Словарь важнейших понятий и терминов — КиберПедия 

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Словарь важнейших понятий и терминов

2017-11-16 205
Словарь важнейших понятий и терминов 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

По изучению курса

« Методологические основы современной психологии »

для магистрантов 1 курса

направления 37.04.01 «Психология»

Заочная форма обучения

 

Ростов-на-Дону

Составители: д.психол.н. проф. Белоусова А.К.

Методические рекомендации содержат: введение, тематический план лекционных и семинарских занятий, темы докладов, вопросы к зачету, информационно-методическое обеспечение.

Введение.

Методологические основы современной психологии как учебный предмет входит в цикл дисциплин по специальности Психология, преподаваемых в учебных заведениях. «Методологические основы современной психологии» - это теоретическая наука о закономерностях возникновения и развития психологии, учение об идейных позициях науки, логике ее построения, научных подходах исследования.

Целями освоения дисциплины Методологические основы современной психологии являются: формирование устойчивого знания магистрантами основ методологии психологических исследований, формирование навыков научного анализа; освоение технологии организации и проведения научного (психологического) исследования; обучение разработке и реализации исследовательского проекта; формирование навыков анализа, обобщения и представления результатов собственного научного исследования.

.

Задачи изучения дисциплины Методологические основы современной психологии:

- раскрытие философско-методологического содержания основных
категорий современной психологии;

- теоретический анализ различных подходов к научным основам психологии;

- формирование у студентов потребности в методологическом осмыслении полученных профессиональных знаний;

- раскрытие принципиального единства философских и психологических знаний как неразрывных составных частей профессионального образа мира психолога;

- формирование умения ориентироваться в различных концепциях мировой психологии для формирования профессиональной методологической позиции;

- раскрытие методологических оснований развития современной психологии в настоящее время и анализ парадигмальных линий её становления;

- овладение студентами методологическим инструментарием, направленным на решение теоретических и практических задач научного исследования в рамках собственной исследовательской деятельности;

- овладение студентами основными методами научной работы, соответствующими профессиональной научной позиции.

 

Студенты, завершившие изучение дисциплины Методологические основы современной психологии, должны обладать следующими компетенциями:

ОК 1способностью к абстрактному мышлению, анализу, синтезу;

 

ОПК 3способностью к поиску, критическому анализу, систематизации и обобщению научной информации, к постановке целей исследования и выбору оптимальных методов и технологий их достижения;

ПК 1способностью анализировать психологические теории в контексте исторических предпосылок развития психологии.

 

В результате изучения дисциплины магистранты должны знать:

- предмет, задачи и область применения основных психологических проблем науки;

- классификацию видов проблем и их особенности;

- теоретические основы построения научной программы исследования;

- предмет и специфику комплексного исследования в психологии;

- основные характеристики научного исследования;

- теоретические основы построения научной программы исследования;

- основные направления и парадигмы современной психологии;

- детерминацию развития научных проблем;

классификацию видов проблем и их особенности;

- теоретические основы построения научной программы исследования.

уметь:

-выделять специфику психологических и научно-исследовательских методов;

-выделять проблемы в предметном поле психологической науки и формулировать на их основе темы научно-исследовательских работ;

- ориентироваться в различных видах парадигм;

- работать теоретическими, качественными методами.

- ориентироваться в различных методах психологии;

- планировать процедуру исследования;

- готовить аналитические обзоры литературы;

- готовить постановочную часть исследования.

владеть:

- навыками подбора психологических и научно-исследовательских методов для разработки программ исследования;

- навыками проведения проектных исследований по психологической тематике.;

- навыками выбора методов с учетом особенностей поставленных задач;

- владеть методами исследования, изучения и интерпретации проблем.

 

Методические рекомендации к выполнению контрольной работы

Выбор варианта контрольной работы выполняется по последней цифре номера зачетной книжки. Например, если последняя цифра 0, то студент выбирает вариант из следующих тем: 10, 20 и т.д.

