Законы, закономерности, принципы развития и размещения мирового хозяйства. — КиберПедия 

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Законы, закономерности, принципы развития и размещения мирового хозяйства.

2017-11-16 908
Законы, закономерности, принципы развития и размещения мирового хозяйства. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Мировое хозяйство развивается в диалектической борьбе единства и противоположностей обуславливающей воз­никновение различных противоречий. Одно из основных проти­воречий развития человеческого общества — противоречие меж­ду общественным характером производства и частнособствен­нической формой присвоения его результатов. Применительно к развитию мирового хозяйства оно проявляется в постоянной борьбе между индустриально развитыми странами, где сосредо­точены «верхние» структурные этажи производства, и разви­вающимися— преимущественными поставщиками сырья, топ­лива, дешевой рабочей силы и др. Естественно, чем дешевле будут приобретать Япония, США, Германия и другие индустри­ально развитые страны руду, нефть, лес и др. продукцию в разви­вающихся странах — тем большую прибыль они будут иметь на каждом автомобиле, холодильнике, телевизоре и т.д. Это, своего рода, закон современной глобализации и одна из причин возник­новения «антиглобализма».

Развитие национального хозяйства каждой страны мирового сообщества, как и всего мирового хозяйства, осуществляется под воздействием ряда законов. К важнейшим из них относятся:

· закон стоимости;

· закон международной конкуренции;

· закон неравномерного экономического развития государств;

· закон интернационализации производства.

Сущность закона стоимости заключается в том, что цена товара определяется затратами труда. Его интернациональная форма проявляется в том, что цена товара на мировом рынке зависит от нескольких слагаемых факторов:

· средней интенсивности труда в масштабах мирового хозяйства и интенсивности национального труда в различных странах мира;

· средней производительности труда в мировом хозяйстве и производительности национального труда;

· уровня сложности труда — чем сложнее, тем дороже.

Влияние национальной стоимости труда на интернациональную стоимость зависит от удельного веса товаров, производимых в конкретной стране по отношению к их общемировому производству.

Закон международной конкуренции является главным источником развития мировой системы хозяйства, способствует развитию НТП, росту производительности труда, улучшению качества продукции.

Главные объекты международной конкуренции— мировая торговля и рынки сбыта. Субъекты конкуренции— национальные компании и многонациональные (транснациональные) корпорации (ТНК), отдельные государства и международные организации.

Конкурентная борьба ведется между ТНК, внутри ТНК, между различными представительствами (зарубежными филиалами) и фирмами. Видные экономисты мира с тревогой смотрят на глобализацию мировой экономики и связанную с ней возможность невиданного ранее обострения конкуренции и конфликтов. Различного рода государственные и частные организации во многих странах мира держат конкуренцию под неусыпным контролем (к примеру, в сенате США ежегодно проводиться несколько слушаний по этим вопросам). Она находиться в центре внимания международных интеграционных объединений.

Международный институт развития и управления, Всемирный экономический форум (ВЭФ) определяют 8 важнейших факторов конкурентоспособности страны:

· внутренний макроэкономический потенциал страны;

· уровень участия в международной торговле и потоке инвестиций;

· степень влияния государственной политики на создание конкурентной среды;

· качество и эффективность финансовой системы;

· состояние инфраструктуры;

· уровень управления (с позиций нововведений, прибыльно­сти, ответственности);

· научно-технический потенциал (с точки зрения успешности фундаментальных и прикладных исследований);

· состояние и квалификация трудовых ресурсов.

Особое значение в повышении конкурентоспособности экономики страны играет хозяйственное управление. Для постсоциалистических стран это особенно важно ввиду необученности и неприспособленности их персонала к наступательной стратегии в конкурентной борьбе на мировом рынке. При этом в данной борьбе выигрывают те страны, в которых внутренний спрос ориентирован, прежде всего, на продукцию отечественных предприятий.

Закон неравномерного экономического развития государств обусловлен рядом исторически сложившихся причин: различной обеспеченностью природными ресурсами; экономико-географическим положением; темпами и временем процесса накопления капитала.

На неравномерность экономического развития государств влияет также неравномерность развития отраслей мирового хозяйства (те страны, которые специализировались на малоэффективных отраслях, естественно, оказываются в худшем положении). Неравномерно развиваются и предприятия внутри отраслей.

