Секрет второй (главный): физиологическая составляющая (малое дыхание). Чудовищная ошибка или преступление против человечества Гарсиа-младшего — КиберПедия 

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Секрет второй (главный): физиологическая составляющая (малое дыхание). Чудовищная ошибка или преступление против человечества Гарсиа-младшего

2017-11-16 333
Секрет второй (главный): физиологическая составляющая (малое дыхание). Чудовищная ошибка или преступление против человечества Гарсиа-младшего 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

«Природа весьма проста; что этому противоречит должно быть отвергнуто» -М- В. Ломоносов.

 

Вторым и главным секретом наличия хорошего голоса является умение правильно дышать при речи или пении. Уверен, что большинство сразу про себя вспомнили, про диафрагму, расширение ребер и тому подобное, что сопутствует глубокому дыханию, о котором все слышали, а многие и испытали на себе. Это глубочайшее заблуждение пришло к нам от Гарсиа -сына и об этом надо поговорить особо. Но вначале необходимо понять, почему так глубоко внедрилась в наше сознание идея, что для хорошо звучащего голоса необходимо глубокое дыхание? Причин несколько. Первая причина - преклонение перед авторитетом. Суть здесь такова: сын знаменитого испанского певца Мануэль Гарсиа, унаследовавший фамилию и имя отца, с помощью двух зеркалец заглянул в гортань к отцу и увидел работу голосовых связок. Это было в середине 19века. Соединив два зеркальца в одном приборе и назвав его ларингоскопом, Гарсиа вскоре за это изобретение и доклад о природе голоса человека получает звание академика Парижской академии наук. Распространение идеи глубокого диафрагмального дыхания и распространение ее по всему миру принадлежит этому академику через многочисленные переиздания трактата "Полная школа пения». Однако мало кто знает, что в первом издании книги он пишет и говорит о необходимости поджатия живота, чтобы диафрагма была неподвижной и грудного типа дыхания, т.е. о малом дыхании, являвшемся главным секретом старо итальянской школы пения, которую обозначили, как "бельканто". («// grand segreto реr саntаrе consiste nelcanfare con росо fiato.- Великой тайной пения является пение на малом дыхании». Эта фраза часто встречается в книгах о пении 19 и начала 20 веков). Первое издание вышло «Полной школы пения» вышло Париже в 1847году малым тиражом и при плохой полиграфии и поэтому, является раритетом и о нем, как я уже сказал, за исключением специалистов практически никому об этом неизвестно (в Петербурге мне удалось обнаружить только один экземпляр этого издания, который находится в Российской национальной библиотеке, в отделе нот, на Фонтанке). Очевидно, что он, будучи помощником, в вокальной школе отца, а затем после его смерти и руководителем вначале наблюдал, а затем и практиковал методы отца. Отец являлся родоначальником династии знаменитых теноров, главой вокальной школы, заложившей великой итальянской традиции в пении. Две его дочери выдающаяся певицы Мария Малибран Полина Виардо были ученицами отца. По моему предположению в школе хранился главный профессиональный секрет, связанный с малым дыханием. Чтобы в какой-то степени завуалировать главный секрет бельканто, в первом издании о дыхании говорится вскользь, всего две строчки, а все внимание автора уделено вокальным упражнениям. При этом, опять таки - это мое предположение, Гарсия приводит такое их число, которое принципиально недоступно для выполнения в течение всей жизни ученика. Чтобы овладеть этой «Полной школой пения» необходимо выучить 54700 упражнений. Уже это одно наводит пессимизм при попытке овладеть полной школой пения.

 

