунок, живопись, композиция».

Учебная практика является продолжением учебного процесса в аудиториях школы.

Программа по пленерурассчитаны на 224 часов на курс изучения дисциплины с 1 - 4 класс по 56 часов в каждом классе. Содержание программы позволяет закреплять и совершенствовать навыки работы, полученные на уроках по предметам рисунок, живопись, композиции по целевым установкам 1 - 4 года обучения.

На пленере дети учатся изображать окружающую действительность, закрепляя навыки изучения наблюдательной, линейной, воздушной перспективы, передовая при этом естественную освещенность предметов в пространстве, что в последствии пригодится на занятиях по рисунку, живописи и композиции.

В изобразительной практике на пленере выявляется ряд видов учебной деятельности:

1) планирование целевых установок;

2) восприятие натуры учащимися;

3) учет особенностей окружающей среды;

4) непосредственная работа с различными графическими материалами;

5) консультации с педагогом.

В данной программе представлен блоковые темы заданий с1-4 класс, определен характер каждой из них, а также материал и время его выполнения.

Цель преподавания дисциплины

Формирование навыков работы на пленере: развитие творческих способностей, зрительного восприятия и объёмно-пространственного мышления, воображения и памяти.

Занятия пленером помогают учащимся изучать свой родной край, его растительный и животный мир, характерные особенности пейзажа, памятники архитектуры.

 

Учебные задачи с 1 – 4 класс по предмету пленэр.

Обучение навыкам и умениям работы над силуэтом (тоновым + цветовым).

Обучение передаче характера предмета через пропорции и фактуру.

Изучение основы цветоведения через правила и приемы смешиванья красок.

Обучение пониманию цветовой гаммы.

Формирование умений анализировать плановость, освещенность (соотношение света + тени),особенность конструкции предметов, организации архитектурных деталей на большой форме.

Приобретение навыков передачи освещения объектов на пленере.

Обучение колористическому решению пейзажа, передачи состояния природы: пасмурно, солнечно.

Приобретение навыков изучения воздушной и линейной перспективы.

Обучение передаче освещения предметов в окружающей среде (состояние природы - вечер, утро), за счет колористического и тонального решения в работе.

Освоение принципов выбора мотива, его композиционного решения.

Изучение последовательности в работе.

 

Обучение выбору характерных мотивов, их тематической направленности.

Совершенствование техники работы: акварелью (выполнение ala prima коротких этюдов на состояние, многослойной живописи: лессировками, с подробной проработкой деталей), гуашью, пастелью и другими графическими материалами.

 

Тематический план учебных занятий.

Год обучения

№ п/п Тема Кол-во часов
  Этюды и зарисовки цветов и трав 8ч.
  Зарисовки и этюды листьев и веток различных пород деревьев. 8ч.
  Этюды и зарисовки различных пород деревьев. 8ч.
  Этюды и зарисовки животных и птиц. 8ч.
  Зарисовки и этюды людей (наброски фигуры на пленере). 8ч.
  Зарисовки и этюды фрагментов архитектуры. 8ч.
  Зарисовки и этюды архитектурных построек без пространства. 8ч.

Год обучения

№ п/п Тема Кол-во часов
  Зарисовки и этюды группы деревьев и кустарников. 8ч.
  Этюды и зарисовки предметов обихода на фоне сельской постройки (сарая, гаража, изгороди). 8ч.
  Рисунки и этюды строений (группы строений) с отдельными деревьями, кустарниками и их группами. 8ч.
  Этюды и зарисовки с изображением глади воды (с передним планом) 8ч.
  Зарисовки и этюды лодок, судов, на воде. 8ч.
  Этюды пейзажа с изображением водной поверхности и плавающих объектов на ней. 8ч.
  Композиционные зарисовки и этюды городского двух планового пейзажа. 8ч.

Год обучения

№ п/п Тема Кол-во часов
  Натюрморт на пленере. 4ч.
  Рисунки и этюды 1-2 деревьев на фоне каменного и деревянного архитектурного сооружения с окружающей средой. 8ч.
  Зарисовки и этюды архитектурных деталей, фрагментов. 8ч.
  Этюд и зарисовки архитектурного сооружения. 4ч.
  Зарисовки городских мотивов. 8ч.
  Этюды и наброски фигур людей для создания итоговой композиции. 8ч.
  Зарисовки и этюды городского пейзажа по выбору учащегося (с человеческими фигурами, архитектурными памятником) для итоговой композиции. 8ч.
  Композиционные разработки. 8ч.

Год обучения

№ п/п Тема Кол-во часов
  Натюрморт на пленере. 4ч.
  Зарисовки и этюды городских мотивов. 8ч.
  Зарисовки и этюды интерьеров. 8ч.
  Зарисовки и этюды с группировок людей. 8ч.
  Итоговая композиция. 20ч.

