Методика статистического исследования — КиберПедия 

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Методика статистического исследования

2017-11-15 641
Методика статистического исследования 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Статистическое исследование включает в себя 4 этапа:

1-й этап – составление плана и программы иследования;

2-й этап – сбор материала;

3-й этап – обработка собранного материала (контроль, шифровка, вычисление показателей, графическое изображение);

4-й этап – анализ и выводы.

 

1. Составление плана и программы статистического исследования

Вся статистическая работа должна быть подчинена конкретным задачам, для решения которых проводятся данные иследования. Поэтому начинать статистическое исследование следует с определения цели и задачи исследования.

Целью статистического исследования могут быть как выяснение некоторых теоретических проблем, так и изучение практических запросов здравоохранения. В зависимости от цели конкретизируются частные задачи и составляется план проведения всей работы.

Только ясное представление о цели исследования даст возможность при составлении его программы учесть те признаки, которые необходимы для решения поставленной задачи, позволит избрать такую группировку признаков, которая обеспечит в последующем правильность выводов.

План исследования включает в себя определение объекта исследования, выбор вида статистического наблюдения, определение объема выборки, места, времени, субъекта наблюдения.

Под объектом наблюдения понимают основную совокупность исследуемых лиц, ее численность и характер. Чаще всего это производственные предприятия, отдельная профессиональная группа населения и др. С объектом наблюдения связан объем статистического исследования, т.е. предполагаемая численность, которая зависит от однородности изучаемого объекта и степени детальности программы наблюдения.

Под местом наблюдения понимается административно-территориальные границы наблюдения: город, село, республика и т.д. или местность, обладающая определенной краевой патологией.

Время наблюдения -это конкретные сроки осуществления наблюдения.

Под субъектом наблюдения понимают его организаторов и участников.

 

Различают два вида статистического наблюдения: по времени и по объему проведения статистического наблюдения.

По времени – единовременным и текущим, по объему – сплошным и не сплошным (выборочным).

Единовременным называют наблюдение, при котором статистические данные собираются на определенный (критический) момент времени. Примерами единовременного наблюдения являются: перепись населения, учет медицинских кадров и больничных коек на конец года и т.д.

Текущим называется наблюдение, при котором исследуемые факторы собираются путем постоянной, повседневной регистрации в течение определенного периода по мере их возникновения. Примером текущего наблюдения является учет рождений, случаев смерти, заболеваний и т.д.

При сплошном наблюдении регистрацией охватывается вся совокупность явлений. В практике сплошное наблюдение громоздко, затруднительно для осуществления. В этих случаях прибегают к несплошному (выборочному) наблюдению, которое должно опираться на достаточное количество наблюденияй и опережать все разнообразие изучаемого явления, быть «представительным» (репрезентативным).

 

Программа статистического наблюдения. Главной задачей является выбор единицы наблюдения. Под единицей наблюдения понимают первичный элемент статистической совокупности. Например, при изучении общей заболеваемости населения (по обращаемости) единицей наблюдения является первичное обращение по поводу заболевания в данном году; при изучении госпитализированной заболеваемости – каждый случай госпитализации и т.д.

Одновременно, с установлением единицы наблюдения намечают учитываемые признаки (пол, возраст, стаж работы, профессия, диагноз и др.).

Перечень учетных признаков, характеризующих каждую единицу наблюдения, составляет программу наблюдения, которая реализуется в виде статистической карточки (талон амбулаторного пациента, карта выбывшего из стационара, экстренное извещение, больничный лист и др.).

При разработке собранного материала необходимо составить макеты статистических таблиц, которые строятся по определенным принципам, обеспечивающим логичность и компактность каждой таблицы.

Таблица должна иметь четкое и краткое заглавие. В таблице различают статистическое подлежащее и статистическое сказуемое. Статистическое подлежащее – это основной признак изучаемой совокупности, оно располагается по горизонтальным строкам таблицы. Статистическое сказуемое -признаки, характеризующие подлежащее. Они располагаются в вертикальных графах таблицы.

 

Виды статистических таблиц.

Различают три вида статистических таблиц: простые, групповые, комбинационные. В простой таблице при одном статистическом подлежащем одно статистическое сказуемое.

Простая таблица.