В 1856году в Лондоне, куда он переехал на постоянное место жительства, выходит второе издание этой книги. В нем также упор делается на упражнениях приведенных в первом издании, а относительно дыхания, также вскользь, вероятно для того, чтобы замена произошла незаметно, пишется прямо противоположное: требуется опустить диафрагму и увеличивать емкость легких сначала вниз, затем, в сторону и принять воздуха, сколько позволяют вместить легкие. Дальнейшее переиздание этого труда по всему миру тиражировало именно глубокий, диафрагмальный тип дыхания. Принято считать, что Гарсиа изменил взгляды на тип певческого дыхания по причине феноменального успеха французского тенора Жильбера Дюпре использовавшего во время пения диафрагмальное дыхание. Возможно, сыграло и то обстоятельство, что соперник Дюпре Адольф Нурри, сокрушенный успехами конкурента покончил жизнь самоубийством. А, как известно, Нурри исповедовал законы классической школы, представителями которой кроме него были Гарсиа-отец, Рубини и Марио де Кандида. Этой трагедии не случилось бы, знай Нурри, что очень скоро Дюпре потеряет свой голос. Известный знаток истории оперного пения и певец Дж. Лаури - Вольпи приводит такой диалог между Дюпре и Рубини: - Я потерял свой голос, дорогой Рубини. Скажи мне, как удалось тебе сохранить твой? - Я пел процентами, - отвечал уроженец Бергамо. - Ты же растранжирил капитал, не подумав о том, чтобы сделать сбережения. Уйдя со сцены в расцвете лет, Дюпре последующие 47 лет занимался педагогической деятельностью, прожил долгую жизнь, но в памяти поколений закрепилась связь о его долгожительстве, как певца, а не как педагога. Но возможно и прозаическое объяснение того, почему сын не стал пропагандировать метод отца. Отец умер на 58году жизни, в 1832 году, младшая сестра - обладательница «триединого голоса» Мария Малибран скоропостижно скончалась в 32-х летнем возрасте в 1836 году. Но была жива старшая сестра -выдающаяся певица Полина Виардо. Возможно, что она была недовольна братом, который будучи педагогом, но не, будучи певцом, с такой легкостью выдал профессиональные фамильные секреты. Вполне возможно, что на этой почве могла возникнуть конфликтная ситуация. Иначе трудно объяснить, почему Гарсиа переезжает из Парижа в Лондон, который не покидает до своей кончины? Перебравшись а Лондон, он ведет обширную педагогическую деятельность и в 1856 году издает второе, прекрасно полиграфически оформленное издание, с принципиально новым подходом к проблеме певческого дыхания. Именно это издание и стало переиздаваться и тиражировать глубокое дыхание. Высказанная гипотеза, как нам думается, находит подтверждение и фактом необычайным долгожительством автора так называемой миоэластической (иначе: мышечно- механической) теории фонации (М. Гарсиа - сын прожил 103 года). Он мог бы исправить свой главный постулат о глубине дыхания, но не сделал этого, хотя знал и видел, как страдают и гибнут певцы - многочисленные приверженцы его школы. Примеры многочисленны и впечатляющие - до пятидесяти лет не дожили такие выдающиеся певцы как Карузо(48),Таманьо(40),Де Муро(42) и многие другие менее известные почитатели диафрагмального дыхания в пении. В тоже время ученики Гарсиа, хоть и не прожили столько лет, как их учитель, но и жаловаться в этом плане им не приходится (Эверарди, Сальватор и Матильда Маркези, Шток Заузен, Женни Менд, Ниссен - Саломан, наш Додонов-учитель Собинова и др.). Заметим, что Эверарди, будучи прекрасным баритоном, подготовил в России плеяду выдающихся певцов, но при этом нигде в письменной форме не поделился своими профессиональными секретами. Додонов, ученик Эверарди и учитель Собинова, нигде не упоминает о малом дыхании. Чувствуется по всему, что как будто все они дали клятву о не разглашении секрета малого дыхания. Из этого можно сделать вывод, что мы имеем дело с грандиозной мистификацией Гарсиа, погубившей и продолжающей губить голоса и здоровье огромного числа людей по всему миру. Другим косвенным подтверждением высказанной гипотезе, являются подобные аналоги в других видах искусства. Вспомним до сих пор не раскрытые секреты известных скрипичных мастеров: Страдивари, Гварнери, Амати. Примеров подобных множество и основаны они, заметим, на глубинных закономерностях нашей психики. Мы не говорим уже о науке и технике, где профессиональные секреты охраняются законом. Одним из первых, кто выступил с резкой критикой глубокого, диафрагмального дыхания был наш отечественный физиолог Л.Д Работнов. Напомним. что в 1932 году им была выдвинута гипотеза о роли бронхиальной системы в образовании певческого звука. Главным выводом этой гипотезы был вывод _ о минимизации глубины вдоха и минимизации силы выдоха _при_пении (парадоксальное дыхание_»). При глубоком дыхании, по мнению Работнова, происходит усиленный выдох или, как он это называет, «утечка» дыхания, в результате чего нет плотного смыкания голосовых связок и из-за чего искажается звук. Но либо в неудачное время родилась гипотеза, либо помешала её внедрению в практику скоропостижная (в 1934 году) смерть ученого, может быть, трудный для восприятия научный стиль книги, которым она изложена, а может быть и отсутствие дополнительных аргументов в защиту гипотезы, неизвестных автору, по разным причинам, в том числе и по причине состояния науки того времени. Как бы то ни было, эта гипотеза не нашла широкого отклика в вокальной науке и практике. Такими дополнительными аргументами, на наш взгляд, являются следующие факты. Главное - это наличие в бронхиальной системе и особенно выраженной в трахее (дыхательное горло) мембраны, издающей звук (опыты на мёртвой трахее в 1812 г. на Бородино русским учёным И. Грузиновым, первым в мире, сделавшим это выдающееся открытие: «Делая опыты над телами мертвых, надувая дыхательное горло через ветви оного и натягивая перепонку, я несколько раз производил в них совершенный голос, почти сходный с тем, какой мы слышим от ж ивотных, без связок. Человеческий голос рождается в груди в нижнем конце дыхателного горла, посредством _задней_ coединяющей_xрящевые_кольца_оного ...».

