Методика преподавания литературы как наука, ее предмет и задачи. — КиберПедия 

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Методика преподавания литературы как наука, ее предмет и задачи.

2017-11-16 405
Методика преподавания литературы как наука, ее предмет и задачи. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

МПЛ – это педагогическая наука, предметом которой является процесс обучения школьников литературе как учебному предмету и задача которой состоит в открытии закономерностей этого процесса с целью более правильного руководства им. Курс МПЛ призван помочь развитию творческих начал личности-словесника, сформировать представление о литературном развитии школьников, об исторической смене методов и приемов обучения, о профессиональной деятельности учителя. Структура курса: 1. теоретические проблемы современной методики, 2. основные этапы развития методики, 3. методы и приемы обучения литературы, 4. этапы изучения литературы в школе, 5. взаимосвязь восприятия и анализа произведения, 6. чтение и изучение художественного произведения с учетом жанрово0-родовой специфики, 7. теория литературы в школьном изучении, 8. урок литературы в современной школе, 9. развитие устной и письменной деятельности, 10. внеклассная и внешкольная работа. МПЛ как наука: 1. предмет исследования, 2. общественная значимость, 3. методы изучения: теоретический, экспериментальный (формирующий), 3. контрольный (контролирующий). Педагогические методы изучения литературы в школе: анкетирования, срезов, наблюдения, интервьюирования. Любая наука существует вне зависимости от других наук, как МПЛ, она фундаментальна. Предмет: установление закономерностей преподавания литературы как искусства слова. Общественная значимость: литература является одним из важнейших средств формирования мировоззрения и общественной позиции школьников. Методы: - срезов (массового опроса), - целенаправленного наблюдения, - естественного эксперимента, - лабораторного эксперимента. При использовании научной проблемы преподавания литературы используются методы: 1. теоретический (изучение и анализ трудов по методике, педагогике, психологии, литературоведении), 2. социолого-педагогический (анализ программ, учебников, учебных пособий, устных и письменных ответов, анкетирование, наблюдение за процессом образования), 3. экспериментальный (проведение констатирующих, обучающих, контролирующих экспериментов), 4. статистический (математическая обработка и обобщение результатов контролирующих срезов).

Экзаменационный билет №3
7. Педагогика как наука. Объект, предмет, основные функции и категории.

Знание и опыт становятся наукой тогда, когда осознается и выделяется область действительности, которой она занимается (это объект науки), и тот, аспект, угол зрения, под которым она изучает явление (это предмет науки). Предмет педагогики — целостный педагогический процесс направленного развития и формирования личности в условиях ее воспитания, обучения и образования. Объект педагогики — воспитание как сознательно и целенаправленно осуществляемый процесс. Педагогика изучает образование, воспитание как специальную функцию общества и как педагогические процессы. Воспитание как особая деятельность возникает в древние времена и осуществляется в разных формах: от совместной деятельности в племени и обрядов посвящения в первобытных обществах до сегодняшних массовых школ и других учреждений. Много позже, чем воспитательная деятельность людей, возникает целая совокупность педагогических наук, теоретических и прикладных, о воспитании, образовании, обучении. Воспитание как предмет педагогики имеет два значения. Воспитание - это социальное явление, функция общества по подготовке подрастающего поколения к жизни. Воспитание в педагогическом смысле - это специально организованный и управляемый процесс формирования человека, осуществляемый педагогами в учебно-воспитательных учреждениях и направленный на развитие личности. Задача педагогической науки — разработать теоретиче­ские, методологические основы инновационных процес­сов, рациональных связей теории и практики, взаимопро­никновения исследовательской и практической деятель­ности. Одним из современных путей сращивания теории и практики выступают научно-практические центры, лабо­ратории, объединения. Постоянные (вскрытие закономерностей, изучение и обобщение практики и опыта, разработка новых методов и средств и форм и систем обучения воспитания, прогнозирование образования, внедрение результатов исследований в практику) и временные задачи.

