Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...
Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...
Топ:
Устройство и оснащение процедурного кабинета: Решающая роль в обеспечении правильного лечения пациентов отводится процедурной медсестре...
Характеристика АТП и сварочно-жестяницкого участка: Транспорт в настоящее время является одной из важнейших отраслей народного...
Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов...
Интересное:
Распространение рака на другие отдаленные от желудка органы: Характерных симптомов рака желудка не существует. Выраженные симптомы появляются, когда опухоль...
Наиболее распространенные виды рака: Раковая опухоль — это самостоятельное новообразование, которое может возникнуть и от повышенного давления...
Финансовый рынок и его значение в управлении денежными потоками на современном этапе: любому предприятию для расширения производства и увеличения прибыли нужны...
Дисциплины:
2017-11-16 | 374 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
В школьном курсе русского языка лексика изучается как особый раздел науки о языке и как лексический аспект (т. е. учет межуровневых связей лексики) изучения грамматики.
В соответствии с этим в школьном курсе русского языка выделяются четыре этапа работы над лексическими явлениями: первый этап (пропедевтический) — начальные классы, второй этап (систематический) — IV—V классы, третий этап (аспектное изучение грамматики) —VI—VIII классы, четвертый этап (функционально-стилистический) — VIII класс. В IV—V классах лексика изучается в самом начале школьного курса русского языка. Это изучение лексики определяется местом слова среди других единиц языка, необходимостью создания условий для обогащения словарного запаса учащихся и для аспектного изучения грамматики. В IV—VI классах показываются связи словообразования и морфологии с лексикой. В VIII классе рассматривается функционально-стилистический аспект работы по лексике в специальном разделе «Общие сведения о языке» (тема — «Стили литературного языка»).
В школе изучается литературный язык, однако учащиеся в художественных произведениях нередко встречают слова из других частей национального языка. Поэтому в школьный курс лексики включены отдельные понятия, характеризующие необщеупотребительные слова — диалектные, профессиональные слова.
МЕТОДИКА
Учитывая специфику лексических явлений, для раскрытия их сущности необходимо опираться на следующие сопоставления: слова и реалии, обозначаемой данным словом; лексического и грамматического значений слова; единиц лексической парадигмы друг с другом; истории жизни слова и жизни народа. Из этих сопоставлений создается совокупность принципов методики лексики.
|
Как известно, знаменательные слова непосредственно связаны с реальным миром — с предметами, признаками и действиями, являясь их наименованием. Исходя из единства означаемого и означающего, при разъяснении сущности лексических явлений целесообразно опираться на сопоставление слова и реалии, обозначаемой данным словом, т. е. на экстралин гв истический принцип, который применим к словам с конкретным значением.
Опора на экстралингвистический принцип изучения лексических понятий реализована в учебниках русского языка для IV и V классов с помощью рисунков, помогающих организовать наблюдения над лексическими явлениями1. В соответствии с характером изучаемых лексических понятий и целей их изучения в учебниках имеются две группы рисунков: рисунки без подписей (смыслозые пояснения создаются при анализе содержания рисунков), например в параграфах об антонимах, омонимах; вторая группа — рисунки, сопровождаемые подписями, например в параграфах о синонимах, об устаревших словах, о заимствованных словах. Каждая из этих групп рисунков по-разному используется при разъяснении сущности изучаемого лексического понятия. При анализе первой группы рисунков учащиеся подходят от изображения предметов к слову, а при анализе второй группы рисунков — от слова к предмету, изображенному на рисунке.
Сопоставление слова и реалии отражено и в формулировках изучаемых лексических понятий. Эти формулировки закрепляют сущность соответствующего явления и позволяют учащимся легко отличать их друг от друга. Тзкобо, например, определение многозначного слова: «Слова, имеющие несколько значений, называются многозначными. Многозначное слово называет разные предметы, в чем-либо сходные между собой».
Лексикологические разряды, в которые объединяются изучаемые лексические явления, тесно связаны с грамматикой — с принадлежностью их к той или иной части речи. Так, омонимами являются не всякие слова, имеющие различное значение при единстве произношения и написания, а только те слова, которые принадлежат к одной и той же части речи. Например, лук (овощ) и лук (оружие) являются омонимами, потому что оба они существительные, но слова печь (действие) и печь (предмет) не являются омонимами, поскольку принадлежат к разным частям речи.
|
Сопоставление лексического и грамматического значений слов имеет большое значение, так как реализация этого принципа позволяет точнее раскрыть сущность изучаемого лексического явления, предупредить ошибки учащихся в разграничении сходных в чем-либо явлений. Лексико-грамматический принцип особенно необходим в работе со словами, имеющими абстрактное значение.
Грамматическая характеристика слова должна входить в определение понятия как его основной структурный элемент. В учебнике грамматическая характеристика включена только в определение омонимов. Целесообразно также в процессе ознакомления с синонимами (и антонимами) указывать на принадлежность их к одной и той же части речи.
Слово, как известно, вступая в разные семантические связи с другими словами, образует лексическую парадигму. Для выяснения языковой сущности того или иного члена этой парадигмы большое значение имеет сопоставление его с другими членами этой парадигмы.
Данный семантический принцип следует использовать при изучении многозначных слов и омонимов, многозначных слов и антонимов, синонимов и антонимов, синонимов и родственных слов.
В учебнике для IV и V—VI классов этот принцип реализован в виде: 1) материалов для наблюдений; 2) дополнительных заданий к текстам упражнений.
Для понимания сущности лексических понятий, связанных с происхождением и развитием словарного состава языка, необходимо опираться на соотношение жизни (истории) слова в языке и истории народа, так как заимствованные слова, устаревшие и новые слова тесно связаны с общественным, экономическим, военным и культурным развитием народа: исторические изменения в жизни народа находят свое отражение в языке, в который либо входят новые слова (неологизмы), либо уходят из употребления устаревшие слова (архаизмы) и т. д. Раскрытие взаимосвязи слова и истории народа (диахронический принцип) позволит сформировать у учащихся материалистический взляд на развитие словаря и языка в целом. Этот принцип методики лексики отражен в учебнике в теоретических сведениях об изучаемых явлениях и в рисунках, позволяющих в обобщенном виде понять связь слова и истории народа.
|
|
Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...
Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...
Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...
Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!