Система сертификации авиационной техники гражданского назначения в Российский Федерации — КиберПедия 

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Система сертификации авиационной техники гражданского назначения в Российский Федерации

2017-11-16 673
Система сертификации авиационной техники гражданского назначения в Российский Федерации 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Правовые основы сертификации авиационной техники устанавливаются законодательством государства. В Российской Федерации основными законами, регулирующими деятельность в области сертификации, являются Закон РФ "О сертификации продукции и услуг" и Воздушный кодекс РФ (ВК РФ). В частности, ВК РФ содержит определение воздушного законодательства РФ, в соответствии с которым к воздушному законодательству относятся федеральные законы, указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, федеральные правила использования воздушного пространства, федеральные авиационные правила, а также принимаемые в соответствии с ними иные нормативные правовые акты РФ.

В авиатранспортной системе гражданской авиации (АТС ГА), существует три основные составляющие (рис. 7):

1. Авиационная техника - воздушные суда, на которых выполняются перевозки и их компоненты, непосредственно влияющие на безопасность полетов и на окружающую среду;

2. Объекты гражданской авиации - аэродромы и их оборудование, авиационные трассы и другие объекты, обеспечивающие выполнение перевозок;

3. Организации, деятельность которых обеспечивает выполнение перевозок: авиакомпании, предприятия, обеспечивающие воздушное движение, заправку воздушных судов топливом, обработку багажа, техническое и бытовое обслуживание воздушных судов и другие субъекты авиатранспортной деятельности.

В соответствии с законодательством Российской Федерации, сертификация первой и второй составляющих - авиационной техники и объектов гражданской авиации, возложена на Межгосударственный авиационный комитет. Сертификация авиатранспортной деятельности и поддержание летной годности авиационной техники возложены на Федеральную службу по надзору за безопасностью на транспорте (рис. 8). Такое разделение связано с особенностями авиационной политики в СНГ.

Материально-техническая и научно-промышленная базы индустрии создания авиационной техники и объектов гражданской авиации были созданы еще в СССР. Распад СССР и создание независимых государств на территории бывшего СССР не прервало установившихся связей между создателями авиационной техники, чему способствовало решение о создании МАК и делегировании ему полномочий по координации деятельности в области создания АТ и ОГА и явилось основой продолжения взаимодействия разработчиков, изготовителей АТ, научных и снабжающих организаций. Поэтому Правительство РФ делегировало МАК полномочия по координации деятельности в области создания АТ и поддержания ее летной годности, в том числе, и по сертификации АТ.

В последнее время существенно возросли требования к обеспечению авиационной безопасности на воздушном транспорте. Наряду с обеспечением безопасности полетов, т.е. предотвращением отказов авиационной техники, ошибок экипажей или наземных служб УВД и избежанием опасных воздействий на окружающую среду, начиная с середины 70-х годов в гражданской авиации возникла новая проблема - предотвращение актов незаконного вмешательства в деятельность гражданской авиации, определяемая термином "авиационная безопасность".

Результатом международного сотрудничества в области авиационной безопасности стало принятое в 1974 г. Приложение 17 к Конвенции ИКАО "Безопасность, защита международной гражданской авиации от актов незаконного вмешательства". Требования международных стандартов и рекомендуемой практики нашло отражение в статье 84 Воздушного кодекса РФ. В 1994 г. было принято Постановление Правительства РФ "О федеральной системе обеспечения защиты деятельности гражданской авиации от актов незаконного вмешательства".

 
 

 

 


Рис. 7. Авиатранспортная система гражданской авиации

 

 
 

 


Рис.8. Система обязательной сертификации авиационной техники,

объектов гражданской авиации и авиатранспортной деятельности

 

 

Указами Президента Российской Федерации от 5 мая 1992 г. № 439 и от 13 июня 1996 г. № 904, а также постановлением Правительства Российской Федерации от 23 апреля 1994 г. № 367 проведение сертификации типа авиационной техники, ее производства и первоначальное одобрение летной годности экземпляров авиационной техники, с выдачей сертификатов, свидетельств и эквивалентных им документов, поручено Межгосударственному авиационному комитету (МАК), в котором эти функции выполняются одним из его структурных подразделений - Авиарегистром МАК.

Постановлением Правительства РФ от 27 марта 1998 г. № 360 утверждено "Положение о подготовке федеральных правил использования воздушного пространства и федеральных авиационных правил". Положением установлено, что соответствующие специально уполномоченные органы являются ответственными за разработку авиационных правил определенной тематики. При этом МАКу поручены, в том числе, разработка и совершенствование авиационных правил по нормированию летной годности гражданской авиационной техники и процедурам сертификации воздушных судов и их компонентов, правил сертификации производства авиационной техники, а также правил по нормированию воздействия авиации на окружающую среду. Положение предусматривает обязательное согласование проектов авиационных правил с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти.

