Самооценка способностей и знаний — КиберПедия 

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Самооценка способностей и знаний

2017-11-16 262
Самооценка способностей и знаний 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Учебный пред­мет Оценка, на кото­рую знаешь предмет Оценка, на кото­рую можешь учиться Оценка, которая стоит в журнале
Русский язык      
Литература      
Алгебра      
История      

Инструкция. Оценка в 5-ти бальной системе.

У ученика может быть завышенная или заниженная самооценка или же учитель может необъективно оценивать ученика, занижая или завышая фак­тические знания. Такие факты могут стать источником возникновения острой неудовлетворенности учением у школьника и конфликтных ситуаций между учеником и учителем.

 

ФОРМУЛА ТЕМПЕРАМЕНТА (А. Белов)

Отметьте знаком "+" те качества в "паспорте" темперамента, которые для Вас обычны, повседневны. Итак, если Вы:

1) неусидчивы, суетливы;

2) невыдержанны, вспыльчивы;

3) нетерпеливы;

4) резки и прямолинейны в отношениях с людьми;

5) решительны и инициативны;

6) упрямы;

7) находчивы в спорте;

8) работаете рывками;

9) склонны к риску;

10) незлопамятны;

11) обладаете быстрой, страстной, со сбивчивыми интонациями речью;

12) неуравновешенны и склонны к горячности;

13) агрессивный забияка;

14) нетерпимы к недостаткам;

15) обладаете выразительной мимикой;

16) способны быстро действовать и решать;

17) неустанно стремитесь к новому;

18) обладаете резкими, порывистыми движениями;

19) настойчивы в достижении поставленной цели;

20) склонны к резким сменам настроения, то Вы чистый холерик.

Если Вы:

1) веселы и жизнерадостны;

2) энергичны и деловиты;

У) часто не доводите начатое дело до конца;

4) склонны переоценивать себя;

5) способны быстро схватывать новое;

6) неустойчивы в интересах и склонностях;

7) легко переживаете неудачи и неприятности;

8) легко приспосабливаетесь к разным обстоятельствам;

9) с увлечением беретесь за любое новое дело;

10) быстро остываете, если дело перестает вас интересовать;

11) быстро включаетесь в новую работу и быстро переключаетесь с од­ной работы на другую;

12) тяготитесь однообразием будничной кропотливой работы;

13) общительны и отзывчивы, не чувствуете скованности с новыми для вас людьми;

14) выносливы и работоспособны;

15) обладаете громкой, быстрой, отчетливой речью, сопровождающей­ся жестами, выразительной мимикой;

16) сохраняете самообладание в неожиданной сложной обстановке;

17) обладаете всегда бодрым настроением;

18) быстро засыпаете и пробуждаетесь;

19) часто не собраны, проявляете поспешность в решениях;

20) склонны иногда скользить по поверхности, отвлекаться, то Вы, конечно же, сангвиник.

Если Вы:

1) спокойны и хладнокровны;

2) последовательны и обстоятельны в делах;

3) осторожны и рассудительны; '4) умеете ждать;

5) молчаливы и не любите попусту болтать;

6) обладаете спокойной, равномерной речью, с остановками, без резко выраженных эмоций, жестикуляции и мимики;

7) сдержаны и терпеливы;

8) доводите начатое дело до конца;

9) не растрачиваете попусту сил;

10) придерживаетесь выработанного распорядка дня, жизни, системы в работе;

11) легко сдерживаете порывы;

12) маловосприимчивы к одобрению и порицанию;

13) незлобивы, проявляете снисходительное отношение к колкостям в свой адрес;

14) постоянны в своих отношениях и интересах;

15) медленно включаетесь в работу и медленно переключаетесь с одно­го дела на другое;

16) ровны в отношениях со всеми;

17) любите аккуратность и порядок во всем;

18) с трудом приспосабливаетесь к новой обстановке;

19) обладаете выдержкой;

20) несколько медлительны, то вы, без сомнения, флегматик.