Теоретическая функция:
описательном или объяснительном - изучение передового и новаторского педагогического опыта;
диагностическом - выявление состояния педагогических явлений, успешности или эффективности деятельности педагога и учащихся, установление условий и причин, их обеспечивающих;
прогностическом - экспериментальные исследования педагогической действительности и построение на их основе моделей преобразования этой действительности.
Прогностический уровень теоретической функции связан с раскрытием сущности педагогических явлений, нахождением глубинных явлений в педагогическом процессе, научным обоснованием предполагаемых изменений. На этом уровне создаются теории обучения и воспитания, модели педагогических систем, опережающие образовательную практику.
Технологическая функция:

разработка методических материалов (планов, программ, учебных пособий и др.), определяющих нормативный план педагогической деятельности (проективный уровень);

внедрение достижении науки в педагогическую практику (преобразовательный уровень);

анализ результатов научных исследований (рефлексивный уровень).

Категории педагогики - понятия, которые составляют основу педагогической науки, и изучаются как разделы педагогики(ОбразованиеОбучениеВоспитаниеСоциализацияРазвитиеФормирование)

 

8. Программы по русскому языку для средней школы. Их структура и содержание.

Программа является основным документом, определяющим содержание, объем знаний, умений и навыков учащихся по пред­мету, цели и задачи обучения. В ней указана также последователь­ность расположения учебного материала по годам обучения. Содержание обучения зафиксировано в программе по русскому языку для V—IX классов, которая учитывает возрастные и психо­логические особенности школьников.

В настоящее время русский язык как учебный предмет имеет две формы: общеобразовательную (V—IX и факультатив­но X—XI классы) и углубленную (V—IX классы гуманитар­ных гимназий, лицеев или только X—XI классы).

В соответствии с этим в школе используется несколько про­грамм по русскому языку: программа, составленная Т.А.Ладыженской и Н.М.Шанским; программы к учебному комплексу под редакцией В. В. Бабайцевой.

Кроме того, имеется программа углубленного изучения русско­го языка, разработанная коллективом лаборатории обучения рус­скому языку Института общего образования Министерства обра­зования и науки РФ.

Основанием содержания всех программ является базовый компонент содержания обучения, т.е. сумма необхо­димых знаний — основа для воспитания гармонически развитой личности: все виды речевой деятельности, знания об определен­ных лингвистических понятиях, правилах, языковых фактах, ко­торые выступают в качестве ориентиров в деятельности учащихся с целью овладения базовыми умениями.

Программа, составленная Т.А.Ладыженской, М.Т.Барановым, Н.М.Шанским, состоит из объяснительной записки, собственно программы и приложений.Объяснительная записка содержит четко сформулированные цели и задачи обучения русскому языку.

Теоретический материал распределен по годам обучения в со­ответствии с линейным и линейно-ступенчатым принципами. Так, объемные, сложные темы, разделы рассчита­ны на два или на три года обучения. Например, раздел «Лексика» изучается в V и VI классах. Вопросы, связанные со значением слова, рассматриваются в V классе, а вопросы происхождения и употребления слова перенесены для изучения в VI класс. Раздел «Морфология» изучается на протяжении трех лет (V—VII клас­сы). Некоторые морфологические темы изучаются в два этапа (име­на существительные, прилагательные, глаголы — V—VI классы). Фонетика и графика изучаются в V классе по линейному прин­ципу, т.е. в один прием. Курс синтаксиса является предметом изучения в V, VIII —IX классах. В V классе в процессе изучения пропедевтического курса синтаксиса школьники знакомятся с ос­новными синтаксическими единицами (некоммуникативными и коммуникативными) и пунктуационными правилами. В этот пе­риод на основе формирования пунктуационных и речевых навы­ков идет подготовка учащихся к восприятию систематического курса синтаксиса.