Содержание дисциплины.

Год обучения

В первом классе изучается многообразие растительного мира; характерные особенности отдельных растений, цветов, деревьев; выполняются этюды пейзажа.

Задачами этого периода является: развитие наблюдательности, изучение природы родного края, приобретение навыка передачи взаимодействия изображаемых объектов со средой, выделение главного в живописи: конкретизация предмета + фон (трава, вода, песок), в рисунке изучение характера построения растений.

 

Год обучения.

Учащиеся III класса на занятиях по пленеру продолжают изучать воздушную и линейную перспективу; роль цвето-тональной среды в изображении природы; особенности изображения архитектурных сооружений, связи их с окружающей средой.

Дети знакомятся с памятниками архитектуры, особенностями их конструкции. Приобретенные знания и навыки используются в дальнейшей работе над композицией. Для изображения педагог выбирает объекты, наиболее:

выразительные, доступные, позволяющие сочетать длительные и короткие зарисовки и этюды, служащие для сбора материала по композиции на тему: ««Наш город – город индустриальный».

 

Тема 1. Постановка из предметов быта на пленере.

Задачи – Учить передавать влияние окружающей среды на предметы в условия пленера. Учить передаче общего колорита постановки. Закреплять навык проработки деталей на большой форме.

Описание задания – Постановка ставится из 3-4 предметов ясные по цвету и тону, на траве. Один вариант пишется на солнце. Затем постановка пишется в тени. При обсуждении обратить внимание на принципиальное различие двух вариантов в тоне и изменение колорита.

Материал - Бумага 1/4лис. Акварель.

Количество работ – 2.

Время – 6ч.

 

Тема 2. Рисунки и этюды 1-2 деревьев на фоне каменного и деревянного архитектурного сооружения с окружающей средой.

Задание 1 Рисунки 1-2 деревьев на фоне каменного и деревянного архитектурного сооружения с окружающей средой.

Задачи – Учить анализировать пропорции природных форм деревьев. Обучать с помощью штриха, выявить особенностей различных пород деревьев.

Описание задания – Выбирается растительность в близи архитектурного сооружения, ясная по силуэту и тону.

Материал - Бумага 1/8лис.+ цветная бумага. Карандаш.

Количество работ – 2-3.

Время – 4ч.

 

Задание 2. Этюды 1-2 деревьев на фоне каменного и деревянного архитектурного сооружения с окружающей средой.

Задачи – Закрепить навык использования фактуры мазка кистью для передачи материальности натуры. Обучать выявлению связи между постройками и окружающей средой.

Описание задания – При написании этюда, ученик с помощью фактуры мазка передает материальность деревьев, построек, небо.

Материал - Бумага 1/4лис. Акварель, гуашь.

Количество работ – 2-3.

Время - 4ч.

 

Год обучения.

Летняя практика в IV расширяет представления учащихся об окружающей действительности, закрепляет основные понятия о законах «пленера», служит для сбора материала по предмету композиции. Из 12 рабочих дней практики, 10 дней ученики занимаются сбором материала по заданной теме, 2 дня – работают над композицией (8часов). Материал и сюжет выбирают сами учащиеся, для дальнейшей работы над композиционным эскизом, который является итоговым.

 

Требования к определению результативности.

За время обучения учащийся должен получить следующий комплекс знаний, умений и навыков:

- навыки владения различными техниками работы в материале;

- навыки в передаче формы предметов, пропорций, объема, использования светотени, перспективы и пространственных отношений,

- навыки работы с цветом, передаче цветовых отношений в условиях пространственно-воздушной среды (в закрытых помещениях и на открытом воздухе);

- знания законов линейной и воздушной перспективы.

- знания о закономерностях цветовой гармонии и колорита;

- умение работать с натуры и по памяти, творчески осмысливать задачи.

- уметь творчески осмысливать задания, наблюдать окружающую природу, и отражать накопленные впечатления реальной жизни, через художественный образ.

- иметь достаточный объем выполненных работ.

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Авсиян О. А. Натура рисования по представлению. Москва.

Изобразительное искусство. 1985.

2. Алексеев С. С. О колорите. М., 1974.

3. Анисимов. М.Н. Основы рисования. «Просвещение» 1977г.

4. Афанасьева Е.А. Программа-конспект по учебной дисциплине «Композиция». Москва. 2003г.

5. Беда Г.В. Живопись «Просвещение» 1971 г.

6. Беда Г.В. Живопись и ее изобразительные средства «Просвещение» 1977г.

7. Беда Г.В. Живопись «Просвещение» Москва 1986 г.