Если вы:

1) стеснительны и застенчивы;

2) теряетесь в новой обстановке;

3) затрудняетесь установить контакт с незнакомыми людьми;

4) не верите в свои силы;

5) легко переносите одиночество;

6) чувствуете подавленность и растерянность при неудачах;

7) склонны уходить в себя;

8) быстро утомляетесь;

9) обладаете тихой речью;

10) невольно приспосабливаетесь к характеру собеседника;

11) впечатлительны до слезливости;

12) чрезвычайно восприимчивы к одобрению и порицанию;

13) предъявляете высокие требования к себе и окружающим;

14) склонны к подозрительности, мнительности;

15) болезненно чувствительны и легко ранимы;

16) чрезмерно обидчивы;

17) скрытны и необщительны, не делитесь ни с кем своими мыслями;

18) малоактивны и робки;

19) уступчивы, покорны;

20) стремитесь вызвать сочувствие и помощь у окружающих, то Вы меланхолик.

Обработка результатов

Если количество положительных ответов в "паспорте" темперамента того или иного типа составляет 16-20, то это значит, что у вас ярко выраже­ны черты данного типа темперамента. Если же ответов насчитывается 11 -15, значит качества данного темперамента присущи вам в значительной сте­пени. Если положительных ответов 6 - 10, то качества данного типа присущи вам совсем в небольшой степени. А теперь определите формулу темперамен­та:

где:

Фт - формула темперамента, X - холерический темперамент, С - сангвинический темперамент, Ф - флегматический темперамент, М - Меланхолический темперамент,

А - Общее число плюсов по всем типам, Ах - число плюсов в "паспорте" холерика, Аф - число плюсов в "паспорте" флегматика, Ас - число плюсов в "паспорте" сангвиника, Ам - число плюсов в "паспорте" меланхолика. В конечном виде формула темперамента приобретает такой, например, вид:

Это значит, что данный темперамент на 35% холерический, на 30% сангвинический, на 14% флегматичный, на 21% меланхолический. Если от­носительный результат числа положительных ответов по какому-либо типу составляет 40% и выше, значит, данный тип темперамента является у вас до­минирующим, если 30 - 39% - то качества данного типа выражены доста­точно ярко, если 20 - 29%, то качества данного типа выражены средне, если 10 - 19%, то качества данного темперамента выражены в малой степени.

МЕТОДИКА «САН» /самочувствие, активность, настроение/

Инструкция: Выберете и зачеркните цифру, наиболее точно отра­жающую Ваше самочувствие в данный момент:

  Самочувствие хорошее               Самочувствие плохое
  Пассивный               Активный
  Веселый               Грустный
  Полный сил               Обессиленный
  Медлительный               Быстрый
  Хорошее настроение               Плохое настроение
  Здоровый               Больной
  Безучастный               Увлеченный
  Радостный               Печальный
  Отдохнувший               Усталый
  Желание отдохнуть               Желание работать
  Спокойный               Озабоченный
  Бодрый               Вялый
  Рассеянный               Внимательный
  Довольный               Недовольный

Обработка данных:

Самочувствие - № 1, 4, 7, 10, 13

Определить сумму зачеркнутых цифр, переведенных в баллы. Цифрам 3,2,1,0,1,2,3 соответствуют следующие баллы: 6, 5, 4, 2, 1,0

Настроение - № 3, 6, 9, 12, 15 (подсчет тот же)

Активность - № 2, 5, 8, 11, 14 (цифрам 3, 2, 1,0, 1, 2, 3 соответствуют баллы 0, 1,2, 3,4,5, 6)

Среднее значение по всем трем параметрам 12-18 баллов, чем боль­ше показатели, тем лучше.

ИССЛЕДОВАНИЕ САМООЦЕНКИ ЛИЧНОСТИ

Инструкция.

1. Внимательно прочтите набор из 20 качеств личности: аккуратность, доброта, жизнерадостность, настойчивость, ум, правдивость, принципиаль­ность, самостоятельность, скромность, общительность, гордость, добросове­стность, равнодушие, лень, зазнайство, трусость, жадность, подозритель­ность, эгоизм, нахальство.

