Сложноподчиненное предложение. Знаки препинания в сложноподчиненном предложении. Использование сложноподчиненных предложений в разных типах и стилях речи — КиберПедия 

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Сложноподчиненное предложение. Знаки препинания в сложноподчиненном предложении. Использование сложноподчиненных предложений в разных типах и стилях речи

2017-11-16 3059
Сложноподчиненное предложение. Знаки препинания в сложноподчиненном предложении. Использование сложноподчиненных предложений в разных типах и стилях речи 5.00 из 5.00 3 оценки
Заказать работу

Лекция № 14

Тема: Синтаксис и пунктуация.Сложное предложение.

Основные вопросы, рассматриваемые на лекции:

1. Сложное предложение. Сложносочиненное предложение. Знаки препинания в сложносочиненном предложении. Синонимика сложносочиненных предложений с различными союзами. Употребление сложносочиненных предложений в речи

2. Сложноподчиненное предложение. Знаки препинания в сложноподчиненном предложении. Использование сложноподчиненных предложений в разных типах и стилях речи

3. Бессоюзное сложное предложение. Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении. Использование бессоюзных сложных предложений в речи

4. Знаки препинания в сложном предложении с разными видами связи. Синонимика простых и сложных предложений (простые и сложноподчиненные предложения, сложные союзные и бессоюзные предложения).

5. Сложное синтаксическое целое как компонент текста. Его структура и анализ. Период и его построение

Краткое содержание лекционного материала

Сложное предложение. Сложносочиненное предложение. Знаки препинания в сложносочиненном предложении. Синонимика сложносочиненных предложений с различными союзами. Употребление сложносочиненных предложений в речи

Сложное предложение — это предложение, имеющее в своем составе не менее двух грамматических основ (не менее двух простых предложений) и представляющее собой смысловое и грамматическое единство, оформленное интонационно. Например: Впереди нас круто спускался коричневый, глинистый берег, а за нашими спинами темнела широкая роща.

Простые предложения в составе сложного не имеют интонационно-смысловой законченности и называются предикативными частями сложного предложения.

В зависимости от способа связи простых предложений в составе сложного все сложные предложения делятся на два основных типа: бессоюзные (связь осуществляется только при помощи интонации) и союзные (связь осуществляется не только при помощи интонации, но и при помощи специальных средств связи: союзов и союзных слов — относительных местоимений и наречий).

Союзные предложения делятся на сложносочиненные и сложноподчиненные.

В сложносочиненных предложениях простые предложения соединяются сочинительными союзами и, а, но, или, то... то и др. Части сложносочиненного предложения в смысловом отношении, как правило, равноправны.

В сложноподчиненных предложениях простые предложения соединяются подчинительными союзами что, чтобы, как, если, так как, хотя и др. и союзными словами который, чей, где, куда и др., которые выражают различные значения зависимости: причину, следствие, цель, условие и т. д. Простое предложение, подчиняющее себе другое простое предложение, называется главным, а подчиненное, зависимое предложение — придаточным.

В схемах бессоюзных и сложносочиненных предложений простые предложения обозначаются знаком квадратных скобок, так же обозначается и главное предложение в составе сложноподчиненного, придаточные же предложения заключаются в круглые скобки. В схемах указываются средства связи и знаки препинания. Например:

1) Над озером кружили чайки, два-три баркаса виднелись вдалеке. [ ], [ ].

2) Водитель захлопнул дверцу, и машина умчалась. [ ], и [ ].

3) Я знал, что утром мать пойдет в поле жать рожь. [ ], (что...).

Особую группу сложных предложений составляют предложения с разными видами связи. Например: Живопись — это поэзия, которую видят, а поэзия — это живопись, которую слышат (Леонардо да Винчи). Это сложное предложение с сочинением и подчинением. Схема данного предложения: [ ], (которую...), а [ ], (которую...).

Сложносочиненными называются сложные предложения, в которых простые предложения равноправны по смыслу и связаны сочинительными союзами. Части сложносочиненного предложения не зависят друг от друга и составляют одно смысловое целое.