Работа может быть выполнена в рукописном варианте в объеме 12-листовой тетради с интервалом одна клеточка. Возможен машинописный вариант в объеме 15 – 16 страниц, текст набирается стандартным шрифтом 14 с интервалом 1. Работа должна быть структурирована, т.е. содержать сформулированную тему, план, введение с обоснованием темы, основную часть с изложением заявленных вопросов, заключение с общими выводами.

Защита контрольной работы происходит в 2 этапа:

1. Допуск к защите работы (если работа соответствует предъявляемым требованиям).

2. Защита контрольной работы предполагает собеседование по теме работы.

Приводится список учебной литературы, соответствующей программе дисциплины «Методологические основы современной психологии» и включающей базовый материал по предполагаемым темам. Данная литература может быть использована как для написания контрольной работы, так и для подготовки к экзамену.

 

Темы и задания для контрольных работ

Контрольна робота №1

1.Естественно - научная и культурно-историческая традиция в психологии.

2.Эмпирическая традиция в психологии

Контрольна робота №2

1.Значение психоанализа для современной философии и психологии.

2.Сравнительный анализ западноевропейской и американской традиции в психологической науке.

Контрольна робота №3

1. Значение деятельностного подхода для развития психологии

2.Современное состояние и перспективы развития современной психологии.

 

Контрольна робота №4

1.Подход С.Л. Рубинштейна к проблеме сознания и деятельности.

2.Школа А. Н. Леонтьева к проблеме сознания и деятельности (А. Н. Леонтьев, П. Я. Гальперин).

Контрольна робота №5

1.Системный подход в отечественной психологии (Б. Ф. Ломов, П. Е. Кузьмин и др.).

2.Дискуссии о предмете психологии в отечественной психологической науке.

Контрольна робота №6

1.Философский и конкретно-научный уровни методологии.

2.Психология как наука о сознании. Критика интроспективного метода.

Контрольна робота №7

1.Ортодоксальный бихевиоризм как историческая альтернатива интроспекции.

2.Культурно-историческая концепция Л.С. Выготского и проблема «единицы анализа» в психологическом исследовании.

Контрольна робота №8

1.Психическая реальность с точки зрения деятельностного подхода.

2.Проблема соотношения объективной и субъективной реальности.

Контрольна робота №9

1.Проблема интериоризации как методологическая проблема.

2.Категория личности с точки зрения различных психологических позиций.

. Контрольна робота №10

1.Категория отношений в психологии.

2.Категория сознания в философии и в психологии.

Контрольна робота №11

1.Генезис понятия «деятельность» в отечественной психологии.

2.Анализ категории общение.

Контрольна робота №12

1.Характеристика подходов к категории мотива с точки зрения различных психологических школ.

2.Категория образа в психологии.

. Контрольна робота №13

1.Исторические предпосылки возникновения описательной (понимающей) психологии в Западной Европе.

2.Современное состояние описательной (понимающей) психологии в современной российской психологии.

Контрольна робота №14

1.Популярные тесты: научная несостоятельность vs популярность у населения

2.Влияние информационных технологий на развитие эксперимента (компьютеризация психологических исследований, Интернет-исследования).

Контрольна робота №15

1.Наблюдательность как профессиональное качество психолога.

2.Особенности наблюдения в психологической практике.

Контрольна робота №16

1.Особенности эксперимента в психологической практике.

2.Герменевтика: история становления в философии и психологии.

Контрольна робота №17

1.Методология как самостоятельная область научного знания.

2.Роль личности учёного в развитии научного знания.

Контрольна робота №18

1.Современное состояние психологической науки.

2.Принцип методологического плюрализма (А.В. Юревич).

Контрольна робота №19

1.Телеологический и каузальный подход в психологии.

2.Герменевтический метод в психологии.

Контрольна робота №20

1.Эмпирическая традиция в психологии.

