ЛЕКЦИЯ 1 «Общие сведения о нарушении речи по типу ринолалия» — КиберПедия 

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

ЛЕКЦИЯ 1 «Общие сведения о нарушении речи по типу ринолалия»

2017-11-16 1744
ЛЕКЦИЯ 1 «Общие сведения о нарушении речи по типу ринолалия» 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

ЛЕКЦИЯ 1 «Общие сведения о нарушении речи по типу ринолалия»

Определение

Ринолалия – (от греч. нос + речь) – нарушение тембра голоса и звукопроизношения, обусловленное анатомо-физиологическими дефектами в строении артикуляционного аппарата.

Ринолалия по своим проявлениям отличается от дислалии наличием измененного назализованного (от лат. nasus — hoc) тембра голоса.

Найти по определению отличия от определения дислалии.

Рассматривание фотографий детей с ринолалией см. учебники «Логопедия», Волкова Л.С, 2000г. стр. 135; «Основы логопедии», Филичева Т. В., 1985 г. Стр. 99, 100.; методические материалы - приложение 1.

Библиография ( Ознакомление студентов с литературой )

1. Ермакова И.И. Коррекция речи при ринолалии у детей и подростков. – М. 1984.

2. Ипполитова А.Г. Открытая ринолалия. – М. 1983.

3. Логопедия для всех, Парамонова Л.Г. – М.: ООО «Издательство АСТ», СПб.: «Дельта», 1997.

4. Логопедия под ред. Волковой Л.С. – М.: ВЛАДОС, 1998.

5. Нарушения голоса и звукопроизносительной стороны речи. Часть 2: Ринолалия. Дизартрия под ред. Волковой Л.С. – М.: ВЛАДОС, 2003.

6. Понятийно-терминологический словарь логопеда / Под ред. Селиверстова В.И. – М.: ВЛАДОС, 1997.

7. Хрестоматия по логопедии, под ред. Волковой Л.С., М.: ВЛАДОС, 1997.

 

Статистика. Частота рождения детей с ринолалией среди различных народов или областей страны разнится.

1 ринолалик на 600-1000 новорожденных – 1964 г А.А. Лимберг.

1 ринолалик на 500-2500 новорожденных – 90 г. 20 века.

ü расщелины на третьем месте по частоте встречаемости среди врожденных пороков.

ü Двусторонние расщелины встречаются реже, чем односторонние.

ü Левосторонние расщелины встречаются чаще, чем правосторонние (70 %).

ü У мальчиков расщелины, вообще, чаще, чем у девочек.

ü У мальчиков дефект, как правило, сильнее, чем у женщин.

ü У мужчин чаще изолированная расщелина губы или губы и неба (68 %)

ü У женщин чаще изолированные расщелины неба.

ü Известно 350 синдромов врожденного нарушения развития, одним из признаков которых является расщелина.

ü При повреждении любой (хотя бы одной) из половины хромосом (1, 3, 4, 5, 7, 10, 11, 13, 14, 18, 21, Х) рождается ребенок с расщелиной.

ü У Даунов расщелины бывают в 10 раз чаще, чем у др. новорожденных.

 

Результаты исследований Харьков, 1992 г.

ü 10 % - наследственные факторы

ü 11 % - болезни матери в первые 3 мес. Беременности.

ü 4 % - стрессы- экзамены, разводы, смерть близких.

ü 5 % - профессиональные вредности

ü 2 % - употребление алкоголя.

ü Рождаются чаще с расщелинами дети у мам 17-20 лет и 30 – 35.

ü Рождаются чаще с расщелинами дети у пап 35-40 лет.

Дети с расщелинами чаще рождаются у отцов водителей, летчиков, физиков, подводников, работников АЭС.

За последние 15 лет наблюдается тенденция к увеличению количества новорожденных с патологией лица и челюстей.

Обосноватьтенденцию увеличения случаев рождения людей с ринолалией.

ЛЕКЦИЯ 2 «Причины возникновения ринолалии»

Как правило, мультифакторные причины. Объяснить понятие мультифакторные.

Формирование аномалий лицевого скелета, как правило, закладывается на 7-8 (в конце 2-ого месяца беременности) неделе беременности.

Для каждой группы ниже перечисленных причин студенты самостоятельно подбирают примеры вредоносных факторов, основываясь на знания, полученные при изучении дисциплины «Введение в логопедию» и нарушения речи «дислалия».