Авиационные правила, принятые МАК и утвержденные Советом по авиации и использованию воздушного пространства, образованным межправительственным Соглашением о гражданской авиации и об использовании воздушного пространства, вводятся в действие соответствующими федеральными органами исполнительной власти. Так, например, Авиационные правила, относящиеся к области сертификации авиационной техники и объектов гражданской авиации, вводятся в действие Федеральным агентством по воздушному транспорту (ФАВТ РФ).

В Российской Федерации действует система сертификации авиационной техники и объектов гражданской авиации (ССАТ и ОГА). Основной концепцией этой системы является обеспечение безопасности полетов и защита окружающей среды от воздействия авиационной техники. Она является государственной системой и ее функционирование носит обязательный характер.

Основными целями ССАТ и ОГА являются:

- обеспечение безопасности полетов и безопасности для жизни, здоровья и имущества граждан, а также охраны окружающей среды;

- оценка и подтверждение соответствия объектов сертификации установленным требованиям;

- содействие повышению качества и конкурентоспособности воздушных судов и их компонентов, оборудования аэродромов, средств, комплексов, подсистем, наземных радиотехнических систем управления воздушным движением;

- разработка правил и процедур сертификации авиационной техники и объектов гражданской авиации, гармонизированных с правилами и процедурами сертификации аналогичных технических средств и объектов передовых зарубежных стран;

- защита интересов государства, общества и его граждан от недобросовестности авиационных предприятий и организаций и других юридических и физических лиц, занимающихся авиационной деятельностью.

Требования к объектам сертификации и процедуры проведения сертификации содержатся в Авиационных правилах (АП), принимаемых в порядке, определенном Правительством Российской Федерации.

В системе сертификации АТ и ОГА РФ подлежат обязательной сертификации:

А. Авиационная техника:

1. Воздушные суда, авиационные двигатели, воздушные винты и их компоненты, являющимися объектами авиационной техники;

2. Производство и ремонт воздушных судов, авиационных двигателей, воздушных винтов и их компонентов;

3. Организации, разрабатывающие авиационную технику.

Б. Объекты гражданской авиации:

1. Аэродромы международные;

2. Аэродромы категорированные;

3. Оборудование аэродромов и воздушных трасс:

- наземное оборудование спутниковых систем;

- навигационное оборудование;

- радиолокационное оборудование;

- посадочное оборудование;

- связное оборудование;

- светосигнальное оборудование;

- метеорологическое оборудование;

- оборудование контроля состояния ВПП;

- автоматизированные системы управления воздушным движением;

- аэродромные пожарные автомобили.

4. Производство оборудования аэродромов и воздушных трасс;

5. Организации, разрабатывающие объекты гражданской авиации.

Перечень авиационной техники и объектов гражданской авиации, подлежащих обязательной сертификации в СС АТ и ОГА может уточняться и дополняться в соответствии с правилами Системы.

Требования к авиационной технике и объектам гражданской авиации, подлежащим сертификации, изложены в Авиационных правилах.

Таким образом, применительно к авиационной технике объектами сертификации являются:

- воздушные суда (самолеты, вертолеты и др.);

- маршевые двигатели воздушных судов;

- вспомогательные двигатели воздушных судов;

- воздушные винты;

- компоненты авиационной техники ll класса и комплектующие изделия (КИ);

- разработчики авиационной техники;

- производители авиационной техники;

- ремонтные предприятия авиационной техники.

При сертификации в РФ авиационной техники зарубежного производства необходимым, но не достаточным условием для допуска изделия к эксплуатации в России является наличие сертификата государства, изготавливающего данную АТ. МАК выдает свой сертификат, удостоверяющий соответствие отечественным нормам, основываясь на результатах собственных дополнительных сертификационных проверок, с учетом сертификационных материалов, принятых авиационными властями государства разработчика для выдачи своего сертификата.

При наличии двустороннего соглашения процедуры сертификации могут быть существенно упрощены, т.е. объект сертификации проверяется только на соответствие дополнительным техническим условиям, вытекающим из различия отечественных и зарубежных норм.

Система сертификации авиационной техники, используемая в Российской Федерации, распространяется на Разработчика АТ, тип АТ, производство АТ и экземпляр АТ (рис. 9). В соответствии с этой схемой каждому объекту и субъекту сертификации предъявляются определенные требования и при их удовлетворении выдаются соответствующие документы (табл. 6).

 

Таблица 6.

Объекты сертификации АТ, требования соответствия и выдаваемые документы

Объекты или субъекты сертификации Требование соответствия Выдаваемый документ
Разработчик авиационной техники Требованиям Авиарегистра МАК Сертификат Разработчика
Тип авиационной техники Нормам летной Годности Сертификат типа
Производство авиационной техники Требованиям Авиарегистра МАК Свидетельство об одобрении производства или Сертификат на производство
Экземпляр авиационной техники Типовой Конструкции Удостоверение о годности к полетам (сертификат летной годности)

 

 
 

 


Рис. 9. Виды сертификатов, выдаваемых при сертификации авиационной техники


Поделиться с друзьями:

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.019 с.