Модуль 1: «Педагогика высшей школы» — КиберПедия 

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Модуль 1: «Педагогика высшей школы»

2017-11-16 623
Модуль 1: «Педагогика высшей школы» 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

1. Кризис мировой системы образования. Россия и Болонский процесс.

2. Тенденции в мировом образовательном пространстве.

3. Объект, предмет, задачи педагогики

4. Основные категории педагогики

5. Предмет педагогики высшей школы

6. Место педагогики высшей школы в системе наук

7. Проблема определения целей образования.

8. Иерархия целей высшего образования.

9. Модель личности специалиста

10. Компетентностный подход в образовании.

11. Сущность и структура содержания образования.

12. Принципы и критерии отбора содержания высшего образования.

13. Нормативные документы, регламентирующие содержание образования.

14. Факторы, детерминирующие содержание высшего образования.

15. Сущность и характеристика процесса обучения.

16. Функции и этапы процесса обучения.

17. Концепции обучения.

18. Личностно ориентированное обучение.

19. Закономерности и принципы обучения.

20. Классификация методов обучения.

21. Методы проблемн6ого обучения.

22. Групповые методы решения проблем.

23. Метод проектов.

24. Сущность и особенности педагогической технологии.

25. Технология модульного обучения.

26. Технология знаково-контекстного обучения.

27. Технология игрового обучения.

28. Сущность и особенности информационно-компьютерной технологии обучения.

29. Электронные средства обучения

30. Дистанционное обучение.

31. Лекция в системе организационных форм обучения в вузе.

32. Семинарские и практические занятия, лабораторный практикум: Виды, структура, функции семинарских занятий; специфика проведения практических занятий, требования к лабораторному практикуму.

33. Роль самостоятельной работы студентов в учебном процессе, её значение и сущность.

34. Место учебной задачи в структуре самостоятельной работы студентов.

35. Управление самостоятельной работой студентов.

36. Организация и виды самостоятельной работы.

37. Методическое обеспечение и контроль самостоятельной работы.

38. Цель и содержание научно-исследовательской работы студентов.

39. Организация научно-исследовательской работы студентов: этапы и формы организации научно-исследовательской работы студентов в вузе.

40. Виды, значение, методы контроля знаний студентов.

41. Оценка результатов учебной деятельности.

42. Воспитание как социализация личности. Сущность, цели и задачи воспитания.

43. Законы и принципы воспитания. Содержание воспитания.

44. Методы и организационные формы воспитания.

45. Студенческое самоуправление.

Модуль 2: «Психология высшего образования»

1. Общая характеристика деятельности. Деятельность и познавательные процессы.

2. Мотивация учебно-познавательной деятельности.

3. Особенности развития личности студента.

4. Факторы, влияющие на успешность обучения студентов.

5. Проблема адаптации первокурсников к условиям вуза.

6. Типология личности студена.

7. Малая группа как социально-психологический феномен.

8. Социально-психологическая характеристика студенческой группы.

9. Социльно-психологический климат коллектива.

10. Конфликты в коллективе и способы их разрешения.

11. Сущность и задачи психолого-педагогической диагностики.

12. Методы психодиагностики.

13. Методы изучения и оценки деятельности и свойств личности специалиста.

14. Общая характеристика деятельности преподавателя.

15. Основные функции научно-педагогической деятельности.

16. Мотивация педагогической деятельности.

17. Психолого-педагогическая компетентность преподавателя вуза.

18. Коммуникативная компетентность преподавателя.

19. Организаторская компетентность преподавателя.

20. Креативная компетентность.

21. Личностные свойства преподавателя.

22. Общая характеристика учебного сотрудничества.

23. Сущность и основные характеристики общения.

24. Функции и стиль педагогического общения.

25. Приёмы и формы педагогического общения.

26. Барьеры общения и способы их устранения.

 

 

СИТУАЦИОННЫЕ ЗАДАЧИ

№ 1

На практических занятиях один из студентов, занимающий, как правило, место недалеко от преподавателя, изучает конспекты лекций или учебник по другому предмету. На вопросы преподавателя отвечает, что много времени у него для этого предмета не будет, а на занятии ему присутствовать нужно, так как он может услышать что-то полезное. Сидя за первыми столами, он воспринимает информацию лучше. На занятия ходит регулярно, контрольные работы выполняет удовлетворительно, но на вопросы преподавателя не отвечает, так как «занят». Проанализируйте ситуацию с позиции педагога. Ваши действия.