2. В столбик "идеал" под номером (рангом) 1 запишите то качество из вышеуказанных, которое Вы более всего цените в людях, под номером 2 - то качество, которое цените чуть меньше и т.д., в порядке убывания значимо­сти. Под номером 13 укажите то качество - недостаток - из вышеуказанных, которое Вы легче всего могли бы простить людям, под номером 14 - тот не­достаток, который простить труднее и т.д., под номером 20 - самое отврати­тельное с Вашей точки зрения качество людей.

В столбик 2 - "Я" под рангом 1 запишите то качество из вышеуказан­ных, которое лично у Вас сильнее всего развито (независимо от того, досто­инство это или недостаток), под номером 2 - то качество, которое развито у Вас чуть менее и т.д. в убывающем порядке, под последними номерами - те качества, которые у Вас менее всего развиты или отсутствуют.

Обработка.

1. Подсчитаем по формуле (Ri1-Ri2)2 = Di2, где Ri1 ранг (номер) i-ro ка­чества в 1-м столбике; Ri2 ранг i-ro качества во 2-м столбике; Di - разность рангов i-ro качества в столбцах. Подсчитаем все Di2, их должно быть 20. Предположим, что первое слово в столбце 1 - ум (Ri1=l), а в столбце 2 это слово находится на пятом месте, т.е. Ri2=5, тогда по формуле вычисляем (1-5)2=16 и так далее для всех 20 слов по порядку.

2. Затем полученные Di2 складываем, умножаем на 6 и делим на знаме­натель равный 7980 и, наконец, от 1 отнимаем частное, т.е. находим коэффи­циент ранговой корреляции:

3. Полученный коэффициент ранговой корреляции сравнивается со шкалой, приведенной ниже.

Неадек­ватно низкий Низкий Ниже среднего Средний Выше среднего Высокий Неадек­ватно вы­сокий
-0,2 - 0 0-0,2 0,21-0,3 0,31-0,5 0,51-0,65 0,66-0,8 >0,8

 

МЕТОДИКА «СЕМАНТИЧЕСКИЙ ДИФФЕРЕНЦИАЛ» (СД)

СД - чрезвычайно простая в использовании информативная методика -представляет собой набор биполярных или униполярных шкал, с помощью которых испытуемый оценивает любые объекты. Обычно каждый исследова­тель составляет набор шкал самостоятельно, исходя из задач и условий ис­следования. Приведенный выше СД составлен из качеств, называемых под­ростками наиболее часто. При работе с подростками удобнее использовать биполярные шкалы - содержащие на полюсах пары антонимов - со шкаль­ными оценками, имеющими следующие значения:

+3 - максимальная выраженность качества;

+2 - значительная выраженность качества;

+ 1 -слабая выраженность качества; О - качество не выражено, не могу сказать;

-1 - слабая выраженность противоположного качества;

-2 - значительная выраженность противоположного качества;

-3 - максимальная выраженность противоположного качества.

 

 

Качества Баллы Качества  
+3 +2 + 1   -1 -2 -3  
Добрый               Злой  
Умный               Глупый  
Трудолюбивый               Ленивый  
Интересный               Неинтересный  
Помогает другим               Не помогает  
Спокойный               Вспыльчивый  
Мягкий               Грубый  
Откровенный               Скрытный  
Понимающий               Непонимающий  
Честный               Лживый  
Веселый               Мрачный  
Отзывчивый               Неотзывчивый  
Скромный               Развязный  
Серьезный               Легкомысленный  
Общительный               Необщительный  
Активный               Пассивный  
Справедливый               Несправедливый
Ответственный               Безответственный
Требовательный               Нетребовательный
Целеустремленный               Нецелеустремленный
                                   

Следует рекомендовать испытуемому как можно реже пользоваться нулевой оценкой.

Испытуемому можно дать следующие указания:

а) сравнение реального "я" и идеального "я".

Инструкция испытуемому: оцени себя по следующим шкалам сначала какой ты есть (каким себя считаешь), потом — каким бы ты хотел быть.