 

Этому фундаментальному факту почему-то не придавалось и не придаётся значения, он как бы выпадает из научного анализа и, возможно, поэтому наука о голосе до сих пор идёт ложным путём. Этот ложный путь определяется, на наш взгляд, двумя причинами. К первой причине, о которой мы уже говорили, необходимо отнести непомерную роль авторитета певческой династии и школы Гарсиа, и в первую очередь Гарсиа-младшего -академика, автора миоэластической теории фонации пустившей весь вокальный мир под откос.

 

Ко второй причине, обусловившей выбор ложного направления в вокальной педагогике, мы относим господствовавший и имеющий место по настоящее время механистический стиль мышления в физиологической науке и в науке о голосе в частности. На главный вопрос почему происходит явление? пытаются ответить так как это делается при изучении неживых объектов. Поясню: если у нас испортились часы или любой другой механизм, то выяснить причину почему часы не идут можно, если их разобрать до последнего винтика и обнаружить поломку детали. Часовой мастер должен прежде, чем разбирать часы знать механизм работы часов. Иначе, он всегда знает ответ на вопрос как они устроены? Для изучения законов функционирования всей неживой природы, т.е. причины явления почему? достаточно ответа на вопрос как это происходит? Вот тут-то, на этом пункте происходят чудовищные ошибки с непоправимыми последствиями. А именно: Этот чисто механический поход приводит к тому, что и животное (набор условных и безусловных рефлексов-И.П.Павлов) и человека (винтик, в огромном государственном механизме - И.В.Сталин) при этом подходе рассматривается как сложное устройство и не более. Это относится ко многим новациям связанным с изучением голоса и, в том числе и, к нейрохронаксической теории Рауля Юссона (1950г.), опровергающей теорию М. Гарсиа. Эта теория утверждает, что связки смыкаются и размыкаются не в результате давления воздуха, а под влиянием нервных импульсов, идущих из центральной нервной системы, и роль связок ограничивается механизмом раскрытия голосовой щели. Однако из-за неверной методологической посылки из экспериментальных фактов, не были извлечены правильные практические выводы, в результате чего ещё более увеличилась сумятица в головах преподавателей вокала и их учеников.

 