8. Болотина И.С."Проблемы русского и советского натюрморта" 1989г.

9. Виноградова. Г.Г.Уроки рисования с натуры «Просвещение» 1980г.

10. Волков Н.Н. Цвет в живописи 1965 г.

11. Голубева О.Л. Основы композиции. «Изобразительное искусство» Москва. 2001г.

12. Даниэль. С.М. Искусство видеть «Художник» 1990 г.

13. Иванов А. О. Рисунок. Новосибирск. 2005г.

14. Кузин В.С. Основы обучения изобразительному искусству в

общеобразовательной школе «Просвещение» 1972 г.

15.Кузин В. С. Наброски и зарисовки. М., 1981.

16. Кирцер Ю. М. Практическое пособие. Рисунок, живопись. Москва Высшая школа. 1992.

17. Кузин В.С. Психология «Просвещение» 1976 г.

18.Лагутин С.Я.Программа для художественных, художественно-промышленных училищ, училищ прикладного искусства. «Основы композиции» Москва. 1982г.

19.Лазарева Л, Г. Методика преподавание дисциплин. Красноярск. 2001г.

20. Лаптев А.М. Рисунок пером «Художник» 1962 г.

21.Максимов Ю.В. Родник творчества «Просвещение» 1988г.

22.Мастера советского искусства о пейзаже. М., 1963

23.Методическое пособие для подготовительных отделений художественных училищ. Рисунок. Живопись. Москва. 2005г.

24.Неменский Б.М. Мудрость красоты «Просвещение» 1987 г.

25.Непомнящий В. М., Смирнов Г. Б., Практическое применение перспективы в станковой картине. М., 1976

26.Никаноров Н.П. Наглядные пособия и оборудование для занятий изобразительным искусством «Просвещение» 1975 г

27.Популярная художественная энциклопедия «Художник» 1999г.

28. Ростовцев Н.Н. Методика преподавания изобразительного искусства в школе. Москва.1980г.

29.Ростовцев Н.Н. Рисование головы человека «Просвещение» 1989г.

30.Ростовцев Н.Н Академический рисунок «Просвещение» 1973г.

31.Рожкова Е.Е.Изобразительное искусство в школе «Просвещение»1976г.

32.Рунсеинг Хеннес "Полный курс масляной живописи" «Просвещение»2000г.

33.Сапего И. Г. Предмет и форма. Москва 1984г.

34.Серов А. М. Пособие для студентов художественно-графического факультета педагогического института. Москва. «Просвещение». 1975г.

35.Смирнов Г. Б., Унковский А. А. Пленэр. Практика по изобразительному искусству. М., 1981.

36.Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство. Учебник для учащихся 5-8 классов. В 4ч. (Основы живописи. Основы рисунка. Основы композиции). Москва. 1999г.

37.Унковский А.А. Живопись. Вопросы колорита. Москва. 1980г.

38.Учебная практика пленер. Программа. Москва-1989г.

39.Школа изобразительного искусства т. I - 4 «Изобразительное искусство»1986 и 1994 г.

40.Шорохов Е.В. Основы композиции «Просвещение» 1979 г.

41.Шорохов Е.В. Композиция. Москва 1986 г.

42.Шегаль М. Колорит в живописи. Москва. Искусство. 1976.

43.Энциклопедия. Рисование «Изобразительное искусство»2000г.

44.Энциклопедический словарь юного художника. Москва. 1983г.

45.Яблонский В.А. Преподавание предметов Рисунок и Основы композиции «Просвещение» 1983 г.

 

 

Главное управление культуры администрации г. Красноярска

Детская художественная школа №1 им. В.И. Сурикова.

 

 

ОДОБРЕНА УТВЕРЖДАЮ

Педагогическим советом Директор_____________

Протокол ____________/_________

№____ от ____________ «_____» ________20___г.

 

 

Учебная программа

Пояснительная записка.

Учебная практика (пленер) является одним из предметов комплексной ОП (образовательной программы) в детской художественной школе. Она проводится в конце учебного года, после контрольных работ по предметам: «рисунок, живопись, композиция».

Учебная практика является продолжением учебного процесса в аудиториях школы.

Программа по пленерурассчитаны на 224 часов на курс изучения дисциплины с 1 - 4 класс по 56 часов в каждом классе. Содержание программы позволяет закреплять и совершенствовать навыки работы, полученные на уроках по предметам рисунок, живопись, композиции по целевым установкам 1 - 4 года обучения.

На пленере дети учатся изображать окружающую действительность, закрепляя навыки изучения наблюдательной, линейной, воздушной перспективы, передовая при этом естественную освещенность предметов в пространстве, что в последствии пригодится на занятиях по рисунку, живописи и композиции.