Распределение больных гипертонической болезнью по стадиям заболевания

Гипертоническая болезнь по стадиям Всего больных
1 ст.  
2 ст.  
3 ст.  
Итого:

 

 

Групповая таблица характеризуется статистическим подлежащим и несколькими статистическими сказуемыми (учетные признаки), не связанными между собой

 

Распределение больных гипертонической болезнью по полу, возрасту и стадиям болезни

 

Стадии ГБ Пол Возраст
М Ж ОП до 20 л 20 - 29 30 - 39 40 - 49 50 и старше
I ст.                
II ст.                
III ст.                
Итого:                

 

Комбинационной называется таблица, в которой представлены статистическое подлежащее и несколько статистических сказуемых, связанных между собой.

Распределение больных ГБ по стадиям, полу и возрасту

 

Стадии ГБ Возраст в годах.
до 20 л 20 - 29 30 - 39 40 - 49 50 и старше Всего
I ст. м ж оп м ж оп м ж оп м ж оп М ж оп м ж оп
II ст.                                    
III ст.                                    
Итого:                                    

 

Составить план и программу статистического исследования по изучению заболеваемости с временной утратой трудоспособности средних мед. работников, работающих в ЛПУ г.Махачкалы в 2008 г.

Задача: изучить уровни и структуру заболеваемости с ВУТ средних мед. работников и факторы на нее влияющие.

Цель: разработка научно – общественных рекомендаций по улучшению лечебно-оздоровительной помощи и снижению заболеваемости с ВУТ средних медработников г. Махачкалы.

Объект исследования: средние медработники, работающие в ЛПУ г. Махачкалы в 2008г.

Время наблюдения: с 1.01. по 31.12.2008г.

Место наблюдения – централизованные бухгалтерии ЛПУ г. Махачкалы.

Вид статистического наблюдения – текущий, сплошной.

Единица наблюдения – каждый зарегистрированный случай нетрудоспособности среднего медработника.

Медицинский учетный документ – больничный лист.

Программа наблюдения – учитываемые признаки: пол,возраст, профессия, стаж работы, диагноз, вид нетрудоспособности, режим лечения, длительность нетрудоспособности (рабочие, календарные дни).

 

Перечень задач для самостоятельной работы.

 

Задача №1. Составить план и программу статистического исследования по изучению заболеваемости населения (по обращаемости) г. Махачкалы.

Задача №2. Составить план и программу статистического исследования по изучению заболеваемости с ВУТ врачей Дагестана.

Задача №3. Составить план и программу статистического исследования по изучению смертности населения в г. Махачкале.

Задача №4. Составить план и программу статистического исследования по изучению младенческой смертности в Дагестане.

Задача №5. Составить план и программу статистического исследования по изучению заболеваемости туберкулезом в г. Махачкале.

Задача №6. Составить план и программу статистического исследования по изучению распространенности болезней системы кровобращения.

Задача №7. Составить план и программу статистического исследования по изучению заболеваемости детей в возрасте до 3-х лет.

Задача №8. Составить план и программу статистического исследования по изучению невынашиваемости беременности в Дагестане.

Задача №9. Составить план и программу статистического исследования по изучению инфекционной заболеваемости в г. Махачкале.

Задача №10. Составить план и программу статистического исследования по изучению первичной инвалидности в г. Махачкале.

 

Контрольные вопросы

 

1.Назовите этапы статистического исследования.

2.Какие вопросы предусматриваются при составлении плана статистического исследования?

3.Какие вопросы предусматриваются при составлении программы статистического исследования?

4. Виды статистического наблюдения.

5. Что такое единица наблюдения?

6. Что такое программа статистического наблюдения?

7. Виды статистических таблиц. Привести примеры.

8. Какие показатели характеризуют здоровье населения?

9. Дайте определение выборочному статистическому наблюдению.

10.Дайте определение сплошному виду наблюдения.

11.Перечислите факторы, влияющие на здоровье населения.

 

Относительные величины

Для характеристики изучаемой совокупности по качественным признакам используются относительные величины.

