Стадии заключения международных договоров — КиберПедия 

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Стадии заключения международных договоров

2017-11-16 234
Стадии заключения международных договоров 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Признание правительства

Признание обычно первоначально адресуется вновь возникшему государству. Но признание может предоставляться и правительству государства, которое пришло к власти неконституционным путём — в результате гражданской войны, переворота.

Единых критериев признания такого рода правительств в международной практике не существует. Обычно исходят из того, что признание правительства является обоснованным, когда оно:

· эффективно осуществляет власть на территории государства,

· контролирует ситуацию в стране,

· проводит политику соблюдения прав и основных свобод человека, уважения прав иностранцев,

· выражает готовность к мирному урегулированию конфликтов, если такие имеет место внутри страны,

· заявляет о готовности соблюдать международные обязательства.

 

 

  1. Субъекты международного права

Субъекты международного права – это участники международ-

ных отношений, обладающие международными правами и обязаннос-

тями, осуществляющие их на основе МП и несущие в необходимых

случаях международно-правовую ответственность.

Основными субъектами международного права являются:

Первичные

1. Государство.

2. Нации, борющиеся за государственную независимость.

Производные

3. Международные организации.

4. Государственно-подобные образования.

Государство – главная политическая организация современного

общества, создатель и гарант соблюдения норм международного пра-

ва. Государства юридически не подчинены друг другу, что является

выражением их суверенитета, имеющим внутреннююи внешнююсто-

роны:

- территориальное верховенство;

- независимость в международных отношениях.

Виды государств как субъектов МП:

1. Простое или унитарное государство (единая система органов

власти, конституция, система права, единое гражданство. Территория

подразделяется на административно-территориальные единицы, не об-

ладающие политической самостоятельностью, хотя административная

автономия может присутствовать.)

К унитарным государствам относятся Франция, Ита-

лия, Швеция, Япония, большинство стран Африки и Латинской

Америки.

2. Сложное государство – конфедерация и федерация.

- Конфедерация – это союз суверенных государств, создающих об-

щиезаконосовещательные органыдля решения определенных задач.

Члены конфедерации остаются субъектами международного пра-

ва, им может быть и конфедерация в целом, если государства при ее

создании возложили на нее определенные права и обязанности.

- Федерация – это не просто союз государств, а союзное государ-

ство. Федеральная власть распространяется на всютерриторию и населе-

ние государства, хотя члены федерации обладают определенной

самостоятельностью, у них отсутствует внешняя сторона суверенитета.

Федерация сама является субъектом международного права. К

федеративным государствам относятся – РФ, США, Канада, ФРГ, Бра-

зилия, Индия и др.

Вторым субъектом международного права являются нации и на-

роды, борющиеся за независимость. В период национально-освобо-

дительной борьбы народы создают свои руководящие органы,

осуществляющие законодательные и исполнительные функции, и вы-

ражающие суверенную волю наций. Через эти органы нации становят-

ся участниками международных правоотношений, субъектами

международного права, обладающих международными правами и обя-

занностями (ФНОА, СВАПО, ООП)

Международная организация как субъект международного пра-

ва обладает рядом особенностей:

- вторичность – создаются государствами и действуют на основе

учредительных актов;

- отсутствие суверенитета и территории;

- вступают лишь в те правоотношения и заключают международ-

ные договоры, которые соответствуют их функциям и учредительным

актам;

- постоянные представительства при международныхорганизациях

носят односторонний характер;

- ограничены в выборе средств принуждения и разрешения спо-

ров;

- любаямеждународная организация волеизъявлением государств-

членов может прекратить существование.

 

 

  1. Объект международного права

Материальные и нематериальные блага, действия или воздержание от действий, которые не относятся исключительно к внутренней компетенции государств и по поводу которых субъекты международного права могут вступать в правоотношения. Объект международного права - это то, на что воздействует международное право. Таким образом, объект международного права следует отличать от предмета международного права, т.е. от самих международных правоотношений.

Объект международного права учитывается при делении международного права на отрасли. Так, дипломатическое право представляет собой группу норм и принципов, которые не только регулируют отношения государств в области дипломатических сношений, но и определяют статус дипломатических представительств; международное морское право не только охватывает правоотношения по поводу использования морей и океанов, но и устанавливает режим морских пространств.