В зависимости от вида сочинительного союза, который связывает части предложения, все сложносочиненные предложения (ССП) делятся на три основных разряда:

а) ССП с соединительными союзами (и; да в значении и; ни..., ни; тоже; также; не только..., но и; как..., так и);

б) ССП с разделительными союзами (то..., то; не то..., не то; или; либо; то ли, то ли);

в) ССП с противительными союзами (а, но, да в значении но, однако, зато, но зато, только, же).

Смысловая связь простых предложений, объединенных в сложное, различна. Они могут передавать:

— явления, происходящие одновременно: И далеко на юге шел бой, и на севере вздрагивала земля от бомбовых ударов, явственно приближавшихся ночью (в таких предложениях изменение последовательности частей предложения не меняет смысла);

— явления, происходящие последовательно: Дуня села в кибитку подле гусара, слуга вскочил на облучок, ямщик свистнул, и лошади поскакали (в этом случае перестановка предложений невозможна).

В сложносочиненных предложениях с соединительными союзами могут выражаться:

— временные отношения: Наступило утро, и наш пароход подошел к Астрахани (сравните: Когда наступило утро, наш пароход подошел к Астрахани);

— причинно-следственные отношения: Несколько особенно мощно перекрытых блиндажей остались совсем целы, и иззябшие, измученные боем люди, валясь с ног от усталости и желания спать, всеми силами тянулись туда погреться;

— действие и его результат: Пугачев дал знак, и меня тотчас отпустили и оставили.

Примечание. Союзы тоже и также вносят в предложение значение уподобления. Например: И теперь я жил с бабушкой, она тоже перед сном рассказывала мне сказки. Союзы тоже и также стоят всегда внутри второй части сложносочиненного предложения. Союз тоже, как правило, употребляется в разговорной речи, союз также — в книжной.

Разговорный характер имеет также и союз да в значении и: Скрывать истину было бесполезно, да Серпилин и не считал себя вправе это делать.

В сложносочиненных предложениях с разделительными союзами указывается на такие явления, которые не могут происходить одновременно: они или чередуются, или одно исключает другое. Например: В душном воздухе то раздавались удары кирок о камень, то заунывно пели колеса тачек; На Пересыпи не то что-то горело, не то восходила луна; Только иногда мелькнет березка или мрачной тенью встанет перед тобой ель.

В сложносочиненных предложениях с противительными союзами одно явление противопоставляется другому: Гроза была там, сзади них, над лесом, а тут сияло солнце.

С помощью союза однако передается оговорка к ранее сказанному. Например: Она едва могла принудить себя улыбнуться и скрыть свое торжество, однако ей удалось довольно скоро принять совершенно равнодушный и даже строгий вид.

Союзы зато, но зато указывают на возмещение того, о чем говорилось в первом предложении: Лось ушел, зато рядом раздавался звук, издаваемый каким-то живым и, вероятно, слабым существом; Много труда предстоит ему, но зато зимой он отдохнет.

В значении противительных союзов употребляются частицы же, только. Например: Голова еще болела, сознание же было ясное, отчетливое; Война ничего не отменила, только все чувства стали острей на войне.

Сложносочиненное предложение следует отличать от простого предложения с однородными членами, связанными сочинительными союзами.

Сложносочиненные предложения Простые предложения с однородными членами предложения
Свистящим шепотом перекинулись между собой столетние сосны, и сухой иней с мягким шелестом полился с потревоженных ветвей. [ ], и [ ]. И вдруг еще один жук отвалил от танцевавшего в воздухе роя и, оставляя за собой большой, пышный хвост, пронесся прямо к поляне. [ и ].
Звезды еще сверкали остро и холодно, но небо на востоке уже стало светлеть. [ ], но [ ]. Повинуясь этому могучему чувству, он вскочил на ноги, но тут же, застонав, присел на медвежью тушу. [, но ].
Шумит лес, лицу жарко, а со спины пробирается колючий холод. [ ], [ ], а [ ]. В хорошую погоду лес клубился шапками сосновых вершин, а в непогодь, подернутый серым туманом, напоминал помрачневшую водную гладь. [, а ].
Для разнообразия мелькнет в бурьяне белый булыжник, или вырастет на мгновение серая каменная баба, или перебежит дорогу суслик, и опять бегут мимо глаз бурьян, холмы, грачи. [ ], или [ ], или [ ], и [,, ]. Приходилось стоять, закрыв глаза, прислонившись спиной к стволу дерева, или присаживаться на сугроб и отдыхать, чувствуя биение пульса в венах. [ или и ].