2.Априористическая традиция в психологии

 

Контрольна робота №21

1.Элементаризм и холизм в психологии..

2.Учение об интенциональных актах Ф.Брентано как попытка построения феноменологии сознания.

Контрольна робота №22

1.Гуманистическая психология: современное состояние и перспективы развития.

2.Значение психоанализа для современной философии и психологии.


 

Методические рекомендации по подготовке к зачету

Желательно готовиться к экзамену в группе (2-3 чел). Внимательно прочтите экзаменационные вопросы. Распределите темы подготовки по блокам и дням. Не надо зазубривать материал, необходимо выделить ключевые моменты и уловить смысл и логику материала. Составьте план ответа на каждый вопрос. Изучив несколько вопросов, обсудите их с однокурсниками, проговорите основные положения ответа вслух.

Положительная оценка на экзамене складывается из умения оперировать понятиями, из знания конкретного материала и способности использовать знаниями в конкретных примерах. Ответ должен быть развернутым и аргументированным.

 

Вопросы к экзамену

 

  1. Определение науки. Критерии научного знания.
  2. Понятие метода. Функции метода.
  3. Этапы становления науки (В.С. Степин).

4. Понятие методологии науки. Структура методологического знания.

  1. Понятие теории. Основные требования к теории.
  2. Сходство и различие теории и метода.
  3. Структурные компоненты научного познания. Проблема и гипотеза.
  4. Основные этапы психологического исследования.
  5. Характеристика постановочного этапа.
  6. Теоретическое исследование, организация, проведение, обработка результатов.
  7. Эмпирическое исследование, организация, проведение, обработка результатов.
  8. Позиция В.М. Аллахвердова на научное исследование.
  9. Теория роста идейК.Поппера.
  10. Теория И.Лакатоса.
  11. Теория Фейерабенда.
  12. Психология и ее кризис. Причины кризиса.
  13. Непосредственный опыт познания как предмет психологии.
  14. Поведение как объект психологии. Критика и достоинства бихевиоризма.
  15. Гештальт-психология. Ограничения и достоинства.
  16. Психоанализ. Ограничения и достоинства.
  17. Основные этапы развития психологической науки.
  18. Основные противоречия в развитии современного психологического знания.
  19. Понятие парадигмы. Виды парадигм в психологии.
  20. Характеристика науки по Т. Куну.
  21. Основные теории роста научных идей (и,).
  22. Принцип системности.
  23. Принцип единства сознания и деятельности.
  24. Принцип детерминизма. Виды детерминизма.
  25. Принцип развития в психологии.
  26. Принцип отражения в отечественной психологии.
  27. Проблема метода в концепции Л.С. Выготского.
  28. Проблема объективного метода в психологии.
  29. Базовые категории психологии: образ, мотив.
  30. Базовые категории психологии: переживание, действие.
  31. Базовые категории психологии: отражение, сознание.
  32. Базовые категории психологии: личность, деятельность.
  33. Описательная психология. Методы описательной психологии.
  34. Объяснительная психология. Методы объяснительной психологии

39. Методы практической психологии.

  1. Понятие тренинга. Классификация тренингов в практической психологии.
  2. Специализация практического психолога по направлениям и проблематике.
  3. Деятельностная парадигма научного познания.
  4. Культурно-историческая психологияЛ.С.Выготского как неклассическая наука.
  5. Методологические положения А.Н. Леонтьева.
  6. Поиски новой методологии (Мазилов В.А.).
  7. Методологический плюрализм (Смирнов С.Д.).
  8. Методологический либерализм в психологии (Юревич А.В.).
  9. Особенности междисциплинарных исследований в сов ременной психологии (А.Л. Журавлев).
  10. Неклассический вектор в сов ременной психологии (Д.А. Леонтьев).
  11. Конструктивистская парадигма в психологической науке (В.Ф. Петренко).
  12. Основные положения синергетики.
  13. Самоорганизация в психологических системах.