Оцениваем степень расхождения оценок по шкалам. Можно сосчитать среднее расхождение, которое определяется как сумма разностей оценок, де­ленная на количество шкал. Обработка качественная: выясняется, по каким шкалам и насколько различается реальный и желаемый образ себя - чем больше разница, тем значительнее внутренний конфликт личности. При сов­падении оценок проявляется или завышенная самооценка или заниженная требовательность к себе, нежелание исправляться, совершенствоваться. В норме желаемая оценка несколько превосходит реальную.

б) сравнение оценок наиболее предпочитаемого и наиболее отвергае­мого товарища.

Инструкция испытуемому: оцени по следующим шкалам сначала то­варища, наиболее тобой ценимого (предпочитаемого), потом - наиболее не­любимого и тебе неприятного (отвергаемого).

Если данное задание предлагается после проведения социометрии, можно попросить оценить одноклассников, получивших у данного испытуе­мого первый положительный и первый отрицательный выбор. При обработке результатов также оцениваем степень расхождения оценок. Значительное расхождение говорит о том, что подросток сильно поляризует оценки людей, что свидетельствует о его склонности занимать заведомо неравное положе­ние с людьми: приниженное - с сильными и доминирующее, подавляющее - со слабыми. Малое расхождение указывает на склонность к установлению демократических, равных отношений, основанных на взаимном уважении. Совпадение оценок бывает в случаях неумения дифференцированно оцени­вать людей.

в) сравнение ожидаемой оценки и желаемой оценки.

Инструкция испытуемому: оцени по следующим шкалам сначала - ка­ким тебя видят окружающие, потом - каким бы тебе хотелось, чтобы они те­бя видели.

Разность полученных оценок говорит об уровне притязаний. Очень большая разность указывает на завышение уровня притязаний, очень малая -на заниженную оценку своего положения в коллективе.

Возможны и другие варианты применения данной методики.

 

НЕЗАКОНЧЕННЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

Методика незаконченных предложений представляет собой набор на­чал фраз, которые предлагается закончить самому испытуемому. По напи­санным им завершениям фраз можно в определенной степени судить о раз­личных отношениях испытуемого или, по крайней мере, о том, какими он пытается их представить.

1. Думаю, что мой отец редко...

2. Если все против меня, то...

3. Я всегда хотел...

4. Если бы я занимал руководящий пост...

5. Будущее кажется мне...

6. Мои отметки в школе...

7. Знаю, что глупо, но боюсь...

8. Думаю, что настоящий друг...

9. Когда я был ребенком...

10. Идеалом женщины (мужчины) для меня является...

11. Когда мне говорят, что надо учиться...

12. По сравнению с большинством семей моя семья...

13. Интереснее всего мне...

14. Я и моя мама...

15. Сделал бы все, чтобы забыть...

16. Если бы мой отец только захотел...

17. Думаю, что я достаточно способен...

18. Я мог бы быть очень счастливым, если бы...

19. Если кто-нибудь будет под моим руководством...

20. Надеюсь на...

21. В школе мои учителя...

22. Большинство моих товарищей не знают, что я боюсь...

23. Не люблю людей, которые...

24. В детстве я...

25. Считаю, что большинство юношей и девушек...

26. Моя жизнь кажется мне...

27. Моя семья обращается со мной как с...

28. Ребята с которыми я учусь...

29. Я думаю, что моя мама...

30. Моей самой большой ошибкой было...

31. Я хотел бы, чтобы мой отец...

32. Моя наибольшая слабость заключается в том...

33. Моим скрытым желанием в жизни...

34. Мои одноклассники...

35. Наступит тот день, когда...

36. Когда ко мне приближается преподаватель...

37. Хотелось бы мне перестать бояться...

38. Больше всего люблю тех людей, которые...

39. Если бы я снова стал ребенком...

40. Считаю, что большинство взрослых...

41. Когда я вспоминаю школу...

42. Большинство известных мне семей...

43. Люблю иметь дело с людьми, которые...

44. Считаю, что большинство матерей...

45. Когда я был ребенком, то чувствовал себя виноватым, если...

46. Мне очень не нравится, когда мои товарищи...

47. Думаю, что мой отец...

48. Больше всего я хотел бы в жизни...

49. Когда я о чем-нибудь прошу других...

50. Когда я буду взрослым...