Образец разбора

Особенно понравилась Клервиллю та барышня, с которой его посадили; она была такова, какой должна была быть девушка из петербургской передовой интеллигенции (Алданов).

В этом предложении можно выделить 4 грамматические основы: 1) барышня понравилась; 2) посадили (односоставное неопределённо-личное предложение); 3) она была такова; 4) девушка должна была быть какой. Следовательно, данное сложное предложение состоит из четырёх простых предложений:

1) особенно понравилась Клервиллю та барышня;

2) с которой его посадили;

3) она была такова;

4) какой должна была быть девушка из петербургской передовой интеллигенции.

Следовательно, сложное предложение разбивается на простые следующим образом:

Особенно понравилась Клервиллю та барышня /1 с которой его посадили /2 она была такова /3 какой должна была быть девушка из петербургской передовой интеллигенции /4.

Предложения 2 и 4 содержат подчинительные средства связи – союзные слова с которой, какой. Предложения 1 и 3 сочинительных или подчинительных средств связи не имеют.

Сложное предложение можно разбить на следующие пары простых:

а) 1→2: особенно понравилась Клервиллю та барышня /1, с которой его посадили /2 – это сложноподчинённое предложение, где предложение 1 – главное, а предложение 2 – придаточное;

б) 3→4: она была такова /3, какой должна была быть девушка из петербургской передовой интеллигенции /4 – это сложноподчинённое предложение, где предложение 3 – главное, а предложение 4 – придаточное;

в) 1:3: особенно понравилась Клервиллю та барышня /1: она была такова /3 – это бессоюзное предложение, отношения причинные, между частями можно вставить союз потому что.

Сложное предложение

1. Какое предложения является сложным?(Знаки препинания не расставлены.)

А. Стараясь не зацепиться за колючую проволоку Дмитрий перелез через забор передал часовому узелок с едой а затем оглядываясь и пригибаясь осторожно побежал назад.

Б. Василий увидел дымок вьющийся из трубы родного дома знакомую зелень без осеняющих этот приют и блестевшую между деревьями серебряную полоску Волги.

В. Они быстро поднялись раскланялись немного энергичнее чем при встрече и быстро вышли из комнаты озадачив всех присутствующих своим поведением.

Г. К сожалению я не помню когда впервые мы встретились с этим человеком.

2.Какие предложения являются сложными?(Знаки препинания не расставлены.)

А. Так ранней утренней порой отрывок тучи громовой в лазурной тишине чернея летит без шума и следа.

Б. Мы просидели с дедом часов шесть пока он мне не рассказал историю своей жизни достойной восхищения и подражания.

В. Наскоро поужинав Егор вышел на двор плотнее запахнул поношенную шинель поднял воротник затем быстро зашагал по улице ёжась от холода.

Г. И там метель дозором ходит сдувая пыль со стен седых то песню долгую заводит то отвлекает часовых.

3.Какой из вариантов продолжения предложения нужно выбрать, чтобы получилось сложносочинённое предложение?

С самого утра мы начали нервничать…

А. Так что настроение было испорчено на весь день.

Б. И обсуждать возможные трудности предстоящего дела.

В. Но погода не подвела нас и на этот раз.

Г. Потому что каждый из нас чувствовал себя неуверенно.

4.В каком сложноподчинённом предложение придаточное определительное?

А. Где некогда всё было пусто, голо, теперь младая роща разрослась.

Б. Я не знаю, где граница меж товарищем и другом.

В. Там, где тогда мчались весенние потоки, теперь везде потоки цветов.

Г. Нам это встреча давала возможность еще раз поговорить о старинных российских городах, где живут прекрасные люди.

5.В каком сложноподчинённом предложении придаточное не является определительным?

А. У самого закоренелого человека бывают минуты, когда загнанная совесть повернётся, как острый камень, и вызовет боль.

Б. Из его рассказов Самгин выносил впечатление, что дядя Миша предлагает звать народ на помощь интеллигенции.