№ 2

Студент третьего курса работал с одним преподавателем (выполнение курсовых работ, участие в конференциях и т. д.). На пятом курсе из-за конфликта высказывает желание выполнять дипломную работу у другого преподавателя. Студент учится на «отлично» и намеревается поступать в аспирантуру. Ситуация переговоров с другим преподавателем известна предыдущему руководителю. Можно ли избежать конфликта между преподавателями, преподавателем и студентом, наконец, сохранить желание заниматься дальнейшей научной работой. Какими должны быть отношения студента с научным руководителем?

№ 3

Немного опоздав, на лекцию входит староста группы, только что получивший стипендию. Сидящие рядом студенты просят выдать им стипендию, что староста и делает, вовлекая все большее количество и отвлекая слушателей. Как должен повести себя в этой ситуации преподаватель?

№ 4

Во время практического занятия один из студентов демонстративно читает газету, в то время как другие выполняют задание. На вопрос преподавателя, почему он не работает с другими, отвечает, что ему не хочется. На следующем занятии – то же самое. Преподаватель говорит, что если студенту не интересно, то...

№ 5

Преподаватель является руководителем некоторого общества, в которое студенты не стремятся вступить. Чтобы привлечь студентов в ряды организации, преподаватель ставит условие «пока не напишешь заявление на вступление, билет на экзамене не получишь». Проанализируйте ситуацию с 69 позиции преподавателя и студента.

№ 6

На экзамене преподаватель замечает у студента шпаргалку и сообщает, что высшим баллом для этого студента будет «4», в итоге студент получает «3», чем оказался очень доволен. Какими критериями оценки знаний пользовался преподаватель; правильность, полнота, осознанность, действенность, системность, прочность? Как в этой ситуации определить уровень знаний студента?

№ 7

Студент опоздал на контрольную работу. Преподаватель дает ему индивидуальное задание. Студент сдает контрольную работу досрочно. Преподаватель утверждает, что студент списал, и дает другое, более сложное задание. Студент его выполняет. Преподаватель дает третье задание, с которым студент не может справиться. Студент просит помочь в решении, но преподаватель не справляется сам. Ситуация переходит в конфликт: студент резко выразился в адрес преподавателя и покинул аудиторию. Проанализируйте ситуацию.

№ 8

Преподаватель задал домашнюю контрольную работу. При проверке он обнаружил две абсолютно одинаковые правильные работы с оригинальным нестандартным решением. Как должен вести себя преподаватель?

 

№ 9

На педагогической практике студентка проводила открытый урок. Присутствовали: учитель, преподаватель университета, три практиканта. По окончании урока переходят к обсуждению, и тут учитель с гневом обрушивается на студентов, которые по ходу урока не анализировали его, даже ухитрялись читать книги. Обвиняются студенты, преподаватель и весь университет. Как вести себя преподавателю вуза?

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

 

1. Методические рекомендации по подготовке и написанию реферата

 

Целью реферативной работы является приобретение навыков

· самостоятельной работы с учебной и научной литературой,

· обобщения литературных источников и практического материала по теме,

· способности грамотно, последовательно и полно излагать вопросы темы, делать выводы.

Реферат представляет собой изложение имеющихся в научной литературе концепций по заданной проблемной теме.

Реферат может не содержать никаких элементов новизны, достаточно грамотно и логично изложить основные положения и идеи по рассматриваемой теме, содержащиеся в нескольких источниках, сгруппировать их по точкам зрения. Для реферата вполне достаточно, если вы, солидаризируясь с одной из излагаемых точек зрения, сумеете обосновать, в чем вы видите ее преимущество.