Количество методов обучения постановки речевого певческого голоса к сегодняшнему дню перевалило за многие десятки. Защищены десятки диссертаций, написаны сотни статей и книг, но петь от этого стали намного хуже, чем во времена Шаляпина. Итак, ложность механистического подхода по отношению к живым объектам оборачивается катастрофой для науки и практики. Дело все в том, что в случае с живым организмом правила механики не срабатывают, так как организм - целостная сложная система с тысячами взаимосвязанных элементов, принципиально не разлагаемая по законам механики. Его нельзя разобрать и собрать как, например, часы или любое другое сложное механическое устройство и поэтому изучая живую природу надо задаваться ответом на вопрос о целесообразности явления, т.е. с какой целью это явление происходит? Ставя вопрос как? Мы изучаем только механизмы явления, углубляемся до бесконечности, но для практики это мало что дает, если мы не понимаем причин явления. Непонимание причин, а точнее в случае с голосом -ложное понимание причин природы голоса означает, что ученику методом тыка подбираются одни упражнения, затем другие и так до бесконечности, после чего ученика объявляют неспособным, профнепригодным и дело иногда заканчивается трагически, чаще всего для учеников, а иногда и для профессоров пения. Не буду называть имен, место и время действия. Важны не имена, а дела. Так вот, приехавший в один из наших столичных городов молодой человек с прекрасно поставленным от природы голосом, через полгода незаметно для себя потерял его в одном уважаемом учебном заведении. Когда он приехал на родину его друзья записали его голос на магнитофон и дали сравнить с записью предшествующей поездке, то его возмущение было таково, что он тут же отправился в аэропорт и через несколько часов был в вокальном классе, где его маэстро гробил голос очередному ученику. В ярости он набросился на маэстро и разбив в кровь ему лицо, стал душить его. Когда ученики маэстро с помощью подоспевших на крики сумели оторвать его от своей жертвы и заявили, что если маэстро подаст на него в суд, то он на несколько лет попадет за решетку, тот заявил, что суда он не боится, так как ему будет, чем ответить на суде. Избитый, униженный маэстро не подал в суд, так как побоялся огласки. Историй потери голоса в результате обучения многие тысячи. Здесь описан экстравагантный случай. Знаю людей обладавших феноменальными от природы голосами, но после 4-х,5-и летнего обучения либо менявших любимое дело на нечто иное, либо продолжавших пения в хорах и уже не помышлявших о нечто ином. Не мало случаев попадания в дома для умалишенных, а также кончавших самоубийствами. Как тут не вспомнить Шаляпина подчеркивавшего, что если бы он пел, как его пытались учить, то толку от этого никакого не было.

 

Итак, вернемся к нашим баранам. Нам раз и навсегда надо уяснить себе, что природа все создала идеально правильно и просто нам не надо нарушать ее законы и творения. Напомню эпиграф к этой главе: «Природа весьма проста; что этому противоречит должно быть отвергнуто» - М.В. Ломоносов.

 

Самым эффективным и экономически миллионы раз дешевым путем познания закономерностей живых организмов является выявление природной целесообразности явления. В данном случае нужен ответ на вопрос, с какой целью природа создала голос? Эти теоретические принципы функционирования живых систем заложены и разработаны Н.А.Бернштейном, который работал в области физиологии движений и активности. Ответ простой: голос - это сигнальная информационная функция вида. Он доказал, что природная целесообразность выявляется сравнительным подходом в филогенезе и онтогенезе изучаемого явления. В данном случае имеется в виду сравнительный анализ голосовой функции человека с его предшественниками по эволюции, а также сравнение голосовой функции на разных этапах онтогенеза. Применение этого методологического критерия в связи с интересующим нас феноменом рождения звука в трахее позволяет нам прийти к выводу о всеобщности этого способа звукоизвлечения в животном мире. У птиц, чемпионов пения грудная клетка жестко закреплена и не двигается при дыхании. У них нет диафрагмы, а звукоизвлечение обеспечивается мембраной расположенной в трахейной трубке. Тот же механизм имеет место и у млекопитающих, но при наличие диафрагмы.

 

Природа всегда экономна и если имеется возможность совмещения функций в одном органе, то она не создаёт ничего лишнего. И в данном случае, она не создаёт специального органа - голоса, а совмещает дыхание - важнейшую функцию жизнеобеспечения всех систем организма, с анатомическим устройством самого органа дыхания, тем самым как бы свидетельствуя об огромной важности голосовой функции и её надёжности и долговечности.