51. Учителя, которых я признаю и уважаю...

52. Мои опасения не раз заставляли меня...

53. Когда меня нет рядом, мои друзья...

54. Моим самым живым воспоминанием детства является...

55. Мне очень не нравится, когда взрослые...

56. В школе я...

57. Когда я был ребенком, моя семья...

58. Считаю, что мои друзья...

59. Я люблю свою маму, но...

60. Самое худшее, что мне случалось совершить, это...

Приведенный выше набор незаконченных предложений (не обязатель­но использовать его в неизменном виде) составлен так, что он охватывает следующие сферы жизни школьника:

Сфера жизни школьника Номер предложения
Семья 1, 12, 14, 16,27,29,31,42,44,47,57,59.
Друзья и сверстники 8,22,28,34,46,53,58.
Школа 6, 11,21,41,56.
Желания и интересы 3,4,13, 15, 18,20,33,35,37,50.
Нравственные взгляды 2, 10,23,25,40,45,55,60.
Я сам 5, 7, 9, 17, 19, 24, 26, 30, 32, 36, 38, 39, 43, 48, 49, 50, 52, 54.

Качественная обработка результатов ведется с учетом приведенной таблицы.

НЕСУЩЕСТВУЮЩЕЕ ЖИВОТНОЕ

Инструкция: «Придумайте и нарисуйте несуществующее животное и назовите, его несуществующим названием»

Лист бумаги лучше всего взять белый. Пользоваться карандашом сред­ней мягкости; ручкой и фломастером рисовать нельзя.

Показатели и интерпретации

Положение рисунка на листе. В норме рисунок расположен по средней линии вертикально поставленного листа.

Положение рисунка ближе к верхнему краю листа (чем ближе, тем бо­лее выражено) трактуется как высокая самооценка, как недовольство своим положением в социуме, недостаточностью признания со стороны окружаю­щих, как претензия на продвижение и признание, тенденция к самоутвержде­нию.

Положение рисунка в нижней части - обратная тенденция: неуверен­ность в себе, низкая самооценка, подавленность, нерешительность, незаинте­ресованность в своем положении в социуме, в признании, отсутствие тен­денции к самоутверждению.

Центральная часть фигуры (голова или замещающая ее деталь).

Голова повернута вправо - устойчивая тенденция к деятельности, дей­ственности: почти все, что обдумывается, планируется - осуществляется или, по крайней мере, начинает осуществляться (если даже и не доводится до конца).

Голова повернута влево - тенденция к рефлексии, к размышлениям. Это не человек действия: лишь незначительная часть замыслов реализуется или хотя бы начинает реализоваться. Нередко также боязнь перед активным действием и нерешительность.

Положение «анфас», т. е. голова направлена на рисующего (на себя), трактуется как эгоцентризм.

На голове расположены детали, соответствующие органам чувств -уши, рот, глаза. Значение детали «уши» - прямое: заинтересованность в ин­формации, значимость мнения окружающих о себе. Дополнительно по дру­гим показателям и их сочетанию определяется, предпринимает ли испытуе­мый что-либо для завоевания положительной оценки или только продуциру­ет на оценки окружающих соответствующие эмоциональные реакций (ра­дость, гордость, обида, огорчение), не изменяя своего поведения.

Приоткрытый рот в сочетании с языком при отсутствии прорисовки губ трактуется как большая речевая активность (болтливость), в сочетании с прорисовкой губ - как чувственность; иногда и то и другое вместе. Открытый рот без прорисовки языка и губ особенно зачерченный, трактуется как лег­кость возникновения опасений и страхов, недоверия. Рот с зубами -вербальная агрессия, в большинстве случаев - защитная (огрызается, задира­ется, грубит в ответ на обращение к нему отрицательного свойства, осужде­ние, порицание). Для детей и подростков характерен рисунок зачерченного рта округлой формы (боязливость, тревожность).

Особое значение придают глазам. Это символ присущего человеку пе­реживания страха: подчеркивается резкой прорисовкой радужки. Обратить внимание на наличие или отсутствие ресниц. Ресницы - истероидно-демонстративные манеры поведения; для мужчин: женственные черты харак­тера с прорисовкой зрачка и радужки совпадают редко. Ресницы - также заинтересованность в восхищении окружающих внешней красотой и манерой одеваться, придание этому большого значения.