Закон неравномерного экономического развития государств действует не только в глобальном отношении, но и внутри отдельных экономических группировок и даже ТНК (между ее различными национальными представительствами).

Закон интернационализации производства проявляется в международном географическом разделении труда, которое в своем развитии идет от общего сотрудничества стран в производстве продукции до предметной и подетальной специализации и кооперирования. Это ведет к экономии затрат общественно-полезного труда, материально-технических ресурсов и повышению общенациональной производительности труда.

Помимо вышеперечисленных общеэкономических законов на развитие и размещение мировой экономики действуют закономерности:

· пропорциональности развития компонентов территориальных социально-экономических систем;

· рационализации территориально-экономических связей-(экономико-географического тяготения);

· территориальной концентрации производительных сил (пространственной агломерации);

· территориальной дифференциации;

· территориального комплексирования.

Благодаря действию первой закономерности обеспечивается наиболее рациональный обмен энергией, веществом информацией между социальными, экономическими, техническими и природными составляющими территориальных социально-экономическими систем — от отдельных районов — до глобальной мировой системы в целом. Под действием данной закономерности достигаются рациональные пропорции развития отраслей народного хозяйства отдельных стран и мировой экономики.

Под воздействием второй закономерности осуществляется процесс отбора выгодных контрагентов экономического сотрудничества (экономико-географическое тяготение технологических звеньев, источников сырья и его переработки, трудовых ресурсов" и мест приложения труда и т. п.). Она определяет международную экономическую и производственно-технологическую кооперацию стран и народов.

Действие третьей закономерности заключается в том, что после достижения определенного уровня накопления в отдельных регионах и странах мира производственных мощностей, капиталов, материально-технических и трудовых ресурсов в них начинают развиваться практически не подвластные управлению процессы агломерирования (концентрации) производственной деятельности. Они формируют крупные промышленные узлы, агропромышленные комплексы, индустриальные районы мира (Рурский район Германии, Северо-Восток США, Донбасс и Приднепровье в Украине и др.) и т. п.

Действие четвертой закономерности заключается в том, что под влиянием природных, социальных, экономических, демографических и др. факторов складываются условия для международной специализации стран и народов на производстве отдельных товаров и видов услуг в рамках глобального географического разделения труда (Швейцария— важнейший регион международного туризма и банковской деятельности, Австралия — крупнейший район овцеводства и настрига шерсти).

Благодаря действию пятой закономерности обеспечивается взаимосвязь систем расселения с развитием и размещением производства, предприятиями непроизводственной сферы, а также создание и развитие рациональных технолого-экономических звеньев, формирующих международные территориальные производственные комплексы и комбинаты на базе региональной экономической интеграции (в бывшем СССР, в ЕС и других региональных интеграционных образованиях мира).

В развитии мирового хозяйства четко просматривается соблюдение определенных принципов, под которыми понимается сознательно проводимая отдельными государствами и мировым сообществом экономическая политика, направленная на осуществление познанных законов и закономерностей в развитии мировой и национальных экономик.

Главнейшими принципами в развитии и размещении мирового хозяйства является принцип экономии общественно-полезных затрат (по А. Веберу), возможность извлечения максимальной прибыли (по А. Лешу), а также экологический принцип рационального использования и охраны окружающей человека природной среды.

К важнейшим принципам относятся также:

· рациональность размещения производства;

· учет международного географического разделения труда;

· сохранение экологического равновесия;

· ограничение централизма.

Принцип рационального размещения производства заключается в максимальном учете действия факторов производства (земля, труд, капитал, предпринимательство). Экономическое содержание принципа -— обеспечение высокой эффективности функционирования народного хозяйства за счет преимуществ имеющихся факторов производства в той или иной стране мира. На практике он реализуется при помощи:

· приближения материалоемких, энергоемких, водоемких производств к источникам сырья, топлива (энергии), и воды. При этом экономия общественно-полезных затрат должна осуществляться не только на транспортных издержках, но и на комплексном использовании природных ресурсов;

· приближения трудоемких производств к районам сосредоточения дешевой рабочей силы, позволяющего эффективно использовать трудовые ресурсы с учетом их половозрастной структуры и квалификации;

· приближения массового производства малотранспортабельной продукции к местам ее потребления (мебель, железобетонные изделия и конструкции, стеновые материалы и др.).