В. Было слышно, что вдали по улице быстро идут люди и тащат что-то тяжёлое.

Г. Отдалённый гул вдруг проник в тенистое ущелье, где ехали путники.

6.В каком сложноподчинённом предложение нет придаточного определительного?

А. Настала минута, когда я понял всю ценность этих слов.

Б. Волны звучат так, точно просят пустить их погреться к костру.

В. Пред ними стелется равнина, где ели изредка взошли…

Г. Не было у меня такого уговору, чтобы дрова таскать.

7.В каком сложноподчинённом предложении придаточное изъяснительное?

А. Гений настолько внутренне богат, что любая тема, любая мысль, случай или предмет вызывают у него неиссякаемый поток ассоциаций.

Б. Было так тихо что издалека были слышны трески ломающейся от мороза земли, шорох зябнущей ветки.

В. Я надеюсь, что вы не откажетесь отобедать у меня.

Г. Пыль на улицах такая едкая, что глазам больно.

8.В каком сложноподчинённом предложении придаточное меры и степени?

А. И так-то вдруг слышишь, что уже весь лес, за минуту важно задумчивый, налился сотнями голосов.

Б. Маша так дружелюбно и крепко стиснула ему руку, что у него сердце забилось от радости.

В. Наиболее вероятно, что известные нам кометы живут и путешествуют только в пределах нашей Солнечной системы.

Г. Милый, я знаю, что удерживает тебя здесь.

9.В каком сложноподчинённом предложении придаточное причины?

А. Солнце светило так ярко, что всё кругом сверкало и искрилось.

Б. Я замолчал оттого, что мои глаза остановились внезапно на трёх запылённых портретах в чёрных деревянных рамах.

В. Было так темно что Варя с трудом различала дорогу.

Г. Окрик показался Аксинье настолько громким, чо она ничком кпала на землю.

10.В составе какого сложноподчинённого предложения нет придаточного изъяснительного?(Знаки препинания не расставлены.)

А. Известно что слоны в диковинку у нас.

Б. Чтоб музыкантом быть так надобно терпенье.

В. Тот кто ожёгся на молоке дует на холодную воду.

Г. Что волки жадны всякий знает.

11.В каком сложноподчинённом предложение придаточное цели?

А. Молю чтоб бурю не застала гремя в наряде боевом, в ущелье мрачного Дарьяла меня с измученным конём.

Б. Чтоб чем-нибудь играть от скуки, копьё стальное взял он в руки.

В. Метели, что ломятся в дверцы, с дороги меня не собьют.

Г. Если за день ничему не научишься, значит весь день шёл назад.

12.Какая синтаксическая конструкция присоединяется в данном предложении с помощью союза как?

Пришвина нужно перечитывать, открывая новые ценности в каждой строке, уходя в его книги как мы уходим по едва заметным тропинкам в дремучий лес с его разговором ключей и благоуханием трав.

А. Сравнительный оборот.

Б. Сравнительная придаточное.

В. Изъяснительное придаточное.

Г. Вводная конструкция.

13.какая синтаксическая конструкция присоединяется в данном предложении с помощью союза как?

А теперь, как Павлик родился, так мам купила керосинку и делает тюрю для Павлика или кашку.

А. Вводная конструкция.

Б. Сравнительный оборот.

В. Сравнительное придаточное.

Г. Придаточное времени.

14.В каком предложении союз как соединяет сравнительный оборот.

А. Было так тихо, как только бывает лесу зимою в безветренный день.

Б. По временам срывались с вершины тоненькая веточка, и чрезвычайно ясно слышалось, как она, падая, с лёгким треском задевала за другие ветви.

В. Туман, как опрокинутое море, висит над лесом, и кажется нам, что оказались мы в сказочном царстве Нептуна.

Г. Мне казалось, что я чувствую, как время медленно и бесшумно проходит мимо меня.

15.Какое предложение является простым со сравнительным оборотом?(Знаки препинания не расставлены.)

А. Стало мне вдруг хорошо на душе как будто детство моё вернулось.

Б. Закружилась листва золотая в розоватой воде на пруду словно бабочек лёгкая стая замираньем летит на звезду.

В. Смутно белели старые берёзы по сторонам шоссе будто их стволы посыпало снегом.