Увеличенный (в соответствии с фигурой в целом) размер головы гово­рит о том, что испытуемый ценит рациональное начало (возможно, и эруди­цию) в себе и окружающих.

На голове также бывает расположены дополнительные детали: напри­мер, рога - защита, агрессия. Определить по сочетанию с другими признака­ми - когтями, щетиной, иглами - характер этой агрессии: спонтанная или за­щитно-ответная. Перья - тенденция к самоукрашению и самооправданию, к демонстративное. Грива, шерсть, подобие прически - чувственность, под­черкивание своего пола и, иногда, ориентировка на свою сексуальную роль.

Несущая, опорная часть фигуры (ноги, лапы, иногда - постамент). Рас­сматривается основательность этой части по отношению к размерам всей фи­гуры и по форме:

а) основательность, обдуманность, рациональность принятия решения, пути к выводам, формирования суждения, опора на существенные положения и зна­чимую информацию;

б) поверхностность суждений, легкомыслие в выводах и неосновательность суждений, иногда импульсивность принятия решения (особенно при отсутст­вии или почти отсутствии ног).

Обратить внимание на характер соединения ног с корпусом: соедине­ние точно, тщательно или небрежно, слабо соединены или не соединены во­все - это характер контроля за своими рассуждениями, выводами, решения­ми. Однотипность и однонаправленность формы ног, лап, любых элементов опорной части - конформность суждений и установок в принятии решений, их стандартность, банальность. Разнообразие в форме и положении этих де­талей - своеобразие установок и суждений, самостоятельность и небаналь­ность; иногда даже творческое начало (соответственно необычности формы) или инакомыслие (ближе к патологии).

Части, поднимающиеся над уровнем фигуры: могут быть функцио­нальными или украшающими: крылья, дополнительные ноги, щупальца, де­тали панциря, перья, бантики вроде завитушек - кудрей;цветково - функцио­нальные детали - энергия охвата разных областей' человеческой деятельно­сти, уверенность в себе, «самораспространение» с неделикатным и неразбор­чивым притеснением окружающих, либо любознательность, желание соуча­ствовать как можно в большем числе дел окружающих, завоевание себе мес­та под солнцем, увлеченность своей деятельностью, смелость предприятий (соответственно значению детали-символа - крылья или щупальца и т.д.). Украшающие детали - демонстративность, склонность обращать на себя внимание окружающих, манерность (например, лошадь или ее несущест­вующее подобие в султане из павлиньих переев).

Хвосты. Выражают отношение к собственным действиям, решениям, выводам, к своей вербальной продукций - судя по тому, повернуты ли эти хвосты вправо (на листе) или влево. Хвосты повернуты вправо - отношение к своим действиям и поведению. Влево - отношение к своим мыслям, решениям; к упущенным - возможностям, к собственной нерешительности. Положи­тельная или отрицательная окраска этого отношения выражена направлением хвостов вверх (уверенно, положительно, бодро) или падающим движением вниз (недовольство собой, сомнение в собственной правоте, сожаление о сделанном, сказанном, раскаяние, и т.п.). Обратить внимание на хвосты, со­стоящие из нескольких, иногда повторяющихся звеньев, на особенно пыш­ные хвосты, особенно длинные и иногда разветвленные.

Контуры фигуры. Анализируются по наличию или отсутствию высту­пов (типа щитов, панцирей, игл), прорисовки и затемнения линии контура. Это защита от окружающих, агрессивная - если они выполнена в острых уг­лах; со страхом и тревогой - если имеет место затемнение, «запачкивание» контурной линии; с опасением, подозрительностью - если поставлены щиты, «заслоны», линия удвоена. Направленность такой защиты - соответственно пространственному расположению: верхний контур фигуры - против выше­стоящих, против лиц, имеющих возможность наложить запрет, ограничение, осуществить принуждение, т.е. против старших по возрасту, родителей, учи­телей, начальников, руководителей; нижний контур - защита против насме­шек, непризнания, отсутствия авторитета у нижестоящих подчиненных, младших, боязнь осуждения; боковые контуры - недифференцированная опасливость и готовность к самозащите любого порядка и в разных ситуаци­ях; то же самое - элементы «защиты», расположенные не по контуру; а внут­ри контура, на самом корпусе животного. Справа - больше в процессе дея­тельности (реальной), слева - больше защита своих мнений, убеждений, вку­сов.