Критерии оценки:

 

Критериями оценки являются следующие характеристики ответа:

- полнота, т.е. соответствие ответа заданию;

- глубина, т.е. соответствие изученным теоретическим или практическим источникам;

- осознанность – умение пользоваться полученной информацией, нахождение логических связей между различными частями изучаемого материала, выделение основных позиций;

- логичность – последовательность изложения материала, соответствие сделанных выводов приведенным доказательствам и др.;

- умение поддержать дискуссию, умение задать грамотно сформулированный вопрос.

Оценка «Отлично» ставится в том случае если: в ответе полно и правильно излагаются изученные теории, концепции и т. д.; выдвинутые положения аргументированы и иллюстрированы примерами; в изложении различных подходов к проблеме использован аналитический подход. Если выдвигается своя точка зрения, то она аргументирована и обоснована; материал изложен в определенной логической последовательности, хорошим русским языком с использованием современной научной терминологии; выводы содержательны и соответствуют вышеизложенному студентом материалу; ответ самостоятельный.

Оценка «Хорошо» ставится в том случае если: ответ полный и правильный; положения выдвигаемые студентом подтверждены примерами; в изложении студента представлены различные подходы к проблеме, но их обоснование недостаточно аргументировано; отсутствует собственная точка зрения или она недостаточно обоснована; незначительно нарушена логическая последовательность в изложении материала; выводы краткие; допущенные несущественные ошибки, исправленные по требованию преподавателя.

Оценка «Удовлетворительно» ставится в том случае, если: выдвигаемые положения недостаточно обоснованы и проиллюстрированы; изложение носит преимущественно описательный, а не концептуальный характер; обнаруживается недостаточное знание базовых понятий; логическая схема ответа неудовлетворительна; слабое знание и использование научной терминологии.

Оценка «Неудовлетворительно» ставится, если: студент не понимает содержание изложенного теоретического материала; не может дать научное обоснование проблемы; отсутствуют выводы или они носят поверхностный характер; не знает основных научных терминов излагаемого материала; преобладает не научная, а бытовая лексика; существенные ошибки в изложении не могут быть исправлены с помощью наводящих вопросов преподавателя..

Д о п о л н и т е л ь н а я

1. Немов Р.С. Психология. Книга 1. Общие основы психологии: учебник / Немов Р.С.— М.: Владос, 2013. 687— c. — Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/14187 - ЭБС «IPRbooks», по паролю

2. Гончаров В.С. Основы культурно-генетической психологии: монография / Гончаров В.С.— К.: Балтийский федеральный университет им. Иммануила Канта, 2008. 334— c. — Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/23898 - ЭБС «IPRbooks», по паролю

3. Славская А.Н. Основы психологии С. Л. Рубинштейна: монография / Славская А.Н.— М.: Институт психологии РАН, 2015. 344— c. — Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/51935 - ЭБС «IPRbooks», по паролю

4. Гарусев А.В. Основные методы сбора данных в психологии: учебное пособие / Гарусев А.В., Дубовская Е.М., Дубровский В.Е.— М.: Аспект Пресс, 2012. 158— c. — Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/8872 - ЭБС «IPRbooks», по паролю.

 

Пример выполнения контрольной работы:

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ДОНСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

(ДГТУ)

 

КАФЕДРА «Психология»

 

 

Контрольная работа по «________________»

За _________курс

 

 

Студент: Ф.И.О. Адрес_____________

_________________________________

Группа___________ Шифр___________

(номер зачетной книжки)

 

 

Ростов-на-Дону

 

Введение.

Религия существует много веков, по-видимому, также долго, как су­ществует человечество. За это время оно выработало множество разновидностей религии. Своеобразные религии существовали в Древнем Мире у египтян и греков, вавилонян и евреев. В настоящее время широкое распространение получили так называемые миро­вые религии: буддизм, христианство и ислам. Помимо них продол­жают существовать национальные религии (конфуцианство, иуда­изм, синтоизм и др.)…..