Г. Ленивый гром протягивался за горизонтом как заспанный силач и распрямлял плечи нехотя потряхивая землю.

16.Какой фрагмент предложения соответствует сложноподчинённому предложению с придаточным изъяснительным?

А. …обет, во время которого…

Б. …Пушкин, чьи произведения…

В. …высказал предположения, что …

Г. …год, в который…

 

Лекция № 14

Тема: Синтаксис и пунктуация.Сложное предложение.

Основные вопросы, рассматриваемые на лекции:

1. Сложное предложение. Сложносочиненное предложение. Знаки препинания в сложносочиненном предложении. Синонимика сложносочиненных предложений с различными союзами. Употребление сложносочиненных предложений в речи

2. Сложноподчиненное предложение. Знаки препинания в сложноподчиненном предложении. Использование сложноподчиненных предложений в разных типах и стилях речи

3. Бессоюзное сложное предложение. Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении. Использование бессоюзных сложных предложений в речи

4. Знаки препинания в сложном предложении с разными видами связи. Синонимика простых и сложных предложений (простые и сложноподчиненные предложения, сложные союзные и бессоюзные предложения).

5. Сложное синтаксическое целое как компонент текста. Его структура и анализ. Период и его построение

Краткое содержание лекционного материала

Сложное предложение. Сложносочиненное предложение. Знаки препинания в сложносочиненном предложении. Синонимика сложносочиненных предложений с различными союзами. Употребление сложносочиненных предложений в речи

Сложное предложение — это предложение, имеющее в своем составе не менее двух грамматических основ (не менее двух простых предложений) и представляющее собой смысловое и грамматическое единство, оформленное интонационно. Например: Впереди нас круто спускался коричневый, глинистый берег, а за нашими спинами темнела широкая роща.

Простые предложения в составе сложного не имеют интонационно-смысловой законченности и называются предикативными частями сложного предложения.

В зависимости от способа связи простых предложений в составе сложного все сложные предложения делятся на два основных типа: бессоюзные (связь осуществляется только при помощи интонации) и союзные (связь осуществляется не только при помощи интонации, но и при помощи специальных средств связи: союзов и союзных слов — относительных местоимений и наречий).

Союзные предложения делятся на сложносочиненные и сложноподчиненные.

В сложносочиненных предложениях простые предложения соединяются сочинительными союзами и, а, но, или, то... то и др. Части сложносочиненного предложения в смысловом отношении, как правило, равноправны.

В сложноподчиненных предложениях простые предложения соединяются подчинительными союзами что, чтобы, как, если, так как, хотя и др. и союзными словами который, чей, где, куда и др., которые выражают различные значения зависимости: причину, следствие, цель, условие и т. д. Простое предложение, подчиняющее себе другое простое предложение, называется главным, а подчиненное, зависимое предложение — придаточным.

В схемах бессоюзных и сложносочиненных предложений простые предложения обозначаются знаком квадратных скобок, так же обозначается и главное предложение в составе сложноподчиненного, придаточные же предложения заключаются в круглые скобки. В схемах указываются средства связи и знаки препинания. Например:

1) Над озером кружили чайки, два-три баркаса виднелись вдалеке. [ ], [ ].

2) Водитель захлопнул дверцу, и машина умчалась. [ ], и [ ].

3) Я знал, что утром мать пойдет в поле жать рожь. [ ], (что...).

Особую группу сложных предложений составляют предложения с разными видами связи. Например: Живопись — это поэзия, которую видят, а поэзия — это живопись, которую слышат (Леонардо да Винчи). Это сложное предложение с сочинением и подчинением. Схема данного предложения: [ ], (которую...), а [ ], (которую...).

Сложносочиненными называются сложные предложения, в которых простые предложения равноправны по смыслу и связаны сочинительными союзами. Части сложносочиненного предложения не зависят друг от друга и составляют одно смысловое целое.

В зависимости от вида сочинительного союза, который связывает части предложения, все сложносочиненные предложения (ССП) делятся на три основных разряда:

а) ССП с соединительными союзами (и; да в значении и; ни..., ни; тоже; также; не только..., но и; как..., так и);

б) ССП с разделительными союзами (то..., то; не то..., не то; или; либо; то ли, то ли);

в) ССП с противительными союзами (а, но, да в значении но, однако, зато, но зато, только, же).