Экзогенные причины

Биологические факторы – грипп, паротит, коревая краснуха, токсоплазмоз и т.п.

Химические факторы – ядохимикаты, моющие средства, кислоты.

Профессиональные вредности – вибрация, радиация, шум,

Вредные привычки – алкоголь, никотин, наркотики.

Эндогенные причины

Эндокринные заболевания матери.

Социальные причины

Психические травмы.

Наследственные причины – редко.

 

Актуализировать знания студентов при рассмотрении таблицы 1 «Этиология нарушений речи» (методические материалы) Приложение 2.

 

Генетические факторы, предрасполагающие к возникновению ринолалии у последующих поколений

Присутствуют у родителей:

1. Раздвоение, укорочение, отклонение в сторону увулярного язычка.

2. Не симметричный кончик носа.

3. Не симметричные основания крыльев носа (ноздрей)

4. Борозда на небе или увулярном язычке.

Виды ринолалии

ОТКРЫТАЯ РИНОЛАЛИЯ - ротовые звуки приобретают назальность из-за постоянно открытого прохода в носовую полость. То есть либо у человека постоянно опущено мягкое нёбо, либо между ротовой и носовой полостью присутствует дополнительное отверстие (расщелина) в твердом или мягком нёбе. Открытая ринолалия может быть врожденной или приобретенной (после травм неба, черепно-мозговых нервов, параличей, парезов, опухолей и др.).

 

Функциональная открытая ринолалия возникает из-за недостаточного подъема мягкого нёба при фонации у детей с вялой артикуляцией. Причина:

o «привычная» открытая ринолалия, после удаления аденоидных разращений из-за длительного ограничения подвижности мягкого нёба,;

o результат постдифтерийного пареза;

o из-за физической ослабленности организма.

o Органическая открытая ринолалия возникает из-за органического поражения черепно-мозговых нервов или наличия расщелины между ротовой и носовой полостью.

В настоящее время принята следующая классификация расщелин.

1. Врожденные расщелины верхней губы:

o скрытая расщелина;

o неполная расщелина:

а) без деформации кожно-хрящевого отдела носа;

б) с деформацией кожно-хрящевого отдела носа.

2. Врожденные расщелины нёба:

o расщелина мягкого нёба:

а) скрытые (субмукозные);

б) неполные;

в) полные;

o расщелины мягкого и твердого нёба:

а)скрытая;

б)неполная;

в)полная;

o полная расщелина альвеолярного отростка, твердого и мягкого нёба:

а) односторонняя;

б) дву­сторонняя;

o полная расщелина альвеолярного отрос­тка и переднего отдела твердого нёба:

а) односто­ронняя;

б) двусторонняя.

 

Расщелины нёба могут сочетаться с расщелинами губы.

Частичные расщелины встречаются в несколько раз чаще полных.

Односторонние расщелины встречаются чаще, чем двусторонние (по данным М. Д. Дубова).

Расщелины обычно сочетаются с различными зубочелюстными деформациями.

Механизм нарушения при открытой ринолалии определяется:

1) отсутствием нёбно-глоточного затвора и вследствие это­го нарушением противопоставлений звуков по признаку ро­товой-носовой;

2) изменением места и способа артикуляции большинства звуков по причине дефектов твердого и мягкого нёба, вялостью кончика языка, губ, отодвиганием языка вглубь ротовой полости, высоким положением корня языка, участием в ар­тикуляции мышц глотки и гортани.

 

Проявления (симптоматика) при открытой ринолалии

1. Функциональные расстройства (сосания, глотания, внешнего дыхания и др.), которые снижают сопротивляемость к различным заболеваниям.

2. Психическое (интеллектуальное развитие) от детей с нормальным психическим развитием, до задержки умственного и психического развития; с олигофренией (разной степени).

3. Поражение центральной нервной системы. У некоторых детей – отдельные, неврологические микропризнаки:

§ нистагм, лег­кая асимметрия глазных щелей, носогубных складок, повы­шение сухожильных и перистальных рефлексов, отклонения в стереогнозе, изменение оральной чувствительности в ротовой полости – признаки органического поражения ЦНС;

§ выра­женные психогенные реакции на свой дефект, повышенная возбудимость и др. деформации характера – признаки функционального поражения ЦНС.

4. Нарушение коммуникации и социализации – из-за неприятия обществом, редких социальных контактов, личных комплексов.