Объектом международного права не является все то, на что не может воздействовать международное право (например, национальное законодательство не является объектом международного права в силу того, что при его принятии государства пользуются исключительным суверенитетом).

 

  1. Основные этапы становления и развития международного права

Выделяют четыре основных этапа развития м/н права:

· рабовладельческий,

· феодальный,

· буржуазный,

· современный.

1 этап: М/н право как особая правовая система начала складываться и развиваться с возникновением государств и зарождением системы определенных отношений между ними. Связи между древними государствами в значительной мере в то время были обусловлены рабовладением как общественно-экономической основой межгосударственных отношений. О возникновении систематических м/н отношений между рабовладельческими государствами можно говорить применительно к концу III - началу II тысячелетия до н.э.

Характерные черты:

· Существовал институт защиты иностранцев (проксения).

· В период древнеримской империи происходит становление “права народов” как особой правовой системы.

· Уже проводится различие между справедливыми и несправедливыми войнами.

· Возникает один из важнейших принципов м/н права - принцип соблюдения договоров, при этом нарушение договора рассматривалось как нарушение божественного права.

· М/н нормы первоначально имели религиозный и обычно-правовой характер.

· Начало зарождаться право м/н договоров и появился институт обмена послами.

2 этап: Развитие м/н права в эпоху феодализма характеризуется некоторой “заторможенностью”.

Характерные черты:

· Война и только война признавалась справедливой формой разрешения м/н споров.

· Заключаются в основном договора о военных союзах, мирные соглашения.

· Еще не было общего для всех государств м/н права. Феодальная раздробленность обусловила применение международно-правовых норм в нескольких регионах Западной Европы, в Византии, арабских халифатов на территории Индии и Китая, Киевской, а позднее - Московской Руси.

3 этап: Буржуазный период истории м/н права связан с развитием идеи суверенного равенства государств и с утверждением новых принципов и норм м/н права, основанных на концепциях естественного права, которые были провозглашены в актах французской революции конца XVIII в. В этих теориях феодально-абсолютистским взглядам на государство и на положение в нем человека были противопоставлены идеи естественного происхождения права, всеобщей морали, а также принципы невмешательства в дела другого государства, территориального верховенства, соблюдения м/н договоров.

Характерные черты:

· Суверенитет государства начинает связываться с суверенитетом народов. Все народы, а, следовательно, и государства независимы и равноправны, обладают рядом основных прав и обязанностей.

· Утверждается принцип свободы открытого моря.

Первая мировая война оказала огромное влияние на развитие м/н права. Победители серией договоров с Германией и ее союзниками создали правовой режим, получивший название Версальско-Вашингтонской системы. Этими договорами было предусмотрено создание новых государств в Центральной и Юго-Восточной Европе, решался вопрос о возмещении нанесенного Германией ущерба, пересматривались ее границы, для ряда западных стран устанавливался принцип “открытых дверей” в Китае.

4. Современный этап. Сложившаяся в ходе Второй мировой войны антигитлеровская коалиция государств пришла к убеждению, что послевоенное устройство мира должно быть построено на таких началах, которые обеспечили бы государствам международно-правовые гарантии их безопасности. Вопросы поддержания м/н мира явились предметом обсуждения на Московской (1943 г.), Тегеранской (1943 г.) и Крымской (1945 г.) конференциях трех союзных держав: СССР, США и Великобритании. Было признано, что новая м/н организация должна быть наделенной механизмами, необходимыми для поддержания м/н мира и безопасности. Была создана ООН, Устав которой был принят 26.06.1945, что ознаменовало собой новый современный этап развития м/н права.

Принципиально новыми в Уставе ООН явились положения, запрещающие агрессию и устанавливающие механизм санкций в отношении государства-агрессора. Запрет агрессивной войны привел к пересмотру содержания многих международно-правовых отраслей и институтов, в частности норм об ответственности государств, норм об основаниях наказания преступников войны, норм о мирных средствах разрешения м/н споров, норм, касающихся м/н организаций. Закрепление в Уставе ООН права народов на самоопределение.

 

  1. Правопреемство государств

Правопреемство государств — это переход прав и обязанностей одного государства другому государству или смена одного государства другим государством в несении ответственности за международные отношения какой-либо территории.