 

Заключение.

Подводя итог всему вышеизложенному, можно сделать вывод, что развитые религии представляют собой довольно сложное струк­турированное образование, включающее в себя три основных эле­мента — религиозное сознание, культовую деятельность и религи­озные организации. Тесным образом связанные и взаимодействую­щие друг с другом эти элементы образуют целостную религиозную систему. Взаимосвязь и взаимодействие этих элементов осуществ­ляется в процессе их функционирования…………

Список литературы:

1. Борунков Ю. Ф. Структура религиозного сознания. М., 1971.

2. Вебер М. Теория ступеней и направлений религиозного неприятия мира // Ра­бота М. Вебера по социологии религии и культуре. Вып. 1. М., 1991.

3. Добреньков В. И, Радугин А. А. Методологические вопросы исследования рели­гии. М., 1989.

4. Левада Ю. Н. Социальная природа религии. М., 1965.

5. Радугин А.А. Введение в религиоведение: теория, история и современные религии: курс лекций. – М., Центр, 2000.

6. Угринович Д. М. Введение в религиоведение. М., 1985.

7. Яблоков И. Н. Религия: сущность и явление. М., 1982.

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

По изучению курса

« Методологические основы современной психологии »

для магистрантов 1 курса

направления 37.04.01 «Психология»

Заочная форма обучения

 

Ростов-на-Дону

Составители: д.психол.н. проф. Белоусова А.К.

Методические рекомендации содержат: введение, тематический план лекционных и семинарских занятий, темы докладов, вопросы к зачету, информационно-методическое обеспечение.

Введение.

Методологические основы современной психологии как учебный предмет входит в цикл дисциплин по специальности Психология, преподаваемых в учебных заведениях. «Методологические основы современной психологии» - это теоретическая наука о закономерностях возникновения и развития психологии, учение об идейных позициях науки, логике ее построения, научных подходах исследования.

Целями освоения дисциплины Методологические основы современной психологии являются: формирование устойчивого знания магистрантами основ методологии психологических исследований, формирование навыков научного анализа; освоение технологии организации и проведения научного (психологического) исследования; обучение разработке и реализации исследовательского проекта; формирование навыков анализа, обобщения и представления результатов собственного научного исследования.

.

Задачи изучения дисциплины Методологические основы современной психологии:

- раскрытие философско-методологического содержания основных
категорий современной психологии;

- теоретический анализ различных подходов к научным основам психологии;

- формирование у студентов потребности в методологическом осмыслении полученных профессиональных знаний;

- раскрытие принципиального единства философских и психологических знаний как неразрывных составных частей профессионального образа мира психолога;

- формирование умения ориентироваться в различных концепциях мировой психологии для формирования профессиональной методологической позиции;

- раскрытие методологических оснований развития современной психологии в настоящее время и анализ парадигмальных линий её становления;

- овладение студентами методологическим инструментарием, направленным на решение теоретических и практических задач научного исследования в рамках собственной исследовательской деятельности;

- овладение студентами основными методами научной работы, соответствующими профессиональной научной позиции.

 

Студенты, завершившие изучение дисциплины Методологические основы современной психологии, должны обладать следующими компетенциями:

ОК 1способностью к абстрактному мышлению, анализу, синтезу;

 

ОПК 3способностью к поиску, критическому анализу, систематизации и обобщению научной информации, к постановке целей исследования и выбору оптимальных методов и технологий их достижения;

ПК 1способностью анализировать психологические теории в контексте исторических предпосылок развития психологии.

 

В результате изучения дисциплины магистранты должны знать:

- предмет, задачи и область применения основных психологических проблем науки;

- классификацию видов проблем и их особенности;

- теоретические основы построения научной программы исследования;

- предмет и специфику комплексного исследования в психологии;

- основные характеристики научного исследования;

- теоретические основы построения научной программы исследования;

- основные направления и парадигмы современной психологии;

- детерминацию развития научных проблем;

классификацию видов проблем и их особенности;

- теоретические основы построения научной программы исследования.