Относительные величины весьма распространены и постоянно применяются в медицине и здравоохранении.Они необходимы для сравнения и сопоставления одной совокупности с другой. Однако, это не значит, что абсолютные величины вообще не применяются при анализе. Абсолютные величины сами по себе несут важную информацию о размере того или иного явления: количестве больных, родившихся, умерших, числе коек в стационаре.

Однако, в значительной части случаев, абсолютные величины оказываются мало пригодными для сравнения их с другими величинами, характеризующими исследуемое либо аналогичное ему явление. Они нужны только как промежуточная стадия для получения относительных показателей.

Необходимость этого делается ясной из следующего примера:

В городе А. умерло 3880 человек, а в городе Б. – 2187. Допустимо ли из этого сделать вывод о том, что в городе А смертность была больше, чем в городе Б? Оказывается нельзя. Абсолютное количество умерших определяется не только интенсивностью смертности, но и численностью населения.В городе А. было 354000 жителей, а в городе Б. – 182000. При прочих равных условиях можно ожидать, что в городе А. будет больше умерших. Чтобы определить, в каком из этих городов смертность действительно была больше, надо вычислить соотношение числа смертей в городах А и Б к численности населения в них. Сопоставляя полученные относительные величины, можно сравнить размеры смертности в этих городах. Сосчитав количество умерших, приходящихся на 1000 человек населения каждого города, устанавливаем, что в городе А. на 1000 человек умирало в среднем 10,9 человека, а в городе Б. – 12,0.

Смертность в городе Б. оказалась выше, чем в городе А., вывод – обратный тому, который напрашивался при сравнении абсолютных чисел умерших.

Чтобы сделать правильный вывод необходимо учесть различия в численности населения в двух городах, что достигается путем преобразования абсолютных величин в относительные величины.

Относительные величины рассчитываются путем отношения одной абсолютной величины к другой и полученную дробь умножают на 100 (или 1000, 10000, 100000 и т.д.). Соответственно этому относительные величины могут быть выражены в процентах (%), промилле (%о), продецимилле (%оо.) и т.д. При этом подбор того или иного множителя связан с тем, что относительные величины целесообразно представлять в целых числах, легко воспринимающихся при анализе.

Различают следующие виды относительных величин: интенсивные, экстенсивные показатели, показатели соотношения и наглядности.

Интенсивный показатель -используется в практическом здравоохранении для определения частоты и распространенности явления в среде, определяется отношением абсолютного числа явления к абсолютному числу среды, умноженное на 100, 1000, 100000 и выражается в %, %о, %ооо.

Пример:

На начало года в республике проживало 1791500 человек, на конец года 1800000. Родилось за год 51200 человек, умерло 12800.

Показатель рождаемости на

1000 среднегодового населения

 

Показатель смертности на 1000 населения

(среднегодового)

 

Экстенсивный показатель - показывает, как распределяется изучаемое явление на свои составные части, как велика отдельная доля данного явления по отношению ко всей его величине (отношение части к целому), характеризует структуру, состав, удельный вес изучаемой совокупности и выражается в процентах.Примеры:

а) В Бабаюртовском районе проживало 38070 жителей. Из них в райцентре -11700, в других селах – 26370.

Удельный вес жителей, проживающих в райцентре =

Удельный вес жителей, проживающих в других селах =

б) В городской больнице развернуто 290 коек, из них терапевтических – 40, хирургических – 58.

Процент хирургических коек = = 20,0%

Процент терапевтических коек = = 13,7%

в) На 5 курсе лечебного факультета обучается 346 студентов, из них мужчин – 181, женщин – 165.

Удельный вес мужчин = = 52,3%

Удельный вес женщин = = 47,7%

Показатель соотношения характеризует отношение между двумя самостоятельными совокупностями, причем независимыми совокупностями не только не связанными друг с другом, но и не продуцирующими одна другую. Показателями соотношения являются показатели обеспеченности населения врачами, койками, медсестрами и рассчитываются на 1000, 10000 населения и широко используются в планировании здравоохранения.

Пример:

В Тляратинском районе численность населения составляла 13800 человек, число коек в больницах -125.

Показатель обеспеченности койками

на 10000 населения района

 

Пример:

В Новолакском районе численность населения составляла 11500 человек, число врачей -16

Показатель обеспеченности врачами

на 10000 населения района

 

Показатель наглядности – указывает на сколько процентов или во сколько раз произошло увеличение или уменьшение сравниваемых однородных величин, одна из которых принимается за 100, остальные рассчитываются относительно этой величины.