5. Нарушения в речевой системе:

§ Отсутствие интенсивного лепета, артикуляционной «игры», тем самым обедняется этап подготовительной настройки речевого аппарата. Наиболее типичные лепетные звуки п, б, т, д артикулируются ребенком беззвучно или очень тихо в связи с утечкой воздуха через носовые ходы и тем самым не получают слухового подкрепления у детей. Активность лепета постепенно уменьшается (Волосовец Т. В., 1995).

§ Недоразвитие просодики.

§ Позднее начало речи, значительный временной интервал между появлением первых слогов, слов и фраз уже в ранний период, т. е. начинается искаженный путь развития речи в целом.

§ Нарушается тембр при произнесении согласных. При произнесении шипящих и фрикативных прибавляется хриплый звук, возникающий в носовой полости. Взрыв­ные п, б, д, т, к и г звучат неясно, так как в ротовой полости не образуется необходимое воздушное давление вследствие неполного перекрытия носовой полости. Ринофонически звучат л и р. Воздушная струя в ротовой полости настолько сла­ба, что недостаточна для колебания кончика языка, необходи­мого для образования звука р.

§ Нарушения фонети­ческой (звукопроизношение) стороны речи. В результате периферической недостаточности артикуля­ционного аппарата формируются приспособительные (компен­саторные) изменения уклада органов артикуляции при про­изводстве звуков; высокий подъем корня языка и сдвиг его в заднюю зону ротовой полости; недостаточное участие губ при произнесении лабиализованных гласных, губно-губных и губ­но-зубных согласных; чрезмерное участие корня языка и гор­тани; напряжение мимической мускулатуры. Добавляется фарингализация, т. е. дополни­тельная артикуляция за счет напряжения стенок глотки, возникает как компенсаторное средство. Встречаются также и явления дополнительной артикуля­ции в полости гортани, что придает речи своеобразный «щел­кающий» призвук.

- опускание начального согласного («ак, ам» — так, там);

- нейтрализация зубных звуков по способу образования;

- замена взрывных звуков фрикативными;

- свистящий фон при произношении шипящих звуков или наоборот (сш или шс);

- отсутствие вибранта р или замена звуком ы при сильном выдохе;

- наложение дополнительного шума на назализованные звуки (шипение, свист, придыхание, храп, гортанность и т. п.);

- перемещение артикуляции в более задние зоны (влияние высокого положения корня языка и малого участия губ при артикуляции). В некоторых случаях отмечаются явления гиперкоррекции, т. е. перемещение артикуляции в передние зоны. Например, звук с заменяется звуком ф без изменения способа артикуляции.

- Характерно понижение разборчивости звуков в стечении согласных в конечной позиции.

- Речь ребенка с ринолалией в целом мало разборчива.

§ Нарушения письма. Дисграфические ошибки, которые наблюдаются в письменных работах детей с расщелинами нёба, разнообразны:

- пропуски, замены, добавления лишних гласных: «расвел» — расцвел, «конату» — комнату; «в сенем» — в синем, «крельца» — крыльца, «грибими» — грибами, «гулубятня» — голубятня, «пршел» — пришел. Звук л заменяется р, р на л: «проварился» — провалился, «подпрыла» — подплыла.

- смешения шипящих-свистящих «зелезо» — железо, «закрузились» — закружились. Звук ч на письме заменяется ш, с или ж; щ на ч: «прящутся» — прячутся, «щулан» — чулан, «шитала» — читала, «серез» — через.

- смешения звонких и глухих согласных: «изправь» — исправь, «в портвеле» — в портфеле.

- непра­вильное употребление предлогов, союзов, частиц, ошибки в падежных окончаниях, т. е. проявления аграмматизма в пись­ме.

§ Нарушения чтения - аналогичны нарушениям при письме, также добавляется непонимание прочитанного материала.

§ Нарушения фонематического слуха. Плохое различение всех звуков, в большей мере страдают заднее и переднеязычные звуки и особо сильно – носовые и ротовые. Недоразвитие грамматического строя речи. Не осознаются, «проглатываются» приставки, суффиксы, окончания, предлоги или в них добавляются, теряются отдельные звуки.

§ Сужение словаря. Словарь детей недостаточно точный по употреблению, с ограниченным количеством слов, обозначающих отвлеченные и обобщенные понятия. Этим объясняется стереотипность их речи, замены близких по значению слов.

- Недоразвитие связной речи. М. Момеску и Э. Алекс показали, что разговорная речь детей с расщелиной нёба содержит только 50% информации по сравнению с нормой, возможность передачи речевого сообщения ребенком уменьшена вдвое. Это является причиной серьезных коммуникативных затруднений.

