Проблема совершенствования методов воспитания. Классический и современные подходы к классификации методов воспитания (Г.И. Щукина, В.А Сластенин и др.) — КиберПедия 

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Проблема совершенствования методов воспитания. Классический и современные подходы к классификации методов воспитания (Г.И. Щукина, В.А Сластенин и др.)

2017-11-16 3203
Проблема совершенствования методов воспитания. Классический и современные подходы к классификации методов воспитания (Г.И. Щукина, В.А Сластенин и др.) 5.00 из 5.00 4 оценки
Заказать работу

 

Методы воспитания - это способы взаимосвязанной деятельности воспитателей и воспитанников, направленной на решение задач воспитания. И.Ф.Харламов уточняет: методы воспитания - совокупность способов и приемов воспитательной работы для развития потребностно-мотивационной сферы и сознания учащихся, для выработки привычек поведения, его корректировки и совершенствования.

 

Среди общих причин (условий, факторов), определяющих выбор методов воспитания, прежде всего должны быть учтены следующие:

Цели и задачи воспитания

Возрастные особенности воспитанников

Уровень сформированности коллектива (школьного класса

Индивидуальные и личностные особенности воспитанников

Условия воспитания

Средства воспитания

Уровень педагогической квалификации.

Время воспитания

Ожидаемые последствия

Познанию методов способствует их классификация (деление предметов на группы по какому-либо признаку). В педагогике нет строго научной классификации методов воспитания.

Трудность в классификации методов воспитания заключаться в том, что они отличаются по целям, средствам осуществления, по последовательности, постепенности их применения.

Многообразие форм взаимодействия педагога и воспитанников обусловливает многообразие методов воспитания и сложность их классификации. В системе методов воспитания существует несколько классификаций, выделяемых по различным основаниям.

 

1. По характеру воздействия на личность воспитанника:

а) убеждение,

б) упражнение,

в) поощрение,

г) наказание.

 

2. По источнику воздействия на личность воспитанника:

а) словесные;

б) проблемно-ситуативные;

в) методы приучения и упражнения;

г) методы стимулирования;

д) методы торможения;

е) методы руководства;

ж) методы самовоспитания.

 

3. По результатам воздействия на личность воспитанника выделяются методы:

а) влияющие на нравственные установки, мотивы, отношения, формирующие представления, понятия, идеи;

б) влияющие на привычки, определяющие тип поведения.

 

4. По направленности воздействия на личность воспитанника методы воспитания делятся на:

а) формирующие мировоззрение и осуществляющие обмен информацией;

б) организующие деятельность и стимулирующие мотивы поведения; в) оказывающие помощь воспитанникам и направленные на оценку их поступков.

 

5. Бинарные методы, предполагающие выделение пар методов «воспитания – самовоспитания». Это методы воздействия:

а) на интеллектуальную сферу (убеждение – самоубеждение);

б) мотивационную сферу (стимулирование (поощрение и наказание) – мотивация); в) эмоциональную сферу (внушение – самовнушение);

г) волевую сферу (требование – упражнение);

д) сферу саморегуляции (коррекция поведения – самокоррекция);

е) предметно-практическую сферу (воспитывающие ситуации – социальные пробы);

ж) экзистенциальную сферу (метод дилемм – рефлексия).

 

Наиболее оптимальной представляется классификация методов воспитания, выделяемая на основе комплексного воздействия на личность воспитанника и включающая методы:

· формирования сознания личности;

· организации деятельности и опыта общественного поведения;

· стимулирования поведения личности.

 

Так Н. И. Болдырев, Н. К. Гончаров, Ф. Ф. Королев выделяют три группы методов:

1) убеждение,

2) упражнение,

3) поощрение и наказание.

 

В. А. Сластенин под методами воспитания понимает способы взаимосвязанной деятельности воспитателей и воспитуемых. Ученый называет четыре группы таких методов:

· формирование сознания личности (взглядов, убеждений, идеалов);

· организация деятельности, общения, опыта общественного поведения;

· стимулирование и мотивация деятельности и поведения;

· контроль, самоконтроль и самооценка деятельности и поведения.

 

Классификация методов воспитания (Г.И. Щукина)

1. Методы формирования сознания личности (убеждение): рассказ, объяснение, разъяснение, лекция, этическая беседа, увещевание, внушение, инструктаж, диспут, доклад, пример;

2. Методы организации деятельности и формирования опыта поведения (упражнение): упражнение, приучение, педагогическое требование, общественное мнение, поручение, воспитывающие ситуации;

3. Методы стимулирования поведения и деятельности (мотивация): соревнование, поощрение, наказание.

В основу одной из последних классификаций положена концепция деятельности, согласно которой выделены три группы методов воспитания по их месту в процессе воспитания (Ю.К.Бабанский):

1 группа - методы формирования сознания личности (взглядов, оценок).

2 группа - методы организации деятельности, опыта поведения.

3 группа - методы стимулирования деятельности и поведения.

 

Методы воспитания по классификации И.С. Марьенко (объяснительно-репродуктивные, проблемно-ситуативные, методы приучения и упражнения, стимулирования, торможения, руководства, самовоспитания и др.)

 

Лекция 4.


Поделиться с друзьями:

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.008 с.