 

И здесь мы хотим привлечь внимание к наиболее важному моменту наших рассуждений. Гладкая мышечная система, регулирующая дыхательный процесс в бронхиальной системе, является принципиально иным образованием, нежели поперечно-полосатая мускулатура (рис.1)

 

1. Гладкая мышца (слой гладких мышц мембранозной части трахеи); 2. Мембрана (соединительная ткань мышц мембранозной части трахеи). Возникнув в эволюции живых организмов на сотни миллионов лет ранее поперечно-полосатой мускулатуры, она (гладкая мышечная система) стала осуществлять тончайшую регулировку внутренних органов животных, в том числе и человека, через вегетативную нервную систему. Внутрянняя структура быстрой, сильной поперечно-полосатой мускулатуры совсем иная, нежели у гладкой медлительной, слабой мускулатуры. Поперечно-полосатая мускулатура стала своего рода системой быстрого реагирования для реализации поведенческих актов посредством центральной нервной системы. Природа так устроила живые организмы, чтобы исключить сознательное вторжение в деятельность внутренних органов, регуляция которых производится в автоматическом режиме гладкой мускулатурой - например: сужать и расширять кровеносные сосуды, вторгаться в деятельность кишечника и других внутренних органов. Кто этого не понимает и пытается управлять внутренними органами, тот по сути восстает против природы и она мстит за это. Прежде всего это относится к дыханию, которое чутко и тонко регулируется вегетативной нервной системой с помощью гладкой мускулатуры. Сколько человек погибло и продолжает погибать от неверно понимаемых механизмах дыхания. При этом многие ссылаются на индийских йогов и на Гарсиа. Приятно считать, что единица измерения работы произвольной мускулатуры выражается в килограммах, в то время, как единица измерения работы гладкой мускулатуры - какие-то доли грамма! Мышцы живота и грудной клетки, диафрагма развивают усилия у большинства певцов до многих десятков килограммов. Многие певцы по прилагаемым усилиям сравнивают пение с работой дровосека, гребца или пловца. Большинство педагогов своим ученикам предлагают развивать дыхательную мускулатуру с помощью плавания или гребли.

 

Мембрана трахеи в живом организме, согласно нашей гипотезе, приводится в колебание гладкой мышечной тканью с помощью импульсов вегетативной нервной системы, запускаемой (регулируемой) в свою очередь механизмом центральной нервной системы (например, при сильном стрессе человек может издать такой сильный звук, наличие которого ни он, ни его знакомые никогда не подозревали)

 

Когда же будущего певца обучают так называемой опоре дыхания, различным типам управления произвольной дыхательной мускулатурой (так называемые типы певческого дыхания), то это, на наш взгляд, ничто иное, как грубейшее вмешательство в тончайшую систему, отрегулированную природой за сотни миллионов лет эволюции. Естественно, это в принципе не может дать положительного результата. Обучение пению, основанному на этих принципах равносильно тому, чтобы провести успешно сложнейшую полостную операцию с помощью пилы и топора. Таким образом, главный секрет пения Шаляпина и других выдающихся певцов и природа звучания голоса человека совпадают. В сжатом виде наша гипотеза о природе человеческого голоса формулируется следующим образом; человеческий голос порождается воздухом находящимся в бронхиальной системе, с помощью мембранозной части трахеи, которая приводится в колебательное состояние гладкой мышечной тканью, регулируемой вегетативной нервной системой, в свою очередь управляемой центральной нервной системой. Возникший в бронхиальной системе звук в голосовой щели модулируется (преображается), т.е. механизм раскрытия и закрытия голосовой щели с помощью голосовых связок (складок) задает звуку частотную характеристику. Этот процесс, как это доказал Р. Юссон (1950), регулируются центральной нервной системой. Предлагаемая гипотеза природы человеческого голоса имеет и косвенное подтверждение: так, в онтогенезе человека мы наблюдаем известную картину: новорожденный младенец, не имеющий силы даже поддержать свою головку, издает такой чистый и сильный звук, что повергает в недоумение не только своих родителей, но и специалистов по вокалу. Этот факт вокальной наукой почему-то стыдливо обходится стороной. Такая же картина наблюдается и при обучении пению (знаю не только по рассказам пострадавших и по имеющимся литературным данным, но и сам являюсь носителем этого опыта); особенно показательны случаи у не знающих нотной грамоты. До обучения пению - прекрасный, льющийся голос после обучения - почти полная его потеря.