 

Нельзя установить прямого соответствия между величиной нёбного дефекта и степенью искажения речи. Слишком разнообразны компенсаторные приемы, которыми пользуются дети для производства звуков. Многое зависит также от соотношения резонирующих полостей и от многообразия индивидуальных особенностей конфигурации ротовой и носовой полости. Имеются факторы, менее специфические, но также влияющие на степень внятности звукопроизношения (возрастные, индивидуально-психологические свойства, социально-психологические и др.).

Нарушение речи по типу «ринолалия» часто сопровождается дизартрией и алалией.

 

ЗАКРЫТАЯ РИНОЛАЛИЯ - образуется при пониженном физио­логическом носовом резонансе во время произнесения зву­ков речи (т.е. во время речи всегда закрыт проход в носовую полость из ротовой, в том числе и при произнесении носовых звуков «м», «н» и их мягких пар).

Передняя закрытая ринолалия – нарушение проходимости в носовой полости. Причина:

o хрони­ческая гипертрофия слизистой носа, главным образом, задних нижних раковин;

o полипы в носовой полости;

o искрив­ления перегородки носа;

o опухоли носовой полости.

Задняя закрытая ринолалия – нарушение проходимости в носоглотке кзади от хоан. Причина:

o аденоидные разрастания;

o носоглоточные поли­пы, фибромы или иные носоглоточные опухоли.

Функциональная закрытая ринолалия - наблюдается у де­тей часто, но не всегда правильно распознается. Она возника­ет при хорошей проходимости носовой полости и ненарушен­ном носовом дыхании. Однако тембр назальных и гласных звуков при этом может быть нарушен сильнее, чем при орга­нических формах. Мягкое нёбо при фонации и при произношении назаль­ных звуков сильно поднимается и закрывается доступ звуко­вым волнам к носоглотке. Причина - невротические расстройства.

Механизм нарушения при закрытой ринолалии. Формирование речевого выдоха через ротовую полость без возможности выхода воздушного потока через носовые ходы, вследствие нарушенной проходимости в области носоглотки.

Проявления (симптоматика) при закрытой ринолалии.

§ Отсутствие носового резонанса в речи – глуховатая, менее звонкая речь.

§ Нарушение произношения, дикции – «смазанные» гласные, замена м, мь на б, бь; н, нь на д, дь.

§ Нарушения фонематического слуха – ребёнок не различает ротовые и носовые звуки (м, мь - б, бь; н, нь - д, дь).

 

СМЕШАННАЯ РИНОЛАЛИЯ - состояние речи, ха­рактеризующееся пониженным носовым резонансом при произнесении носовых звуков и наличием назального темб­ра (назализованного голоса). Причиной является сочетание непроходимости носа и недостаточность нёбно-глоточного контакта функционального и органического происхождения.

Наиболее типичными являются сочетания укороченного мягкого нёба, подслизистого его расщепления и аденоидных разрастаний, которые в таких случаях служат препятствием для утечки воздуха через носовые ходы во время произнесе­ния оральных звуков.

Состояние речи может ухудшиться после аденотомии, так как возникает нёбно-глоточная недостаточность и проявля­ются признаки открытой ринолалии.

Для данного нарушения речи характерны проявления (симптоматика), присущая и при закрытой и при открытой ринолалии.

ЗУБЫ

Аномалии положения зубов

Аномалия – отклонение о нормы в строении или структуре органа или его функции.

Высокое или низкое расположение зубов - смещение зубов в вертикальном (верх-низ) направлении, представляет собой высокое расположение зуба (как будто короткий зуб относительно других зубов), недоходящего до плоскости смыкания зубных рядов, или выдвинутое, низкое положение зуба, мешающее смыканию остальных зубов (то есть некоторые зубы длиннее других). Иногда имеет место выдвижения группы зубов.

Поворот зуба вокруг продольной (вертикальной) оси - чаще всего поворачиваются по оси резцы верхней и нижней челюсти. Этот вид аномалии вызывает эстетические и функциональные нарушения. Иногда повернутые по оси зубы травмируют зубы противоположной челюсти и расшатывают их.

Скученное расположение зубов -тесное положение зубов, при котором они стоят с поворотами по оси и налегают друг на друга вследствие недостатка места в зубном ряду.