В изобразительной практике на пленере выявляется ряд видов учебной деятельности:

1) планирование целевых установок;

2) восприятие натуры учащимися;

3) учет особенностей окружающей среды;

4) непосредственная работа с различными графическими материалами;

5) консультации с педагогом.

В данной программе представлен блоковые темы заданий с1-4 класс, определен характер каждой из них, а также материал и время его выполнения.

Цель преподавания дисциплины

Формирование навыков работы на пленере: развитие творческих способностей, зрительного восприятия и объёмно-пространственного мышления, воображения и памяти.

Занятия пленером помогают учащимся изучать свой родной край, его растительный и животный мир, характерные особенности пейзажа, памятники архитектуры.

 

Учебные задачи с 1 – 4 класс по предмету пленэр.

Обучение навыкам и умениям работы над силуэтом (тоновым + цветовым).

Обучение передаче характера предмета через пропорции и фактуру.

Изучение основы цветоведения через правила и приемы смешиванья красок.

Обучение пониманию цветовой гаммы.

Формирование умений анализировать плановость, освещенность (соотношение света + тени),особенность конструкции предметов, организации архитектурных деталей на большой форме.

Приобретение навыков передачи освещения объектов на пленере.

Обучение колористическому решению пейзажа, передачи состояния природы: пасмурно, солнечно.

Приобретение навыков изучения воздушной и линейной перспективы.

Обучение передаче освещения предметов в окружающей среде (состояние природы - вечер, утро), за счет колористического и тонального решения в работе.

Освоение принципов выбора мотива, его композиционного решения.

Изучение последовательности в работе.

 

Обучение выбору характерных мотивов, их тематической направленности.

Совершенствование техники работы: акварелью (выполнение ala prima коротких этюдов на состояние, многослойной живописи: лессировками, с подробной проработкой деталей), гуашью, пастелью и другими графическими материалами.

 

Тематический план учебных занятий.

Год обучения

№ п/п Тема Кол-во часов
  Этюды и зарисовки цветов и трав 8ч.
  Зарисовки и этюды листьев и веток различных пород деревьев. 8ч.
  Этюды и зарисовки различных пород деревьев. 8ч.
  Этюды и зарисовки животных и птиц. 8ч.
  Зарисовки и этюды людей (наброски фигуры на пленере). 8ч.
  Зарисовки и этюды фрагментов архитектуры. 8ч.
  Зарисовки и этюды архитектурных построек без пространства. 8ч.

Год обучения

№ п/п Тема Кол-во часов
  Зарисовки и этюды группы деревьев и кустарников. 8ч.
  Этюды и зарисовки предметов обихода на фоне сельской постройки (сарая, гаража, изгороди). 8ч.
  Рисунки и этюды строений (группы строений) с отдельными деревьями, кустарниками и их группами. 8ч.
  Этюды и зарисовки с изображением глади воды (с передним планом) 8ч.
  Зарисовки и этюды лодок, судов, на воде. 8ч.
  Этюды пейзажа с изображением водной поверхности и плавающих объектов на ней. 8ч.
  Композиционные зарисовки и этюды городского двух планового пейзажа. 8ч.

Год обучения

№ п/п Тема Кол-во часов
  Натюрморт на пленере. 4ч.
  Рисунки и этюды 1-2 деревьев на фоне каменного и деревянного архитектурного сооружения с окружающей средой. 8ч.
  Зарисовки и этюды архитектурных деталей, фрагментов. 8ч.
  Этюд и зарисовки архитектурного сооружения. 4ч.
  Зарисовки городских мотивов. 8ч.
  Этюды и наброски фигур людей для создания итоговой композиции. 8ч.
  Зарисовки и этюды городского пейзажа по выбору учащегося (с человеческими фигурами, архитектурными памятником) для итоговой композиции. 8ч.
  Композиционные разработки. 8ч.

Год обучения

№ п/п Тема Кол-во часов
  Натюрморт на пленере. 4ч.
  Зарисовки и этюды городских мотивов. 8ч.
  Зарисовки и этюды интерьеров. 8ч.
  Зарисовки и этюды с группировок людей. 8ч.
  Итоговая композиция. 20ч.

Содержание дисциплины.

Год обучения

В первом классе изучается многообразие растительного мира; характерные особенности отдельных растений, цветов, деревьев; выполняются этюды пейзажа.

Задачами этого периода является: развитие наблюдательности, изучение природы родного края, приобретение навыка передачи взаимодействия изображаемых объектов со средой, выделение главного в живописи: конкретизация предмета + фон (трава, вода, песок), в рисунке изучение характера построения растений.

 


Поделиться с друзьями:

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.075 с.