Общая энергия. Оценивается количество изображенных деталей - толь­ко ли необходимое количество, чтобы дать представление о придуманном несуществующем животном (тело, голова, конечности или тело, хвост, кры­лья и т.п.): с заполненным контуром, без штриховки и дополнительных ли­ний и частей, просто примитивный контур, - или имеет место щедрое изо­бражение не только необходимых, но и усложняющих конструкцию допол­нительных деталей. Соответственно, чем больше составных частей и элемен­тов (помимо самых необходимых), тем выше энергия. В обратном случае -•экономия энергии, астеничность организма, хроническое соматическое забо­левание. (То же самое подтверждается характером линии — слабая паутино­образная линия, «возит карандашом по бумаге», не нажимая на него.) Обрат­ный же характер линий - жирная с нажимом - не является полярным: это не энергия, а тревожность. Следует обратить внимание на резко продавленные линии, видимые даже на обратной стороне листа (судорожный, высокий то­нус мышц рисующей руки) - резкая тревожность. Обратить внимание также на то, какай деталь, какой символ выполнен таким образом (т. е. к чему при­вязана тревога).

Оценка характера линии (дубляж линии, небрежность, неаккуратность соединений, «островки» из находящих друг на друга линий, зачернение час­тей рисунка, «запачкивание», отклонение от вертикальной оси, стереотип­ность линий и т.д.). Оценка осуществляется так же, как и при анализе пиктограммы. То же - фрагментарность линий и форм, незаконченность, оборван-ность рисунка.

Тематически животные делятся на угрожаемых, угрожающих, ней­тральных (подобия льва, бегемота, волка или птицы, улитки, муравья, либо белки, собаки, кошек). Это отношение к собственной персоне, к своему «Я», представление о своём положении в мире, как бы идентификация себя по значимости (с зайцем, букашкой, слоном, собакой и т.д.). В данном случае рисуемое животное — представитель самого рисующего.

Уподобление рисуемого животного человеку, начиная с постановки животного в положение прямохождения на две лапы, вместо четырех или бо­лее, и заканчивая одеванием животного в человеческую одежду (штаны, юб­ки, банты, пояса, платье), включая похожесть морды на лицо, ног и лап на руки, — свидетельствует об инфантильности, эмоциональной незрелости, со­ответственно степени выраженности «очеловечивания» животного. Меха­низм сходен (и параллелен) аллегорическому значению животных и их ха­рактеров в сказках, притчах и т. п.

Степень агрессивности выражена, количеством, расположением и ха­рактером углов в рисунке, независимо от их связи с той или иной деталью изображения. Особенно весомы в этом отношении прямые символы агрессии - когти, зубы, клювы. Следует обратить внимание также на акцентировку сексуальных признаков - вымени, сосков, груди при человекоподобной фигу­ре и др., Это отношение к полу, вплоть до «фиксации на проблеме секса.

Фигура круга (особенно - ничем не заполненного) символизирует и вы­ражает тенденцию к скрытности, замкнутость, закрытость своего внутренне­го мира, нежелание давать сведения о себе окружающим, наконец, нежелание подвергаться тестированию. Такие рисунки обычно дают очень ограниченное количество данных для анализа.

Обратить внимание на случаи вмонтирования механических частей в тело «животного» - постановка животного на постамент, тракторные или танковые гусеницы, треножник; прикрепление к голове пропеллера, винта; вмонтирование в глаз электролампы, в тело и конечности животного -рукояток, клавиш и антенн. Это наблюдается чаще у больных шизофренией и глубоких шизоидов.