Принцип сохранения экологического равновесия. Хозяйство каждой страны (или отдельных ее регионов) должно быть сбалансировано по большинству параметров, однако, если при этом возникает экологическая напряженность, то оно не может считаться оптимальным с экономической точки зрения. Принципу экологического равновесия должны быть подчинены остальные выгоды, поэтому он может называться принципом экологического императива (в Конвенции, принятой в 1992 г. в Рио-де-Жанейро главами правительств стран мира, он получил название «устойчивого развития»).

Принцип ограничения централизма. Централизм в политике и экономике на первых этапах развития общества оказывает, как правило, положительное воздействие, о чем свидетельствует история европейских государств и СССР. Однако со временем централизм превращается в тормоз развития производительных сил. Это интуитивно понимал руководитель СССР Н. С. Хрущев, заменивший в свое время отраслевое управление и планирование народного хозяйства региональным (территориальным) с помощью созданных совнархозов. К сожалению, начатая им децентрализация по субъективным причинам долго не продержалась (несмотря на заметные успехи развития экономики в этот период), и СССР вновь вернулся к централизованной системе управления. Ничего подобного не было и нет в европейских странах с рыночными экономическими отношениями, где государство практически не вме­шивается административно в деятельность предприятий и местных органов власти. Централизму там противопоставлена региональная политика, осуществляющаяся на принципах Европейской хартии местного самоуправления, предоставляющая значительные права и свободы в экономической деятельности регионам и местным властям.

Многие положения региональной экономической политики, проводившейся в конце 50-х — начале 60-х годов в бывшем СССР, а также плановое ведение хозяйства позаимствованы и успешно реализуются в США, Канаде, Японии, Франции, Германии, Испании и других странах. Уместно привести слова японского миллиардера Хиросы Теровамы, который в 1995 г. в Москве заявил: «Мы ничего не можем понять у вас. Мы в свое время взяли ваш план, и он у нас сработал. Вы были умны, а мы, японцы — дураками. Мы поумнели, а вы превратились в пятилетних детей. Вся наша экономическая система практически полностью скопирована с вашей, времен диктатуры пролетариата».

Основные принципы региональной экономической политики следующие:

· преимущество интересов района перед интересами отраслей, отдельных предприятий и организаций;

· всесторонний учет экономических, технологических, этнических, экологических и социально-демографических предпосылок и факторов в развитии и размещении производительных сил в разрезе ее регионов;

· приоритет интенсивного, ресурсосберегающего подхода к размещению производительных сил и ограничения материалоемких производств;

· постепенное выравнивание уровней социально-экономического развития регионов.

Принцип учета международного разделения труда заключается в том, что государство должно стремиться развивать такие отрасли и разновидности производства, для которых оно имеет наилучшие условия, и продукция которых пользуется спросом на мировом рынке. Системой государственных льгот страна должна способствовать развитию таких производств. Одновременно государственной торговой политикой должен либерализоваться импорт тех товаров, которые в стране не производятся из-за природных условий или больших затрат.

Некоторые страны всю экономику строят на экспорте одного или двух-трех товаров. Такая экономика именуется экспортно-ориентированной. Например, ОАЭ, Кувейт, Бруней живут в основном за счет экспорта нефти, Сенегал — за счет экспорта арахиса, центральноамериканские страны— экспорта бананов, Ямайка — тростникового сахара, бокситов и т. д. Экспортно-ориентированная экономика характерна для развивающихся стран, не имеющих, как правило, емкого внутреннего рынка.

На более высокой стадии экономического развития страны переходят к развитию импортозамещающих производств (прежде всего в базовых отраслях), продукция которых имеет широкий внутренний спрос, что позволяет избавиться от их импорта (многие латиноамериканские страны, страны Юго-Восточной Азии и др.).

По мнению ученых и специалистов, государство должно создавать при помощи экономических рычагов лишь систему льгот и налогообложений, способствуя образованию таких территориально-отраслевых структур, которые бы соответствовали интересам общегосударственным, региональным, местным и помогали бы поднимать жизненный уровень их населения.

 

ТЕМА:

МИРОВОЕ ХОЗЯЙСТВО.


Поделиться с друзьями:

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.023 с.