уметь:

-выделять специфику психологических и научно-исследовательских методов;

-выделять проблемы в предметном поле психологической науки и формулировать на их основе темы научно-исследовательских работ;

- ориентироваться в различных видах парадигм;

- работать теоретическими, качественными методами.

- ориентироваться в различных методах психологии;

- планировать процедуру исследования;

- готовить аналитические обзоры литературы;

- готовить постановочную часть исследования.

владеть:

- навыками подбора психологических и научно-исследовательских методов для разработки программ исследования;

- навыками проведения проектных исследований по психологической тематике.;

- навыками выбора методов с учетом особенностей поставленных задач;

- владеть методами исследования, изучения и интерпретации проблем.

 

Методические рекомендации к выполнению контрольной работы

Выбор варианта контрольной работы выполняется по последней цифре номера зачетной книжки. Например, если последняя цифра 0, то студент выбирает вариант из следующих тем: 10, 20 и т.д.

Работа может быть выполнена в рукописном варианте в объеме 12-листовой тетради с интервалом одна клеточка. Возможен машинописный вариант в объеме 15 – 16 страниц, текст набирается стандартным шрифтом 14 с интервалом 1. Работа должна быть структурирована, т.е. содержать сформулированную тему, план, введение с обоснованием темы, основную часть с изложением заявленных вопросов, заключение с общими выводами.

Защита контрольной работы происходит в 2 этапа:

1. Допуск к защите работы (если работа соответствует предъявляемым требованиям).

2. Защита контрольной работы предполагает собеседование по теме работы.

Приводится список учебной литературы, соответствующей программе дисциплины «Методологические основы современной психологии» и включающей базовый материал по предполагаемым темам. Данная литература может быть использована как для написания контрольной работы, так и для подготовки к экзамену.

 

Темы и задания для контрольных работ

Контрольна робота №1

1.Естественно - научная и культурно-историческая традиция в психологии.

2.Эмпирическая традиция в психологии

Контрольна робота №2

1.Значение психоанализа для современной философии и психологии.

2.Сравнительный анализ западноевропейской и американской традиции в психологической науке.

Контрольна робота №3

1. Значение деятельностного подхода для развития психологии

2.Современное состояние и перспективы развития современной психологии.

 

Контрольна робота №4

1.Подход С.Л. Рубинштейна к проблеме сознания и деятельности.

2.Школа А. Н. Леонтьева к проблеме сознания и деятельности (А. Н. Леонтьев, П. Я. Гальперин).

Контрольна робота №5

1.Системный подход в отечественной психологии (Б. Ф. Ломов, П. Е. Кузьмин и др.).

2.Дискуссии о предмете психологии в отечественной психологической науке.

Контрольна робота №6

1.Философский и конкретно-научный уровни методологии.

2.Психология как наука о сознании. Критика интроспективного метода.

Контрольна робота №7

1.Ортодоксальный бихевиоризм как историческая альтернатива интроспекции.

2.Культурно-историческая концепция Л.С. Выготского и проблема «единицы анализа» в психологическом исследовании.

Контрольна робота №8

1.Психическая реальность с точки зрения деятельностного подхода.

2.Проблема соотношения объективной и субъективной реальности.

Контрольна робота №9

1.Проблема интериоризации как методологическая проблема.

2.Категория личности с точки зрения различных психологических позиций.

. Контрольна робота №10

1.Категория отношений в психологии.

2.Категория сознания в философии и в психологии.

Контрольна робота №11

1.Генезис понятия «деятельность» в отечественной психологии.

2.Анализ категории общение.

Контрольна робота №12

1.Характеристика подходов к категории мотива с точки зрения различных психологических школ.

2.Категория образа в психологии.