Смертность на 1000 населения в Республике Дагестан по городам составляла:

Махачкала - 5,4

Дербент - 5,5

Буйнакск - 6,4

Хасавюрт - 5,0

Каспийск - 5,4

Кизляр - 8,9

Кизилюрт - 3,8

Избербаш - 5,7

Показатель смертности в г. Махачкале принимаем за 100%, то в г. Дербенте показатель наглядности равен:

= 101,9%.

Буйнакске = = 118,5 %;

Хасавюрте = = 92,6 %;

Каспийске = = 100 %;

Кизляре = = 164,8 %;

Кизилюрте = = 70,4 %;

Избербаше = = 105,5 %.

 

Перечень задач для самостоятельной работы

 

Задача 1.

В сельском районе:

Численность населения - 8900 чел.

Число родившихся - 236 чел.

Число умерших - 74 чел.

Число врачей - 17 чел.

Число коек всего - 95, в том числе:

терапевтических - 30

хирургических - 25

акуш.гинекологических - 20

Рассчитать показатели: интенсивные, экстенсивные, соотношения и наглядности.

 

Задача 2.

В сельском районе:

Численность населения - 31700 чел.

Число родившихся - 828 чел.

Число умерших - 197 чел.

Число врачей - 52 чел.

Число коек всего - 310, в том числе:

терапевтических - 80

хирургических - 60

акуш.гинекологических - 50

другие - 120

Рассчитать показатели: интенсивные, экстенсивные, соотношения и наглядности.

 

Задача 3. Численность населения Дагестана составляла 1767900, в том числе сельских жителей – 990.200, городских – 762800. Число родившихся – 50408 чел., число умерших – 12472 чел. Число коек – 20875, число врачей – 6465.

В 1993г. численность населения составляла – 1704,2 тыс.

В 1994г. численность населения составляла – 1719,1 тыс.

В 1995г. численность населения составляла – 1736,3тыс.

В 2004г. численность населения составляла – 2062,7 тыс.

Рассчитать показатели: интенсивные, экстенсивные, соотношения и наглядности.

Задача 4. Численность населения Дагестана составляла – 1767900, число умерших – 12472 чел., в том числе:

от болезней системы кровообращения - 5388 чел.

от болезней органов дыхания - 1792 чел.

новообразований - 1358 чел.

несчастных случаев - 1005 чел.

инфекционных и параз. болезней - 961 чел.

прочих заболеваний - 1962 чел.

число врачей – 6465, средних медработников – 15739.

Рассчитать показатели: интенсивные, экстенсивные, соотношения и наглядности.

Задача 5. В г. Махачкале численность населения составляла 339700 чел., из них детей до 14 лет – 101900. Родилось за год – 7479, умерло – 1816. Число врачей – 3153.

 

Младенческая смертность (на 1000 родившихся) составляла:

в 1985 г. - 28,1

1990 г. - 23,1

1995 г. - 21,8

2001 г. - 22,1

2004 г. - 18,8

Рассчитать показатели: интенсивные, экстенсивные, соотношения и наглядности.

Задача 6. Численность населения Дагестана составляла 1767900, из них детей до 14 лет 530370. Родилось за год – 50408, умерло – 12472 чел. Число умерших от травм – 1005, в том числе в возрасте от 0 до 14 лет – 342

от 15 до 49 лет – 412

от 50 лет и старше - 251

Число врачей в Дагестане – 6465, число коек – 20875.

Рассчитать показатели: интенсивные, экстенсивные, соотношения и наглядности.

 

Задача 7. Численность населения Дагестана составляла 1767900, родилось за год – 50408, умерло – 12472 чел., из них в возрасте до 1 года – 1520, в том числе от:

врожденных аномалий - 138

болезней новорожденных - 259

болезней органов дыхания - 441

инфекционных болезней - 493

несчастных случаев - 79

спазмофилии - 11

прочие - 99

Число врачей в Дагестане – 6465, число коек – 20875.

Рассчитать показатели: интенсивные, экстенсивные, соотношения и наглядности.