Смысловая связь простых предложений, объединенных в сложное, различна. Они могут передавать:

— явления, происходящие одновременно: И далеко на юге шел бой, и на севере вздрагивала земля от бомбовых ударов, явственно приближавшихся ночью (в таких предложениях изменение последовательности частей предложения не меняет смысла);

— явления, происходящие последовательно: Дуня села в кибитку подле гусара, слуга вскочил на облучок, ямщик свистнул, и лошади поскакали (в этом случае перестановка предложений невозможна).

В сложносочиненных предложениях с соединительными союзами могут выражаться:

— временные отношения: Наступило утро, и наш пароход подошел к Астрахани (сравните: Когда наступило утро, наш пароход подошел к Астрахани);

— причинно-следственные отношения: Несколько особенно мощно перекрытых блиндажей остались совсем целы, и иззябшие, измученные боем люди, валясь с ног от усталости и желания спать, всеми силами тянулись туда погреться;

— действие и его результат: Пугачев дал знак, и меня тотчас отпустили и оставили.

Примечание. Союзы тоже и также вносят в предложение значение уподобления. Например: И теперь я жил с бабушкой, она тоже перед сном рассказывала мне сказки. Союзы тоже и также стоят всегда внутри второй части сложносочиненного предложения. Союз тоже, как правило, употребляется в разговорной речи, союз также — в книжной.

Разговорный характер имеет также и союз да в значении и: Скрывать истину было бесполезно, да Серпилин и не считал себя вправе это делать.

В сложносочиненных предложениях с разделительными союзами указывается на такие явления, которые не могут происходить одновременно: они или чередуются, или одно исключает другое. Например: В душном воздухе то раздавались удары кирок о камень, то заунывно пели колеса тачек; На Пересыпи не то что-то горело, не то восходила луна; Только иногда мелькнет березка или мрачной тенью встанет перед тобой ель.

В сложносочиненных предложениях с противительными союзами одно явление противопоставляется другому: Гроза была там, сзади них, над лесом, а тут сияло солнце.

С помощью союза однако передается оговорка к ранее сказанному. Например: Она едва могла принудить себя улыбнуться и скрыть свое торжество, однако ей удалось довольно скоро принять совершенно равнодушный и даже строгий вид.

Союзы зато, но зато указывают на возмещение того, о чем говорилось в первом предложении: Лось ушел, зато рядом раздавался звук, издаваемый каким-то живым и, вероятно, слабым существом; Много труда предстоит ему, но зато зимой он отдохнет.

В значении противительных союзов употребляются частицы же, только. Например: Голова еще болела, сознание же было ясное, отчетливое; Война ничего не отменила, только все чувства стали острей на войне.

Сложносочиненное предложение следует отличать от простого предложения с однородными членами, связанными сочинительными союзами.

Сложносочиненные предложения Простые предложения с однородными членами предложения
Свистящим шепотом перекинулись между собой столетние сосны, и сухой иней с мягким шелестом полился с потревоженных ветвей. [ ], и [ ]. И вдруг еще один жук отвалил от танцевавшего в воздухе роя и, оставляя за собой большой, пышный хвост, пронесся прямо к поляне. [ и ].
Звезды еще сверкали остро и холодно, но небо на востоке уже стало светлеть. [ ], но [ ]. Повинуясь этому могучему чувству, он вскочил на ноги, но тут же, застонав, присел на медвежью тушу. [, но ].
Шумит лес, лицу жарко, а со спины пробирается колючий холод. [ ], [ ], а [ ]. В хорошую погоду лес клубился шапками сосновых вершин, а в непогодь, подернутый серым туманом, напоминал помрачневшую водную гладь. [, а ].
Для разнообразия мелькнет в бурьяне белый булыжник, или вырастет на мгновение серая каменная баба, или перебежит дорогу суслик, и опять бегут мимо глаз бурьян, холмы, грачи. [ ], или [ ], или [ ], и [,, ]. Приходилось стоять, закрыв глаза, прислонившись спиной к стволу дерева, или присаживаться на сугроб и отдыхать, чувствуя биение пульса в венах. [ или и ].