Правопреемство происходит в случаях перехода территории одного государства другому государству, а также в случаях образования новых государств. В связи с этим различают:

  • разделение — государство распалось на два (и более) государства. Старое государство исчезает, на его месте возникают новые (например, распад СССР в декабре 1991 г.)
  • выделение — из государства выделилась часть, но само государство осталось (например, выход Республики Ангилья из Федерации Сент-Китс и Невис в 1980 г.)
  • объединение — два и более государства становятся одним (например, объединение Народной Демократической Республики Йемен и Йеменской Арабской Республики в единое государство — Йеменскую Республику в 1990 г.)
  • присоединение — одно государство присоединяется к другому (например, к ФРГ присоединилась ГДР в октябре 1990 г.).

Разделение и объединение не предполагают сохранение государства-предшественника.

  1. Понятие территории в международном праве. Территория государства.

Под территорией понимается весь земной шар с его сухопутной и

водной поверхностью, недрами и воздушным пространством, а также

космос и окружающие Землю Луна и другие небесные тела.

По основным видам правового режима вся территория земного

шара подразделяется:

1. Территории государств – находится в пределах государствен-

ных границ и на нее распространяется полная и исключительная власть

государства.

2. Территории со смешанным режимом– это территории, где дей-

ствует одновременно нормы МП и национального законодательства

прибрежного государства. Они не входят в состав государственной

территории.

Условно территории со смешанным режимом можно подразделить:

- Прилежащие, исключительные экономические зоны и континенталь-

ныйшельф.

- Международные реки, международные проливы, перекрываемые тер-

риториальными водами прибрежных государств и международные

каналы, входящие в состав территорий государств.

3. Территории с международным режимом – это территория не

входящая в состав государственной территории: водные пространства

за пределами исключительных экономических зон; Международный

район морского дна; воздушное пространство за пределами государ-

ственной территории, Антарктика; космическое пространство и небес-

ные тела, находящиеся в нем.

4. Территории со специальным международным режимом – это

демилитаризованные и нейтрализованные территории, зоны мира в

случае их установления. Правовой статус их устанавливается на осно-

ве международного договора, заключаемых субъектами МП. (Антар-

ктика). Государственная территория - это часть земного шара, в

т.ч. суша и ее недра, воды и воздух, которая находится под суверени-

тетом данного государства и в пределах которой оно осуществляет

свою государственную власть. Это называется территориальным вер-

ховенством, входящим в состав суверенитета государства.

Территория государства состоит:

- Сухопутная территория (материковая часть, острова, анклавы)

- Водная территория (внутренние воды и территориальное морешири-

ной 12 миль)

- Воздушная территория над сушей и водами государства

- Объекты условно приравненные к территории государства (морские

и воздушные суда, космические корабли, официальные резиденции

дипломатических представительств в других странах).

 

 

  1. Территориальные воды

Территориальные воды (территориальное море) — полоса моря (океана), прилегающая к материковому берегу, находящемуся под суверенитетом прибрежного государства, или к его внутренним водам, и составляющая часть территории государственной. На территориальные воды, их поверхность и недра, воздушное пространство над ними распространяется суверенитет прибрежного государства. Режим территориальных вод регулируется Конвенцией ООН по морскому праву 1982, а также внутренним законодательством отдельных государств. Отсчёт территориальных вод происходит от линии наибольшего отлива (если берег имеет спокойные очертания) либо от границ внутренних вод, либо от так называемых базисных линий (воображаемых прямых линий, соединяющих выступы берега в море, если побережье глубоко изрезано, извилисто или если вблизи берега есть цепь островов). Международное право не допускает расширения территориальных вод за пределы 12 морских миль, однако некоторые государства в одностороннем порядке установили более широкие территориальные воды (например, Бразилия, Перу, Сьерра-Леоне, Уругвай, Эквадор и др.). Суда всех государств пользуются правом мирного прохода через территориальные воды при условии соблюдения положений Конвенции (проход не должен нарушать безопасность прибрежного государства, подводные лодки могут проходить только в надводном положении и т. д.). Согласно внутреннему законодательству некоторых государств, иностранные военные корабли могут проходить через их территориальные воды и заходить во внутренние морские воды только по предварительному разрешению правительства соответствующего государства. Осуществление иностранными судами морского промысла, гидрографических работ и исследований в территориальных водах большинства государств (при отсутствии специального соглашения) запрещается.