 

Задача 8. Численность населения Дагестана составляла 2062700, родилось за год – 42302, умерло – 14554 чел. Впервые вышли на инвалидность – 9821 чел. по следующим причинам:

болезней системы кровообращения - 1881

болезней костно-мышечной системы - 1040

туберкулез - 1010

психические расстройства - 1045

болезни органов чувств - 1707

травмы - 838

злокачественные новообразования - 608

прочие болезни - 1696

Число врачей в Дагестане – 6651, число коек – 17370.

Рассчитать показатели: интенсивные, экстенсивные, соотношения и наглядности.

 

Задача 9. В г. А численность населения составляла 53100 чел., из них детей до 14 лет – 19000. Родилось за год – 1440, умерло – 315.

Младенческая смертность (на 1000 родившихся) составляла:

в 1985 г. - 53,3

1990 г. - 27,9

1995 г. - 21,8

2001 г. - 27,1

2004 г. - 20,3

Рассчитать показатели: интенсивные, экстенсивные, соотношения и наглядности.

Задача 10. В г. В численность населения составляла 96700 чел., из них детей до 14 лет – 29000. Родилось за год – 1839, умерло – 526 чел.,число врачей – 421..

Младенческая смертность (на 1000 родившихся) составляла:

в 1985 г. - 75,0

1990 г. - 28,4

1995 г. - 27,9

2001 г. - 34,8

2004 г. - 19,7

Рассчитать показатели: интенсивные, экстенсивные, соотношения и наглядности.

Контрольные вопросы

1. Дайте понятие, что такое относительная величина? Перечислите виды статистических показателей.

2. Что такое интенсивный показатель, методика расчета. Привести пример из практической деятельности врача.

3. На что указывает экстенсивный показатель, методика вычисления, где можно применить этот показатель в практическом здравоохранении?

4. Дайте определение показателю соотношения, как вычисляется и приведите примеры.

5.Для чего используется показатель наглядности?

Приведите пример и методику расчета этого показателя.

6.Укажите какие различия в показателях интенсивности и соотношения?

Динамические ряды

В практической и научной деятельности врачу любой специальности приходится выяснять изменения, которые происходят с течением времени в состоянии здоровья человека или коллектива, в деятельности медицинских учреждений и т.д.

Чтобы ответить на эти вопросы, необходимо иметь ряд данных за соответствующие периоды, которые следует проанализировать. Ряд, состоящий из однородных величин, показывающих изменение явления во времени, называется динамическим (хронологическим рядом). При построении динамических рядов необходимо соблюдать обязательное требование: ряд должен состоять из однородных, сопоставимых величин.

Числа, составляющие динамический ряд, принято называть уровнями ряда. Уровни ряда могут быть представлены абсолютными числами, относительными и средними величинами.

Типы динамических рядов. В зависимости от характера уровней динамического ряда ряды могут быть простыми и сложными (производными). В простых рядах уровни ряда представлены абсолютными величинами. Простой динамический ряд может быть двух типов: интервальным и моментным. Моментный ряд состоит из величин, характеризующих размеры явления на определенные даты – моменты. Уровни моментного ряда не подлежат дроблению. Например:

Динамика коечного фонда в районе А за пять лет (на конец каждого года).

  Годы              
  Число коек            

 

Интервальный ряд – ряд чисел, характеризующих какие-либо итоги за определенный интервал времени (сутки, неделя, декада, месяц, год). Например:

 

Динамика числа родившихся в городе Б. за 5 лет

 

  Годы            
Число родившихся            

 

Интервальный ряд в отличие от моментного можно разделить на более дробные периоды, а также можно укрупнить интервалы. Так в 1998 году число родившихся было 1120, а за квартал в городе число родившихся составило примерно в 4 раза меньше – 1120: 4= 280 детей.

Интервальные ряды представляют данные, которые накапливаются за те или иные промежутки времени.

Выбор величины периода для интервального ряда (год, месяц, неделя, день, час и т.д.) в известной мере определяется степенью изменчивости явления (смертность, заболеваемость, рождаемость и т.д.). Чем медленнее изменяется явление во времени, тем крупнее могут быть периоды наблюдения.

Сложные ряды состоят из средних величин или относительных величин.