Аномалии формы зубов

Уродливые зубы - зубы разнообразной неправильной формы, которые чаще наблюдаются на верхней челюсти, в ее фронтальном (переднем, который видно в улыбке) участке. Этиология не выяснена; предполагаются нарушение развития челюстей и зубных зачатков.

Аномалии числа зубов

Аномалии зубных рядов

Различают следующие неправильные формы зубных рядов при их сужении:

-остроугольную - когда сужение челюсти локализуется в области клыков

-седловидную - когда сужение челюсти более выражено в области премоляров (малые коренные зубы, следуют за клыками)

-трапециевидную - когда сужен и уплощён фронтальный участок общесуженную, когда все зубы - фронтальные и боковые - стоят тесно

-асимметричную - при которой сужение больше выражено на одной стороне зубного ряда верхней или нижней челюсти, в результате чего получается перекрестный прикус.

Этиология - недоразвитие челюстей и их деформации, вызванные болезнями раннего детского возраста.

ЧЕЛЮСТИ

Аномалии прикуса

Прикус – взаимоотношения зубных рядов верхней и нижней челюсти при их смыкании. При нормальном прикусе – в случае свободного смыкания челюстей верхние фронтальные зубы слегка перекрывают нижние, при этом нижняя челюсть подвижна способна осуществлять движение вперед и назад.

Аномалии прикуса - это отклонения от нормального взаимоотношения зубных рядов верхней и нижней челюстей. Эти отклонения можно рассматривать в трех направлениях:

- прогнатия - выдвижение вперед верхней челюсти.

Истинная прогнатия – чрезмерное развитие верхней челюсти при нормально развитой нижней. Может сочетаться с высоким небом, сужением верхней челюсти в боковых отделах, удлиненным альвеолярным отростком, веерным положением зубов. В тяжелых случаях верхняя челюсть выступает на 1,5 см. и нижняя губа находится за верхними зубами.

Ложная прогнатия – недоразвитие нижней челюсти при нормально развитой верхней челюсти.

- прогения - Выдвижение вперед нижней челюсти.

Истинная прогения – чрезмерное развитие нижней челюсти, при нормально развитой верхней челюсти. В тяжелых случаях нижняя челюсть выступает на 1,5 см.

Ложная прогения – недоразвитие верхней челюсти пр нормально развитой нижней.

Физиологическая прогения (возрастная) – присутствует у детей (не у всех) до смены молочных зубов – при свободном смыкании зубов, верхние зубы «стоят» на нижних.

- глубокий прикус - фронтальные зубы в значительной степени перекрываются антагонистами (противопоставленными / противостоящими зубами).

- открытый прикус - при челюстей часть зубов-антогонистов смыкаются, часть нет (не достают друг до друга. В тяжелых случаях щель между верхним рядом зубов и нижним достигает 1 см.

Передний открытый прикус – моляры (коренные) зубы смыкаются, а фронтальные нет.

Боковой открытый прикус – фронтальные зубы смыкаются, а боковые нет. Боковой открытый прикус бывает правосторонним, левосторонним, двусторонним.

Этиология (причины): врожденная особенность строения лицевого скелета, детские болезни, влияющие на развитие костной системы, воспалительные процессы в носоглотке, врожденная особенность строения костей лицевого скелета, неправильный способ искусственного вскармливания, ранняя потеря молочных моляров.

- перекрестный прикус – полное или частичное несоответствие верхнего и нижнего зубного ряда при смыкании зубов. В норме, при свободном смыкании зубов, зубы верхнего ряда по всей челюсти выходят кнаружи, относительно нижнего ряда (дуга верхней челюсти шире, больше, чем дуга нижней челюсти) при перекрестном прикусе дуга нижней челюсти полностью или в некоторых отделах оказывается кнаружи, или шире дуги верхней челюсти.

ГУБЫ

Пороки развития губ

Врожденная расщелина губы

Возникновение расщелин определяется главным образом генетическими факторами, но может быть связано и с нарушением внутриутробного развития под влиянием экзо- и эндогенных факторов. Формы расщелин различны - от небольшой выемки у красной каймы до полного сообщения расщелины губы с отверстием носа.

Расщелины верхней губы

могут быть односторонними и двухсторонними. При полной расщелине верхней губы у ребенка затрудняется, а в некоторых случаях невозможен акт сосания, дыхание становится поверхностным и частым и как осложнение часто возникает пневмония.

Ахейлия

- отсутствие губ. Встречается редко - при врожденной атрезии ротового отверстия.