 

  1. Правовой режим открытого моря

Открытое море — морское пространство, расположенное за пределами территориальных, архипелажных и внутренних вод какого-либо государства и находящаяся в свободном и равноправном пользовании всех государств в соответствии с принципами и нормами международного права. Иногда именуется международными или нейтральными водами, но этот термин не утвердился в международном праве. Пользование водами открытого моря осуществляется на основе общепризнанных в международном праве принципа свободы открытого моря, устанавливающего, что никакое государство не вправе распространять свой суверенитет на какую-либо часть открытого моря и воздушного пространства над ним или препятствовать другим государствам пользоваться свободами открытого моря. Этот принцип закреплен и конкретизирован Женевскими конвенциями по морскому праву 1958 и Конвенцией ООН по морскому праву 1982. Свободы открытого моря включают в себя:

  • свободу судоходства;
  • свободу полётов;
  • свободу прокладывать подводные кабели и трубопроводы;
  • свободу возводить искусственные острова и другие установки, допускаемые в соответствии с международным правом;
  • свободу рыболовства и морского промысла;
  • свободу научных исследований и др.

Принцип свободы открытого моря осуществляется на основе равноправия как прибрежными, так и неприбрежными государствами, в том числе государствами, не имеющими выхода к морю.

Военные корабли, а также суда, находящиеся на государственной некоммерческой службе, находясь в водах открытого моря, подчиняются власти только того государства, под флагом которого они плавают (так наз. юрисдикция флага). Исключением из этого правила является право иностранного военного корабля при наличии определённых оснований остановить и осмотреть судно в открытом море. Во время войны открытое море может являться театром военных действий.

  1. Правовой статус Арктики
  1. Общее наследие человечества

– международно-правовая концепция, закрепленная в Конвенции ООН по морскому праву. Впервые была выдвинута послом Мальты А. Пардо на сессии Генеральной Ассамблеи ООН в 1967 г. в качестве основы международно-правового регулирования деятельности государств по освоению дна Мирового океана и его ресурсов. В 1970 г. Генеральная Ассамблея, провозгласив дно Мирового океана и его ресурсы «общим наследием человечества», одобрила Декларацию принципов, определяющих дно морей и океанов и их недра за пределами действия национальной юрисдикции (резолюция 2749, XXV). В связи с определением содержания понятия о.н.ч. в рамках III Конференции ООН по морскому праву, а также в доктрине международного права выявились различные подходы. Исходя из своих политических целей и экономических интересов, государства вкладывали в это понятие различный смысл. Объявляя минеральные ресурсы этого района о.н.ч., многие развивающиеся страны рассматривали морское дно и его ресурсы за пределами национальной юрисдикции (исключительной экономической зоны и континентального шельфа), в качестве общей собственности человечества и настаивали на наделении действующей от имени человечества специально создаваемой международной организации исключительным правом на осуществление разведки и разработки ресурсов международного района морского дна (Района) и лишении такого права суверенных государств, которые допускались бы к этой деятельности только в качестве подрядчиков. США и некоторые другие государства выдвинули такую систему доступа к освоению ресурсов Района, согласно которой международная организация по ресурсам была бы наделена лишь правом регистрировать факты освоения ресурсов в тех или иных районах морского дна, и международное сообщество государств было бы лишено возможности контролировать деятельность компаний развитых стран, что привело бы к монополизации освоения минеральных ресурсов дна за пределами действия национальной юрисдикции. В результате длительного поиска компромиссных решений удалось преодолеть имевшиеся разногласия и согласовать на основе учета интересов всех групп государств положения Конвенции ООН по морскому праву, определяющие правовой режим пространств и ресурсов международного района морского дна, провозглашаемых Конвенцией ООН по морскому праву о.н.ч. Важнейшим компонентом устанавливаемого Конвенцией режима Района является принцип использования его пространств и ресурсов исключительно в мирных целях, обеспечивающий наиболее благоприятные возможности для их исследования и использования. Деятельность в Районе должна осуществляться на благо человечества таким образом, чтобы способствовать расширению возможностей участия в освоении ресурсов Района для всех государств-участников, независимо от их социально-экономических систем или географического положения, и предотвратить монополизацию этой деятельности отдельными государствами и находящимися под их юрисдикцией и контролем физическими и юридическими лицами. Согласно Конвенции, пространства, провозглашаемые о.н.ч., не подлежат национальному присвоению в какой бы то ни было форме. Ресурсы, находящиеся на поверхности и в недрах указанных пространств могут быть отчуждены в собственность разработчика только на условиях, определяемых Конвенцией. Деятельность по разведке и разработке ресурсов, находящихся в общем пользовании государств, должна осуществляться под международным управлением, осуществляемым специально создаваемой международной организацией – Международным органом по морскому дну, в соответствии с устанавливаемой Конвенцией системой разведки и разработки ресурсов международного района морского дна. Содержание концепции о.н.ч. в международном морском праве имеет определенные отличия от содержания концепции о.н.ч. в том виде, в каком она нашла отражение в Соглашении о деятельности государств на Луне и других небесных телах 1979 г. (вступило в силу в 1984 г.). В дипломатической практике и доктрине международного права встречаются необоснованные попытки распространения концепции о.н.ч. на весь Мировой океан, Антарктику, природные богатства Земли, геостационарные орбиты, космическое пространство в целом и даже на всю сферу международных хозяйственных отношений. При этом игнорируется, что концепция о.н.ч. применима к определенным пространствам и ресурсам в строгом соответствии с имеющими универсальный характер международными соглашениями, определяющими режим этих пространств и ресурсов, когда такие соглашения приобретают юридическую силу.