Творческие возможности выражены обычно количеством сочетающих­ся в фигуре элементов: банальность, отсутствие творческого начала прини­мают форму «готового», существующего животного (люди, лошади, собаки, свиньи, рыбы), к которому лишь приделывается «готовая» существующая де­таль, чтобы нарисованное животное стало несуществующим - кошка с крыльями, рыба с перьями, собака с ластами и т.п. Оригинальность выража­ется в форме построения фигуры из элементов, а не целых заготовок.

 

МЕТОДИКА СОЦИОМЕТРИИ

Цель: выявление межличностных отношений в классе.

Ход выполнения. Перед началом опроса осуществляется инструктаж тестируемого класса. В ходе которого следует объяснить группе цель иссле­дования, подчеркнуть важность его результатов для группы, показать, как нужно выполнять задания, гарантировать сохранение тайны ответов.

Результаты тестирования не должны разглашаться в классе, они могуг быть представлены только психологу школы и/или классному ру­ководителю.

Инструкция. «При формировании Вашей группы, естественно, не могли быть учтены Ваши пожелания, поскольку Вы были недостаточно зна­комы друг с другом. Сейчас взаимоотношения в группе достаточно опреде­лились, и для Вас и для Вашего руководства выгодно учитывать ваши поже­лания при организации деятельности вашего коллектива. Постарайтесь быть искренними в ответах. Исследователи гарантируют тайну индивидуальных ответов».

Необходимо постараться установить атмосферу доверия в отношениях с классом. Отсутствие доверия, подозрения в том, что результаты опроса мо­гут быть использованы во вред испытуемому, приводит к отказу выполнять задание в целом либо к отказу осуществить негативный выбор.

После этого переходят к опросу, которому подвергаются все члены класса. Ученики записывают фамилии одноклассников, выбранных ими по тому или иному критерию, в опросный лист и указывают свою фамилию. В процессе опроса необходимо следить за тем, чтобы ученики не общались между собой, постоянно подчеркивать и напоминать об обязательности отве­тов на все вопросы. Не следует торопиться, подгонять с ответами. В то же время, если испытуемые не имеют списка членов класса, не следует препят­ствовать визуальным контактам. Фамилии отсутствующих желательно напи­сать на доске.

Каждый ученик имеет право выбрать только трех человек.

Одни вопросы (критерии выбора) направлены на выявление эмоцио­нальных связей, другие - деловых.

Бланк социометрического опроса

Ф.И.О.____________________________класс__________________________

Ответьте на поставленные вопросы, записав под каждым из них три фами­лии членов вашего класса с учетом отсутствующих.

1. Если вашу группу будут расформировывать, с кем бы ты хотел продолжить совместно

учиться в новом коллективе?

а)

б)

в)

2. Кого бы ты из группы пригласил на свой день рождения?

а)

б)

в)

3. С кем бы из своей группы ты пошел в разведку?

а)

б)

в)

Обработка полученных данных. На основании результатов по каждому вопросу отдельно составля­ется матрица, куда записывается список класса, а в верхнюю строку - номе­ра, под которыми значатся фамилии школьников. В каждой строке против номеров учащихся, выбранных данным школьником, ставятся номера выбо­ров (1, 2 или 3). Например, поскольку Леонов выбрал 1) Алексееву, 2) Осипова и 3) Васильеву, то ставятся соответствующие выбора на пересечении седьмой строки со столбцами 1,9 и 3.

Если ученики выбрали друг друга, например, по данным приведенной матрицы Алексеева выбрала №10 Орлова, а Орлов выбрал №1 Алексееву, то эти два выбора (с координатами (1,10) и (10,1)) обводятся в кружок (взаим­ный выбор). В таблице они показаны индексами. Номера мальчиков обычно обводятся треугольниками, девочек - кружками. Затем на отдельном листе вычерчивается социограмма. Социоматрица - это таблица, в которую вносятся результаты опроса.

 

Кто выбирает Кого выбирают
                    I!
1. А-ва. А. *                 2,  
2. Б-ва. К.   *                  
3. В-ва. В.     *       1,        
4. Д-ва. С.       *              
5. И-ва.В.   &

Поделиться с друзьями:

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.122 с.