Оценивая реферат, преподаватель обращает внимание на ваше умение работать с научной литературой, вычленять проблему из контекста, навыки логического мышления, культуру письменной речи, знание правил оформления научного текста, ссылок, составления библиографии. В тексте не должно быть ничего лишнего, не относящегося к теме или уводящего от нее, никаких ненужных отступлений. Соответствие содержания реферата заявленной теме составляет один из критериев его оценки. Придерживаться заданной темы, не сворачивая в сторону и не добавляя «воды», при отсутствии опыта достаточно трудно. Это требует дисциплины ума и развитости логического мышления. Необходимо видеть границу между необходимым и лишним, ненужным. Ваша задача состоит в том, чтобы с максимальной полнотой использовать рекомендованную литературу, правильно, без искажений смысла понять позицию авторов и верно передать ее в своей работе. Наконец, очень важно, чтобы текст был правильно оформлен. Именно в процессе написания рефератов приобретается и оттачивается необходимое для будущего специалиста умение грамотно сослаться на используемые источники, правильно процитировать авторский текст. Построение реферата вытекает из поставленных перед ним задач.

 

Структура реферата:

1. титульный лист;

2. содержание;

3. текст реферата;

4. список использованной литературы.

1. Начинается реферат с титульного листа, образец оформления которого приведен ниже.

2. Далее следует содержание, соответствующее плану сочинения. Содержание — это и есть план реферата, в котором каждому разделу соответствует номер страницы, на которой его можно найти.

3. Текст делится на три части:

· введение,

· основную часть,

· заключение.

Во введении вы должны обосновать актуальность выбранной темы, сформулировать и кратко охарактеризовать основную проблему, цель и задачи своей работы, используемые источники.

Основная часть представляет собой главное звено логической цепи реферата. В нее может входить несколько глав, но может быть и цельным текстом. В основной части последовательно, с соблюдением логической преемственности между главами, раскрывается поставленная во введении проблема, прослеживаются пути ее решения на материалах источников, описываются различные точки зрения на нее и высказывается ваше отношение к ним. Иногда, если это необходимо, текст реферата может быть дополнен иллюстративным материалом: схемами, таблицами, графиками.

В заключении подводится общий итог работы, формулируются выводы, намечаются перспективы дальнейшего исследования проблемы.

 

Требования к оформлению текста реферата:

· размер бумаги стандартного формата А4 (210 х 297 мм);

· поля: левое – 30 мм, верхнее – 20 мм, правое – 15 мм, нижнее – 20 мм;

· ориентация: книжная;

· шрифт: Times New Roman;

· кегель: - 14 пт (пунктов);

· междустрочный интервал: полуторный;

· форматирование – в параметре «по ширине»»

· цвет шрифта – черный;

· красная строка – 1,5 см.

 

Объём реферата:

Примерный объём реферата составляет 10 - 20 печатных страниц. В данный объем не включаются: список используемой литературы.

Все страницы заполняются текстом, в котором выделяются абзацы. Каждая новая глава, а также Введение, Заключение, Список используемой литературы начинаются с новой страницы.

 

Требования к нумерации страниц:

· последовательно, начиная со 2-й страницы (содержание), на титульном листе номер не ставится;

· номер страницы располагается в нижнем правом углу.

 

Требования к заголовкам:

· набираются полужирным шрифтом (шрифт 14 пт.);

· выравнивание – по центру;

· точка в конце заголовка не ставится;

· заголовок, состоящий из двух и более строк, печатается через один междустрочный интервал;

· заголовок не имеет переносов, то есть на конце строки слово должно быть обязательно полным.

 

 

Требования к оформлению ссылок:

· при цитировании или использовании каких-либо положений из других работ даются ссылки на автора и источник, из которого заимствуется материал;

· если в работе приводится цитата для подтверждения рассматриваемых положений, то в её тексте сохраняются все особенности документа, из которого она взята: орфография, пунктуация, расстановка абзацев, шрифтовые выделения. Цитата внутри текста заключается в кавычки. Все цитаты, а также заимствованные из различных документов аргументы или статистические данные подтверждаются библиографической ссылкой на источник;

· в реферате используются ссылки внутри текста. После цитаты в квадратных скобках указывается номер источника из списка использованной литературы, через запятую – страница источника, например: [4, 28]

Требования к оформлению списка используемой литературы:

Библиография, то есть список использованной в работе над исследованием литературы, помещается вслед за основным текстом, после заключения. Каждый источник, упомянутый в списке, значится под определенным порядковым номером и должен быть описан в соответствии с ГОСТом 7.1-84 («Библиографическое описание документа»).

Список использованной литературы составляется в алфавитном порядке.