 

Возвращаясь к природной целесообразности явлений, в том числе и голосовой функции, особенно подчеркнём, что в основе потери голоса, прежде всего, лежит подход к звуку человеческого голоса как физическому явлению с вытекающими отсюда последствиями. Но в живой природе, повторим, действуют совершенно другие закономерности образования звука. Встроенный в живой, в том числе и человеческий организм, механизм образования звука является настолько тонким, что любое усилие, осуществляемое с помощью произвольной мускулатуры, и диафрагмы в том числе, нарушает тончайшие природные образования и звук до неузнаваемости искажается. У человека это проявляется за счёт того, и анатомически это легко наблюдается, что мембранозная часть трахеи, являющаяся источником звука, при сильном воздушном давлении на неё, начинает прилегать к передней стенке пищевода, идущей параллельно с дыхательным горлом (трахеей) (рис. 3); звук начинает искажаться при малейшем соприкосновении мембраны с пищеводом (так как изменяется величина источника звука), вплоть до его полного исчезновения, в случае полного примыкания мембраны к пищеводу. Непонимание природы образования звука кидает вокальных педагогов из стороны в сторону в поисках «золотого ключика», который видится в изобретении всё новых и новых приёмов и школ.

 

Теперь возвратимся к выдающемуся, но не понятому и поэтому недооцененному Леониду Дмитриевичу Работнову. Из его трудов следуют два ценнейших практических вывода. Вывод первый: гласная (и, следовательно, слово и фраза В.Б.)должны быть определенными (вот она природная, сигнальная целесообразность!). Только в этом случае происходит координированная работа всех звеньев голосового механизма -давления в бронхиальной системе и положения голосовых связок. (Сейчас ученые деятели, заменив термин связки на складки, как бы продемонстрировали общественности и своим работодателям, что и они не бездействуют. На самом же деле термин выражавший функциональный смысл - связь заменен на структурный - складирование: обнаружено в них 5 слоев и такая замена нелогична по определению: функция, как изменяющаяся во времени характеристика всегда стоит рангом выше структуры).

 

Ну и последний, убийственный аргумент против старой теории голосообразования. Почему-то никто из исследователей не принимает во внимание факт наличия в человеческом организме не только двух принципиально разных мышечных систем, но и принципиально двух разных механизмов их функционирования, о чем мы вскользь заметили ранее. Те мышечные системы, которыми мы управляем в сотни, тысяч раз имеют большее быстродействие, чем те, в которые мы не должны вмешиваться и поэтому природа запрятала их подальше от нас (внутренние органы). Необходимо понять, что дыхание построено на тех же принципах, что и все внутренние органы и сознательное, механическое управление дыханием с помощью секундомера, быстрых вдохов-выдохов, дыхание на счет во время ходьбы - все это убийственно для организма и для голоса, если эти дыхательные экзерсисы сопровождаются звуком. Опять призовем на помощь эволюционные принципы, на чем настаивал выдающийся отечественный физиолог Л.О.Орбели.

 

Дыхание - главная функция жизнеобеспечения организма. Пять минут без дыхания и человека нет. Голос - это, прежде всего, видовая и единственная информационная функция жизнеобеспечения, выживания всего вида. В самом деле, как вид, популяция, строят стратегию выживания? В первую очередь с помощью звуковых сигналов. Борьба за продолжение рода всегда начинается со звуковых сигналов и чаще всего дело до поединков не доходит. Оповещение об опасности, начале других совместных действий тоже производится с помощью голоса. Итак голос и дыхание природа соединила вместе в одном органе, в очередной раз доказав свою мудрость. Она, по сути, дала главную подсказку: голос той же природы, что и дыхание. Повторим, что природа совместила две самые свои сокровенные функции в одном органе, тем самым как бы свидетельствуя об огромной важности голосовой функции, её надёжности, долговечности и зависимости от законов дыхания.

 

Поэтому природный звук носит протяжный, не фиксированный характер и голос не должен иметь регистровой пестроты. И когда вокальная педагогика обучает ученика искусственным приемам звукоизвлечения, то на самом деле происходит либо замена одной механической модели звукоизвлечения на другую, либо разрушение природной модели и навязывание механической модели.

 

Отметим, что в настоящее время Бутейко В.П. и его последователями доказано, что глубокое дыхание очень пагубно действует на все системы организма и большинство заболеваний связаны именно с избытком кислорода поступающим в организм при глубоком дыхании. Поэтому при выполнении упражнений по нашей методики, построенной на поверхностном, малом, не глубоком дыхании обучающиеся отмечают после занятий, что они не только не устают после этих упражнений, но напротив, испытывают прилив сил и бодрость.