Синхейлия

- срастание боковых отделов губ, приводящее к уменьшению ротовой щели, Маленькие, тонкие губы

Брахихейлия

- короткая средняя часть верхней губы. (Попробовать сказать «Мама попрыгала с Бобиком», при этом поднимать нос, до поднятия верхней губы).

Гипертрофия слизистых желез

и подслизистой клетчатки ("двойная губа") - складки слизистой оболочки губы, которые особенно выявляются при улыбке.

Большие, толстые, отвислые губы

Этиология – наследственные или врожденные нарушения.

ЯЗЫК

Анкилоглосия – укороченная подъязычная уздечка.

Большой язык

Длинный язык

Короткий язык

Узкий язык

Маленький язык

НЁБО

Высокое (готическое) небо. Существует средневековый готический архитектурный стиль – устремленный в небо, высокий, воздушный, парящий.

Низкое, плоское нёбо.

 

Выше перечисленные дефекты в строении артикуляционного аппарата способствуют возникновению многочисленных нарушений произношения у детей с открытой ринолалией.

 

Дополнительная информация о функционировании артикуляционного аппарата

МЕХАНИЗМЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ НЁБНОГЛОТОЧНОГО АППАРАТА

При нормальной фонации во время произнесения всех звуков речи, кроме носовых, у человека происходит отделение носоглоточной и носовой полости от глоточной и ротовой.

Эти полости разделяются нёбно-глоточным смыканием, вызываемым сокращением мышц мягкого нёба, боковых и задних стенок глотки. Одновременно с движением мягкого нёба при фонации происходит утолщение задней стенки глотки (валик Пассавана), которое способствует контакту задней поверхности мягкого нёба с задней стенкой глотки.

Во время речи мягкое нёбо непрерывно опускается и поднимается на разную высоту в зависимости от произносимых звуков и темпа речи. Сила нёбно-глоточного смыкания зависит от произносимых звуков. Она меньше для гласных, и больше для согласных. Самое слабое нёбно-глоточное смыкание наблюдается при согласном в, самое сильное — при с.

При нормальном произнесении назальных звуков м, м', н, н` воздушная струя свободно проникает в пространство носового резонатора.

При дутье, глотании, свисте мягкое нёбо поднимается выше, чем при речи.

В зависимости от характера нарушения функции нёбно-глоточного смыкания выделяются различные формы ринолалии.

 

ЛЕКЦИЯ 7 «Нарушения звукопроизношения = фонетической стороны речи»

ЛЕКЦИЯ 9 «Нарушения голоса»

До 7-ми лет голос детей с открытой органической ринолалией имеет характеристики, свойственные норме, кроме гиперназализации (х-ка тембра), после 7 лет голос ухудшается, присоединяются функциональные, а затем и органические нарушения (парезы, параличи, узелки на голосовых связках и др.), которые проявляются в таких характеристиках голоса - слабый, истощаемый, монотонный, сиплый, гнусавый, металлический, носовой, сиплый, форсированный, хриплый, приглушенный.

Причины ухудшения х-к голоса – доказали, что изменение формы, строения, положения, работы мягкого неба влияет на положение и функционирование голосовых связок. То есть, они начинают работать дисфункционально (нарушено), что приводит к их постоянному перенапряжению, и в последствии провоцирует органические изменения в них. Операции по устранению расщелин, не изменяют ситуацию, так как мышцы не начинают работать правильно на все 100 %.

Характеристики голоса осложняются психологическим компонентом – дети стесняются своей речи, стараются, а затем и привыкают говорить тихо, незаметно для окружающих.

Речь детей с ринолалией характеризуется следующими нарушениями:

Ринофония – носовой (гнусавый) оттенок голоса, возникающий из-за неправильного направления голосовыдыхательной струи вследствие механических (органических) дефектов носоглотки, носовой полости, мягкого и твердого неба, либо расстройств функции мягкого неба.

Ринофония закрытая – носовые согласные приобретают носовое резонирование, гласные теряют звучность, тембр становится неестественным = гипоназализация.

Ринофония открытая – патологическая назализация всех носовых звуков, слабые, сдавленный голос = гиперназализация, (носовой голос).

Голос обладает следующими характеристиками:

Металлический – отсутствует богатство, цвет.

Приглушенный – голос, как будто застревающий в задней части ротовой полости, быстро затухающий.

