Характеристика разнообразия признака в статистической совокупности — КиберПедия 

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Характеристика разнообразия признака в статистической совокупности

2017-11-15 1088
Характеристика разнообразия признака в статистической совокупности 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Величина того или иного признака неодинакова у всех членов совокупности, несмотря на ее относительную однородность. Например, в группе больных гипертонической болезнью однородной по возрасту, полу, профессии, условиям труда, быта и другим артериальное давление у каждого больного будет различное.

В этом проявляется разнообразие признака в изучаемой совокупности. Существуют специальные критерии, которые характеризуют степень разнообразия каждого признака. К таким критериям относятся лимит / lim /, амплитуда / Ам /, среднее квадратическое отклонение / σ /, коэффициент вариации / Сv /.

Лимит / lim / определяется крайними значениям вариант в вариационном ряде.

Амплитуда / Ам / - разность крайних вариант: Ам = Vmax - Vmin

Лимит и амплитуда характеризуют разнообразие признака, опираясь на крайние величины и не позволяют получить информацию о разнообразии с учетом внутренней структуры изучаемого признака. Поэтому этими критериями можно пользоваться для приближенной характеристики разнообразия, особенно при малом числе наблюдений / n ≤ 30/.

Среднее квадратическое отклонение / σ / дает наиболее полную характеристику разнообразия признака.

Существует два способа расчета среднего квадратического отклонения: среднеарифметический /при малом числе наблюдений, способ моментов /при большом числе наблюдений.

Среднеарифметический способ:

I. /если n< 30 и P /частота/ = 1 /,

 

где d - истинное отклонение вариант от истинной средней /V – М/; n - число наблюдений.

Вес детей /v/ Число детей /Р/ d d2
    /v-м/  
    2,5 6,25
    1,5 2,25
    0,5 0,25
    -0,5 0,25
    -1,5 2,25
    -2,5 6,25
  n = 6   Σd2 = 17,5

Пример: Вычислить средний вес детей и степень разнообразия признака / σ / по следующим данным (табл. 1):

Таблица 1

а) вычисляем среднюю арифметическую М по формуле:

б) вычисляем истинное отклонение /d = V-М/ и заносим в табл.1;

в) возводим истинное отклонение /d/ в квадрат и заносим в табл.1

г) находим сумму всех квадратов отклонений:

6,25 + 2,25+ 0,25 +2,25+6,25 = 17,5 кг.

д) определяем сигму / σ /

 

 

 

II. (если n < 30 и Р 1)

 

где d - истинное отклонение варианта от истинной средней /V- М/;

Р - число случаев, п - число наблюдений.

Пример: Вычислить средний вес 25 детей и степень разнообразия признака / σ / по следующим данным (табл. 2):

 

Таблица 2

 

Вес детей Число детей   α d   d2   d2 p
/V/ /Р/ VP /V-М/
      2,4 5,76 11,52
        1,4 1,96 5,88
      0,4 0,16 1,44
      -0,6 0,36 2,16
      -1,6 2,56 10,4
      -2,6 6,76 6,76

п=25 ΣVP=1540 Σd2p = 29,16

Поэтапное вычисление сигмы / σ /:

а) Вычисляем среднюю арифметическую - М = ΣVP = 1540 = 61,6 кг.


n 25

б) Вычисляем истинное отклонение d /V - М/ и заносим в таблицу 2.

в) Возводим истинные отклонения в квадрат - d и заносим в таблицу 2

г) Возводим d в квадрат - d2 и заносим в таблицу 2.

д) Вычисляем произведение d2 p и заносим в таблицу 2.

е) Находим сумму d2 p

 
 


ж)Вычисляем:

Способ моментов:


III.


/при п > 30,р I /


Где d -условное отклонение от условной средней /М / для каждого варианта (V)

р - число случаев /частота признака/

n - число наблюдений.

Пример: Вычислить средний возраст врачей-инфекционистов и степень

разнообразия признака (σ): по способу моментов по следующим данным (табл 3):

Таблица 3

 

Возраст /V/ Число случаев/Р/ Условное отклонение d/V-М/ dp d2 d2p
22,5          
27,5          
32,5          
37,5          
42,5          
47,5          
52,5          
57,5          
62,5          
n= 70 Σdp = 465 Σd2p= 11925

Поэтапное вычисление сигмы по способу моментов:

1) Определение условной средней величины – М1 = Мо = 37,5

2) Вычисление условного отклонения - d = V – M1
d1 = 22,5-37,5 = -15

d2 = 27,5 -37,5 = -10 и т.д.

Полученные данные заносим в таблицу 3.

3) Находим произведение условного отклонения на частоту для каждой
варианты /dp/ и заносим данные в таблицу 3.

4) Вычисляем сумму всех произведений условного отклонения на
частоту /Σ dp/ и заносим в таблицу 3.

Σ dp = 465


5) Возводим условные отклонения всех вариант в квадрат – d2 и
заносим в таблицу 3.

6) Находим произведении d2 p для всех вариант, заносим в таблицу 3.

7) Находим сумму произведения квадрата условного отклонения на

8) Вычисляем / /:

 

9) Вычисляем среднюю арифметическую:

 

M = 37,5 + = 37,5 + 6,6 = 44,1

 

Коэффициент вариацииV) является относительной мерой разнообразия, так как исчисляется как процентное отношение среднего квадратического отклонения (δ) к средней арифметической величине (М). Формула коэффициента вариации такова:

СV = х 100%

Например, при изучении роста подростков были получены:

М=153 см; δ= ±1,05 см, то

СV = х 100% = 0,68%

Для ориентировочной оценки степени разнообразия признака пользуются следующими градациями коэффициента вариации. Если коэффициент составляет более 20%, то отмечают сильное разнообразие, при 20-10% - среднее, менее 10%, считаю, что разнообразие слабое.


Поделиться с друзьями:

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.012 с.