 

Теперь о собственной практике дыхательными упражнениями. Йоговские дыхательные упражнения я начинал практиковать в 1970 году, но вскоре оставил. Затем в 1972 году познакомился с певческими дыхательными таблицами Алчевского и тоже этот период был не долгим. Затем была практика с дыхательной системой Стрельниковой и тоже, как и в предыдущих случаях, интуиция выручила. В теоретической части об этом рассказано подробнее, а здесь же предупрежу читателя против любых искусственных вмешательств в дыхание, если вы хотите сохранить здоровье. Вивекананда - автор Раджи-Йоги, основанной на дыхательных упражнениях прожил 43 года, Алчевский кончил жизнь в сумашедшем доме, Стрельникова тоже недолго пожила на этом свете. Вначале 80-х годов мне дали прочитать машинописный перевод одного из западных научных центров. Это был отчет о результатах исследований сотен лиц практиковавших длительное время полное дыхание йогов и другие дыхательные упражнения с целью выйти на высший уровень - Самадхи. Оказалось, что те, кто считали, что добились поставленной цели на самом деле, заработали шизофрению глубокой степени. Авторы также установили, что у всех наблюдаемых был полностью расстроен дыхательный центр. Сразу встаёт вопрос о системе Бутейко. Я бы разделил этот вопрос на две части: теоретическую и практическую. Теоретически все верно, так как обосновывается эволюционными механизмами. Медики просто плохо понимают суть эволюционных процессов, так как в вузах им не привит этот стиль мышления. Поэтому они и не хотят даже и думать в этом направлении. Теперь о практике. Практику можно упростить до чрезвычайно доступных методов, но тогда как бы пропадает новизна. Поясню. Главное в системе Бутейко увеличить продолжительность выдоха. Так не проще ли просто петь или же делать выдох с легким звуком. В обоих случаях реализуется главный принцип здоровья увеличивается продолжительность выдоха по отношению к вдоху. А при пении подключаются подкорковые эмоциональные центры (лимбическая система), что доставляет удовольствие, разумеется прежде всего поющему. Чтобы доставлять удовольствие и окружающим необходимо поработать над голосом, что мы вам и предлагаем. И не надо никаких секундомеров, записей и другой ерунды. Человек может часами петь и не уставать, если он не напрягается. Думаю, что Бутейко прекрасно об этом все знает, но...наукообразность пропадает, нет пресловутой новизны. С самим Бутейко мне не приходилось общаться, видел его только по телевизору. Мое впечатление такое: если б его система была вредна, то это бы отразилось бы на его внешнем виде и прежде всего на голосе. А по этим диагностически информативным параметрам у него все в порядке. Немножко забежал вперед, но тут же делаю вывод; хотите быть здоровым - пойте. Пойте при каждом удобном случае. Можно даже петь про себя, т.е. без звука - все равно полезно: выдох удлиняется, а это формула здоровья.

 

Подведем итог этому центральному разделу наших рассуждений. Главная ошибка в подходе к голосу человека заключается в ошибочности методологических позиций и теоретиков и практиков. Ими нарушается главный принцип познания: «Смотри в корень!» Точнее пытаются смотреть, но смотрят не в ту сторону. Надо сказать, что эта беда постигла физиологическую и психологическую науки со времен И.П.Павлова, который с помощью простого механизма условного рефлекса пытался объяснить все и вся. Это чистой воды механика, не имеющая к законам поведения и к законам выработки навыков и в частности всего того, что связано с голосом никакого отношения. Сколько времени, сил и средств потрачено из-за неверной теоретической посылки! Теоретическим оппонентам И.П.Павлова закрывали двери в научные учреждения, так как иных аргументов не было. Это и академик Л.А. Орбели и Н.А.Бернштейн. Первый работал в области эволюционной физиологии, а второй в области физиологии движений и активности. Уверен, что был бы дан ход их идеям, то наука и вся наша жизнь были бы другими. То, что мною сделано в области голоса, а также спорта - лишь применение их идей и принципов к конкретным областям.

 

Вывод: голос требует малого дыхания

 


Поделиться с друзьями:

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.053 с.