Сиплый – образуется при неполном смыкании голосовых складок, когда кроме звуковых волн, еще из гортани выходит «дикий» воздух, то есть не «обработанный» колебаниями голосовых складок. Происходит из- за раздражения и набухания гортани, голосовых складок, при скоплении слизи, что сопровождается состоянием гиперемии. Вы можете чувствовать такое после голосового утомления, перед болезнью горла, и во время неё, курения.

Слабый – недостаточная сила (громкость) голоса из-за слабости дыхательного аппарата или недостаточной энергичностью смыкания голосовых складок (часто при паретичности). Что такое паретичность.

Хриплый – более сильная степень сиплого голоса (дополнительные причины – папилломатоз, стеноз, парезы, параличи, гипертрофия гортани и голосовых складок, певческие узелки).

Состояние папилломатоза возникает у детей с ринолалией после 14 лет. Это патологический процесс, характеризующийся образованием множественных папиллом на каком-либо участке кожи или слизистой.

Папиллома – доброкачественная опухоль, выступающая над поверхностью кожи или слизистой в виде сосочка.

Узелки голосовых складок = певческие узелки – у 20 % ринолаликов после 15 летнего возраста.

Фонастения – (у 70 –80 % ринолаликов в возрасте после 15 лет) – нарушение функции голосообразования без видимых органических изменений в голосовом аппарате. Проявления - быстрая утомляемость, прерывание голоса (осечки), неприятные ощущения в горле при долгой речи, пении, ощущение царапанья, жжения.

 

Ринолалики – как правило, имеют приобретенные нарушения слуха, значит, являются ранооглохшими (то есть, нарушение слуха возникло до освоения речи) или позднооглохшими, если речь у детей успела сформироваться.

Чаще у ринолаликов только снижение слуха, часто одностороннее или степень снижения слуха на разных ушах также различно.

Причины – отиты, антибиотики.

Степени снижения слуха

Задачи

1. Выделить первичность-вторичность дефектов.

2. Выстроить структуру нарушения (чистая ринолалия или сочетается с другими нарушениями речи).

3. Определить степень выраженности дефектов.

 

ЛЕКЦИЯ 12

3. Обследование фонематического слуха организовывается и проводится традиционно, как при обследовании фонематического слуха у детей с дислалией.

Повтор со студентами обследования фонематического слуха при дислалии.

Обследуемые характеристики

1. Длительность.

2. Глубина.

3. Направленность выдоха (рот-нос, при выдохе через рот, направление выдоха)

4. Частота.

5. Ритмичность.

6. Сила (распределение силы выдоха во время речи, просто сила выдоха)

Положения для обследования

1. Лежа

2. Сидя

3. Стоя

Виды обследования

1. С открытым носом;

2. С закрытым носом.

Приемы обследования

1. Визуальные – наблюдение (смотрим как обследуемый выполняет различные тестовые задания, во время речи, покоя, выполнения физических нагрузок)

2. «Тестирование» - обследуемый выполняет задания логопеда.

Выдох

– во время фонации в углах рта, двусторонний, правосторонний, левосторонний.

– Короткий.

– Продолжительный.

Дыхание

– Глубокое

– Грудное

– Диафрагмальное

– Ключичное

– Направленное

– Поверхностное

– Прерывистое,

– Равномерное (затухающее к концу фразы) распределение силы выдоха во время речи

– Рассеяное

– Ритмичное

– Ротовой выдох – сформирован / не сформирован

– Скачущее

– Умеренный

– Утечка воздуха через нос значительная (сильно выраженная, средней степени выраженности, незначительная)

– Частое

Варианты заданий для обследования – студентам самостоятельно определить на обследование какой характеристики дыхания направлено каждое задание, сформулировать цель. Оформить в таблицу, через строчку (2 столбика, обязательно пронумеровать).

 

1. Подуть на бумажку, около рта (с открытым, затем с закрытым носом).

2. Сдуть со стола «мусор», снег и др. (с открытым, затем с закрытым носом).

3. Подуть на что-либо через трубочку.

4. Загони мяч в ворота. (с открытым, затем с закрытым носом).

5. Надуть шарик (с открытым, затем с закрытым носом).

6. Чтение стихов наизусть.

7. Повторение за логопедом слов, фраз.

8. Чтение текстов.

9. Попросить ребенка просто подышать в положении сидя, лежа, стоя, в моменты дыхания положить ребенку руки (руки логопеда) на грудь и живот, смотреть, какая рука активнее поднимается. (с открытым, затем с закрытым носом).

10. Наблюдение за дыханием ребенка в жизни.