В случае если книга написана одним автором или авторским коллективом, численность которого не превышает трех человек, ее библиографическое описание должно начинаться с указания фамилии и инициалов автора. Далее указывается полное название книги. После этого ставится одна косая черта, вслед за которой прописываются инициалы и фамилия автора или авторов книги. Затем ставится точка и тире. Вслед за тире указывается название города, в котором вышла книга, двоеточие, название выпустившего книгу издательства (без кавычек), запятая, год издания, точка, тире, общее количество страниц.

Например:

Ильин Е.П. Психология общения и межличностных отношений: учеб. пособие / Е.П. Ильин. – СПб.: Питер, 2011 – 576с.

 

Если книга написана большим авторским коллективом или автор вообще не указан, то в список литературы она вносится по заглавию. В этом случае библиографическое описание выглядит так: заглавие, в квадратных скобках с большой буквы указывается характер печатной работы; косая черта; инициалы и фамилия одного из авторов, в квадратных скобках делается указание на других авторов; после точки с запятой указываются инициалы и фамилия ответственного редактора; точка, тире; название города, двоеточие, название издательства, запятая, год издания; точка, тире; общее количество страниц.

Например:

Русский язык и культура речи: учебник / В.И. Максимов [и др.]; под ред. В.И. Максимова. – М.: Гардарики, 2007. – 413 с.

Существуют города, в которых находится очень много издательств и выпускается огромное количество книг. Для названий таких городов в библиографических описаниях приняты специальные сокращения: Москва— М., Санкт-Петербург — СПб, Ленинград — Л., Киев — К., Нью-Йорк — N.Y., Париж—Р., Лондон — L., Берлин — В. Названия всех прочих городов в списке должны указываться полностью.

Если вы использовали материалы статьи, опубликованной в сборнике научных трудов, она описывается так: фамилия, запятая, инициалы автора; название статьи (главы, раздела); в квадратных скобках с большой буквы указывается характер печатной работы; косая черта; инициалы и фамилия автора или авторов; две косые черты; название сборника, в котором помещена статья (без кавычек); точка, тире; название города, двоеточие, название издательства, запятая, год издания; точка, тире; номера первой и последней страниц статьи.

Например:

1. Вендина, Т.И. Символика цвета сквозь призму словообразования / Т.И. Вендина // Лексический атлас русских народных говоров: материалы и исследования 1998. – СПб.: изд-во ИЛИ РАН, 2001. – С. 11-31.

2. Русановский, В.М. Культура и язык / В.М. Русановский // Современные славянские культуры: сборник научных трудов. – Киев, 2001. – С. 34-46.

Если вы использовали материалы статьи, опубликованной в периодическом издании (журнале, газете), она описывается так: фамилия, запятая, инициалы автора; название статьи; в квадратных скобках с большой буквы указывается характер печатной работы; косая черта; инициалы и фамилия автора или авторов; две косые черты; название печатного издания, в котором помещена статья (без кавычек); точка, тире; год издания; точка; номер; точка, тире; номера первой и последней страниц статьи.

Например:

1. Калашников М.М. К вопросу о культуре делового общения государственных служащих / М.М. Калашников // Вестник Ярославского государственного университета.– 2008. – № 10. – С. 59-67.

2. Денисова А.А. Деловая межкультурная коммуникация и загадки русской души / А.А. Денисова // Вестник ЦМО МГУ. – 2010. – № 2. – С. 73-76.


Схема оформления титульного листа реферата

 

Министерство сельского хозяйства Российской Федерации

 

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Орловский государственный аграрный университет

имени Н.В. Парахина»

 

 

Кафедра гуманитарных дисциплин

 

 

РЕФЕРАТ

 

НАЗВАНИЕ ТЕМЫ РЕФЕРАТА

 

  Выполнил: аспирант(ка) 2 курса   Фамилия Имя Отчество (в именительном падеже) Проверил: должность, Ф.И.О. преподавателя

 

 

Орел, год

Образец оформления титульного листа реферата

 

Министерство сельского хозяйства Российской Федерации

 

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Орловский государственный аграрный университет

имени Н.В. Парахина»

 

 

Кафедра гуманитарных дисциплин

 

РЕФЕРАТ

 


Поделиться с друзьями:

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.061 с.