Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...
Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...
Топ:
История развития методов оптимизации: теорема Куна-Таккера, метод Лагранжа, роль выпуклости в оптимизации...
Генеалогическое древо Султанов Османской империи: Османские правители, вначале, будучи еще бейлербеями Анатолии, женились на дочерях византийских императоров...
Установка замедленного коксования: Чем выше температура и ниже давление, тем место разрыва углеродной цепи всё больше смещается к её концу и значительно возрастает...
Интересное:
Как мы говорим и как мы слушаем: общение можно сравнить с огромным зонтиком, под которым скрыто все...
Что нужно делать при лейкемии: Прежде всего, необходимо выяснить, не страдаете ли вы каким-либо душевным недугом...
Влияние предпринимательской среды на эффективное функционирование предприятия: Предпринимательская среда – это совокупность внешних и внутренних факторов, оказывающих влияние на функционирование фирмы...
Дисциплины:
2017-11-15 | 288 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
Само понятие личности в психологии обозначает особый способ существования человека. Личностное существование – это существование человека как члена общества, как представителя определенной социальной группы.
Сущность личности человека проявляется в его взаимосвязях с другими людьми, раскрывается в его жизненных целях, в способах поведения, т. е. в способах достижения этих целей.
Тот или иной способ поведения личности задается извне ролью / ролями, которые играет / выполняет человек. Роль – это заданный, несвободный способ участия человека в жизни общества, это система действий, поступков, которые от него ожидаются другими людьми. Статус – это место человека в социальной структуре.
Таким образом, первоначально можно предположить, что личностное поведение – это то, которое человеку навязано, это вынужденное поведение. Но это только часть правды, причем не самая большая.
Понятия статуса и роли не охватывают самой сути личности – способности человека как личности действовать свободно, самостоятельно и ответственно, т, е. выходить за пределы статусно-ролевых ограничений. Как отмечал А. Н. Леонтьев, личность есть особое образование, которое не может быть выведено из его приспособительной деятельности. Личностное поведение – это поведение по собственному, свободному выбору. Личность – это субъект свободного действия или, по выражению М. М. Бахтина, - «субъект поступания».
Истинная свобода всегда завоеванная, сделанная, добытая. О. Мандельштам это понимал лучше многих:
Посох мой, моя свобода, Сердцевина бытия... |
Понятие «поступок» как раз и включает в себя произвольное, независимое, личностное социальное действие. Поступок – это личностная форма поведения, в котором осуществляется самостоятельный выбор целей и способов поведения, часто противоречащий общепринятым правилам.
|
Место человека в социальной жизни может быть задано, предписано ему волей случая, рождения, обстоятельств. Место человека в жизни может быть выбрано, найдено, завоевано им самим, по его собственной воле и свободному, осознанному выбору. В этом случае говорят о выборе субъектом позиции в жизни, о его личностном самоопределении. Позиция – это наиболее целостная характеристика человека как личности. Личность – это человек, свободно, самостоятельно и ответственно определяющий свое место в жизни, в обществе, в культуре. Поэтому личность есть целиком социокультурное образование. Можно встретить и такое определение: личность – это субъект, свободно определившийся, выработавший свою позицию в пространстве культуры и времени истории.
Но занять позицию в отношениях с другими невозможно раз и навсегда. В каждой точке существования вновь и вновь возникает необходимость свободного и самостоятельного выбора, неизбежность принятия на себя ответственности за свои действия перед другими и самим собой. Поэтому личность – это не раз и навсегда сформированное качество, состояние, структура или уровень. Личность – это способ действия, образ бытия, субъект поступания.
Можно говорить об особом, личностном бытии человека. Но личностным способом человек может и не жить, а жить, например, индивидным способом.
Личностный способ бытия есть исходный уровень культурной и духовной жизни человека.