 

  1. Понятие гражданства в международном праве. Способы приобретения, изменения и утраты гражданства.

Под гражданством понимается устойчивая правовая связь ФЛ с

государством, которая выражается в наличии установленных законом

взаимных прав и обязанностей ФЛ и государства по отношению друг

к другу, но при этом должны быть приведены в соответствии с МП.

Гражданство может быть получено:

1) по рождению,

2) путем натурализации,

3) реинтеграции (восстановление в гражданстве),

4) пожалования,

5) на основе международного договора.

При территориальных изменениях возможны:

- оптация – добровольный выбор гражданства путем подачи ин-

дивидуальных заявлений, когда оптант будет жить на территории госу-

дарства, которому передается территория его проживания;

- трансферт– автоматическое изменение гражданства, когда вме-

сте с переходом территории изменяется и гражданство независимо от

согласия или несогласия населения переходящей территории.

Утрата гражданства (экспатриация) может иметьместо: при выхо-

де из гражданства по добровольному заявлению индивида; при нату-

рализации; при лишении гражданства.

Двойное гражданство – пребывание лица одновременно в граж-

данстве двух и более государств.

Безгражданство – положение лица, которое не состоит в граж-

данстве никакого государства.

Иностранцы – лица, которые находятся на территории какого-либо

государства, но не являются его гражданами и имеют гражданство

другого государства.

  1. Сфера действия международного права.

Под сферой действия международного права понимается область применения международно% правовых средств воздействия на объект регулирования.

Эта сфера имеет три основных аспекта — субъектный, объектный и пространственный. Соответственно теоретически можно выделить субъектную, объектную и пространственную сферы действия международного права. Субъектная сфера определяется кругом субъектов, на которых распространяется действие международного права.

Объектная сфера действия международного права — это круг регулируемых отношений, которые являются его объектом.

Объектная сфера связана с субъектной, поскольку в нее входят только отношения между субъектами международного права. Объектная сфера является наиболее определенной. Нередко ее рассматривают как единственную сферу действия международного права. Пространственная (или, менее точно, территориальная) сфера действия международного права привлекает основное внимание практики, именно ей посвящены постановления договоров о сфере их действия. Речь идет о тех сухопутных, водных, воздушных, космических пространствах, в которых действует международное право.

  1. Основные принципы международного права

ЮридическимфундаментамМПявляются следующиепринципы:

1. Неприменение силы (п.4, ст.2 устава ООН, Декларация о прин-

ципах международного права 1970г., определение агрессии, принятая

ГА ООН в 1974г. ЗАСБСЕ др.). Устав ООНопределил в качестве цели

избавление грядущих поколений от бедствий войны при принятии прак-

тики, когда вооруженные силы применяются не иначе как в общих

интересах, запрещение угрозы силой каким-либо образом, несовмес-

тимым с уставом ООН.