Для анализа динамических рядов используют следующие показатели: абсолютный прирост (или убыль), темп прироста (убыли), темп роста (убыли).

Пример расчета показателей

Временная нетрудоспособность рабочих завода за 1979-1982г.г. /число дней на 100 работающих/.

  Показатели Годы Итого за 4 года
1979 1980 1981 1982
Дней нетрудоспособности 1.Абсолютный прирост 2. Темп прироста 3.Темп роста   39,8   ----- ----- -----     44,6   + 4,8 + 12,1 + 112,1   55,5   + 10,9 + 24,4 + 124,4   59,7   + 4,2 + 7,5 + 107,5   -----   + 19,9 + 50,0 + 150,0

 

Методика расчета:

1.Абсолютный прирост (убыль): - разность уровней данного года и предыдущего. Например,

за 1980 г. = 44,6 – 39,8 = + 4,8

за 1981 г. = 55,5 – 44,6 = + 10,9 и т.д.

 

2. Темп прироста (убыли): – процентное отношение абсолютного прироста к предыдущему уровню. Например:

за 1980 г. = + 4,8/39,8 х 100% = 12,1%

за 1981 г. = + 10,9/44,6 х 100% = 24,4% и т.д.

 

3.Темп роста (убыли): – процентное отношение последующего уровня к предыдущему уровню. Например:

за 1980 г. = 44,6/39,8 х 100% = 112,1%

за 1981 г. = 55,5/44,6 х 100% = 124,4%.

 

Перечень задач для самостоятельной работы

Задача 1. Рождаемость в Республике Дагестан /на 1000 населения/

1989 г. – 23,1 1992 г. – 23,6

1990 - 26,4 1993 - 20,4

1991 - 25,3

На основе приведенных данных вычислить показатели динамического ряда: 1/ абсолютная убыль; 2 /темп убыли; 3/ темп снижения и дайте оценку.

 

Задача 2. Смертность населения Республики Дагестан /на 1000 населения/

1989 г. – 6,9

1990 - 6,2

1991 - 6,4

1992 - 6,8

1993 - 6,8

На основе приведенных данных вычислить показатели динамического ряда: абсолютная убыль, темп убыли, темп снижения и дайте оценку.

Задача 3. Младенческая смертность а Республике Дагестан /на 1000 родившихся/

1989 г. – 21,9

1990 - 20,3

1991 - 22,1

1992 - 21,3

1993 - 21,5

 

На основе приведенных данных вычислить показатели динамического ряда: абсолютная убыль, темп убыли, темп снижения и дайте оценку.

 

Задача 4. Смертность населения России /на 1000 населения/

1990 г. – 11,2

1991 - 11,4

1992 - 12,2

1993 - 14,6

1994 - 18,3

На основе приведенных данных вычислить показатели динамического ряда: абсолютный прирост, темп прироста, темп роста и дайте оценку.

 

Задача 5. Рождаемость в России /на 1000 населения/

1991 г. – 12,1

1992 - 9,6

1993 - 10,7

1994 - 7,7

На основе приведенных данных вычислить показатели динамического ряда: абсолютная убыль, темп убыли, темп снижения и дайте оценку.

 

Задача 6. Младенческая смертность в России /на 1000 родившихся/

1990 г. – 17,3

1991 - 17,2

1993 - 18,0

1994 - 24,0

На основе приведенных данных вычислить показатели динамического ряда: абсолютный прирост, темп прироста, темп роста и дайте ему анализ.

 

Задача 7. Перинатальная детская смертность в Республике Дагестан

/на 1000 родившихся живыми и мертвыми/

1991 г. – 17,8

1992 - 16,7

1993 - 15,4

1994 - 14,8

На основе приведенных данных вычислить показатели динамического ряда: абсолютная убыль, темп убыли, темп снижения и дайте оценку.

Контрольные вопросы

1. Дайте понятие динамическому ряду.

2. Приведите примеры применения динамических рядов в практическом здравоохранении.

3. Назовите типы динамических рядов и дайте им характеристику.

4. Назовите показатели динамических рядов.

5. Дайте определение темпа роста /снижения/.

6. Дайте определение темпа прироста /убыли/.

7. Что такое абсолютный прирост /убыль\?


Поделиться с друзьями:

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.221 с.