. Контрольна робота №13

1.Исторические предпосылки возникновения описательной (понимающей) психологии в Западной Европе.

2.Современное состояние описательной (понимающей) психологии в современной российской психологии.

Контрольна робота №14

1.Популярные тесты: научная несостоятельность vs популярность у населения

2.Влияние информационных технологий на развитие эксперимента (компьютеризация психологических исследований, Интернет-исследования).

Контрольна робота №15

1.Наблюдательность как профессиональное качество психолога.

2.Особенности наблюдения в психологической практике.

Контрольна робота №16

1.Особенности эксперимента в психологической практике.

2.Герменевтика: история становления в философии и психологии.

Контрольна робота №17

1.Методология как самостоятельная область научного знания.

2.Роль личности учёного в развитии научного знания.

Контрольна робота №18

1.Современное состояние психологической науки.

2.Принцип методологического плюрализма (А.В. Юревич).

Контрольна робота №19

1.Телеологический и каузальный подход в психологии.

2.Герменевтический метод в психологии.

Контрольна робота №20

1.Эмпирическая традиция в психологии.

2.Априористическая традиция в психологии

 

Контрольна робота №21

1.Элементаризм и холизм в психологии..

2.Учение об интенциональных актах Ф.Брентано как попытка построения феноменологии сознания.

Контрольна робота №22

1.Гуманистическая психология: современное состояние и перспективы развития.

2.Значение психоанализа для современной философии и психологии.


 

Методические рекомендации по подготовке к зачету

Желательно готовиться к экзамену в группе (2-3 чел). Внимательно прочтите экзаменационные вопросы. Распределите темы подготовки по блокам и дням. Не надо зазубривать материал, необходимо выделить ключевые моменты и уловить смысл и логику материала. Составьте план ответа на каждый вопрос. Изучив несколько вопросов, обсудите их с однокурсниками, проговорите основные положения ответа вслух.

Положительная оценка на экзамене складывается из умения оперировать понятиями, из знания конкретного материала и способности использовать знаниями в конкретных примерах. Ответ должен быть развернутым и аргументированным.

 

Вопросы к экзамену

 

  1. Определение науки. Критерии научного знания.
  2. Понятие метода. Функции метода.
  3. Этапы становления науки (В.С. Степин).

4. Понятие методологии науки. Структура методологического знания.

  1. Понятие теории. Основные требования к теории.
  2. Сходство и различие теории и метода.
  3. Структурные компоненты научного познания. Проблема и гипотеза.
  4. Основные этапы психологического исследования.
  5. Характеристика постановочного этапа.
  6. Теоретическое исследование, организация, проведение, обработка результатов.
  7. Эмпирическое исследование, организация, проведение, обработка результатов.
  8. Позиция В.М. Аллахвердова на научное исследование.
  9. Теория роста идейК.Поппера.
  10. Теория И.Лакатоса.
  11. Теория Фейерабенда.
  12. Психология и ее кризис. Причины кризиса.
  13. Непосредственный опыт познания как предмет психологии.
  14. Поведение как объект психологии. Критика и достоинства бихевиоризма.
  15. Гештальт-психология. Ограничения и достоинства.
  16. Психоанализ. Ограничения и достоинства.
  17. Основные этапы развития психологической науки.
  18. Основные противоречия в развитии современного психологического знания.
  19. Понятие парадигмы. Виды парадигм в психологии.
  20. Характеристика науки по Т. Куну.
  21. Основные теории роста научных идей (и,).
  22. Принцип системности.
  23. Принцип единства сознания и деятельности.
  24. Принцип детерминизма. Виды детерминизма.
  25. Принцип развития в психологии.
  26. Принцип отражения в отечественной психологии.
  27. Проблема метода в концепции Л.С. Выготского.
  28. Проблема объективного метода в психологии.
  29. Базовые категории психологии: образ, мотив.
  30. Базовые категории психологии: переживание, действие.
  31. Базовые категории психологии: отражение, сознание.
  32. Базовые категории психологии: личность, деятельность.
  33. Описательная психология. Методы описательной психологии.
  34. Объяснительная психология. Методы объяснительной психологии

39. Методы практической психологии.