Некоторые разделы рассредоточены по всем классам. Так, изу­чение основных орфографических правил происходит в процессе изучения фонетики, словообразования и морфологии, т.е. с V по VII класс. Вопросы стилистики также рассматриваются в V— VII классах. Работа по культуре и развитию речи проводится на протяжении всего изучения родного языка, т.е. с V по IX класс. В приложениях представлен список средств обучения по русско­му языку по классам: печатные пособия, диафильмы, диапозити­вы, кинофрагменты, кинофильмы, грамзаписи (приложение 1); спи­сок справочной литературы по русскому языку для учащихся (при­ложение 2).

Программа под редакцией В.В. Бабайцевой имеет два взаимо­связанных, дополняющих друг друга раздела: «Обучение русскому языку» и «Развитие связной речи».

Здесь четко прослеживается функциональный подход к обуче­нию русскому языку. Основной лингвометодический принцип дан­ной программы — «системное изложение теории, что является бо­лее прочной базой для формирования практически важных уме­ний и навыков, чем разрозненные сведения из разных разделов науки о языке».

Программа нацеливает на изучение основ науки о языке, раз­витие речи учащихся, формирование орфографических и пункту­ационных навыков, овладение стилистическими нормами литера­турного языка, предусматривает знакомство с основными сведе­ниями о месте русского языка среди языков мира, о роли языка в жизни общества и др.

Весь материал в программе под редакцией В. В. Бабайцевой имеет линейное расположение и распределен по трем книгам: теоре­тический курс (V—IX классы), сборники задач и упражнений по классам и учебное пособие по развитию речи «Русская речь». Све­дения по культуре речи распределены по всем классам.

Авторский коллектив программы к учебному комплексу под ре­дакцией М.М.Разумовской и П.А,Леканта основную цель обуче­ния русскому языку в общеобразовательном учебном заведении видит в том, «чтобы обеспечить языковое развитие учащихся, по­мочь им овладеть речевой деятельностью: сформировать умения и навыки грамотного письма, рационального чтения, полноценно­го восприятия звучащей речи, научить их свободно говорить и пи­сать на родном языке, пользоваться им в жизни как основным средством общения».

Усиление речевой направленности курса проявляется в том, что теоретические сведения рассматриваются авторами как система ориентиров, на которые школьники могут опереться в процессе речевой деятельности.

Во всех действующих программах наряду с перечнем знаний указан комплекс умений и навыков, которыми должны овладеть школьники в процессе обучения русскому языку. В конце каждого года введены разделы повторения изученного за год.

 

9. Этапы литературного образования.

Современные программы по литературе построены на основе двух концентров: V-IX и X-XI классы. Программы отражают базовый компонент литературного образования и содержание временных стандартов среднего образования.

Основной целью литературного образования является приобщение учащихся к богатствам отечественной и мировой классики, формирование культуры художественного восприятия и воспитание на этой основе нравственности, эстетического вкуса, культуры речи.

Выделяются два звена: 5-7 и 8-9 классы.

В 5-7 классах литературное произведение изучается как результат творчества писателя, как результат эстетического осмысления жизни. Представление о литературе как искусстве слова предполагает развитие восприятия и понимания текста, поэтики автора. Воспитывается культура речи, культура мышления и общения, формируется эмоциональная отзывчивость, способность к переживанию и сопереживанию. От фольклора и литературы прошлого — к современности. Произведения зарубежной литературы изучаются параллельно с произведениями родной литературы. В 5-6 классах учащиеся не просто находят в тексте сравнения, метафоры, эпитеты, а учатся определять их назначение, учатся «рисовать» словами те или иные картины, овладевать понятием жанра, определять значение отдельных слов и выражений, понимать значение композиции и составляющих ее компонентов. В этом убеждает реальный результат бесед, пересказов, деловых игр, письменных творческих работ. Программы 8-9 классов также построены по концентрическому и хронологическому принципу. В них даны биографические сведения о писателях, усложнен материал по теории литературы и создается готовность к изучению курса 10-11 классов. В 5-9 классах перед учащимися стоит задача понять жанровое своеобразие исторических и лирических песен как жанров фольклора; житийного жанра в дневнерусской литературе; рассказа и повести; пьесы и лирического произведения. Особое внимание в рассмотрении поэтики художественного произведения и использования теоретико-литературных понятий занимают вопросы композиции и ее элементов. В 9-11 классах основу курса на историко-литературной основе составляет чтение и изучение важнейших произведений русской и мировой литературы. Намечены три списка произведений: для чтения и изучения, для обзоров и для самостоятельного чтения. Учащиеся осваивают литературу в ее движении, развитии, в контексте историко-литературного процесса и культурной жизни эпохи. Предметом особых забот учителя является формирование круга чтения учащихся и читательских интересов, совершенствование читательского восприятия, постижение природы литературы и ее закономерностей, совершенствование речи учащихся.