Только совершая поступки, человек может стать личностью, сформировать свое «лицо», заявить о себе, отличить себя от других лиц. Формулой личностного поведения выступает заявление человека: «Я лично!». Человек заявляет о своей собственной, полной ответственности за свои действия и поступки. Личностное бытие – это муки выбора, риск социального действия, тяготы ответственности за себя и других. А поэтому не все люди соглашаются на такой способ жизни (вспомнить можно работу Э. Фромма «Бегство от свободы»).
|
Самостоятельность и ответственность в социальном поведении составляют самые существенные характеристики человека как личности. Самостоятельность – это поведение с опорой на свои собственные силы. Ответственность – способность нести ответ за свои поступки перед другими, обществом, перед самим собой. В межличностном взаимодействии хорошо различима эта характеристика поведения человека. Человек, признающий свою ошибку, вызывает уважение других. А стремление уйти от ответа за собственные действия оценивается другими как внутренняя слабость, личностная недоразвитость, безнравственность.
Важно понимать, что личностное поведение всегда оценивается с точки зрения существующей морали: так принято и так не принято поступать в данном сообществе. Усвоение этих правил формирует моральность личности и моральные способы ее поведения.
Моральность личности отличается от ее нравственности. Моральность в первую очередь предполагает ориентацию на частные, исторически конкретные оценки других, сообщества. Нравственность – ориентация на самостоятельно принятые абсолютные принципы и ценности. Различение данных свойств личности и способов поведения (аморальность или моральность, безнравственность или нравственность) отчетливо проявляется в различных формах переживания человеком норм морали и нравственных ценностей. Нарушение норм морали, осознание человеком несоответствия своего поведения устоявшимся в данном сообществе нормам, переживается в эмоции стыда. Стыд – это всегда стыд перед другими, страх быть осужденным окружающими людьми.
В отличие от стыда, чувство вины (совесть) представляет собой способность личности осуществлять нравственный самоконтроль, самостоятельно формулировать для себя нравственные обязанности и руководствоваться ими. Здесь другой – это не конкретный индивид и даже не группа, а обобщенный другой, интериоризованный субъектом (для религиозного человека в качестве такого обобщенного другого может выступить Бог). Чувство вины (совестливость) – более высокий уровень социокультурного и духовного развития, связанный с обретением личностью высших проявлений индивидуальности.
|
Способность отстоять свою позицию, принимая себя и других, способность действовать самостоятельно и ответственно есть достоинство личности. Данное качество составляет важную характеристику бытия человека среди людей.
Но и обществу, особенно в современных условиях, необходимы люди, готовые на личностный выбор, на личностное поведение, ориентация не на цивилизационные ценности (качество быта), а на культурные ценности (качество бытия). Д. С. Лихачев в конце 20-го столетия и в конце своей жизни заметил: «21-й век будет веком культуры, или его совсем не будет». Опыт освоения культуры позволяет человеку обрести представление о множественности систем значений. Осмысливая эти системы, выбирая между ними, он формирует собственные смыслы, сам (но на материале культуры) определяет линии личностного поведения. Для этого нужна рефлексия, самоанализ. В.П. Зинченко: «Даже первые попытки заглядывания в глубь строки и в себя влекут за собой далеко не пустяковые следствия: превращает активизм в деятельность, претворяет воду в вино, существование в жизнь, в бытие, наполняет смыслом полое слово и оживляет мертвое, помогает осознать себя суверенной личностью, манифестировать ее в поступке и многие другие, не менее интересные. Поэзия не спасает души, но размораживает их, приводит в движение».
Итак, способы личностного поведения многообразны. Их количество равно количеству индивидуальностей, помноженного на количество ситуаций их жизни. Но в целом можно говорить и личностном и безличностном (неличностном) поведении.
Возникает вопрос: почему одни активно живут на личностном уровне, противостоят жизненным трудностям, а другие пасуют перед ними, позволяя обстоятельствам определять направление своей жизни?
Необходимо отметить, что ситуация воспринимается, переживается и интерпретируется человеком в соответствии с его мировоззрением и личностным интересом, что в целом можно обозначить понятием «личностный смысл».
Тема 4 Я – концепция
|
|
Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...
Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...
История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...
Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!