2. Мирное разрешение споров (Парижский пакт об отказе от вой-

ны 1928г., п.3 ст.2 устава ООН, ст.5 Пакт Лиги арабских государств,

ст.3 Хартии ОАЕ, ЗАСБСЕ).

Каждое государство разрешает свои споры с другими государ-

ствами исключительно мирными средствами, не подвергая угрозе меж-

дународный мир, безопасность и справедливость.

3. Территориальная целостность государств (п.4, ст.2.Устава ООН,

Декларация о принципах МП, ЗАСБСЕ).

Территория служит не только материальной основой государства,

но и является необходимым условием его существования. Все члены

мирового сообщества обязаны соблюдать территориальную неприкос-

новенность государств.

4. Нерушимость границ (Декларация о принципахМП, ЗАСБСЕ).

Государства должны воздерживаться от действий направленных

на изменение существующих международных границ другого госу-

дарства.

5. Суверенное равенство (п.1, ст.2. Устава ООН, Декларация о

принципах международного права, ЗА СБСЕ). Все государства обла-

дают различными правами и обязанностями, они обязаны уважать су-

веренное равенство и своеобразие друг друга, а также права присущие

суверенитету.

6. Невмешательство (п. 7 ст. 2 Устава ООН, Декларация о прин-

ципах международного права, ЗА СБСЕ). Государство, международ-

ная организация не в праве вмешиваться в дела, входящие во

внутреннююкомпетенцию любого государства.

7. Равноправие и самоопределение народов (Устав ООН, Декла-

рация о предоставлении независимости колониальным странам и на-

родам 1960 г., Декларация о принципах международного права 1970г.).

Все народы имеют право свободно определять свой политичес-

кий статус и осуществлять свое экономическое, социальное и куль-

турное развитие.

8. Сотрудничество государств (ст. 1 Устава ООН, Декларация о

принципах международного права). Государства независимо от раз-

личий их систем обязаны сотрудничать друг с другом в вопросах под-

держания мира и безопасности, уважения прав человека, других

областях международных отношений.

9. Уважение прав человека (Устав ООН, Всеобщая декларация

прав человека 1948 г., Пакты о правах человека 1966 г., ЗА СБСЕ,

Парижская хартия для новой Европы 1990г.). Все члены мирового со-

общества должны содействовать всеобщему уважению и соблюдению

прав человека и основных свобод, повышению уровня жизни, полной

занятости населения и условиям экономического и социального про-

гресса и развития человечества.

10. Добросовестное выполнение международных обязательств (п.

2 ст. 2 Устава ООН, Великие конвенции о праве международных дого-

воров 1969 и 1986 г.г., ЗА СБСЕ). В своем законодательстве и практи-

ке государства, как субъекты международного права, должны строго

придерживаться обязательств, взятых на себя в тех или иных между-

народных договорах и соглашениях.

 

 

  1. Роль общих принципов права в системе международного права

Чтобы принцип мог войти в систему международного права, недостаточно, чтобы он был общим для национальных правовых систем, необходимо, чтобы он был пригоден для действия именно в этой системе. Он также должен быть включен в международное право, пусть даже в упрощенном порядке, в результате подразумеваемого согласия международного сообщества. Став, таким образом, обычными нормами, общие принципы не могут рассматриваться как особый источник международного права. Международный Суд ООН ни разу не обосновывал свои решения общими принципами международного права. В ряде случаев эти принципы применялись без упоминания их как общих принципов права. Это имело место в отношении таких принципов, как добросовестность, незлоупотребление правом, ответственность за правонарушение. Чаще использовались процессуальные принципы (например, никто не может быть судьей в своем деле, равенство сторон в споре, приоритет специального закона и т.п.).

В целом можно сказать, что общие принципы права не играли сколько!нибудь заметной роли в системе международного права. Положение коренным образом изменилось после того, как в качестве общих принципов стали утверждаться основные права человека и другие демократические нормы. Действие общих принципов обладает спецификой. В международной сфере главной областью их применения является международное право прав человека. В частности, эти принципы используются судами по правам человека и уголовными трибуналами. Тем не менее и здесь необходимо учитывать специфику применения таких принципов к международным органам. Сегодня общие принципы права служат инструментом сближения международного и национального права, а также унификации конституционного права государств на демократической основе.