  1. Понятие тренинга. Классификация тренингов в практической психологии.
  2. Специализация практического психолога по направлениям и проблематике.
  3. Деятельностная парадигма научного познания.
  4. Культурно-историческая психологияЛ.С.Выготского как неклассическая наука.
  5. Методологические положения А.Н. Леонтьева.
  6. Поиски новой методологии (Мазилов В.А.).
  7. Методологический плюрализм (Смирнов С.Д.).
  8. Методологический либерализм в психологии (Юревич А.В.).
  9. Особенности междисциплинарных исследований в сов ременной психологии (А.Л. Журавлев).
  10. Неклассический вектор в сов ременной психологии (Д.А. Леонтьев).
  11. Конструктивистская парадигма в психологической науке (В.Ф. Петренко).
  12. Основные положения синергетики.
  13. Самоорганизация в психологических системах.

Критерии оценки:

 

Критериями оценки являются следующие характеристики ответа:

- полнота, т.е. соответствие ответа заданию;

- глубина, т.е. соответствие изученным теоретическим или практическим источникам;

- осознанность – умение пользоваться полученной информацией, нахождение логических связей между различными частями изучаемого материала, выделение основных позиций;

- логичность – последовательность изложения материала, соответствие сделанных выводов приведенным доказательствам и др.;

- умение поддержать дискуссию, умение задать грамотно сформулированный вопрос.

Оценка «Отлично» ставится в том случае если: в ответе полно и правильно излагаются изученные теории, концепции и т. д.; выдвинутые положения аргументированы и иллюстрированы примерами; в изложении различных подходов к проблеме использован аналитический подход. Если выдвигается своя точка зрения, то она аргументирована и обоснована; материал изложен в определенной логической последовательности, хорошим русским языком с использованием современной научной терминологии; выводы содержательны и соответствуют вышеизложенному студентом материалу; ответ самостоятельный.

Оценка «Хорошо» ставится в том случае если: ответ полный и правильный; положения выдвигаемые студентом подтверждены примерами; в изложении студента представлены различные подходы к проблеме, но их обоснование недостаточно аргументировано; отсутствует собственная точка зрения или она недостаточно обоснована; незначительно нарушена логическая последовательность в изложении материала; выводы краткие; допущенные несущественные ошибки, исправленные по требованию преподавателя.

Оценка «Удовлетворительно» ставится в том случае, если: выдвигаемые положения недостаточно обоснованы и проиллюстрированы; изложение носит преимущественно описательный, а не концептуальный характер; обнаруживается недостаточное знание базовых понятий; логическая схема ответа неудовлетворительна; слабое знание и использование научной терминологии.

Оценка «Неудовлетворительно» ставится, если: студент не понимает содержание изложенного теоретического материала; не может дать научное обоснование проблемы; отсутствуют выводы или они носят поверхностный характер; не знает основных научных терминов излагаемого материала; преобладает не научная, а бытовая лексика; существенные ошибки в изложении не могут быть исправлены с помощью наводящих вопросов преподавателя..

Словарь важнейших понятий и терминов

АБСТРАГИРОВАТЬ [< лат. abstrahere – отвлекать] – мысленно отвлекаясь от ряда свойств предметов и отношений между ними и выделяя какие-либо существенные свойства и от-ношения, образовывать отвлеченные понятия  абстракции.

АБСТРАКЦИЯ [< лат. abstractio – отвлечение] – 1) мысленное отвлечение от ряда свойств предметов и отношений между ними; 2) отвлеченное понятие, образуемое в результате отвлечения в процессе познания от несущественных сто-


Поделиться с друзьями:

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.241 с.