11. Наблюдение за дыханием ребенка во время выполнения физических упражнений.

12. Пропеть гласные «Кто дольше» - с засеканием времени. (с открытым, затем с закрытым носом).

13. Игра «кто назовет больше слов на одном выдохе» - называются картинки, выложенные в ряд - с засеканием времени. (с открытым, затем с закрытым носом) – постараться избегать носовых звуков в словах.

14. Прикладывать зеркало под нос ребенку, во время речи или пропевания гласных.

15. Дополнительные задания, подобранные студентами

Методические рекомендации

1. Для большей объективности необходимо каждый вид задания проводить 2-4 раза, можно на разном материале.

2. С дошкольниками задания проводить в сюжетной форме или игровой.

 

По итогам логопедического обследования дыхания ребенка составляется логопедическое заключение.

Диагноз – указание на нарушение, то есть название «болезни» (ринолалия, заикание и т.п.), а заключение это «сочинение», развернутое описание обследованной функции. Например: физиологическое дыхание Васи З. характеризуется как верхнеключичное, аритмичное, вдох неглубокий, поверхностный, дыхание осуществляется с открытым ртом, при попытки организации ротового выдоха, значительная часть воздуха выходит через нос. Независимо от присоединяющихся компенсанаторных гримасс … И так далее по всем пунктам обследования дыхания.

 

ЛЕКЦИЯ 13

Субъективные

1. Наблюдение за ребенком во время речи.

2. Беседа.

3. Вопросы.

4. Тестовые задания (произносить слова шепотом, тихим голосом, громким, высоким, низким, отраженно, сопряженно, пропевание гамм голосом разной высоты).

5. Для определения гипоназализации, просим повторить слова и фразы, насыщенные звуками М и Н. При выраженной гипоназализации контрольные звуки заменяются на явные Б и Д. Подсчитываем количество слов произнесенных правильно и с проявлениями гипоназализации. Высчитываем процент нарушений.

6. Для определения гиперназализации, просим повторить различные слова, с открытыми ноздрями и с закрытыми, смотрим наличие изменений в качестве произношения.

Объективные (с помощью приборов)

1. Назометр = назофарингоскопическое исследование (согласование действий носоглоточного затвора и артикуляторных движений, в сочетании с работой голосовых складок.

2. Шумомер (для определения громкости голоса).

3. Компьютерные программы «Видимая речь»

4. Спектрограф – частотный диапазон, в котором говорит человек.

5. Др.

 

ЛЕКЦИЯ 14

6, 7, 8 Обследование словаря, грамматического строя речи, связной речи проводится аналогично обследованию этих сторон речи у детей с общим недоразвитием речи – самостоятельная подготовка студентов (доклады, рефераты).

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ ОБ ОБСЛЕДОВАНИИ РИНОЛАЛИКОВ

Для обследования самооценки детей, их отношения к своему дефекту, выявления наличия осознания собственного дефекта, фиксированности на дефекте удобно использовать модифицированную (измененную) методику Дембо-Рубинштейн. Больному предлагают расположить себя на «лестнице» успехов (вертикальной шкале). Объясняем, что верхняя ступенька это показатель «я в этом вопросе самый лучший», примерно по середине - чуть выше – показатель нормы, нижняя ступень – уровень болезни, «хуже всех, все ужасно».

Ребенок показывает, где он находится на этой лестнице по состоянию:

– здоровья;

– речи;

– голосу;

– успеху;

– счастью;

– красоте.

Ребенок сравнивает себя на этой лестнице с положением одноклассников, соседа по палате, друга.

Вывод составляется на основе наблюдения за поведением ребенка во время обследования, в повседневной деятельности, бесед с родителями и педагогами о фиксированности ребенка на своем нарушении и заполнении модифицированной методики Дембо-Рубинштейн.

 

 

ЛЕКЦИЯ 15

Приемы работы

Практические приемы (для дошкольников они называются игровые)

– Упражнения (многократные повторения какого-либо действия)

– Игры, чаще дидактические, но и подвижные, сюжетно-ролевые и пр.

– Моделирование – построение какого либо процесса / явления с помощью наглядности (артикуляция на руках), схема рассказа и др.

Наглядные приемы (опора на все анализаторы – зрительный, слуховой, тактильный)

– Магнитофон, видеомагнитофон, компьютер

– Зеркала, пособия.

– Показ правильной артикуляции

Словесные при


Поделиться с друзьями:

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.215 с.