  1. Неправовые международные нормы.

В международных отношениях роль неформальных стандартов поведения весьма значительна. В целом государства предпочитают поступать так, как принято. Привычное поведение встречает меньше сопротивления, чем неожиданное. Так, отбираются оправдавшие себя правила, образуя нормы обыкновения (usage), международной вежливости (comitas gentium), т.е. правила, принятые в практике, но не обладающие юридической силой. Особенностью формирования современного международного права является растущее влияние на этот процесс иных, неправовых международных норм. К ним, помимо обыкновения и вежливости, относятся политические и организационные нормы, традиции, рекомендательные нормы.

Особо отмечается усиление роли норм международной морали. Нравственный уровень международного права становится выше.

Серьезное практическое значение приобрел принцип справедливости. Международный Суд ООН обосновывает свои решения ссылками на справедливость. Отсылки к ней все чаще встречаются и в договорах. Примером могут служить случаи распределения природных ресурсов и разграничения морских пространств. Исключительно велика роль принципа справедливости в формировании современного международного экономического права.

  1. Толкование норм международного права

Толкование — это выяснение содержания нормы, ее целей, связей с иными нормами и ее юридических характеристик. Доктрине известны различные подходы к толкованию в зависимости от того, что ставится во главу угла. Основных подходов три — объективистский, субъективистский и функционалистский.

Объективисты, они же текстуалисты, видят главное в установлении значения текста путем его анализа. Во главу угла ставятся четкость и стабильность нормы. Субъективисты видят главную задачу в выяснении намерений сторон, которые далеко не всегда полностью выражены в тексте. Функционалисты, или телеологи, полагают, что норма отходит от первоначальной воли сторон и продолжает самостоятельную жизнь. Главная задача — установить цель нормы независимо от того, воплощена она в тексте, в подготовительных материалах или в последующей практике. На деле толкование требует использования всех методов в комплексе и на основе пропорциональности их значения. Стоящие перед толкованием задачи определяются объектом толкования, т.е. международной правовой нормой. Если норма с большей или меньшей полнотой находит выражение в тексте, то именно текст служит основным средством толкования.

Средства толкования определены Венской конвенцией о праве международных договоров, которая поделила их на основные и дополнительные. К первым отнесен контекст договора в широком понимании этого термина. Помимо текста договора и приложений он включает любое соглашение, достигнутое участниками в связи с заключением договора, а также любой другой документ, принятый участниками как относящийся к договору. К дополнительным средствам толкования отнесены подготовительные материалы и обстоятельства заключения договора. Виды толкования принято различать по субъектам толкования. Наиболее авторитетным является аутентичное толкование, т.е. такое, которое осуществляется самими сторонами. Его результаты имеют такую же силу, как и сама норма; они оформляются в ясно выраженном виде (договор, декларация, коммюнике) либо находят отражение в согласованной практике. Толкование, осуществляемое государствами, а также международными органами и организациями, называют официальным толкованием. Его разновидностями являются также нормативное и казуальное толкования. Нормативное толкование касается общего содержания нормы и относится ко всем случаям ее применения. Казуальное толкование выясняет содержание нормы применительно к конкретному случаю.

Помимо официального существует и неофициальное толкование, субъектами которого могут быть общественные, политические организации, журналисты и др. Особой разновидностью неофициального толкования является толкование доктринальное, осуществляемое учеными и их организациями.

Первое требование к толкованию — оно должно осуществляться в свете объекта и целей договора. Среди принципов толкования особое значение Венские конвенции придают принципу добросовестности. Толкование должно быть добросовестным, т.е. честным, учитывающим интересы всех заинтересованных сторон и направленным на выявление реального содержания нормы.

Принцип единства толкования требует, чтобы норма понималась единообразно во всех случаях, применительно ко всем субъектам.

Принцип эффективности требует, чтобы результаты толкования вели к достижению целей нормы, делали ее действенной. Результатом толкования не может быть односторонне


Поделиться с друзьями:

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.128 с.