Сложноподчиненное предложение. Знаки препинания в сложноподчиненном предложении. Использование сложноподчиненных предложений в разных типах и стилях речи

Сложноподчиненными называются сложные предложения, в которых одно простое предложение по смыслу подчинено другому и связано с ним подчинительным союзом или союзным словом.

Сложноподчиненное предложение (СПП) может состоять из двух и более простых предложений, одно из которых является главным, а остальные — придаточными предложениями. Придаточное предложение может стоять перед главным, после него или даже в середине. Например: Через окно я увидел, как большая черная птица села на ветку клена в саду; Каждый раз, когда приближалась осень, начинались разговоры о том, что многое в природе устроено не так, как нам бы хотелось (Паустовский).

Придаточные предложения служат для пояснения либо одного члена в главном предложении: Расскажи мне ту сказку, которую мама любила рассказывать, либо всего главного предложения в целом: Чтобы не заблудиться, мы вышли на тропинку.

Придаточные предложения присоединяются к главному с помощью подчинительных союзов, выражающих различные значения, или с помощью союзных слов. В отличие от союзов союзные слова не только связывают придаточные предложения с главным, но и являются членами придаточных предложений.

Обычно бывает нетрудно определить, каким членом предложения является союзное слово.

Особого комментария требует союзное слово который. Оно может выступать в роли разных членов предложения: подлежащего, сказуемого, несогласованного определения, обстоятельства и дополнения. Чтобы определить синтаксическую функцию союзного слова который, нужно выяснить, какое слово главного предложения оно заменяет, подставить его вместо союзного слова и определить, каким членом придаточного предложения оно является.

Например: Деревня, которая расположена на берегу реки, очень красива. В данном предложении союзное слово которая относится к существительному деревня. Если подставить слово деревня в придаточное предложение, то получится: Деревня расположена на берегу. В этом предложении слово деревня выполняет функцию подлежащего, следовательно, в придаточной части исходного предложения союзное слово которая тоже является подлежащим.

Сравните: Озеро, мы подошли, оказалось чистым и глубоким. — Я встретился с человеком, давно не видел.

Некоторые из союзных слов оказываются омонимичными союзам, т. е. в одних случаях они выступают как союзы, а в других — как союзные слова.

Чтобы отличать союзные слова и союзы, следует помнить, что: 1) на союзные слова что и как обычно падает логическое ударение; 2) к ним можно поставить смысловой вопрос и определить, каким членом предложения они являются; 3) их нельзя изъять из предложения без нарушения смысла, зато можно заменить синонимичными союзными словами.

Сравните: Я знал, что наш дом требует ремонта. — Я знал: наш дом требует ремонта.

Дом, что стоит напротив, требует ремонта. — Дом, который стоит напротив, требует ремонта.

При различении союзного слова и союза когда следует опираться на значение придаточных частей. В придаточных определительных и зачастую в придаточных изъяснительных когда является союзным словом, во всех остальных случаях когда — союз:

Средства связи главной и придаточной частей в СПП

Подчинительные союзы

Простые: что, чтобы, как, когда, пока, будто, словно, если, точно, едва, лишь, хотя, ибо и др.

Составные: потому что, так как, оттого что, ввиду того что, в связи с тем что и др.

Союзные слова

Относительные местоимения: что, кто, какой, который, каков, чей, сколько и др.

Местоименные наречия: где, как, когда, куда, откуда, почему и др.

Слова что, как, когда в СПП могут быть и союзами и союзными словами.

В главной части СПП иногда могут использоваться указательные слова тот, такой, весь, каждый, никто, там, тогда и др. Роль указательных слов в организации СПП неодинакова.

Во-первых, они могут быть конструктивно необходимы (предложение с данной придаточной частью без них не может быть построено). Например: Я тот, кого никто не любит. Включение необходимых для строения предложения соотносительных слов обязательно для структурной схемы таких СПП:

Во-вторых, соотносительные слова могут быть факультативны, их роль в предложении в таком случае усилительно-выделительная (соотносительные слова можно опустить без потери смысла):

Он запомнил того человека, который был в гостях у Петрова.

Указательные слова являются членами главного предложения.


Поделиться с друзьями:

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.102 с.