 

Экзаменационный билет №4
10. Закон РФ «Об образовании» (система образования и типы общеобразовательных учреждений)

Глава I. Общие положения

Глава II. Система образования

Глава III. Управление системой образования

Глава IV. Экономика системы образования

Глава V. Социальные гарантии реализации прав граждан на образование

Глава VI. Международная деятельность в области образования

Глава II. СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ

Статья 12. Образовательные учреждения

1. Образовательным является учреждение, осуществляющее образовательный процесс, то есть реализующее одну или несколько образовательных программ и (или) обеспечивающее содержание и воспитание обучающихся, воспитанников.

2. Образовательное учреждение является юридическим лицом.

3. Образовательные учреждения могут быть государственными (федеральными или находящимися в ведении субъекта Российской Федерации), муниципальными, негосударственными (частными, учреждениями общественных и религиозных организаций (объединений)).

Федеральное государственное образовательное учреждение – образовательное учреждение, находящееся в федеральной собственности и финансируемое за счет средств федерального бюджета.

Действие законодательства Российской Федерации в области образования распространяется на все образовательные учреждения на территории Российской Федерации независимо от их организационно-правовых форм и подчиненности.

4. К образовательным относятся учреждения следующих типов:

1) дошкольные;

2) общеобразовательные (начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования);

3) учреждения начального профессионального, среднего профессионального, высшего профессионального и послевузовского профессионального образования;

4) учреждения дополнительного образования взрослых;

5) специальные (коррекционные) для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья;

6) утратил силу;

7) учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (законных представителей);

8) учреждения дополнительного образования детей;

9) другие учреждения, осуществляющие образовательный процесс.

5. Деятельность государственных и муниципальных образовательных учреждений регулируется типовыми положениями об образовательных учреждениях соответствующих типов и видов, утверждаемыми уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, и разрабатываемыми на их основе уставами этих образовательных учреждений.

Для образовательных учреждений, реализующих военные профессиональные образовательные программы, и образовательных учреждений, реализующих образовательные программы, содержащие сведения, составляющие государственную тайну, типовые положения об образовательных учреждениях утверждаются Правительством Российской Федерации.

Для негосударственных образовательных учреждений типовые положения об образовательных учреждениях выполняют функции примерных.

5.1. Особенности правового статуса Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова и Санкт-Петербургского государственного университета определяются специальным федеральным законом.

6. Государственный статус образовательного учреждения (тип, вид и категория образовательного учреждения, определяемые в соответствии с уровнем и направленностью реализуемых им образовательных программ) устанавливается при его государственной аккредитации, если иное не предусмотрено федеральными законами.

7. В представительствах образовательного учреждения ведение образовательной деятельности запрещается.

8. Образовательные учреждения вправе образовывать образовательные объединения (ассоциации и союзы), в том числе с участием учреждений, предприятий и общественных организаций (объединений). Указанные образовательные объединения создаются в целях развития и совершенствования образования и действуют в соответствии со своими уставами. Порядок регистрации и деятельности указанных образовательных объединений регулируется законом.

9. Права и обязанности учреждений дополнительного образования, предусмотренные законодательством Российской Федерации, распространяются и на общественные организации (объединения), основной уставной целью которых является образовательная деятельность, только в части реализации ими дополнительных образовательных программ.

 


Поделиться с друзьями:

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.047 с.